СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы по внеурочной деятельности 3 класс. (всего 4 программы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве собраны программы по внеурочной деятельности в 3 классе. "Информатика" ( Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Авторы программы: А.В.Горячев. Образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштеина – М.: Баласс, 2011. ), "Краеведение", "Умники и умницы", " Час здоровья".

Просмотр содержимого документа
«Час здоровья»

Час здоровья. 3 класс.

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Час здоровья» составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения;

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

  • Инструктивно – методическое  письмо «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Общая характеристика курса.

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами: Законы РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. 
Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения в младшем школьном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела.

Новизна рабочей программы состоит в идеи гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, способам сохранения и укрепления здоровья.

Ценностные ориентиры современного общества смещены в сторону материальных ценностей. Поэтому особенно важно остановиться именно на ценностном отношении ребенка к самому себе, к своему здоровью, в частности. В этом заключается актуальность рабочей программы «Азбука здоровья».

Педагогическая целесообразность рабочей программы направлена на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.

Цель: создание условий для формирования базиса личностной культуры школьников начального звена.

Задачи: Способствовать становлению ключевых компетенций школьников (социальной, коммуникативной, информационной, деятельностной, здоровьесберегающей), а именно:

  • Содействовать охране и укреплению здоровья детей, способствовать формированию правильной осанки;

  • Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления;

  • Развивать коммуникативную функцию речи, умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, выражать в речи свои чувства, эмоции, отношение к окружающему миру;

  • Развивать мышление, память, внимание, воображение как базисные психические качества, определяющие развитие ребенка.

  • Способствовать повышению уровня двигательных действий: освоения техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнении правил подвижных игр;

  • Развивать у детей умение выбирать необходимую информацию.

В программе описан системный подход к занятиям для внеурочной деятельности «Час здоровья». Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье. Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций, дидактические, подвижные игры, коррекционные упражнения, развивающие упражнения, и т.д. Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья. И поэтому каждое занятие включает в себя 3 блока:

  1. блок «Оздоровительный»- комплекс оздоровительных упражнений, которые направлены на укрепление и оздоровление организма;

  2. блок «Познавательный»-формирование познавательных компетенций;

  3. блок «Развивающий»- развитие личности ребенка.

На занятиях с детьми используются различные формы работы: обучающие интегрированные занятия, оздоровительно-физкультурные праздники, викторины, экскурсии и походы, дни здоровья, спортивные недели, олимпиады, придумывание сказок валеологического содержания. Основным видом деятельности является игра. На занятиях используется: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, строительные, подвижные, музыкальные, драматизации, а так же разнообразные виды театров- кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек…

Концепция рабочей программы «ЧАс здоровья» строится на следующих принципах:

1. Доступности – от простого к более сложному; ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью; ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью; педагог должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают; осознанного представления о здоровом образе жизни.

2. Открытости –для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители) .

3. Поступательности –программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей.

4. Консультативности –программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений.

5. Духовных качеств –программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство.

Изучаемый курс дополняет такие школьные дисциплины как физическая культура, основы безопасности жизни, анатомия.

Важно в процессе обучения отслеживать уровень знаний, умений и навыков, полученных детьми в течение учебного года. Критерием эффективности деятельности учащихся на занятиях является уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Планируемый контроль позволит выявить и зафиксировать в качественно-количественных показателях результаты деятельности обучающихся. Для этого запланированы следующие виды контроля – входной, текущий, рубежный и итоговый, которые проводятся в различных формах: валеологическая игра «Это надо не только знать, но и выполнять», конкурс знатоков Доктора Айболита, викторина «Знай и умей», интеллектуально- спортивная игра «Ралли эрудитов».

Планируемые результаты изучения курса

«Час здоровья»

В результате освоения программы курса «Час здоровья» формируются личностные, метапредметные действия, уровни воспитательных результатов, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Уровни воспитательных результатов:

1 уровень Приобретение учащимися социальных знаний (знаний об общих нормах обустройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения через взаимодействие с учителем.

