Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Школа № 27»
Н. Н. Антонюк
«_______»_____________ 20___ г.
Рабочая программа
по физике
10 класс
Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год
уровень базовый
Составитель:
Фадеев Иван Петрович,
учитель физики
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 10класса составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (вред.ПриказаМинобрнаукиРФот29.12.2014№ 1644); письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Рабочаяпрограмма составленавсоответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» (о недопустимости фальсификации истории России), Историко-культурнымстандартом,разработаннымвсоответствииспоручениемПрезидентаРоссийскойФедерацииВ.В.Путина от21мая2012г.№Пр. –1334 и авторских программах:
Авторской учебной программы по физике для основной школы, 10 – 11 класс к УМК : Г.Я. Мякишева. Автор: Шаталина А.В. Просвещение, 2017 г
Программа реализована в учебнике Физика 10 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чарутин – М.: Просвещение, 2019 г.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Российская гражданская идентичность.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные результаты изучения курса физики
Выпускник научится:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владеть такими видами публичных выступлений как: высказывания, монолог, дискуссия
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- использовать элементы причинно-следственного анализа;
- уметь исследовать несложные реальные связи и зависимости;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- находить и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для - корректировки собственного поведения в окружающей среде,
- выполнять в повседневной жизни этические и правовые нормы, экологические требования;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты освоения учебного курса:
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметьописывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примерыпрактического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание программы учебного предмета
1. Введение (1 ч)
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
2. Механика (28 ч )
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.
Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.
Лабораторные работы:
Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести.
Измерение жесткости пружины.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии.
Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.
3. Молекулярная физика и термодинамика (18 ч )
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины.
Лабораторные работы:
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Электродинамика (17 ч )
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Лабораторные работы:
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Обобщение материала курса физики за 10 класс (6 ч)
Формы организации учебной деятельности:
урок, практическое занятие, игры-обсуждения, беседы, дискуссии.
Количество часов по программе 70 часов в год, 2 часа в неделю
Количество часов по учебному плану школы 70 часов в год, 2 часа в неделю
Тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Введение | 1 час |
2 | Механика. | 28 часов |
3 | Молекулярная физика и термодинамика. | 18 часа |
4 | Электродинамика. | 17 час |
6 | Резервные уроки | 6 часа |
| Всего | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование
Предмет: физика
Учитель: Фадеев Иван Петрович
Учебник: Физика 10 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чарутин – М.: Просвещение, 2019 г.
Количество часов: 2 в неделю, 70 в году.
№ | Название темы | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
10 а | 10 б |
| 1. Введение. ( 1 ч ) | | | |
1 | Физика и методы познания мира. | 02.09.2019 – 06.09.2019 | | |
| 2. Механика (28 ч) | | |
| Кинематика. (6 ч) | | |
2 | Основные понятия кинематики. Скорость. Равномерное прямолинейное движение | | |
3 | Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. | 09.09.2019 – 13.09.2019 | | |
4 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение тел – частный случай. | | |
5 | Равномерное движение точки по окружности. | 16.09.2019 – 20.09.2019 | | |
6 | Лабораторная работа: Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести. | | |
7 | Контрольная работа 1«Кинематика» | 23.09.2019 – 27.09.2019 | | |
| Динамика и силы в природе (9 ч) | | |
8 | Явление инерции. Масса и сила. Инерциальные системы отсчёта. | | |
9 | Взаимодействие тел. Сложение сил. | 30.09.2019 – 04.10.2019 | | |
10 | Законы Ньютона. | | |
11 | Решение задач на законы Ньютона. | 07.10.2019 – 11.10.2019 | | |
12 | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. | | |
13 | Вес и невесомость. | 14.10.2019 – 18.10.2019 | | |
14 | Силы упругости. Закон Гука. Лабораторная работа: Измерение жесткости пружины. | | |
15 | Силы трения. Лабораторная работа: Измерение коэффициента трения скольжения. | 21.10.2019 – 25.10.2019 | | |
16 | Самостоятельная работа: Динамика | | |
| Законы сохранения в механике (7 ч) | | | |
17 | Импульс тела. Импульс силы. | 28.10.2019 – 01.11.2019 | | |
18 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | | |
19 | Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. | 11.11.2019 – 15.11.2019 | | |
20 | Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. | | |
