СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа деятельности по духовно-нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию школьников

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Просмотр содержимого документа
«Программа деятельности по духовно-нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию школьников»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кардымовская средняя

общеобразовательная школа»

____________В.А.Карнюшин

_____________2015г



Принята педагогическим Советом школы

Протокол № -

От 28.08.15







ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

на 2015-2020 год.



























Кардымово 2015





ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейньми и родовыми наклонностями

К.Д. Ушинский

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и гражданственности, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты Патриота.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения и т.д. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания учащихся.

Создавая школьную комплексную программу, педагогический коллектив учитывал требования, предъявляемые государством к гражданско-патриотического воспитанию школьников, а именно:

  • разностороннее развитие учащихся предполагает формирование научного мировоззрения, которое позволит ученику войти в открытое информационное пространство, проявляя качества гражданина и патриота;

  • воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родины не на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов;

  • формируя гражданина и человека, необходимо помнить о том, что система воспитательной работы должна способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой и своей семьей, обществом за свои действия и поступки.

Также были учтены и такие важные целевые ориентации, как:

  • включение учащихся, независимо от возраста, в активную творческую деятельность, при этом использование таких форм работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно изменяться;

  • создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;

  • формирование нравственной культуры учащихся и родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;

  • приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности, неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом;

  • развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей, культуры трудовой деятельности и трудового участия.

Накопленный опыт гражданско-патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015годы» ориентиры дают возможность педагогическому коллективу образовательного учреждения выстроить систематическую работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Программа деятельности школы по гражданско-патриотическому воспитанию представляет собой описание модели деятельности образовательного учреждения, рассчитанной на достижение определенных результатов в воспитании школьников.

Без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Гражданско-патриотическое воспитание это важный фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают носителями указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.

Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающей ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности являет важнейшим этапом воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности мужественным борцам за торжество справедливости, за свободу отечества.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются художественной прозе и воспеты в поэзии.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, и когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма включает в ee углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения.

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольлорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных проявлений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма состоит в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания сущности и способы проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссии, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих убеждений, в результате чего них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма формирование учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культур! межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практическая деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно-полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, празднование историко-юбилейных дат, встречи с ветеранами.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование у школьников высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • продолжить создание в школе системы гражданско-патриотического воспитания;

  • продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы гражданско-патриотического воспитания;

  • объединить усилия образовательного учреждения и всех общественных институтов в интересах гражданско-патриотического воспитания;

  • развивать формы, приемы, методы и содержание гражданско-патриотического воспитания учащихся.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Совершенствование процесса гражданско-патриотического воспитания:

  • определение приоритетных направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания;

  • усиление гражданско-патриотической направленности в курсах учебных дисциплин;

  • разработка элективных учебных курсов по истории Отечества;

  • совершенствование системы управления процессом гражданско-патриотического воспитания на уровне образовательного учреждения.

2. Развитие методических основ гражданско-патриотического воспитания:

  • разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;

  • разработка программ по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;

  • разработка форм, методов и средств гражданско-патриотического воспитания;

  • изучение и обобщение передового опыта в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школы.

3. Координация деятельности образовательного учреждения и других социальных институтов по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:

  • активизация участия учреждений культуры и спорта, учреждений дополнительного образования, общественных организаций в гражданско-патриотическом воспитании учащихся;

  • развитие активных форм участия семей учащихся в гражданско-патриотическом воспитании;

  • создание условий для участия общественных организаций в работе

  • гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

1. Управление деятельностью образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

Директор школы осуществляет общее руководство школой и отвечает создание условий для деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

Педагогический совет: разработка стратегии развития школы, утверждение и определение основных подходов к реализации программы по созданию воспитательной системы Школы гражданско-патриотического воспитания; всесторонний анализ проводимой работы.

