СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа биология - элективный курс 10-11

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа биология - элективный курс 10-11»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по элективному курсу биологии составлена на основе:

- Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;

- ООП СОО МКОУ «СОШ № 8»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования»

- Учебный план МКОУ «СОШ №8» на 2019-2020 учебный год;

- Положение о разработке и утверждении рабочей программы МКОУ «СОШ №8» г.о. Нальчик.


Согласно федеральному базисному учебному плану на элективный курс биологии в 10-11 классе отводится 35 (34)ч., 1 часа в неделю.


В 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки.

Задачи курса:

1. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на

практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки

здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.

2. При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать,

углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.

3. Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно

работать с дополнительной литературой по предмету.

4. Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление,

способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.

Цели курса:

1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.

2.Развитие умения учащихся решать биологические задачи по всему курсу.

3.Развитие познавательных интересов обучающихся.

4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.






Планируемые результаты изучения курса 10-11 класса


Выпускник должен знать:

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • методы биологической науки для изучения клеток и организмов;

  • составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

  • методы биологической науки при изучении организма человека;

  • составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;

  • доказательства родства человека с млекопитающими животными;

  • общие биологические закономерности, их практическую значимость;

  • методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

  • о влиянии деятельности человека на природу.

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Выпускник должен уметь:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • •проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха;

  • проводить наблюдений за состоянием собственного организма;

реализовывать установки здорового образа жизни;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной и научно- популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.













Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса

В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).









3. Содержание программы

Введение ( 3 часа)


Место курса «Обшая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Методы исследования в биологии.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живоц материи. Цели и задачи курса.

Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».


1. Основы цитологии ( 14 часов )

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отли-

чительные особенности клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его

значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код . Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция био-

синтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.


2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов ( 5 часов)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста ммногоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое

значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов.


3. Основы генетики (8 часов)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков сцеплённых с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов.

Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.


4. Генетика человека (4 часа)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико – генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

























Календарно-тематическое планирование 10 класс


п/п

Тема занятия

Количество

часов

1. Введение (3ч.)

1.

Методы исследования в биологии.

1

2.

Сущность жизни и свойства живого.

1

3.

Уровни организации живой материи.

1


2. Основы цитологии (14ч.)




4.

Особенности химического состава клетки.

1

5.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

6.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

7.

Строение и функции белков.

1

8.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

9.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

10.


Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

1

11.

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

1

12.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

1

13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

14.

Энергетический обмен в клетке.

1

15.

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.

Хемосинтез.

1

16.

Генетический код. Транскрипция. Трансляция.

1

17.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

1

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.)

18.

Митоз и амитоз.Мейоз.

1

19.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Половое размножение.

1

20.

Развитие половых клеток.

Оплодотворение.

1

21.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

1

22.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Постэмбриональный период.

1

4. Основы генетики (8 ч.)

23.

История развития генетики. Гибридологический метод.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

24.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

25.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

25.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

26.

Хромосомная теория наследственности.

1

27.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

28.

Цитоплазматическая наследственность.

1

29.

Изменчивость.

1

30

Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1

5. Генетика человека (4ч.)

31.

Методы исследования генетики человека.

1

32.

Генетика и здоровье человека.

1

33.

Проблемы генетической безопасности.

1

34.

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок)

1























































Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

  • биологическую терминологию и символику.


Уметь:

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому признаку;

  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.


Использовать приобретенные ЗУН для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема 1 . Основы учения об эволюции (9 часов)

Ч.Дарвин и основные положения его теории. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы. Видообразование. Макроэволюция, её доказательства. Главные направления эволюции органического мира.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных рстений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и поисхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.



Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (3 часа)

Задачи и методы селекции. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перпективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Тема 3. Антропогенез (4 часов)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.


Тема 4. Основы экологии (10 часов)

Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы (абиотические, биотичемские, антропогенные). Местообитание и экологические ниши. Основные типы взаимодействий (нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм).Конкурентные взаимодействия. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Природные ресурсы, эколлогическое сознание.


Тема 5. Эволюция биосферы и человек (4 часа)

Гипотезы о присхождении жизни. Креационизм, гипотеза панспермии. Современные представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Основные этапы происхождения жизни на Земле. Гипотеза биопоэза, симбиотического происхождения эукариотических клеток. Биосфера. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Тема 6. Работа с контрольно - измерительными материалами (4 часа)











Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Тема 1. Основы учения об эволюции (9 часов)

1

Ч.Дарвин и основные положения его теории.

1

2

Вид, его критерии.

1

3

Популяции.

1

4

Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций.

1

5

Борьба за существование и её формы.

1

6

Естественный отбор и его формы.

1

7

Видообразование.

1

8

Макроэволюция, её доказательства.

1

9

Главные направления эволюции органического мира.

1

Тема 2. Основные методы селекции и биотехнологии ( 3 часа )

10

Методы селекции растений.

1

11

Методы селекции животных.

1

12

Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологий.

1

Тема 3. Антропогенез (4 часов)

13

Положение человека в системе животного мира.

1

14

Основные стадии антропогенеза.

1

15

Движущие силы антропогенеза.

1

16

Расы и их происхождение.

1

Тема 4. Основы экологии (10 часов)

17

Что изучает экология.

1

18

Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши.

1

19

Основные типы экологических взаимодействий.

1

20

Основные экологические характеристики популяции.

1

21

Экологические сообщества.

1

22

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.

1

23

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

1

24

Экологические сукцессии.

1

25

Влияние загрязнений на живые организмы.

1

26

Основы рационального природопользования.

1

Тема 5. Эволюция биосферы и человек ( 4 часа )

27

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.

1

28

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

29

Эволюция биосферы.

1

30

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

Тема 6. Работа с контрольно – измерительными материалами ( 4 часа )

31,32,33,34



4

Итого : 34 часа



УМК

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!