Пояснительная записка
Программа курса «Краеведение» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
- Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа внеурочной деятельности «Родной край» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Кружок «Родной край» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Организация достижения целей:
Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Срок реализации 1 год.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34 часа во 2 классе.
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25 минут
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование учеников и родителей «Удовлетворённость классом и школой».
Ожидаемый результат:
рост познавательной активности у ребят;
увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
участие в различных конкурсах;
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
индивидуальные встречи с родителями в течение года;
посещение родителями различных выставок, мероприятий;
проведение занятий совместно с родителями.
Содержание программы
(34 часа)
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие республика. Территория и географическое положение Удмуртии. Знакомство с картой республики, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Ижевска.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам г. Ижевска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)
Полезные ископаемые Удмуртии.
Речная сеть республики, реки.
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Народные промыслы удмуртов, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по краеведению
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Удмуртии, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, города, школы;
традиции русского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ .
Обучающиеся должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
приобретение практических навыков поведения в природе;
активная жизненная позиция детей;
экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
разумное отношение к своему здоровью;
сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
направленность личности в профессиональном выборе;
сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
выбор личных, жизненных приоритетов.
Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Разделы программы | Темы занятий | Описание примерного занятия со школьниками |
1 четв. Сентябрь | Введение | Краеведение- наука о родном крае. | Правила поведения во время прогулок и поездок по городу, на экскурсиях, в музеях. Правила техники безопасности во время практических занятий в парках, музеях и в классе. |
| | Природа – наш второй дом | Оформление фотовыставки «Ижевск-цветущий город». |
| Мой край на карте Родины | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | Рисунки «Флаги разных стран» Интеллектуальная игра «Москва-столица» |
| | Символ России – берёза. | |
октябрь | | Удмуртия – частица России. Символика края. | Наш край на карте России. Работа с раскрасками «Костюмы удмуртских народов» |
| | Город, в котором живем. | Экскурсии к историческим местам города. Выставка рисунков «Мой город» |
| | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | Народные костюмы. Описание блюда Эскизы народных костюмов. |
| | Знакомство с символикой Ижевска. | Знакомство с Гербом, флагом, гимном г. Ижевска, Удмуртии. Президент Удмуртской Республики |
2 четв. ноябрь | Я и моя семья | Профессии моих родителей. | Презентации. Рисунки. |
| | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | Презентация. Рассказы детей . |
| | Моя родословная. | Дать понятия: «родословное дерево», «поколения», «потомки». Выставка «Семейные раритеты» |
| Моя улица | Экскурсия по улицам города Ижевска. | Из истории городских улиц. Игра-путешествие. Проект «История моей улицы». |
декабрь | Наша школа | Знакомство с историей, традициями своей школы. | Экскурсия в музей школы |
| Природа нашего края | Полезные ископаемые Ижевска. | Работа с физической картой УР. |
| | Что дает наш край стране. | Воспитание экологической культуры. |
| | Климат. Сезонные изменения погоды в Удмуртии. | Работа с дневником наблюдния |
3 четв. январь | | Реки Удмуртии. | Кроссворд «Реки». Беседа «Откуда текут реки?» |
| | Растительный мир Удмуртии. Лиственные и хвойные деревья региона. | Викторина «По тропинке- за травинкой» Беседа о заповедниках Удмуртии. |
| | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | Загадки о растениях. |
февраль | | Лекарственные растения нашего края. | Заочное путешествие по заповедникам Удмуртии. |
| | Викторина «Что это за листья?» | Экологическая беседа о родниках нашего края. Плакаты «Защитим родную природу». |
| | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | Рисунки «Запрещающие знаки в природе» |
| | Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | Заочное путешествие по заповедникам Удмуртии. |
март | | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | Рисунки «Первоцветы» |
| | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | Викторина |
| | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | Брей-ринг по пословицам и загадкам. |
| | Животный мир Удмуртии. | Сообщения о животных. |
4 четв. апрель | | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | Рисунки «Птицы нашего края» |
| | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | Творческие сочинения. |
| | Викторина «В мире животных». | Викторина |
| | Птицы родного края | Проект «Птицы нашего края» |
май | | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | Заочное путешествие в город Воткинск. Беседа о великом композиторе П.И.Чайковском. |
| | Народные промыслы удмуртов. | Экскурсия в этнический музей. |
| | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | Создание коллажа «Край, в котором я живу». |
№ п/п | Раздел и тема | всего ча-сов | В том числе | Дата по пла-ну | Дата фак-тическая |
тео-рия | практика |
Тема 1: Введение | 2 | 1 | 1 | | |
(1) | Краеведение- наука о родном крае. | | 1 | | | |
(2) | Природа – наш второй дом | | | 1 | | |
Тема 2: Мой край на карте Родины | 6 | 4 | 2 | | |
(1) | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | | 1 | | | |
(2) | Символ России – берёза. | | | 1 | | |
(3) | Удмуртия – частица России. Символика края. | | 1 | | | |
(4) | Город, в котором живем. | | | 1 | | |
(5) | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | | 1 | | | |
(6) | Знакомство с символикой Ижевска. | | 1 | | | |
Тема 3: Я и моя семья | 3 | 1 | 2 | | |
(1) | Профессии моих родителей. | | 0,5 | 0,5 | | |
(2) | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | | | 1 | | |
(3) | Моя родословная. | | 0,5 | 0,5 | | |
Тема 4: Моя улица | 1 | | 1 | | |
(1) | Экскурсия по улицам города Ижевска. | | | 1 | | |
Тема 5: Наша школа | 1 | | 1 | | |
(1) | Знакомство с историей, традициями своей школы. | | | 1 | | |
Тема 6: Природа нашего края | 21 | 12 | 9 | | |
(1) | Полезные ископаемые Ижевска. | | 1 | | | |
(2) | Что дает наш край стране. | | 1 | | | |
(3) | Климат. Сезонные изменения погоды в Удмуртии. | | 0,5 | 0,5 | | |
(4) | Реки Удмуртии. | | 1 | | | |
(5) | Растительный мир Удмуртии. Лиственные и хвойные деревья региона. | | 0,5 | 0,5 | | |
(6) | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | | 0,5 | 0,5 | | |
(7) | Лекарственные растения нашего края. | | 1 | | | |
(8) | Викторина «Что это за листья?» | | | 1 | | |
(9) | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | | 1 | | | |
(10) | Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | | | 1 | | |
(11) | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | | 1 | | | |
(12) | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | | | 1 | | |
(13) | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | | | 1 | | |
(14) | Животный мир Удмуртии. | | 0,5 | 0,5 | | |
(15) | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | | 1 | | | |
(16) | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | | | 1 | | |
(17) | Викторина «В мире животных». | | | 1 | | |
(18) | Птицы родного края | | 0,5 | 0,5 | | |
(19) | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | | 1 | | | |
(20) | Народные промыслы удмуртов. | | 0,5 | 0,5 | | |
(1) | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | 1 | 1 | | | |
| ИТОГО: | 34 | 18 | 16 | | |
Информационно-методическое обеспечение
В кабинете имеется доступ учителя к современному персональному компьютеру .
С данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер оснащён звукоусиливающим комплектом.
Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с изображениями символов России и Удмуртии.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Физические карты России, Удмуртской Республиики, иллюстрации растительного и животного мира Удмуртии, таблицы природных зон, фотографии экспонатов краеведческого музея, школьного музея;
Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края», «Памятники Ижевска», «Исторические дома города Ижевска», мультфильм об Удмуртии.
Список литературы для учителя:
Н.В.Борлукова, Г.С.Волкова. Краеведение 2-4 классы, Ижевск,2013
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём
свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
В.А.Синицын. Я начну, а ты продолжи.(Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов.) Владимир.,1992.
Г.Е. Окулова. Занимательная фонетика на уроке и после. Оса, Ростани,1993
http://belvoin.narod.ru/images-a/rod_drev_slav_imena.html
Список литературы для учащихся:
Н.В.Борлукова, Г.С.Волкова. Краеведение 2-4 классы, Ижевск,2013
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
Рабочая тетрадь «Наш край». Ижевск, «Лицей»,2013.
6. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.