2 уровень Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям образования ( в дружеской детской среде).

3 уровень Получение опыта самостоятельного общения в обществе.

Личностные результаты:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к своему здоровью различными средствами;

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, осознание необходимости сохранения и бережного отношения к здоровью;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения своего организма.

  • Социальные компетенции, сформированность основ гражданственной идентичности.

Метапредметные результаты:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умение поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

  • ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений важности бережного отношения к своему здоровью;

  • познавательная сфера – наличие углубленных представлений о своем организме и бережном отношении к своему здоровью; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в социуме;

  • трудовая сфера – владение навыками ухода за своим организмом;

  • эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

  • сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов

Рабочая программа «Час здоровья» адресована для детей младшего школьного возраста. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа . Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тематическое планирование

Дата

Разделы программы

Темы занятий

Описание примерного занятия со школьниками

сентябрь

Здоровое питание (12 часов)

1.Режим питания.

Беседа



2.Из чего состоит наша пища.

Чтение по ролям



3.Витаминизированные продукты.

Беседа



4.Блюда из зерна.

Беседа

октябрь


5.Польза завтрака.

Беседа



6.Суп и каша — пища наша.

Беседа



7.Полдник — время есть булочки?

Урок-дискуссия



8.Пора ужинать.

Беседа

ноябрь


9.Что нужно есть, чтобы стать сильнее.

Викторина



10.Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Урок-дискуссия



11.Каждому овощу свое время.

Ролевая игра



12.Мое идеальное меню.

Практическое занятие


Здоровый образ жизни (10 часов)

13.Личная гигиена.

Беседа



14.Одежда и обувь.

Чтение по ролям



15.Проверь свою осанку.

Практическое занятие

январь


16.Движение – основа здоровья.

Беседа



17.Когда время делать зарядку?

Сюжетно-ролевая игра



18.С какого возраста надо заниматься спортом.

Беседа



19.В здоровом теле – здоровый дух.

Викторина



20.Закаливайтесь на здоровье.

Беседа с элементами игры

февраль


21.Уголок спортивных занятий в квартире.

Беседа



22.Курение — враг здоровья.

Урок-дискуссия

март

Нравственные уроки (8 часов)

23.Друг в моей жизни.

Сюжетно-ролевая игра



24.Что значит быть счастливым.

Урок-дискуссия



25.О лени и лентяях.

Беседа

апрель


26.Об аккуратности.

Беседа



27.Об обидах и причинах обид.

Беседа



28.Эгоисты. Кто они такие?

Совместная работа с родителями



29.Урок вежливости.

Ролевая игра

май


30.Внешний вид нашего класса.

Урок-дискуссия.



31-32.Веселые эстафеты «Спорт любить, здоровым быть!»




33-34.Игра путешествия «По дороге к здоровью!»


Информационно-методическое обеспечение

В кабинете имеется доступ учителя к современному персональному компьютеру .

С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер оснащён звукоусиливающим комплектом. Физминутки, игры и расслабляющие упражнения проводятся в музыкальном сопровождении. Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Азбука здоровья».



Литература для учителя:

  1. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю. «Полезные привычки»: пособие для учителей. Изд-во Лицей, 2013

  2. Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А.А. “Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся”

  3. Завуч начальной школы. 2001 год, № 4. Разина Н.А. Валеологическое образование в начальной школе.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

  5. Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.

  6. В.М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов.

  7. Зверев А.Т. Экологические игры.

  8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.

  9. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.

  10. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005

  11. Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.

  12. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.

  13. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.

  14. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.

  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.

  3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2000.

  4. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.

  5. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.

  6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.

  7. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.

  8. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для учащихся.

  9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002.

  10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.

7





Просмотр содержимого документа
«Информатика »

ИНФОРМАТИКА 3 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004), Данный курс является пропедевтическим курсом, в рамках технологии и рассчитан  на изучение учащимися 
3-го класса в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Про­грамма соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по технологии.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

         Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

         Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Основные цели программы: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Виды учебной деятельности.

