СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 6 "Мастер-Класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время недостаточно внимания уделяется привлечению и обучению детей и молодежи рабочим умениям и навыкам. Насыщение рынка товарами массового производства способствует утрате индивидуальности. В программах обучения технологии отводится время на изучение моделирования, конструирования и , а также на ознакомление обучающихся различным видам рукоделия. Эти разделы учебной программы вызывают интерес у школьников и стремление развивать и углублять данные знания и умения. В настоящее время недостаточно внимания уделяется привлечению и обучению детей и молодежи рабочим умениям и навыкам. Насыщение рынка товарами массового производства способствует утрате индивидуальности. В программах обучения технологии отводится время на изучение моделирования, конструирования и , а также на ознакомление обучающихся различным видам рукоделия. Эти разделы учебной программы вызывают интерес у школьников и стремление развивать и углублять данные знания и умения. В настоящее время недостаточно внимания уделяется привлечению и обучению детей и молодежи рабочим умениям и навыкам. Насыщение рынка товарами массового производства способствует утрате индивидуальности. В программах обучения технологии отводится время на изучение моделирования, конструирования и , а также на ознакомление обучающихся различным видам рукоделия. Эти разделы учебной программы вызывают интерес у школьников и стремление развивать и углублять данные знания и умения. В настоящее время недостаточно внимания уделяется привлечению и обучению детей и молодежи рабочим умениям и навыкам. Насыщение рынка товарами массового производства способствует утрате индивидуальности. В программах обучения технологии отводится время на изучение моделирования, конструирования и , а также на ознакомление обучающихся различным видам рукоделия. Эти разделы учебной программы вызывают интерес у школьников и стремление развивать и углублять данные знания и умения.

Просмотр содержимого документа
«Программа 6 "Мастер-Класс"»





Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования «Дом пионеров и школьников»

Мантуровского района


Принято: Утверждено:

На заседании педагогического совета приказом МОУ ДО «Дом пионеров и

МОУ ДО «Дом пионеров и школьников» школьников» №___ от ________2021г.

Протокол №__ от___________2021г. Директор ____________Л.М. Токарева



Направленность программы: художественная

Срок реализации: 1 год

(возраст обучающихся 14-16 лет)

Автор-составитель:

учитель технологии

Трубилина Елена Николаевна






2021-2022 учебный год



Пояснительная записка.

Направленность: художественная

Концепция. Основные принципы.

Начальные задачи программы являются базой для выполнения последующих более сложных задач. Обучение осуществляется при условии единства теоретических знаний и практики, что создает базу для последующей самостоятельной творческой деятельности.

В настоящее время недостаточно внимания уделяется привлечению и обучению детей и молодежи рабочим умениям и навыкам. Насыщение рынка товарами массового производства способствует утрате индивидуальности. В программах обучения технологии отводится время на изучение моделирования, конструирования и , а также на ознакомление обучающихся различным видам рукоделия. Эти разделы учебной программы вызывают интерес у школьников и стремление развивать и углублять данные знания и умения.

Актуальность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастер класс!» способствует  изучению особенностей различных  техник в декоративно-прикладном творчестве. В рамках программы учащиеся приобретают   практические навыки создания изделий в различных видах созданию изделия,  навыки работы с различными материалами,   осознанию красоты, неповторимости изделий, выполненных своими руками. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует расширению кругозора, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).

Новизна

Программа позволяет    параллельно    осваивать   несколько     направлений     декоративно-прикладного творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем типовая программа по одному виду деятельности.

Педагогическая целесообразность

Заключается в том, что программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изготовление изделий из различных материалов большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.

Заниматься во внеурочное время различными видами декоративно-прикладного творчества и пошивом изделий доступно, интересно и увлекательно. Процесс изготовления и декорирования текстильных изделий способствует развитию воображения и фантазии, совершенствует глазомер, прививает аккуратность и бережливость, учит терпению.

Отсутствие типовых программ по данному курсу дает возможность создания данной программы, а также ее корректировку с учетом имеющейся материально-технической базы, возраста и интересов обучающихся.

Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве; повышение творческо-деятельностного потенциала обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков;  формирование навыков самостоятельной и коллективной творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи развивающие:

 развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;

 развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;

 развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда;

 развивать ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере конструирования, моделирования и прикладного искусства;

развивать потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании; 

  Задачи образовательные:

содействовать развитию у детей младшего школьного возраста интереса и способностей к  техническому и художественному творчеству;

формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами;

формировать умения и навыки самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей простейших технических объектов;

расширять политехнический кругозор обучающихся;

 пробуждать любознательность и интерес у детей к технике и ее устройствам, к особенностям творческой проектной деятельности.

воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность,  ответственность;

 воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;

 воспитывать духовно – нравственные качества личности, любовь к Родине;

способность к самооценке;

активность и инициативность;

заинтересованность и стремление к участию в соревнованиях, олимпиадах,    слетах, выставках детского творчества различного уровня;

положительную мотивацию на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений в объединениях на СЮТ;

умение самостоятельно организовывать творческую проектную деятельность;

умение работать в группе.

Общая характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения-72 часа, День недели: четверг, 1 раз в неделю-2 часа, с 16.00.ч. Обучаются девочки и мальчики 9-10 класса, возраст 14-16 лет. При определении объектов труда учитываются способности обучающихся.

Перечень документов, в соответствии с которыми разработана программа.

Настоящее Положение разработано в соответствии с:

-    Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-           Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196;  

-       Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «О введении в действие СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-    Уставом МОУ ДО «Дом пионеров и школьников».

Отличительной особенностью модифицированной образовательной программы «Мастер класс!» является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование).  Применение информационно-коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов, способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения программы дополнительного образования - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, поиск новых технических решений, работа с технической литературой и документацией, интернет ресурсами. Такая деятельность способствует готовности обучающегося к самостоятельному поиску методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности, достижению межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются специальные компетенции обучающихся в области технического моделирования и декоративно- прикладного творчества.



Учебно-тематический план.



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля



Всего

Теория

Практика


1

Введение в образовательную программу «Мастер класс!»

1

1

0


2

Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности

1

1

0


3

Первоначальные графические знания и умения. Работа с геометрическим материалом.

8

2

6

мини – выставка

4

Конструирование из природных материалов.

6

1

5


5

Моделирование на плоскости с элементами художественного конструирования. Приемы обработки крепированной бумаги. Гофрирование бумаги. Симметричное вырезание.

10

2

8

мини – выставка

6

Моделирование и конструирование объемных изделий  

10

2

8

мини – выставка

7

Моделирование из бросового материала

10

2

8

мини – выставка

8

Способы и приемы лепки из соленого теста  и других материалов

9

1

8

мини – выставка

9

Изготовление подарков к календарным праздникам

4

1

3


10

Мероприятия, выставки, экскурсии.

6

2

4


11

Формирование умения работать в группе при создании творческих проектов.

6

1

5


12

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

1

1

0




Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1. Введение в образовательную программу «Мастер класс!». (1 час: теория-1ч, практика – 0ч).

Теория: эвристическая беседа о направленности, содержании  программы «Из чего и почему», знакомство детей с поделками, ранее изготовленными в учебных группах начального технического моделирования. Беседа «Правила поведения в  объединении», инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Формы организации занятия: групповая, индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, анализ поделки, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: инструкции по технике безопасности, образцы поделок (5шт), образец данной поделки (3шт).

Формы и методы контроля: наблюдение, мини - выставка.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы.

2. Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности.

(1 часов: теория-1ч, практика – 0ч).

Теория: познавательные беседы:«Из истории появления бумаги»,  типы бумаги, ее свойства (сгибание, скручивание, разрыв). Виды бумаги (писчая, рисовальная, газетная, цветная, калька, и т.д.), сорта. Занятие - опыт: «Химические свойства бумаги». Беседа «Почему бумага рвется?». Знакомство с шаблонами, способы и приемы экономной разметки при помощи шаблонов.  Беседа об основных требованиях к организации рабочего места. Порядок расположения инструментов, приспособлений и заготовок. Условия, обеспечивающие экономичность движений рук. Уборка рабочего места. Правила личной гигиены. Инструктаж по ТБ: правила, приёмы работы с ножницами, иглой, проволокой, клеем, шилом.

Упражнения по применению правил работы с ручным инструментом.

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательные беседы, упражнения, практическая работа, инструктаж по ПДД, соревнование на лучшую организацию рабочего места.

.Дидактическое обеспечение: образцы разных видов ножниц (5шт.), иллюстрация с их изображением, образцы поделок, шаблоны, образцы изделий из различного материала (6шт.), демонстрационная коллекция видов бумаги, схемы графического обозначения.

Формы и методы контроля: опрос, наблюдение, оценка и анализ работ, мини – выставка. 

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, иголка, проволока, шило.

3. Первоначальные графические знания и умения. Работа с геометрическим материалом. (8 часов: теория-2, практика – 6ч).

 Теория: формирование и закрепление знаний о чертежах, чертежных инструментах (линейка, циркуль, карандаш). Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа (линия сгиба, разреза и т.п.). Показ графического обозначения. Загадки о чертежных инструментах.