Заместитель директора по воспитательной работе: создание воспитательной системы, руководство, контроль, методическое обеспечение и отслеживание результатов деятельности образовательного учреждения по гражданско - патриотическому воспитанию; координация деятельности образовательного учреждения и различных социальных институтов по данному направлению.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: организация работы по созданию учебных курсов по истории Отечества; контроль за внесением гражданско-патриотической направленности в курсы учебных дисциплин.

Старшая вожатая: организация воспитательной работы по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся начальной школы и среднего звена, координация деятельности образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования.

МО классных руководителей: обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, разработка форм, методов и средств гражданско-патриотического воспитания; изучение и обобщение передового опыта в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школы; отслеживание уровня сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся.

МО учителей-предметников: корректировка учебных программ с целью включения в содержание учебных предметов элементов гражданско-патриотического воспитания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Приобщение к традициям православной культуры. Воспитание уважительного отношения к религиозным верованиям.

Поисково-краеведческое. Система мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе; развитие интереса к изучению истории страны, города, школы, своей семьи.

Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважительное отношение к государственной символике.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, военных традиций.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, обрядов и ремесел; знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Интернационально-патриотическое. Способствует укреплению единства и дружбы народов России; повышению толерантности; бережному отношению к историческому прошлому и традициям народов Российской Федерации.

Туристско-краеведческое. Направлено на формирование знаний о родном крае, чувства привязанности к тем местам, где родились и живут, с которыми связаны яркие эмоциональные переживания.

Природоохранное. Направлено на воспитание чувства ответственности за окружающий мир живой природы, стремление его сохранить и приумножить.

Гражданско–правовое. Способствует формированию правовой культуры, гражданской ответственности и самосознания учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Содержание работы:

  • изучение материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре народных играх и игрушках, промыслах и ремеслах, устном народи творчестве;

  • изучение системы нравственных ценностей и традиций семьи;

  • знакомство с православными традициями;

  • изучение материала по истории создания государственных символов России;

  • изучение федеральных законов о государственных символах, Конституции РФ;

  • знакомство с историей возникновения гербов Смоленской области, пгт.Кардымово;

  • изучение жизни и деятельности известных полководцев, деятелей науки и культуры, исторических личностей и др.;

  • оказание систематической помощи ветеранам войны;

  • знакомство с интересными людьми города;

  • изучение исторического прошлого страны, района;

  • знакомство с воинскими традициями российской армии;

  • изучение и охрана природы родного края.

Формы работы:

  • тематические классные часы;

  • поисковая работа;

  • посещение музеев;

  • кружковая работа;

  • выпуск газет;

  • конкурсные программы, викторины;

  • выставки рисунков и поделок;

  • праздники и вечера;

  • проведение поисковой работы по истории родной школы, города;

  • изучение истории своей семьи, семейных традиций;

  • изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей школы, выпускников, ветеранов войны;

  • военно-спортивные игры, сборы;

  • использование государственной символики при проведении торжественных школьных мероприятий;

  • встречи с работниками военкомата, воинами российской армии, курсантами военных училищ;

  • переписка с выпускниками школы, служащими в армии;

  • встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий, экскурсии и походы;

  • шефская помощь ветеранам войны и труда;

  • смотры строя и песни;

  • конкурсы рисунков и плакатов;

  • уход за памятниками и мемориалами;

  • оформление альбомов и стендов;

  • работа с архивными материалами;

  • устные журналы;

  • конференции;

  • посадка и уход за зелеными насаждениями;

  • трудовые десанты, с целью поддержания чистоты и порядка в скверах, парках и улицах города;

  • спортивные соревнования и праздники.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы образовательного учреждения и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации их деятельности.

К реализации Программы привлекаются учреждения дополнительного образования. учреждения культуры и спорта, родители учащихся, общественные организации и объединения, институты государственной власти.