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- Решение доступных конструкторско-технологических задач.

- простейшее проектирование

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:

  • ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.

  • Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)

  • Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Содержание учебного предмета 

3 класс

 

1. Алгоритмы (8 часов).

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Учащиеся должны:

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

 

2. Группы (классы) объектов (8 часов).

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Учащиеся должны:

  • описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;

  • записывать значения  признаков в виде таблицы;

  • описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

 

3. Логические рассуждения (10 часов).

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Учащиеся должны:

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

 

4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Учащиеся должны:

  • находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; 

  • находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

  • располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; 

  • находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию

 

Требования к результатам обучения.

В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать:

  • Область применения и назначения компьютера;

  • Основные источники информации;

  • Назначение основных устройств компьютера

  • Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

 уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания информационных объектов на компьютере.   


Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Дата

Разделы программы

Тема занятий

Описание примерного занятия

сентябрь

1 часть


1.ТБ.

Введение.    Алгоритм.

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание   работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности шагов алгоритма   для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и внесение в него   изменений



2.Схема алгоритма.



3.Ветвление в алгоритме.



4.Цикл в алгоритме.

октябрь


5.Алгоритмы с ветвлениями и циклами.



6.Подготовка к контрольной работе.



7.Решение логических задач



8.Компьютер вокруг нас. Правила поведения в   компьютерном классе.

ноябрь


9.Компьютерные программы. Рабочий стол



10.Включение и выключение компьютера



11.Состав и действия объектов.

– анализ объектов с целью выделения признаков   (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе   самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований   и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

– участие в коллективном обсуждении;



12.Группа объектов. Общее название.

декабрь


13.Общие свойства объектов группы. Особенные свойства   объектов группы.



14.Единичное имя объекта.

Отличительные признаки.



15.Решение логических задач



16.Множество. Число элементов множества.

январь

2 часть


17.Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение   множеств.

– синтез – составление целого из частей, в том числе   самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– анализировать условия учебной задачи;

–  умение   оценивать работу в соответствии с критериями;

– признавание возможности существования различных   точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

 



18.Пересечение и объединение множеств.



19.Истинность высказывания. Отрицание. Истинность   высказываний со словом «Не».

февраль


20.Истинность высказываний со словами «И», «Или».



21.Граф. Вершины и ребра.



22.Граф с направленными ребрами.



23.Решение логических задач

март


24.Компьютерная графика



25.Основные операции при рисовании



26.Рисование и стирание точек, линий фигур.



27.Заливка цветом

апрель


28.Аналогия.

– анализ условия учебной задачи;

– оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– признавание возможности существования различных   точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения



29.Закономерность.



30.Аналогичная закономерность.



31.Решение задач на тему «Такое же или похожее   правило».

май


32.Решение логических задач



33. Выигрышная стратегия.



34.Нахождение выигрышной стратегии.



Работа над ошибками. Повторение.

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В кабинете имеется доступ учителя к современному персональному компьютеру .

С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер оснащён звукоусиливающим комплектом.

Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».


Список литературы для учителя

1. А.В.Горячев., Т.О. Волкова, К.И.Горина «Информатика в играх и задачах». Методические рекомендации для учителя. 3 класс.,М., ООО Баласс, 2011

2. Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. — М.: Омега, 1996.

3.Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г.Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2007.– 119 с.



Список литературы для учащихся

1. Горячев А.В., Волков Т.О., Горина К.И., М., Учебник «Информатика в играх и задачах»., М., Баласс, 2015.,


  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/

  2. http://videouroki.net/



Просмотр содержимого документа
«Краеведение»

Пояснительная записка

Актуальность изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Краеведческая деятельность позволяет структурировать социально-нравственный опыт, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Становление элементом исторического опыта человечества через распредмечивание другими людьми и выдвижение новых проблем, определяет социальную значимость краеведения. В результате происходит формирование системы ценностных ориентиров, содержащей такие категории как самореализация, самопознание, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка, а также те образования, в основе которых лежат нормы отношений к другому человеку с нравственным содержанием.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

- Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций;

- в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»;

- в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования и др. документах.