Практическая работа: упражнение на сгибание бумаги и вычерчивание линий прямой и прерывистой. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

 Конструирование макетов и моделей по образцу, техническому рисунку и собственному замыслу. Изготовление из бумаги коробочек: «Прицеп», « Корзиночка». Трубочки-цилиндра «Пушка», « Карандашница».

Форма и методы подведения итогов по теме: самостоятельное конструирование по заданной теме «Домик из геометрических фигур, в котором ты хотел бы  жить».

Формы организации занятия: работа в парах, индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, практическая, самостоятельная работа.

Дидактическое обеспечение: образец поделки, шаблоны, эскизы, схемы графического обозначения, иллюстрации. 

Формы и методы контроля: опрос, наблюдение, самооценка и анализ работ, мини- выставка.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль.

4. Конструирование из природного материала (6 часов: теория-1ч, практика – 5ч).

Теория: беседа «Сохраним природы красоту», познавательная беседа о приёмах заготовки и об обработке природных материалов. Соединение деталей из различных материалов с помощью клея, пластилина, ниток, скотча, заклепок. Подбор подходящего материала, правила составления композиции.

Практическая работа: изготовление аппликаций, панно, игрушек, сувениров из шишек, желудей, мха, коры, засушенных листьев и цветов, косточек от фруктов, семян и т.п.. Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж,  познавательная беседа, самостоятельная работа, обзорная экскурсия.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, презентация «Природа в разное время года».

Формы и методы контроля: наблюдение, самооценка и анализ работ, мини – выставка и конкурс.

Материалы и инструменты: цветной картон, клей-карандаш, клей ПВА, карандаш, ножницы, нитки, скотч, пластилин, шишки, желуди, мох, кора деревьев, засушенные листья и цветов, косточки от фруктов, семян и т.п..

5. Моделирование на плоскости с элементами художественного конструирования. Приемы обработки крепированой бумаги. Гофрирование бумаги. Симметричное вырезание. (10 часов: теория-2ч, практика – 8ч).

Теория: обзорные беседы, викторины, загадки, кроссворды и т.д. по данным темам с показом иллюстраций, видеосюжетов, схем, образцов поделок: «История, традиции изготовления аппликации в разных странах», «Как построить дом», «Обитатели подводного царства».

Знакомство с приёмами изготовления плоских деталей. Понятие о контуре, силуэте технического объекта, масштабе. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: четырехугольник (квадрат, прямоугольник), треугольник, круг, половина круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей, а также частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

 Форма и ее закономерность (симметрия, цельность). Прямоугольные и округлые формы. Обсуждение порядка изготовления работы. Приемы вырезания и склеивания. Холодные и теплые цвета. Цветовые сочетания (ритмичные, контрастные, мягкие). Цветовой фон (насыщенность): простой, сложный, мозаичный, зернистый, насыпной, смешанный. Цвет как средство выразительности.

Практическая работа: отработка навыков работы по шаблонам и трафаретам. Разметка деталей на бумаге и картоне. Технологические операции: складывание, сгибание, надрезание, резание, прокалывание..

1.Порядок и правила изготовления аппликации. Задачи на плоскостное конструирование. Аппликация на основе геометрической фигуры квадрат: «Домик». Композиция (логическая задача).

 2.Конструирование на основе треугольников панно: «Ракета».

3.Бумагопластика: трансформация  листа. Моделирование открытки на основе окружностей: «Животные». Деление окружности на части.

4. Мозаика.

5. Симметричное вырезание. Приемы складывания квадрата для симметричных вырезок. Вырезание сложного узора. Использование симметрии и асимметрии в различных изделиях. Моделирование объемной аппликации «Цветы».

Приемы обработки крепированой бумаги для создания различных форм: «Матрешка».

 Форма и методы подведения итогов по теме: итоговое занятие-фантазия. Самостоятельное моделирование поделки по собственному замыслу. Творческое комбинирование.

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая, познавательная беседа, анализ поделки, обсуждение, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, иллюстрации «Виды домов, здания», «Бабочки», книги.

Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, оценка и анализ работ, мини – выставка.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, иллюстрации из журналов, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка.

 6. Моделирование и конструирование объемных изделий.(10 часов: теория-2ч, практика – 8ч).

Теория: начальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами.

 Понятие о развертках простых геометрических тел (куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса) и выкройках. Гармоничное сочетание формы и цвета. Узор в соответствии с особенностями формы. Геометрические тела как объемная основа предметов. Показ схем, чертежей, образцов изделий, моделей, макетов. Приемы вычерчивания, вырезания и склеивания.