Основные условия реализации Программы:

  • создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;

  • обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в процесс гражданско-патриотического воспитания;

  • создание условий для активного участия семьи в системе гражданско-патриотической работы школы;

  • вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме;

  • проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;

  • создание традиций гражданско-патриотической работы в школе;

  • формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, педагогов;

  • повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса;

  • использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной работы школы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе пользования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  • повышение толерантности учащихся;

  • упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;

  • степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы реальный вклад, вносимый ими в дело процветания Отечества;

  • воспитание чувства любви и гордости за свою Родину;

  • воспитание бережного отношения к традициям и обычаям своей страны

Количественные параметры – это количество:

  • проведенных выставок патриотической направленности;

  • учащихся, охваченных деятельностью патриотических клубов и объединений;

  • проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

  • проведенных военно-спортивных игр;

  • проведенных научно-практических конференций;

  • работ по благоустройству воинских захоронений и поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны; проведенной шефской работы над ветеранами войны и труда.

Срок реализации Программы: 2015-2020гг.


«МЫ – ПАТРИОТЫ».
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ВВЕДЕНИЕ

Концепция модернизации российского образования, программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» определила важнейшие направления воспитания школьников. Ее реализация призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Без знания прошлого нет настоящего и не может быть будущего. Истинным патриотом и гражданином человек может стать только тогда, когда он основательно узнает историю и традиции своего народа. Дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они – россияне.

Воплощать данную идею необходимо не на абстрактных примерах, а на конкретных материалах из истории страны, города, школы, семьи; через знакомство с судьбами конкретных людей – известных исторических личностей, членов своей семьи, близких и дальних родственников, интересных и выдающихся жителей нашего города, учителей и выпускников школы, участников Великой Отечественной войны и участников боевых действий в «горячих точках».

Основа патриотического воспитания – изучение и сохранение культурного наследия, традиций и духовно-нравственных канонов России.

Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся, эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма.

Патриотическое воспитание должно дать понимание того, что без знаний основ русской культуры, без знания основ православия, глубоко переживаемого чувства Родины, обладания всей полнотой исторической памяти, невозможна полноценная, духовно богатая жизнь личности и семьи, общества и государства.

Цель программы: формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения историческому прошлому и традициям народов России.

Задачи программы:

  • познакомить учащихся с обычаями и традициями русского народа и народов России;

  • развивать творческие способности учащихся, приобщая их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, обрядов, ремесел;

  • сформировать у детей интерес к изучению истории страны, города, школы, своей семьи;

  • способствовать усвоению детьми нравственных норм и правил;

  • воспитывать уважительное отношение к государственным символам России;

  • повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;

  • укрепление единства и дружбы народов России;

  • воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;

  • знакомство с православными традициями русского народа.

Условия реализации программы:

    1. Создание системы внеурочной деятельности.

    2. Разработка системы традиционных школьных мероприятий и КТД.

    3. Развитие школьного ученического самоуправления.

    4. Насыщение учебно-воспитательного процесса различными формами деятельности, реализующими принципы патриотического воспитания.

    5. Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообщества.

    6. Организация исследовательской и поисковой работы.

Механизм реализации программы

Программа реализуется на двух уровнях: классный и школьный. К реализации Программы привлекаются учителя школы, родители, общественность.

Предполагаемые результаты:

  1. Формируется патриотическое сознание.

  2. Обогащаются знания об истории и культурных традициях родной страны.

  3. Приобретаются навыки коллективной деятельности.

  4. Развиваются творческие способности учащихся.

  5. Школьники получают опыт исследовательской и поисковой работы.

  6. Обогащаются знания по истории города, школы.

  7. Формируется чувство ответственности и самостоятельности.

  8. Дети усваивают нравственные нормы и правила поведения.

  9. Воспитывается уважительное отношение к культурному и историческому наследию страны, семейным и школьным традициям.

  10. Воспитывается уважительное отношение к государственным символам России.

Разделы программы:

  1. Мир народной культуры.

  2. Символы Родины.

  3. Быть достойным.

  4. Мы пишем историю.

Сроки реализации Программы: 2015-2020гг.