Основополагающая идея этих документов – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России, активного члена гражданского общества. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города.

Программа по курсу «Маленький ижевчанин» разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011) и Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Цель курса: создать условия для духовно-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через изучение и сохранение истории, природы и культуры родного края.

Задачи:

  1. Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.

  2. Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.

  3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

  4. Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

  5. Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

  6. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  7. Развитие логического мышления, речи, памяти.

  8. Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.

  9. Воспитание у обучающихся любви к малой Родине.

  10. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Ведь краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Маленький ижевчанин» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Курс «Маленький ижевчанин» рассчитан на 4 года обучения (1-4 кл.), 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Удмуртской Республики, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Удмуртии;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Удмуртской Республики, города;

  • описывать достопримечательности города Ижевска и родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Удмуртской Республики и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Структура курса.

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Введение.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

  1. Моя школа.

6 ч

3 ч

3 ч

3 ч

  1. Моя семья.

5 ч

3 ч

4 ч

4 ч

  1. Мой дом.

4 ч

4 ч

3 ч

3 ч

  1. Я и мои друзья.

4 ч

3 ч

3 ч

4 ч

  1. Мой город.

7 ч

10 ч

9 ч

11 ч

  1. Наш край.

5 ч

9 ч

10 ч

7 ч

  1. Обобщение.

1 ч

1 ч

1 ч

Всего

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч


Тематическое планирование. 3класс.

дата

Разделы

программы

Тема занятия

Описание примерного занятия со школьниками

сен

Введение

1.«Я и мой край». Человек, гражданин, патриот.


Правила поведения во время прогулок и поездок по городу, на экскурсиях, в музеях. Правила техники безопасности во время практических занятий в музеях и в классе. Тест.


Моя школа.

2.Мои родители- ученики нашей школы.


Миниинтервью: упражнения в умении задавать вопросы, коллективное составление анкеты для родителей. Сбор материала. Сообщение о школьных годах родителей. Оформление газеты.

3. Традиции школы. Сайт школы.

Экскурсия в «Интернет- класс» школьной библиотеки, знакомство со страницами сайта школы.

4. С днем рождения, мой класс!

Праздник «Нам 3 года»,

окт

Моя семья.

5. Тепло отчего дома. «Что растет на ветках родословного дерева?»

Дать понятие о терминах: «родословное дерево», «поколения», «потомки».

6-8. Проект «Семейный альбом».

Написание и защита проекта. Оформление страницы портфолио: «Генеалогическое дерево», «Семейный герб».

нояб


Мой дом


  1. Дом, в котором я живу.

Презентация.

  1. Библиотека у меня в доме.

Рассказ о домашней библиотеке.

11.Мамы всякие нужны, мамы разные важны.

Фоторепортаж.

дек

Я и мои друзья.


  1. Идем в гости.

Устный журнал. Об истории хороших манер. Правила поведения в гостях. Инструкция… как не надо дарить подарки.

13.Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Ролевые игры на формирование культуры общения.

14.Первое впечатление. Какое оно?

Чтение и обсуждение рассказа «Почему никто не улыбнулся?». Коллекция хороших манер.


Мой город.


15.Парки нашего города.

КТД: фотовыставка «В поисках прекрасного». Проект «Парк будущего».


16Дом, где живут книги.

Экскурсия в национальную библиотеку Удмуртской Республики. Рассказ экскурсовода. Беседа по содержанию. Викторина.


17.Экскурсия в Музейно- выставочный комплекс М. Т.Калашникова.

Рассказ экскурсовода о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Роль Удмуртии в достижении Победы над врагом. Написание сочинения.

Янв.


18-20. О чем рассказывают улицы нашего города.

Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию, установить связь с название улицы. Из истории городских улиц. Игра- путешествие. Выпуск газеты. Проект «История моей улицы».

21.Заочное путешествие в мир музыкальных инструментов.

Оформление газеты. Игра- викторина.

22.Предприятия нашего города: музей истории ОАО «Ижмаш».

