ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО
И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ВОРОНЕЖ 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих; сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Данная программа предназначена для работы с детьми 6,5–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на 4 учебных года, по 1 занятию в неделю.
Программ реализуется в учебной деятельности как ведущей для этого возрастного этапа и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и человеческого здоровья.
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей, Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Учитывая, что программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.
Задачи:
- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
- воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех «П»: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей; уважение к ребенку, к процессу и результатам' его деятельности; комплексный подход; систематичность и последовательность; интеграция; наглядность – важные принципы реализации программы.
При этом содержание разделов строится на основных принципах дидактики:
- принцип научности – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки о культуре здорового образа жизни;
- доступности – содержание информации и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);
- наглядности – познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
- занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической деятельности;
- адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);
- актуальности (отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией);
- психологической комфортности (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);
- обучения в деятельности (организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);
- целостности содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления);
- сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);
принцип опоры на предшествующее развитие (опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и воспитание.)
принцип минимакса — учитель дает содержания много, а каждый ученик усваивает по своим возможностям;
принцип социализации личности
Использование в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитательных технологий и технологий обучения и развития, обеспечивающих формирование позитивного социального опыта у учащихся.
Наименование технологий | Формы воспитательной деятельности | Компетенции и УУД, на формирование которых направлено использование технологий в воспитательной работе |
1. Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. | Дежурные команды по системе И.П. Иванова со сменными поручениями (группы санитаров, группы чистоты, группы порядка) | Общекультурные, социально-трудовые компетенции |
2. Технология деятельностного метода | Работа в парах, группах при освоении новых знаний. | Способность к саморазвитию и самоизменению; организовывать планирование, анализ, рефлексию |
3. Технология дифференцированного обучения | Индивидуальный подход. | Умение ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель |
4. Технология проблемного обучения | Выдвижение и доказательство гипотез, работа в парах, группах. Умение вести диалог. | Учебно-познавательные компетенции: умение организовать самооценку своей учебно-познавательной деятельности |
5. Информационно коммуникационные технологии | Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей. Организация выставок. | Информационные компетенции: владение навыками использования информационных устройств. Умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее |
6. Групповая проблемная работа | Диспуты, дискуссии, обсуждение ситуации, разработка проектов по предметам | Учебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции |
7. Технология свободного воспитания | Предоставление свободы выбора и самостоятельности | Информационные; учебно-познавательные; ценностно-смысловые; здоровьесберегающие компетенции |
8. Личностно ориентированные технологии воспитания | КВНы, шоу, викторины, конкурсы, позволяющие обеспечить комфортные, бесконфликтные условия развития личности и реализацию ее природных потенциалов | Креативные, коммуникативные, культуроведческие, общекультурные компетенции. |
9. Технология правового и патриотического воспитания | Кружок «Правовое воспитание от А до Я» | Формирование социального здоровья. Толерантность, правовая грамотность. Коммуникативные; информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания. |
10. Технология здорового раскрепощенного развития детей в учебно-познавательном процессе (В.Ф. Базарный) | Физкультминутки. Хоровое пение | Личностные: поведенческие, эмоциональные |
11. Физкультурно-оздоровительные технологии: «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной; «Детская аэробика» С.В. Колесниковой | Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия, закаливание | Личностные, направлены на физическое развитие |
12. Экологические технологии: цветотерапия, флора-дизайн | Кружки, внеклассные мероприятия | Личностные, исследовательские |
13. Технология звуковой психорегуляции дыхания М.Л. Лазарева | Музыкальные занятия | Здоровьесберегающие компетенции |
14. Методика игрового обучения С. и Е. Железновых | Кружки, внеклассные мероприятия | Личностные, направлены на физическое развитие |
15. Массаж биологически активных зон по А.А. Уманской | Занятия в группах | Личностные, направлены на физическое развитие, повышение сопротивляемости организма |
16. Пальчиковые игры | Уроки физической культуры, физкультминутки, внеклассные мероприятия | Речевые и коммуникативные компетентности |
17. Арт-технологии | Уроки ИЗО, музыки, технологии, внеклассные мероприятия | Личностные, направлены на развитие эмоционального восприятия |
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся: понимание ценностей собственной жизни и жизни, окружающих людей; способность контролировать свою деятельность; умение вовлекать эмоций в процесс деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; способность к рефлексии; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья; настойчивость в реализации здорового образа жизни; отношение к правилам и нормам здорового образа жизни, как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровье-сберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- умение осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции по здоровье-сберегающему направлению – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Их составляют следующие универсальные учебные действия:
- способность ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
- умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
- создавать условия для проведения здоровьесберегающих (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.);
Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в паре и группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
- уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
- владеть способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;
- умениями искать и находить компромиссы;
- иметь положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанные на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции – это умение при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать ее. Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности младшего школьника по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося универсальные учебные действия:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- уметь осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски;
- использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением, уход за растениями. Знания по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим; ухаживать за ребенком младшего возраста. У младших школьников формируются следующие универсальные действия:
- знать духовно-нравственные основы жизни человека и общечеловеческой культуры;
- знать культуру, традиции и обычаи своего народа;
- иметь представление о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;
- владеть эффективными способами организации своего свободного времени;
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
- позитивно относиться к своему здоровью;
- владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
- владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:
- способность к работе в группе ради достижения цели;
- самоконтроль;
- отсутствие чувства беспомощности;
- способность слушать других людей и принимать во внимание сказанное ими;
- способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
- умение контролировать свою деятельность;
- умение абстрагировать;
- терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;
- самостоятельность мышления, креативность и оригинальность;
- вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить диалог;
- готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставленную задачу;
- готовность и способность обучаться самостоятельно;
- отношение к правилам как указателям желательных способов действия;
- персональная ответственность за порученное дело;
- поиск и использование обратной связи;
- способность принимать решения и отвечать за их результат;
- уверенность в себе.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимают «полное физическое, психическое и социальное благополучие».
Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования через уроки здоровья, урочную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.
Учитель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями.
1
1