Практическая работа: объемное моделирование поделок из бумажных полосок, из готовых геометрических форм (коробок). Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона моделей и поделок на основе геометрических форм (призм, цилиндров, конусов), зверей, насекомых, самолетов, ракет. Художественное оформление модели с учетом особенностей данной формы и назначения изделия.

1. Бумагопластика. Конструирование поделки из бумажной полоски: «Гусеница». Экономная разметка по шаблонам, чертежу.

2. Конструирование поделки  из нескольких бумажных полосок: «Заяц».

Конструирование объемных форм. Поделка на основе цилиндра: «Ракета».

3. Моделирование поделки на основе конуса. Работа с циркулем.

Моделирование поделки на основе куба: «Шкатулка».

4.Моделирование поделок «Транспорт».

 Искусство оригами. Способы сгибания и складывания бумаги. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Разметка форм сгибанием.

5.  Складывание животных «Ферма».

Складывание цветов.

Форма и методы подведения итогов по теме: занятие - фантазия, конкурс поделок «Наши лучшие поделки».      

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения:  рассказ, объяснение, познавательная беседа, анализ поделки, практическая работа, самостоятельная работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, чертежи, схемы, иллюстрации «Наземный транспорт», книги.

Формы и методы контроля: обсуждение, мини-выставка.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль, готовые геометрические формы (коробочки).

7. Моделирование из бросового материала. (10 часов: теория-2ч, практика – 8ч).

Теория: познавательная беседа «Что из чего можно сделать, что на что похоже», игра на развитие воображения «Сто применений одной вещи». Демонстрация образцов, схем, иллюстраций.

 Рассматриваются достоинства готовых упаковочных коробок (жесткость, правильные формы, легкость обработки, доступность этого материала). Определяется порядок и последовательность изготовления поделок на выбор: «Машина», «Самолет», «Ракета», «Органайзер», «Мебель». Способы соединения деталей.

Практическая работа: изготовление поделок из нетрадиционного материала: готовой формы коробок, банок, пластиковых бутылок, крышек, пробок, катушек, проволоки.

Формы организации занятия: индивидуальная, работа в парах.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, обсуждение, игра.

Дидактическое обеспечение: иллюстрации, образцы поделок (3шт).

Формы и методы контроля: взаимоконтроль, анализ изделия.

 Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, клей ПВА, карандаш, ножницы, готовые формы  коробок, банки, пластиковые бутылки, крышки, пробки, катушки, проволока.

8. Способы и приемы лепки из соленого теста. (9 часов: теория - 1ч, практика – 8ч).

Теория: познавательная беседа «Лепка как древнее искусство и ремесло». Рецепты приготовления соленого теста (простое и цветное). Хранение готового продукта. Способы лепки и соединения деталей. Способы сушки изделий. Отделка готовых изделий из соленого теста.

Практическая работа: медальон, котик,  подкова «На счастье», «Рождественский ангел».

Формы организации занятия: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, обсуждение, игра.

Дидактическое обеспечение: иллюстрации, образцы поделок (3шт).

Формы и методы контроля: взаимоконтроль, анализ изделия.

года, лучшие поделки, изготовленные учащимися на занятиях.

Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, выставка.

Форма подведения итогов за год: итоговая аттестация.

Материалы и инструменты: цветное соленое тесто, стек, зубочистки, фольга, картон для поделок, кисточка, вода, чеснокодавилка.

9. Изготовление поделок к знаменательным датам. (4 час: теория -1 ч, практика – 3 ч.).

1. Изготовление поздравительной открытки «Любимому учителю». Стихи, посвященные Учителю.

2. Пасхальные сувениры и игрушки, открытки. Презентации «Что такое пасха», «Пасхальный сувенир». Изготовление пасхальных открыток, подставка для яйца «Петушок»

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, стихи, игры, загадки, викторина, практическая работа, выставка поделок.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схемы, подборка иллюстраций: к дню защитника Отечества, к Пасхе.

Формы и методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, оценка работ, фронтальный опрос, оценка и анализ работ, мини-выставки.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, оберточная бумага, салфетки, макароны, клей-карандаш, карандаш, гелиевые ручки, ножницы, линейка, циркуль, дырокол.

10. Мероприятия, выставки, экскурсии. (6 часов: теория - 2 ч, практика – 4 ч).

Теория: познавательная беседа «Природа – наш дом родной». Викторина «Мой любимый город». Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств,  создание условий для проявления познавательной активности детей. 

Практика: Мероприятие на осенних каникулах «Осень Золотая» Мероприятие на зимних каникулах «Зимние забавы» (игра-викторина)

Экскурсия «Золотая осень» - в школьный сад с целью сбора природного материала

Экскурсия в краеведческий музей.

