СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа: Чудеса макраме

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа: Чудеса макраме»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

г.Шахты Ростовской области»


РЕКОМЕНДОВАНО

Протокол №1 методического объединения

______________________

МБОУ СОШ № 38 г.Шахты

от ___________ 2021 г.

___________ _________

подпись руководителя МО

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ __________

подпись зам.директора по УВР Ф.И.О.

______________ 2021 г.


««Утверждаю»
Директор

ММБОУ СОШ №38 г.Шахты

_____________ Куракова И.А.

ППриказ от______ №_______






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По внеурочной деятельности «_Чудеса макраме»

(указать учебный предмет, курс)



на 2021-2022 учебный год



Уровень общего образования (класс) ____________основное общее, класс______8В______

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)







Количество часов 35









Дегтярева Марина Николаевна.

______

(ФИО)



Программа создана на основе примерной программы «Художественное творчество: станем волшебниками » Просняковой Т Н, в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного образования и является адаптированной для учащихся 5-9 классов

___________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)







Шахты.


Пояснительная записка.

Программа «Чудеса макраме» предназначена для внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с требованиями нового Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС).

Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает плетение макраме, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей плетению макраме Плетение макраме – это вид рукоделия, основанный на завязывании узелков.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой плетения макраме.

Задачи программы:

1.Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2.Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.

3.Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.

4.Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.

5.Развитие координации движений, ловкости, глазомера.

6.Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно- логической).

7.Обогащение фантазии и воображения.

8.Воспитание коммуникативной культуры учеников

1Общая характеристика курса.

Плетение макраме – это вид рукоделия, основанный на завязывании узелков. Считается, что искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетенные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет.

У древних народов по-разному завязанные узлы являлись еще и способом накопления и передачи информации. У инков существовала узелковая письменность, которую можно расшифровать по форме, цвету, размеру и взаимному расположению различных узелков. Подобную систему письменности имели также и древние китайцы, а также индейцы Северной Америки.

За свою историю макраме много раз забывалось, но затем снова возрождалось, обогащаемое новыми материалами, приемами и способами применения. В Средневековую Европу искусство плетения узелков проникло через Испанию из стран Востока. После крестовых походов плетение как  декоративное искусство начинает развиваться в Италии. Особого расцвета оно достигло в викторианскую эпоху в Англии.

Как в древнем мире, так и теперь, узелковое плетение применяется для украшения одежды. Это разнообразные накидки, кружева, пояса, перчатки. Очень красиво смотрятся сумочки и кошельки, выполненные в технике макраме. Широко используется макраме для создания частей интерьера – скатертей, абажуров, покрывал, настенных панно и подвесных кашпо для растений.

В макраме, как и в других видах рукоделия, существует огромный простор для фантазии и проявления творческих способностей. Используя только несколько основных узлов, можно создать изумительные по красоте изделия.

Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств. Связать новую оригинальную вещь можно используя, нитки при роспуске старых вещей, вышедших из моды.

При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Калейдоскоп рукоделия » поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.

Практика показывает, что этот возраст наиболее подходит для овладения техникой плетения в силу и физических способностей, и из-за слабо развитой моторики мелких мышц пальцев рук.

Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные плетение основных узлов макраме и их условные обозначения. На втором году дети осваивают более сложные в технике исполнения изделия.

В конце каждого учебного года рекомендуется организовать в классе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

Принципы построения программы.

В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится для украшения дома, их можно подарить друзьям и близким.

При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам плетения. Одни дети легко усваивают любой плетение нового узла и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой вязания.


Материалы и инструменты.

Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Так же нужно иметь ножницы, сантиметровую линейку, булавки с головками, плотная тугая подушка или пенопласт.

Правила безопасности проведения занятий

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями. Булавки с головками должны находиться в специальных коробочках либо в подушечках для игл.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц. Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.

По окончанию работы все инструменты следует убирать вместе с неоконченной работой.

  1. Ценностные ориентиры курса

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  1. патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  2. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  3. ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  4. ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  5. ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга.

  1. Место курса в учебном процессе

Курс обучения плетения макраме планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 1 раз в неделю .Всего 36 часов в год.

