СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А.С. Сергеева»

г. Курска




«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

естественнонаучного цикла


Протокол №______

от «_____»________2020 г.


Руководитель МО:

________________


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР:



_______Капленкова Н.П.




«_____»________2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор:


Приказ от «___» ______2020 г._№_____



_____________ Медвецкая С.Г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Биология»


8 класс







Рабочую программу составила Кондакова Л.И.,

учитель биологии







2020 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса «Человек» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Примерной государственной программы основного общего образования по биологии, Примерной программы, ориентированной на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2017г.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 1312;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, с изменениями внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1577;

  • Примерные программы основного общего, среднего (полного) общего образования по биологии;

  • Учебный план школы.

Изучение биологии на ступени основного общего образования (8класс) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



Задачи учебного предмета:

  • знакомство обучающихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития;

  • знакомство с особенностями строения внутренних систем организма человека.

  • раскрытие роли человека в природе.

  • формирование представления о единстве живой природы.

Результаты изучения данного предмета полностью соответствуют стандарту, направленные на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 – го класса предусматривает обучение курса в объеме 2 часа в неделю, 66 ч. в год соответственно.

Реализация программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Результаты обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Предметные результаты обучения

  • знание особенностей строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма;

  • понимание сущности биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • знание заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

  • выявление вкладов отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины;

  • выделение существенных признаков строения и функционирования органов человеческого организма;

  • объяснение: роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;

  • осуществление несложных биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • владение способностью поиска информации об организме человека из разных источников.

Метопредметные результаты обучения

  • осуществление биологических исследований и конкретизация выводов на основе полученных результатов;

  • устанавливание причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (умение находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов);

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения (аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм).

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Личностные результаты обучения

  • умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • формирование чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • применение на практике приёмов оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • умение рационально организовывать труд и отдых;

  • умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

  • понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значимости семьи в жизни человека и общества;

  • осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



Содержание учебного предмета


Введение в учебный предмет «Биология. Человек»

Тема 1. Науки, изучающие организм человека. (2ч.)

Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук о человеке.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • методы наук, изучающих человека;

  • основные этапы развития наук, изучающих человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с учебником и дополнительной литературой.

Личностные результаты обучения

  • формирование чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тема 2. Происхождение человека (3 ч.)

Систематическое положение человека; Историческое прошлое людей; Расы человека. Среда обитания;

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны узнать:

  • место человека в систематике;

  • основные этапы эволюции человека;

  • человеческие расы.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять место и роль человека в природе;

  • определять черты сходства и различия человека и животных;

  • доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

Личностные результаты обучения

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;

Тема 3. Строение организма (4 ч.)

Общий обзор организма; Клеточное строение организма; Ткани; Рефлекторная регуляция.

Основные вопросы. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Прак.раб. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс».

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп»

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • общее строение организма человека;

  • строение тканей организма человека;

  • рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

  • наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

  • выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Личностные результаты обучения

  • умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тема 4. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей; Скелет человека. Осевой скелет; Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. Строение мышц; Работа скелетных мышц и их регуляция; Осанка. Предупреждение плоскостопия; Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Лабораторная работа №2 «Выявление нарушений осанки, плоскостопия»

Контрольная работа по изученному материалу.

Основные вопросы. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  •  строение скелета и мышц, их функции.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять особенности строения скелета человека;

  • распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

  • оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

Личностные результаты обучения

  • умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • умение рационально организовывать труд и отдых;

  • умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

  • понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значимости семьи в жизни человека и общества;

  • осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;

Тема 5. Внутренняя среда организма (3 ч.)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма; Борьба организма с инфекцией.

Иммунитет; Иммунология на службе здоровья.

Основные вопросы. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. 

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  •  компоненты внутренней среды организма человека;

  • защитные барьеры организма;

  • правила переливание крови.

Обучающиеся должны уметь:

  • выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

  • проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Личностные результаты обучения

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • применение на практике приёмов оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч.)