Формы организации занятия: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная, обзорная беседа, обсуждение.

Формы и методы контроля: наблюдение, опрос. 

11. Формирование умения работать в группе при создании творческих проектов. (6 часов: теория - 1ч, практика – 5ч). Теория: беседа «Эта важная профессия-Учитель», беседа

 Практика: творческий проект «Подарок учителю»

творческий проект «Панно из цветов»

 Формы организации занятия: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, обсуждение.

Формы и методы контроля: наблюдение, опрос.

12. Итоговое занятие. Выставка творческих работ. (1 час: теория -0ч, практика – 1ч).

«Самые любимые поделки»; рекомендации по выполнению летнего задания; поощрение учащихся.

Форма организации занятия: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, обсуждение, презентация работ.

Методическое обеспечение рабочей программы

I.Учебно – методические материалы для обучающихся и педагога.

1. Учебные и методические пособия:

 - Кротов И.В. Модели ракет: Проектирование.-М.: ДОСААФ,1979.-176с.,ил.

Гусакова М.А. Аппликация.Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности 2002. М., «Просвещение»,1977.

Панченко Е.В. Кружевные фантазии.-М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.-240с.:ил.; цв. вкл. 16 с.

- Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. работе. 1988

 - Перевертень Г. И. Самоделки из различных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклас. работе. 1985

 - Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Уроки мастерства. Уроки творчества.: Учебники для 1 -3 класса, 2002

-Мягкие игрушки своими руками/ Сост. М99 В.В. Онищенко; художник- оформитель И.В. Осипов.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007- 224 с.: ил., цв. вкл.

-«Дидактические материалы к занятиям по начальному техническому моделированию» (детские качели и танк).

2. Конспекты занятий: «Мозаика»,  «Колумбово яйцо», «Плоская – подвесная вращающаяся конструкция, «Объемное моделирование и конструирование из бумаги», «Игрушки из бумажных полосок», конспект занятия в технике оригами «Рыбки Эшера», Конспект занятия «Воздушный океан и его корабли», Конспект занятия по теме  «Мы покоряем  Космос», «Модель планетохода «Варан»», конспект занятия «Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Подарок мамочке» (к Дню матери), конспект занятия «Аквариум», конспект открытого занятия «Сюжетная аппликация на тему: «Летающая пчела», конспект занятия  «Виды и свойства бумаги».

3. Наглядный материал:

- Папки с чертежами общего вида и отдельных деталей.

- Таблица графических обозначений.

-Электронная папка с иллюстрациями: марок автомобилей, пароходов, кораблей, самолетов.

- Электронный альбом с фотографиями готовых поделок.

- Технологические схемы изготовления некоторых поделок.

- Образцы моделей и поделок.

4. Раздаточный материал:

- Чертежи моделей, развертки моделей.

- Схемы изготовления поделок

- Шаблоны и трафареты.

5. Дидактический материал.

- Таблица с правилами техники безопасности на занятиях технического творчества.

- Викторины:

- «Правила дорожного движения»

- «Огонь опасен!»

- «В мире животных и растений»

-Игра-викторина «Счастливый случай» «Природа и мы»

- «Как поступить?»- ко Дню матери,

- «Мой любимый город!»,

- «Поговорим о видах транспорта»

6.Презентации:

«Новогодние сувениры», «Пасхальный сувенир», «Авиация России», «Берегись бед, пока их нет!»,

«Дары осени», «История ножниц», «История возникновения бумаги»,

7. Мастер классы:

 «Простая радиоуправляемая модель самолёта МИГ-23 из пенопласта.», «Кукла – оберег из ниток», «Вертолет из пластиковой бутылки», «Водяная ракета из пластиковой бутылки», «Шкатулка своими руками»,  «Плетение корзинки из газетных трубочек», «Как и чем красить газетные трубочки».

 II. Воспитательный компонент.

1.Разработки. Сценарии игровых программ и познавательных мероприятии.

- «Святая должность на земле» (ко Дню матери)

-  «Праздник золотой осени»

- «Быстрее, выше, сильнее» (о здоровом образе жизни)

-«Широкая Масленица»

- «О доброте и дружбе»

- «Патриотический квест «Мы помним, мы гордимся!»

- «Калейдоскоп сказок»

- «Рождественские посиделки»

 -«Зимние забавы»- развлекательно- познавательная программа

1.Памятка для родителей:

- «Письмо - обращение к самым близким людям, моим родителям».

2.Советы для родителей и педагогов:

- «Приемы развития воображения. Общие способы стимулирования творческой активности»

- «Организация безопасного взаимодействия ребенка с компьютером»

- «Как уберечь ребенка от насилия»

- «Мой ребенок становится трудным…»

- «Детская агрессия»

- «Правила общения детей и взрослых. Кодекс истинного родителя»

- «Советы по воспитанию одаренных детей».