21 | Работа силы упругости. Потенциальная энергия упругодеформированного тела. | 18.11.2019 – 22.11.2019 | | |
22 | Закон сохранения механической энергии. Лабораторная работа: Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии. | | |
23 | Самостоятельная работа: Законы сохранения в механике. | 25.11.2019 – 29.11.2019 | | |
| Статика ( 3 ч) | | |
24 | Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Виды равновесия. Условия равновесия. | | |
25 | Момент силы. Лабораторная работа: Изучение равновесия тела под действием нескольких сил. | 02.12.2019 – 06.12.2019 | | |
26 | Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости. | | |
| Основы гидромеханики (3ч) | | | |
27 | Давление. Закон Паскаля. Равновесие жидкости и газа. | 09.12.2019 – 13.12.2019 | | |
28 | Закон Архимеда. Плавание тел. | | |
29 | Контрольная работа «Динамика» | 16.12.2019 – 20.12.2019 | | |
| 3. Молекулярная физика. Термодинамика. ( 18 ч ) | | |
| Основы МКТ (11 ч) | | |
30 | Основные положения МКТ и их опытное обоснование. | | |
31 | Температура и тепловое равновесие. | 23.12.2019 – 27.12.2019 | | |
32 | Идеальный газ.Основное уравнение МКТ. | | |
33 | Уравнение состояния идеального газа. | 13.01.2020 – 17.01.2020 | | |
34 | Уравнение Менделеева — Клапейрона и газовые законы. | | |
35 | Лабораторная работа: Опытная проверка закона Гей-Люссака. | 20.01.2020 – 24.01.2020 | | |
36 | Самостоятельная работа 2 Основы МКТ идеального газа | | |
37 | Взаимные превращения жидкости и газа. Насыщенные и ненасыщенные пары. | 27.01.2020 – 31.01.2020 | | |
38 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости. | | |
39 | Твердое состояние вещества. Кристаллические и аморфные тела. | 03.02.2020 – 07.02.2020 | | |
40 | Контрольная работа: Основы МКТ. | | |
| Термодинамика (7 ч ) | | | |
41 | Внутренняя энергия. Термодинамическая система и её равновесное состояние. | 10.02.2020 – 14.02.2020 | | |
42 | Работа в термодинамике. Теплопередача. Количество теплоты. Теплоёмкость. | | |
43 | Первый закон термодинамики | 17.02.2020 – 21.02.2020 | | |
44 | Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. | | |
45 | Преобразование энергии в тепловых машинах. | 24.02.2020 – 28.02.2020 | | |
46 | КПД тепловых машин. | | |
47 | Контр. работа 3: Молекулярная физика. Термодинамика. | 02.03.2020 – 06.03.2020 | | |
| 4. Электродинамика ( 17 ч ) | | |
| Электростатика ( 6 ч ) | | |
48 | Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. | | |
49 | Закон Кулона | 09.03.2020 – 13.03.2020 | | |
50 | Электрическое поле. Напряженность и потенциал электрического поля. | | |
51 | Линии напряженности и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. | 16.03.2020 – 20.03.2020 | | |
52 | Электрическая ёмкость. Конденсаторы. | | |
53 | Самостоятельная работа 3 Электростатика | 01.04.2020 – 03.04.2020 | | |
| Постоянный электрический ток (6 ч) | | |
54 | Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. | | |
55 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 06.04.2020 – 10.04.2020 | | |
56 | Лабораторная работа: Изучение последовательного и параллельного соединений проводников. | | |
57 | Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца. | 13.04.2020 – 17.04.2020 | | |
58 | Электродвижущая сила. Закон Ома для участка цепи. | | |
59 | Лабораторная работа: Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 20.04.0202 – 24.04.2020 | | |
| Электрический ток в различных средах(5 ч) | | |
60 | Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. | | |
61 | Электрический ток в металлах | 27.04.2020 – 01.05.2020 | | |
62 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. р-n-переходы. | | |
63 | Закономерности протекания тока в электролитах. Закономерности протекания тока в вакууме и газах. | 04.05.2020 – 08.05.2020 | | |
64 | Контрольная работа 4 Электродинамика. | | |
| Резерв времени ( 6 ч ) | | | |
65 | Повторение темы «Кинематика» | 11.05.2020 – 15.05.2020 | | |
66 | Повторение темы «Динамика и силы в природе» | | |
67 | Повторение темы «За коны сохранения в механике» | 18.05.2020 – 22.05.2020 | | |
68 | Повторение темы «Молекулярная физика. Термодинамика» | | |
69 | Повторение темы «Электростатик» | 25.05.2020 – 29.05.2020 | | |
70 | Повторение темы «Постоянный электрический ток» | | |
Информационно-методическое обеспечение
Сборник нормативных документов. Физика. М.: Дрофа, 2004
Программы для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы. - М.: Дрофа,2017
Г. Я Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский «Физика. Классический курс. 10 класс», изд.: «Просвещение», 2018г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина», Москва, Дрофа, 2004 г.;
Л.А.Кирик «Физика. 10 класс. Самостоятельные и контрольные работы», Москва, ИЛЕКСА, 2018 г.;
«Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе» под ред. А.А.Покровского, Москва, «Просвещение», 1978 г.;
Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7—11 классы. На
платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К Ханнанова. -
Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ.
Физикон. «Физика 7-11 классы. Лаборатории».2005
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей естественно – научного цикла Протокол №1 от 30 августа 2019 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ М.Р.Журавлева «_____» _____________ 2019г. |