Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А.С. Сергеева»
г. Курска
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО естественнонаучного цикла Протокол №______ от «_____»________2020 г. Руководитель МО: ________________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР: _______Капленкова Н.П. «_____»________2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор: Приказ от «___» ______2020 г._№_____ _____________ Медвецкая С.Г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
8 класс
Рабочую программу составила Кондакова Л.И.,
учитель биологии
2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса «Человек» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Примерной государственной программы основного общего образования по биологии, Примерной программы, ориентированной на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2017г.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию программы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 1312;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, с изменениями внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1577;
Примерные программы основного общего, среднего (полного) общего образования по биологии;
Учебный план школы.
Изучение биологии на ступени основного общего образования (8класс) направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи учебного предмета:
знакомство обучающихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития;
знакомство с особенностями строения внутренних систем организма человека.
раскрытие роли человека в природе.
формирование представления о единстве живой природы.
Результаты изучения данного предмета полностью соответствуют стандарту, направленные на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 – го класса предусматривает обучение курса в объеме 2 часа в неделю, 66 ч. в год соответственно.
Реализация программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Предметные результаты обучения
знание особенностей строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма;
понимание сущности биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
знание заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
выявление вкладов отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины;
выделение существенных признаков строения и функционирования органов человеческого организма;
объяснение: роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
осуществление несложных биологических экспериментов и объяснение их результатов;
владение способностью поиска информации об организме человека из разных источников.
Метопредметные результаты обучения
осуществление биологических исследований и конкретизация выводов на основе полученных результатов;
устанавливание причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (умение находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов);
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения (аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм).
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Личностные результаты обучения
умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;
формирование чувства гордости за российскую биологическую науку;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
применение на практике приёмов оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
умение рационально организовывать труд и отдых;
умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значимости семьи в жизни человека и общества;
осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Содержание учебного предмета
Введение в учебный предмет «Биология. Человек»
Тема 1. Науки, изучающие организм человека. (2ч.)
Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук о человеке.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
методы наук, изучающих человека;
основные этапы развития наук, изучающих человека.
Обучающиеся должны уметь:
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
Личностные результаты обучения
формирование чувства гордости за российскую биологическую науку;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тема 2. Происхождение человека (3 ч.)
Систематическое положение человека; Историческое прошлое людей; Расы человека. Среда обитания;
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны узнать:
место человека в систематике;
основные этапы эволюции человека;
человеческие расы.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять место и роль человека в природе;
определять черты сходства и различия человека и животных;
доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Личностные результаты обучения
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;
Тема 3. Строение организма (4 ч.)
Общий обзор организма; Клеточное строение организма; Ткани; Рефлекторная регуляция.
Основные вопросы. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Прак.раб. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс».
Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп»
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
общее строение организма человека;
строение тканей организма человека;
рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Обучающиеся должны уметь:
выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Личностные результаты обучения
умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тема 4. Опорно-двигательная система (8 ч.)
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей; Скелет человека. Осевой скелет; Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. Строение мышц; Работа скелетных мышц и их регуляция; Осанка. Предупреждение плоскостопия; Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторная работа №2 «Выявление нарушений осанки, плоскостопия»
Контрольная работа по изученному материалу.
Основные вопросы. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
строение скелета и мышц, их функции.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять особенности строения скелета человека;
распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Личностные результаты обучения
умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
умение рационально организовывать труд и отдых;
умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значимости семьи в жизни человека и общества;
осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 ч.)
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма; Борьба организма с инфекцией.
Иммунитет; Иммунология на службе здоровья.
Основные вопросы. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
компоненты внутренней среды организма человека;
защитные барьеры организма;
правила переливание крови.
Обучающиеся должны уметь:
выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Личностные результаты обучения
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
применение на практике приёмов оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч.)
Транспортные системы организма; Круги кровообращения; Строение и работа сердца; Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения; Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов; Первая помощь при кровотечениях.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Личностные результаты обучения
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Тема 7. Дыхание (5 ч.)