Родительское собрание «Поговорим о семейных ценностях»

Родительское собрание «Умение решать конфликты — шаг навстречу психическому здоровью».

3.Диагностический материал:

- анкеты для родителей;

- анкеты для обучающихся;

- тесты для обучающихся.

 V. Компонент результативности.

- Дипломы и грамоты.

- Анкеты для родителей.

- Перечень участия обучающихся в выставках и конкурсах различного уровня.

- Карты индивидуальных достижений.

Перечень поделок

для самостоятельной, творческой работы обучающихся

Первый год обучения.

По окончании каждого занятия детям рекомендуется изготовить подобную поделку самостоятельно, особенно поделки, используемые для оформления интерьера, праздников:

новогодние гирлянды («зайчики», «мишки»);

елочные украшения («колокольчик», «шар», «носок»);

панно («Домик в деревне», «На море», «Осенний листопад»);

вращающиеся конструкции («Самолеты», «Голуби»);

Изготовить сувениры:

подставку под пасхальное яйцо;

рамку для фотографии;

маски карнавальные;

открытки в форме домика, сердечка, яйца, елочки.

 При изготовлении поделок можно использовать различные материалы (страницы журналов, оберточную бумагу, обои, макаронные изделия и.т.п.), дополнять и изменять изделия.

Список литературы, используемой педагогом.

1.Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги: оригами  и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2007.

2.Андронова П.Н., Галагузова М.А. «Развитие технического творчества младших школьников». 1990.

3.Горский В.А. Техническое конструирование. – М, 1994г.

4.Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.училищ. –М.; Просвещение, 1987г.

5.Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.

6.«Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение»  М.: «Просвещение», 2008

7.Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М: Знание,1985.

8.Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ Техническое творчество учащихся. М: «Просвещение», 1995.

9.Оригами и педагогика/Под.ред. С.Афонькина. –М.; Аним, 1996г.

10Техническое творчество (пособие        под         ред. Столярова Ю.С.). М: Просвещение, 1989

11.Интернет - ресурсы: http://podelkidlyadetei.ruhttp://www.zavuch.infohttp://festival.1september.ruhttp://stranamasterov.ru;

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

  1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.

  2. Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007.

  3. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М.: Эксмо, 2009.

  4. Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО «Валерии» СПб», 1997.

  5. Журналы: «Коллекция идей», «Смешарики.Пин код.Учись видеть новое!»

  6. Кадрон К., Келли В. Наши руки не для скуки. Детские праздники. «Росмэн», 1998.

  7. Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.

  8. Игрушки из бумаги и картона. СПб: Кристалл, «Валерии» СПб», 1997.

  9. Лучшие поделки для детей. Перевод Лебедевой Н. Ю. М: ЗАО «Росмэн», 2006.

  10. Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002.

  11. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий. Своими руками. М: Мой мир, 2006.

  12. Интернет - ресурсы: http://stranakids.ruhttp://igrushka.kzhttp://stranamasterov.ru;

Ожидаемые результаты реализации программыК концу освоения образовательной программы у обучающихся развиваются следующие навыки:

  • сформированность начальных конструкторских умений и навыков у обучающихся;

  • усовершенствование навыков ручного труда;

  • устойчивый интерес детей к поисковой, проектной деятельности, к конструированию, моделированию и изобретательству;  

  • развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, внимания, глазомера;

  • развитие художественно-эстетического вкуса;

  • умение планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации в процессе изготовления моделей и конструкций;

В процессе реализации программы развиваются следующие качества личности детей:

  • взаимоуважение и взаимопомощь;

  • бережное отношение к результатам своего труда и своих товарищей;

  • бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию;

  • ответственность и самостоятельность;

  • уважение к пожилым людям;

  • уважение к традициям русского народа;

  • гражданские и патриотические чувства;

  • стремление к здоровому образу жизни.

Способы определения результативности. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обученности детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных знаний и умений.

Программа мониторинговых исследований, реализуемая в объединении содержит:

1.Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).

2.Мониторинг развития качеств личности воспитанников.

3.Мониторинг личностных достижений обучающихся.

Мониторинг проводится в три этапа: предварительный, промежуточный и итоговый контроль.

Формы выявления, фиксации, предъявления результатовВ качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ коллективной работы обучающихся. В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии.