Программа рассчитана на учащихся 1-11-х классов.

I. РАЗДЕЛ «МИР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Направления работы:

  1. Я познаю Родину.

  2. Традиции предков.

  3. Истоки духовности.

Воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию у школьников целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение народных традиций;

  • через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать представление о народной культуре во всем ее многообразии;

  • воспитывать уважительное отношение к особенностям национальных традиций, в которые вложены талант и любовь поколений;

  • способствовать развитию у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края, города.

Содержание деятельности:

  • изучение материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре, народных играх и игрушках, промыслах и ремеслах, устном народна творчестве;

  • изучение системы нравственных ценностей и традиций семьи;

  • знакомство с православными традициями.

Формы работы:

  • тематические классные часы;

  • поисковая работа;

  • посещение музеев;

  • кружковая работа;

  • выпуск газет,

  • конкурсные программы, викторины;

  • выставки рисунков и поделок;

  • экскурсии;

  • праздники и вечера.

II. РАЗДЕЛ «СИМВОЛЫ РОДИНЫ»

Направления работы:

  1. Государственный герб.

  2. Государственный флаг;

  3. Государственный гимн;

  4. Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к родной стране;

  • формирование понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации;

  • показать значение государственной символики в формировании ощущения духовного и кровного родства с далекими предками, отстоявшими честь и независимость России.

Содержание деятельности:

  • изучение материала по истории создания государственных символов России;

  • изучение федеральных законов о государственных символах, Конституции РФ;

  • знакомство с историей возникновения гербов Смоленщины

Формы работы:

  • тематические классные часы; конкурсы и викторины, выставки рисунков; оформление стендов, газет; экскурсии;

  • встречи и беседы с ветеранами войны, военнослужащими, спортсменами; выставки книг;

  • использование государственной символики при проведении торжественных школьных мероприятий.

Тематика классных часов:

  • О чем рассказывает наш герб.

  • Цвета нашего флага.

  • Как слушают и поют гимн.

  • Главная песня нашей страны.

  • Почести государственному флагу и гимну.

  • Священная обязанность гражданина – чтить и беречь символы нашего государства

  • Урок гражданина.

  • Правила отношения к символам государства.

  • Родословная российского герба.

  • Гербы городов и губерний.

  • История российского флага.

  • Современный флаг России.

  • Знамена Древней Руси.

  • Гимны Российской империи.

  • Символы и эмблемы.

  • Флаг России на Олимпийских играх.

  • Знамена Петра Первого.

III. РАЗДЕЛ «БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ»

Направления работы:

  1. Защитники земли русской.

  2. Они победили войну.

  3. Служу России.

  4. Великие сыны Отечества.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому страны воинским традициям;

  • способствовать развитию интереса к изучению истории Родины;

  • формировать у учащихся интерес к изучению жизни и деятельности выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших заметный след в служении Родине, своему народу;

  • на примере жизни выдающихся исторических личностей, героев и участников войны показывать образцы честности и благородства духа, самоотречения и готовности к самопожертвованию;

  • формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности.

Содержание деятельности:

  • изучение жизни и деятельности известных полководцев, деятелей науки и культуры, исторических личностей и др.;

  • оказание систематической помощи ветеранам войны;

  • знакомство с интересными людьми;

  • изучение исторического прошлого страны, города;

  • знакомство с воинскими традициями российской армии.

Формы работы:

  • военно-спортивные игры, сборы;

  • встречи с работниками военкомата, воинами российской армии, курсантами военных училищ;

  • переписка с выпускниками школы, служащими в армии;

  • встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках;

  • праздники; викторины;

  • конкурсы;

  • шефская помощь ветеранам войны и труда;

  • выпуск тематических газет;

  • смотры строя и песни;

  • конкурсы рисунков и плакатов;

  • классные часы;

  • беседы;

  • тематические вечера;

  • устные журналы;

  • походы и экскурсии;

  • уход за памятниками и мемориалами.