Экскурсия в музей истории ОАО «Ижмаш».Рассказ экскурсовода. Встреча с ветеранами труда. Написание сочинений.

23.« Грозы 1812»

Участие жителей нашего города, края в войне 1812г. Посещение школьного музея. Викторина.

март

Наш край.

24.Устное народное творчество. Удмуртские сказочники.

Сказки Малых Л.Я., Мардановой Л.Н. Проба пера «Сочини сказку».

25-26. Сильные и могучие богатыри наши.

Знакомство с героическими подвигами былинных героев русского и удмуртского народов. Чтение художественной литературы. Просмотр видео фильма. Написание сочинений.

27.Развитие ремесел в Удмуртии.

Экскурсия в центр декоративно- прикладного искусства и ремесел. Куклы- обереги.

апр

28-29.Водоемы нашего края. Удмуртия – край родниковый.

Роль родников в природе. Происхождение слова «родник». Обустройство родника. Составление паспорта родника.

30.Реки Удмуртии.

Беседа о больших и малых реках. Поле чудес.

май

31.Лес как природное сообщество.

«Зеленое золото Удмуртии». Наиболее распространенные растения и животные. Пословицы и поговорки. Стихи удмуртских поэтов о деревьях. Лесные промыслы - охота, звероводство, лесничество. Создание творческих работ. Работа с природными материалами «мы живем в лесном краю».

32.Животный и растительный мир Удмуртии.

Экскурсия в зоопарк. Рассказ экскурсовода. Ребят знакомят с внешним видом, биологией и поведением животных Удмуртии.

Устный журнал. Сочинения.

33.Экскурсия в музей- усадьбу Г.Кулаковой.

Рассказ экскурсовода. Беседа по содержанию. Написание сочинений.


Обобщение.

34.Что бы я рассказал другу, впервые приехавшему в город Ижевск?

Сочинение.



Информационно-методическое обеспечение

В кабинете имеется доступ учителя к современному персональному компьютеру .

С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер оснащён звукоусиливающим комплектом.

Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с изображениями символов России и Удмуртии.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:


Список литературы для учителя:

  1. Закон Российской Федерации. Об образовании. – М. – 2012.


  1. Физические карты России, Удмуртской Республиики, иллюстрации растительного и животного мира Удмуртии, таблицы природных зон, фотографии экспонатов краеведческого музея, школьного музея;

  2. Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края», «Памятники Ижевска», «Исторические дома города Ижевска», мультфильм об Удмуртии.

  3. Н.В.Борлукова, Г.С.Волкова. Краеведение 2-4 классы, Ижевск,2013

  4. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

  5. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

  6. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.

  7. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём
    свою родину - Начальная школа, № 5, 1998

  8. . Белых В.Л. Удмуртские батыры.- Ижевск: Удмуртия, 2008.

  9. Захарова О.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе. // Начальная школа: плюс-минус. № 4., М. – 2002.

  10. Кулакова З.Н. Без знаний отечественной истории нет гражданственности. // Начальная школа: плюс-минус. № 4, М. – 2002.

  11. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование. // Начальная школа: плюс-минус. № 4, М. – 2002.

  12. Мой Ижевск: Книга для чтения по краеведению/ авт.- сост. О.Е.Аскарова.- Ижевск: Удмуртия. 2006.

  13. Удмуртия навеки с Россией: Книга для чтения по краеведению для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Авт.- сост. Т.С. Андреева.- Ижевск: Удмуртия, 2008.

  14. Памятники Отечества. Удмуртия. – Ижевск: 2000.

  15. Родной земли просторы. Хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии. 1-4 классы/ сост. В.М. Черыгова. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004.

  16. Фролов Г.Д. Удмуртская книга. История книгопечатания. Современная книга.- Ижевск: Удмуртия, 1982.

  17. http://www.tk461.stankin.ru/rus/base/doctr/doctrobr.html (Доктрина) Дата, 02.04.2012

  18. http://ijevsk.wikicitieslib.ru/Photos/-фотографии города.