В соответствии с планом проведения предварительного, промежуточного и итогового контроля педагог заносит данные мониторингов в диагностические карты (см. раздел Методическое обеспечение. Диагностический блок). Изложенные в систематизированном виде, эти данные помогут увидеть уровень достижений воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

После проведения каждого этапа (предварительный, промежуточный и итоговый контроль) мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе и мониторинга развития качеств личности воспитанников проводится анализ результатов и делаются выводы:

  • предварительный  контроль - учитывая уровень подготовки детей, планируется и организуется работа по образовательной программе;

  • промежуточный контроль - учитывая индивидуальные результаты обучающихся, проводится коррекционная работа (изменения в темпе подачи материала, сложности материала, формирование групп взаимной помощи из обучающихся, проведение консультаций, творческие задания, система поощрения, создание ситуации успеха в учебе ит.д.);

  • итоговый контроль -  устанавливается степень соответствия полученных результатов целям и задачам образовательной программы.

Личностные достижения обучающихся собираются в портфолио, где  фиксируются все достижения ребенка. В конце года, по полученным результатам, делается вывод об активности обучающихся, систематичности участия обучающихся в мероприятиях, результативности участия. Мониторинг личностных достижений также говорит о результативности и качестве обучения по образовательной программе. 

Предъявление результатов мониторинговых исследований воспитанникам и их родителям проводится регулярно после предварительного, промежуточного и итогового контроля. В конце учебного года на итоговом занятии воспитанники могут ознакомиться с результатами и выводами мониторинговых исследований, получить консультацию по интересующим вопросам.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Месяц

Число

Время проведения заня-тия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.Введение в образовательную программу «Мастер класс!» (1ч)

1.

10

07

16.00.

фронтальная

1

Введение в образовательную программу «Мастер класс!»

Школьный кабинет

мини – выставка

2.Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности (1ч)

2.

10

07

!6.40.

фронтальная

1

Понятие о материалах и инструментах. Техника безопасности

Школьный кабинет


3.Первоначальные графические знания и умения. Работа с геометрическим материалом (8ч)

3-4

10

10

14

14

16.00.

16.40.

практическая

2

Первоначальные графические знания и умения.

Школьный кабинет

наблюдение

5-6

10

10

21

21

16.00.

16.40.

практическая

2

Работа с геометрическим материалом.

Школьный кабинет


7-8

10

10

28

28

16.00.

16.40.

Работа в парах

2

Работа с геометрическим материалом.

Школьный кабинет

самооценка и анализ работ

9-10

11

11

04

04

16.00.

16.40.

индивидуальная

2

Работа с геометрическим материалом.

Школьный кабинет

опрос

4.Конструирование из природных материалов (6ч)










11-12

11

11

16.00.

познавательная беседа

1

Конструирование из природного материала

Школьный кабинет


13

11

11

16.40.

индивидуальная

1

Конструирование из природного материала

Школьный кабинет


14

11

18

16.00.


Работа в парах

2

Конструирование из природного материала

Школьный кабинет


15-16

11

11

18

25

16.40.

16.00.

практическая

2

Конструирование из природного материала

Школьный кабинет

мини – выставка

5.Моделирование на плоскости с элементами художественного конструирования. Приемы обработки крепированной бумаги. Гофрирование бумаги. Симметричное вырезание. (10ч)

17-18

11

12

25

02

16.00.

16.40.

рассказ, объяснение

2

Аппликация на основе геометрической фигуры квадрат: «Домик».

Школьный кабинет

опрос

19-20

12

12

02

09

16.00.

16.40.

практическая

2

Конструирование на основе треугольников панно: «Ракета».


Школьный кабинет

оценка и анализ работ

21-22

12

12

09

16

16.00.

16.40.

практическая

2

Бумагопластика: трансформация  листа. Моделирование открытки на основе окружностей: «Животные». Деление окружности на части. Мозаика


Школьный кабинет


23-24

12

12

16

23

16.00.

16.40.

практическая

2

Приемы складывания квадрата для симметричных вырезок. Вырезание сложного узора. Использование симметрии и асимметрии в различных изделиях. Моделирование объемной аппликации «Цветы».


Школьный кабинет


25-26

12

01

23

06

16.00.

16.40.

занятие - фантазия

2

Приемы обработки крепированой бумаги для создания различных форм: «Матрешка».

Школьный кабинет

мини – выставка

6.Моделирование и конструирование объемных изделий.(10 часов)


27-28

01

01

06

13

16.00.

16.40.

Беседа,практическая

2

Бумагопластика. Конструирование поделки из бумажной полоски: «Гусеница». Экономная разметка по шаблонам, чертежу.

Школьный кабинет

обсуждение

29-30

01

01

13

20

16.00.

16.40.

, конкурс поделок


2

Конструирование поделки  из нескольких бумажных полосок: «Заяц».

Конструирование объемных форм. Поделка на основе цилиндра: «Ракета».