Темы для бесед и классных часов «Великие сыны Отечества».

1. «Из рода княжьего».

  • Владимир Красно Солнышко.

  • Владимир Мономах.

  • Ярослав Мудрый.

  • Юрий Долгорукий.

  • Александр Невский

  • Дмитрий Донской.

  • Великий князь всея Руси.

  • Цари Московии.

  • Окно в Европу.

2. Носители духовности и культуры.

  • Духовный отец России: Сергий Радонежский.

  • Древнерусские художники: Андрей Рублев и Феофан Грек.

  • Архитекторы Москвы и их шедевры: Барма и Постник, Антонио Фиораванти, Федор Конь, В. Баженов, М. Казаков.

  • Просветительство: Иван Федоров.

  • Отец российской науки: М.В. Ломоносов.

  • Московские меценаты: П. Третьяков, С. Мамонтов.

  • Мир театра.

3. Защитники земли русской,

  • Герои Куликовской битвы.

  • Гражданин Минин и князь Пожарский.

  • Наука побеждать: А.В. Суворов.

  • Победитель Наполеона: М.И. Кутузов.

4. Наша гордость и слава.

  • Покорители космоса: Ю. Гагарин.

  • Наши земляки Смоляне – Герои Советского Союза

  • Его имя носит наша школа

IV. РАЗДЕЛ «МЫ ПИШЕМ ИСТОРИЮ»

Направления работы

1. Напиши историю школы.

Поисковые задания:

  • Наши выдающиеся ученики;

  • Выпускники школы – учителя;

  • История пионерской и комсомольской организации;

  • Учителя школы – участники Великой Отечественной войны;

  • Выпускники школы – офицеры российской армии, флота, милиции, ФСБ;

  • Выпускники школы – участники боевых действий в горячих точках;

  • Учительские династии.

  • История школы и моя семья;

  • Наша школа – 100 лет назад;

  • Наши директора;

2. История моей семьи. Поисковые задания:

  • Военная летопись моей семьи;

  • Моя родословная;

  • История моей семьи в письмах;

  • Откуда начинается мой род;

  • Фотография из семейного альбома;

  • Семейная реликвия;

  • Традиции моей семьи;

  • Памятные даты моей семьи;

  • Судьба семьи в истории страны;

  • Семейный архив;

  • Война в истории семьи;

  • Мой дом.

3. Мой город – моя судьба. Поисковые задания:

  • История улиц;

  • Памятники и мемориалы;

  • Все самое интересное на территории нашего района;

  • Памятные места: Лубино, Соловьёва переправа;

  • Выдающиеся земляки;

  • Мой город в прошлом;

  • Мой дом на карте города;

  • Героические страницы истории посёлка;

  • История Кардымова в фотографиях;

  • Предприятия нашего города;

  • История города в документах;

  • История возникновения города;

  • Русская деревня.

  • Кардымовское подполье в годы Великой Отечественной войны.

Воспитательные задачи:

  • развивать у детей стремление узнавать больше об истории своего города школы, семьи;

  • воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям своего родного края, города, традициям своей семьи;

  • формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям осознание ценности человеческой жизни;

  • способствовать развитию творческой инициативы учащихся;

  • воспитывать уважительное отношение к традициям школы.

Содержание деятельности:

  • проведение поисковой работы по истории родной школы;

  • изучение истории своей семьи, семейных традиций;

  • вести поисково-исследовательскую работу по истории города;

  • изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей школы, выпускников, ветеранов войны.

Формы работы:

  • встречи с интересными людьми;

  • выпуск газет;

  • беседы;

  • классные часы;

  • экскурсии, походы;

  • оформление альбомов и стендов;

  • конкурсы, викторины;

  • работа с архивными материалами;

  • праздники и вечера;

  • устные журналы,

  • конференции;

  • работа в краеведческом музее.


«МЫ – ПАТРИОТЫ».

ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

1-й класс

  1. История моего имени и фамилии.