  19. http://www.udmrbdu.ru/map-istok.html - у истоков удмуртской литературы.

  20. http://www.azinlib.ru/person/udmwriter/poskrebishev/ - писатели Удмуртии.

  21. http://alibudm.narod.ru/pis/pishud.html - Художники Удмуртии.

  22. http://tchaikovsky.votkinsk.ru/info.php- сайт музея- усадьбы П.И.Чайковского.


Список литературы для учащихся:

  1. Н.В.Борлукова, Г.С.Волкова. Краеведение 2-4 классы, Ижевск,2013

  2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.

  3. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  4. Рабочая тетрадь «Наш край». Ижевск, «Лицей»,2013.

  5. Удмуртские народные сказки, мифы и легенды.- Ижевск: Удмуртия. 2008.



Информационно- методическое обеспечение

Предполагаемая результативность курса:

  • у детей появится интерес к изучению родного края ;

  • они научатся элементам исследовательской деятельности;

  • учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;

  • у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.



Просмотр содержимого документа
«Умники и умницы »

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов, с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс «Умники и умницы» направлен  на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Цель и задачи курса

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.


Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 68 часа (2 часа в неделю).



Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.


Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.


Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.


Развитие внимания
. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.


Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.


Развитие речи
. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Объём учебного времени, отводимого на изучение курса «Умники и умницы» в 3 классе – 2 часа в неделю, 64 часа в год.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов у младших школьников, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • читать и пересказывать текст;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами
изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание учебного предмета

3 класс (68 часов)
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.


В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).


Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.


Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.


В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.


В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.


В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.


Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.


Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.


Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.


Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел)


Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Календарно-тематическое планирование

Даты

Разделы программы

Темы занятий

Описание примерного занятия со школьниками

сентябрь

1.Вводный урок

1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Тест


2.Развитие внимания

2-3.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Запомни и нарисуй.

Составь новые слова Логические задачи.



4-5.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игры на внимание.


3.Развитие памяти

6-7.Тренировка слуховой памяти 

Совершенствование мыслительных операций. 

Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти.

Прочитай слова, правильно поставь ударение.

Логические задачи на развитие способности рассуждать.

октябрь


8-9.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Игра «Внимание».

Игра «Найди фигуру».


4.Развитие мышления

10-11.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Так же, как…..»

Найди буквенную закономерность (числовую)

Логические задачи.


14.10.15.

12-13.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)



14-15.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.

ноябрь

5.Развитие внимания

16-17.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Кто быстро и правильно ответить на вопросы.



18-19.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.


6.Развитие памяти

20-21.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Произнеси слово задом наперёд.

Отгадайте слово по первым буквам слов.

декабрь


22-23.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка зрительной памяти.

Игра «Угадай число».

Ответь на вопросы, по словам на доске.


7.Развитие мышления

24-25.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Внимание»

Как получилось слово?



26-27.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы

Игра «На что похоже?»



28-29.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.

январь


30-31.Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Кто больше составит вопросов.

Нарисуй вид сверху.

Логические задачи.



32-33.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Уровень кругозора



34-35.Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка слуховой памяти.

Игра в слова.

февраль


36-37.Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти.

Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».



38-39.Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи




40-41.Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.



42-43.Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.

март


44-45.Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.



46-47.Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Игра «Внимание».

Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.


02.03.-04.03.

48-49.Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Внимание»

Как получилось слово

апрель


50-51.Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Уровень кругозора



52-53.Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.



54-55.Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

Мозговая гимнастика.

Разгадывание ребусов.



56-57.Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Интеллектуальная игра.

май


58-59.Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)



60.Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Угадай героев сказок, рассказов, повестей.



61.Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Тренировка слуховой памяти.

Определи на слух общий звук в словах.



62.Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Уровень кругозора



63.Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

Мозговая гимнастика.

Уровень кругозора



64.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года




VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга,2015.

  2. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ - книга,2009.

  3. Мультимедиа CD «Математика в школе и дома» 3 класс.

  4. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа».


ТСО: Компьютер, интерактивная доска Smart, принтер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!