Транспортные системы организма; Круги кровообращения; Строение и работа сердца; Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения; Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов; Первая помощь при кровотечениях.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

  • о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

  • выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

  • измерять пульс и кровяное давление.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Личностные результаты обучения

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.


Тема 7. Дыхание (5 ч.)

Значение дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей; Легкие. Легочное и тканевое дыхание; Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды; Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

Контрольная работа по изученному материалу

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • строение и функции органов дыхания;

  • механизмы вдоха и выдоха;

  • нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

  • оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Личностные результаты обучения

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • применение на практике приёмов оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • умение рационально организовывать труд и отдых;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тема 8. Пищеварение. Обмен веществ и энергии (10 ч.)

Питание и пищеварение; Пищеварение в ротовой полости; Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов; Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника; Регуляция пищеварения; Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций; Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ; Витамины; Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Контрольная работа по изученному материалу.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • строение и функции пищеварительной системы;

  • пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

  • правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

  • приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Личностные результаты обучения

  • умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция.  Выделение (4 ч.)

Покровы тела. Строение и функции кожи; Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи; Терморегуляция организма. Закаливание; Выделение.

Основные вопросы. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • наружные покровы тела человека;

  • строение и функция кожи;

  • органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

  • заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Личностные результаты обучения

  • умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

  • понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;

Тема 10. Нервная система (6 ч.)

Значение нервной системы; Строение нервной системы. Спинной мозг; Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост мозжечок и средний мозг; Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария; Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Контрольная работа по изученному материалу

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • строение нервной системы;

  • соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

  • объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе

Личностные результаты обучения

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • умение рационально организовывать труд и отдых;

Тема 11. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)

Анализаторы; Зрительный анализатор; Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней; Слуховой анализатор; Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

Прак.раб. «Определение остроты зрение с использованием таблиц»

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • анализаторы и органы чувств, их значение.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должна уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

  •  проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Личностные результаты обучения

  • понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 ч.)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; Врожденные и приобретенные программы поведения; Сон и сновидения; Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы; Воля, эмоции, внимание.

Демонстрация. Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

  • особенности высшей нервной деятельности человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные особенности поведения и психики человека;

  • объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

  • характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • классифицировать типы и виды памяти

Личностные результаты обучения

  • умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • формирование чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тема 13. Эндокринная система (2 ч.)

Роль эндокринной регуляции; Функции желез внутренней секреции.

Основные вопросы. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация. Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

  • взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

  • устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • классифицировать железы в организме человека;

  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

Личностные результаты обучения

  • умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тема 14. Индивидуальное развитие организма (3 ч.)

Размножение. Половая система; Развитие зародыша и плода. Беременность и роды; Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передаваемые половым путем; Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

Основные вопросы. Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

  • жизненные циклы организмов;

  • мужскую и женскую половые системы;

  • наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки органов размножения человека;

  • объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

  • приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • осознание значимости семьи в жизни человека и общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Повторение. Итоговая контрольная работа по учебному предмету Биология. Человек. (1 ч)




Тематическое планирование





Тема


Количество часов

В том числе

Лабораторные работы

Проверочные работы (проектные работы)

1

Введение в учебный предмет «Биология. Человек»

Науки, изучающие организм человека.

2



2

Происхождение человека

3



3

Строение организма

4

1

1п/р

4

Опорно-двигательная система (8 ч.)

8

1

1к/р 3т/р

5

Внутренняя среда организма

3


1т/р

6

Кровеносная и лимфатическая системы

6


2т/р

7

Дыхание

5


1к/р

8

Пищеварение. Обмен веществ и энергии

10


1к/р 4т/р

9

Покровные органы. Терморегуляция.  Выделение

4


1т/р

10

Нервная система

6


2т/р

11

Анализаторы. Органы чувств

5


1п/р

12

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

4


2т/р

13

Эндокринная система

2


1проект

14

Индивидуальное развитие организма

3


1 проект

15

Повторение

1


1к/р

ИТОГО: 66 ч.

2

2п/р







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!