  1. Планируемые результаты освоения курса «Чудеса макраме»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новым видам прикладного труда, к новым способам самовыражения;

-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

Учащийся должен знать:

  • о роли трудовой деятельности в жизни человека;

  • о влиянии трудовой деятельности на здоровье человека;

  • назначение, сферы применения, основные свойства материалов ( ниток, текстиля, пряжи);

  • правила техники безопасности при работе ножницами;

  • условные обозначения основных узлов плетения макраме.

Уметь:

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом;

  • подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности;

  • подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы плетения, рисунки;

  • изготавливать изделие из основных элементов плетения, доступных материалов по образцу, рисунку;

  • соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий;

  • подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной;

  • осуществлять декоративное оформление и отделку сплетённых изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.

Ожидаемые результаты:

  • развитие детского прикладного творчества;

  • формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности;

  • развитие у учащихся воображения, мышления, памяти, внимания;

  • пробуждение наблюдательности, познавательной активности;

  • повышение личностной самооценки;

  • развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи

К концу первого года обучения обучающиеся должны научиться:

-выбирать нужные нити для плетения;

-уметь крепить их;

- уметь плести основные узлы макраме;

- освоить вязание некоторых узоров макраме;

- вязать изделия: сову, цветочки, кашпо, панно.

  1. Содержание программы

36 часов.

1-2 урок. Ребята знакомятся с историей возникновения макраме, рассматривают изделия, узнают, какие нити и приспособления понадобятся им на занятия; усваивают правила безопасного поведения на занятиях макраме.

3-6 урок. Ребята учатся крепить нити к твёрдой подушке либо к пенопласту; узнают, что есть три способа крепления.

7- 26 уроки. Дети знакомятся с основными узлами макраме: Плоскими, квадратными, «ягодка», «бугорок», «горошинка», квадратный из пучка нитей; учатся плести витую цепочку, узел с пико. На основе этих узлов плетут «шахматку».

27 – 35 уроки. Ребята осваивают различные узоры .

Тематическое планирование

Названия темы

Кол-во часов

Количество

Практических

работ

Основные направления воспитательной деятельности.

1

Вводная часть

2 ч.


Формирование интереса к технике.

2

Крепление нитей

3 ч.

2

  1. Воспитание патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

3

Основные узлы

9 ч.

6

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

4

Плетение узоров

7ч.

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5

Плетение изделий

15 ч.

9

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;


ВСЕГО:

36ч.

22







Календарно –тематическое планирование.

Дата


Класс

Тема занятия


План

Факт



1

3.09



Вводное занятие знакомство с видом прикладного труда «Плетение макраме».

2

10.09



Материалы и приспособления для плетения макраме. Беседа о безопасном поведении на занятиях.

3

17.09



Первый способ крепления нитей.

4

24.09



Второй способ крепления нитей.

5

1.10



Третий способ крепления нитей

6

8.10



Рабочие нити и основа .Первый плоский узел

7

15.10



Второй плоский узел.

8

22.10



Квадратный плоский узел.

9

29.10



Витая цепочка.

10

12.11



Плоский узел из пучка нитей

11

19.11



Бугорки «Горошинки »

12

26.11



Узел «Ягодка»

13

3.12



Квадратные узлы в шахматном порядке.

14

10.12



Шнурок с пико.

15

17.12



Урок –рассказ о узорах в стиле «Макраме »

16

24.12


Узор «Листочек»

16

17

14.01


Узор «Листочек».Узор «Паутинка».

17

21.01


Узор «Паутинка»

18

28.01



Узор «Хамелеон»

19

4.02



Узор «Решетка »

20

11.02



Шахматка на уголок.

21

18.02



Шахматка от уголка

22

25.02



Видео –урок .Вещи выполненные в стиле «Макраме».

23

4.03


Плетение Декоративного украшения на стену.

24

11.03


Плетение декоративного украшения на стену.

25

1.04



Плетение декоративного украшения на стену.

26

8.04



Плетение кашпо.

27

15.04



Плетение кашпо.

28

22.04



Плетение кашпо.

29

29.04



Плетение совы.

30

6.05



Плетение совы .

31

13.05


Пленение совы.

32

20.05



Плетение декоративных украшений на одежду.

33

27.05


Плетение декоративных украшений на одежду.

34

35





Плетение аксессуаров.(сумка ) Выставка лучших работ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!