Школьный кабинет


31-32

01

01

20

27

16.00.

16.40.

практическая

2

Моделирование поделки на основе конуса. Работа с циркулем.

Моделирование поделки на основе куба: «Шкатулка».

Школьный кабинет


33-34

01

02

27

03

16.00.

16.40.

практическая«Наши лучшие поделки».      

2

Моделирование поделок «Транспорт».


Школьный кабинет


35-36

02

02

03

10

16.00.

16.40.

практическая

2

 Складывание животных «Ферма» Складывание цветов.


Школьный кабинет

мини – выставка

7.Моделирование из бросового материала. (10 ч)

37-38

02

02

10

17

16.00.

16.40.

Познавательная беседа

2

«Что из чего можно сделать, что на что похоже», игра на развитие воображения «Сто применений одной вещи»

Школьный кабинет


39-40

02

02

17

24

16.00.

16.40.

практическая

2

Изготовление поделок из нетрадиционного материала: готовой формы коробок, банок.

Школьный кабинет

Анализ изделия

41-42

02

03

24

03

16.00.

16.40.

практическая

2

Определяется порядок и последовательность изготовления поделок на выбор: «Машина», «Самолет», «Ракета», «Органайзер», «Мебель». Способы соединения деталей.

Школьный кабинет


43-44

03

03

03

10

16.00.

16.40.

практическая

2

Изготовление поделок из нетрадиционного материала: готовой формы пластиковых бутылок, крышек.

Школьный кабинет


45-46

03

03

10

17

16.00.

16.40.

практическая

2

Изготовление поделок из нетрадиционного материала: готовой формы катушек, проволоки.

Школьный кабинет

мини – выставка

8. Способы и приемы лепки из соленого теста. (9 ч)


47

03


17


16.00

Познавательная беседа

1

«Лепка как древнее искусство и ремесло». Рецепты приготовления соленого теста (простое и цветное). Хранение готового продукта. Способы лепки и соединения деталей. Способы сушки изделий. Отделка готовых изделий из соленого теста.


Школьный кабинет


48-49

03

03

24

24

16.40.

16.00.

практическая

2

Лепка: медальон, котик,  подкова «На счастье», «Рождественский ангел».


Школьный кабинет


50-51

03

03

31

31

16.40.

16.00.

практическая

2

Лепка: медальон, котик,  подкова «На счастье», «Рождественский ангел».


Школьный кабинет


52-53

04

04

07

07

16.40.

16.00.

практическая

2

Лепка: медальон, котик,  подкова «На счастье», «Рождественский ангел».


Школьный кабинет


54-55

04

04

14

14

16.40.

16.00.

практическая

2

Лепка: медальон, котик,  подкова «На счастье», «Рождественский ангел».


Школьный кабинет

выставка

9.Изготовление подарков к календарным праздникам (4ч)

56

04

21

16.40.

беседа

1




57

04

21

16.00.


1

Изготовление поздравительной открытки «Любимому учителю». Стихи, посвященные Учителю.

Школьный кабинет


58-59

04

04

28

28

16.40.

16.00.


2

Пасхальные сувениры и игрушки, открытки. Презентации «Что такое пасха», «Пасхальный сувенир». Изготовление пасхальных открыток, подставка для яйца «Петушок»

Школьный кабинет

Выставка поделок 

10. Мероприятия, выставки, экскурсии. (6)

60-61

05

05

05

05

16.40.

16.00

познавательная, обзорная беседа

2

«Природа – наш дом родной». Викторина «Мой любимый город». Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств,  создание условий для проявления познавательной активности детей. 

Школьный кабинет


62-63

05

05

12

12

16.40.

16.00


2

Посещение краеведческого музея.

Школьный музей


64-65

05

05

19

19

16.40.

16.00


2

Экскурсия «Золотая осень» - в школьный сад с целью сбора природного материала

Экскурсия


11.Формирование умения работать в группе при создании творческих проектов (6ч)

66

05

26

16.40

беседа

1

«Эта важная профессия-Учитель»

Школьный кабинет


67-68

05

Резерв

26


16.00.

16.40.

практическая

2

Творческий проект «Подарок учителю»

Школьный кабинет


69-70

Резерв


16.00.

16.40.

практическая

2

Творческий проект «Панно из цветов»


Школьный кабинет


71

Резерв


16.00.

практическая

1

Творческий проект «Панно из цветов»

Школьный кабинет

выставка

12. Итоговое занятие. Выставка творческих работ. (1 час)

72

Резерв


16.40.

беседа

1

«Самые любимые поделки»; рекомендации по выполнению летнего задания; поощрение учащихся.

Актовый зал

Выставка поделок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!