Значение дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей; Легкие. Легочное и тканевое дыхание; Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды; Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.
Контрольная работа по изученному материалу
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
строение и функции органов дыхания;
механизмы вдоха и выдоха;
нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Обучающиеся должны уметь:
выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Личностные результаты обучения
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
применение на практике приёмов оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
умение рационально организовывать труд и отдых;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тема 8. Пищеварение. Обмен веществ и энергии (10 ч.)
Питание и пищеварение; Пищеварение в ротовой полости; Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов; Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника; Регуляция пищеварения; Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций; Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ; Витамины; Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Контрольная работа по изученному материалу.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
строение и функции пищеварительной системы;
пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Обучающиеся должны уметь:
выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
Личностные результаты обучения
умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч.)
Покровы тела. Строение и функции кожи; Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи; Терморегуляция организма. Закаливание; Выделение.
Основные вопросы. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
наружные покровы тела человека;
строение и функция кожи;
органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Обучающиеся должны уметь:
выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
Личностные результаты обучения
умение проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;
Тема 10. Нервная система (6 ч.)
Значение нервной системы; Строение нервной системы. Спинной мозг; Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост мозжечок и средний мозг; Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария; Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Контрольная работа по изученному материалу
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
строение нервной системы;
соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
Личностные результаты обучения
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
умение рационально организовывать труд и отдых;
Тема 11. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)
Анализаторы; Зрительный анализатор; Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней; Слуховой анализатор; Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.
Прак.раб. «Определение остроты зрение с использованием таблиц»
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
анализаторы и органы чувств, их значение.
Обучающиеся должны уметь:
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должна уметь:
устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Личностные результаты обучения
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осуществление работы над ошибками для внесения коррективов в усваиваемые знания;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 ч.)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности; Врожденные и приобретенные программы поведения; Сон и сновидения; Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы; Воля, эмоции, внимание.
Демонстрация. Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
особенности высшей нервной деятельности человека.
Обучающиеся должны уметь:
выделять существенные особенности поведения и психики человека;
объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
Личностные результаты обучения
умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;
формирование чувства гордости за российскую биологическую науку;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тема 13. Эндокринная система (2 ч.)
Роль эндокринной регуляции; Функции желез внутренней секреции.
Основные вопросы. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация. Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Обучающиеся должны уметь:
выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
классифицировать железы в организме человека;
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Личностные результаты обучения
умение выделять эстетические достоинства человеческого тела;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тема 14. Индивидуальное развитие организма (3 ч.)
Размножение. Половая система; Развитие зародыша и плода. Беременность и роды; Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передаваемые половым путем; Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.
Основные вопросы. Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
жизненные циклы организмов;
мужскую и женскую половые системы;
наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Обучающиеся должны уметь:
выделять существенные признаки органов размножения человека;
объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
осознание значимости семьи в жизни человека и общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Повторение. Итоговая контрольная работа по учебному предмету Биология. Человек. (1 ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | В том числе |
Лабораторные работы | Проверочные работы (проектные работы) |
1 | Введение в учебный предмет «Биология. Человек» Науки, изучающие организм человека. | 2 | | |
2 | Происхождение человека | 3 | | |
3 | Строение организма | 4 | 1 | 1п/р |
4 | Опорно-двигательная система (8 ч.) | 8 | 1 | 1к/р 3т/р |
5 | Внутренняя среда организма | 3 | | 1т/р |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | | 2т/р |
7 | Дыхание | 5 | | 1к/р |
8 | Пищеварение. Обмен веществ и энергии | 10 | | 1к/р 4т/р |
9 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 | | 1т/р |
10 | Нервная система | 6 | | 2т/р |
11 | Анализаторы. Органы чувств | 5 | | 1п/р |
12 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 4 | | 2т/р |
13 | Эндокринная система | 2 | | 1проект |
14 | Индивидуальное развитие организма | 3 | | 1 проект |
15 | Повторение | 1 | | 1к/р |
ИТОГО: 66 ч. | 2 | 2п/р |