  2. Герб, флаг, гимн России.

  3. Я – россиянин.

  4. Вот она, какая, моя Родина большая.

  5. Русские сказки и сказания.

  6. Жизнь замечательных людей.

  7. Любимые игры нашей семьи.

  8. Что я знаю о родном городе.

2-й класс

  1. История моей улицы.

  1. Мир народных праздников.

  2. Русские народные игры и игрушки.

  3. Славные сыны нашего Отечества.

  4. Наша родина – Россия.

  5. Семейная реликвия.

  6. О чем рассказывает наш герб.

  7. Биография города.

3-й класс

  1. История моего города.

  2. Моя родословная.

  3. Обычаи и традиции русского народа.

  4. Герои войны 1812 года.

  5. Покорители космоса: Ю. Гагарин.

  6. Символы нашего государства.

  7. Народные пословицы и поговорки.

  8. Богатыри земли русской.

  9. История семейной фотографии.

4-й класс

  1. Мои предки в бою и в труде.

  2. Обычаи и традиции народов России.

  3. Красота русской природы.

  4. История народного костюма

  5. Мы – славяне.

  6. Главная песня нашей страны.

  7. История в лицах.

  8. Откуда начинается мой род.

  9. Героическое прошлое города.

5-й класс

  1. Что значит – любить Родину?

  2. Духовное наследие России.

  3. Мой Смоленский край.

  4. Устное народное творчество.

  5. Традиции наших предков.

  6. Победитель Наполеона М.И. Кутузов.

  7. Символы Родины.

  8. Они победили войну.

  9. Моя родословная.

  10. Мой дом на карте города.


6-й класс

  1. Защищать Родину – это почетный долг.

  2. Отец, Отчизна, Отечество.

  3. Литературное наследие России.

  4. Праздники русского народа.

  5. Отец российской науки: М.В. Ломоносов.

  6. Древнерусские художники: Андрей Рублев и Феофан Грек.

  1. Флаги и знамена России.

  1. Воинские традиции России.

  2. Памятные даты моей семьи.

  3. Путешествуем по родному городу.

7-й класс

  1. Культура Смоленского края.

  2. Народные промыслы и ремесла.

  3. Праздники народов России.

  4. Твои права и обязанности.

  5. Наш герб.

  6. Защитники земли русской.

  7. Наша семейная реликвия.

  8. Памятные места нашего города.

8-й класс

  1. Я гражданин России.

  2. Что мы знаем о народах, населяющих Россию?

  3. Отстаивая свои права, не забывай о правах других.

  4. Основной закон государства.

  5. История российского флага.

  6. Награды Родины.

  7. Великие полководцы России.

  8. Просветительство: Иван Федоров.

  1. Фотография из семейного альбома.

  2. Мой город.

9-й класс

  1. Семейные праздники и традиции.

  2. Я патриот своей Родины?

  3. Служить России.

  4. Родословная российского герба.

  5. Духовный отец России: Сергий Радонежский.

  6. Наши выдающиеся выпускники.

  7. Великие сыны Отечества.

  8. Наши нобелевские лауреаты.

  9. Замечательные люди нашего района.

  10. Наш семейный архив.

10-й класс

  1. Можно ли меня назвать гражданином России?

  2. Достижения русских ученых и изобретателей.

  3. Воин российской армии.

  4. Современный флаг России.

  5. Мои замечательные земляки.

  6. Московские меценаты: П. Третьяков, С. Мамонтов.

  7. Православные традиции России.

  8. Военная летопись моей семьи.

  9. Памятники и мемориалы нашего посёлка, района

11-й класс

  1. За что я люблю Россию?

  2. Народ и я – единая семья.

  3. Урок гражданина.

  4. Духовное наследие России.

  5. Нравственные ценности и традиции моей семьи.

  6. Гражданин Минин и князь Пожарский.

  7. Воинские традиции российской армии.

  8. Выпускники нашей школы -участники боевых действий.

  9. Судьба семьи в истории страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!