СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Я б в синоптики пошёл! Пусть меня научат!"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что шестиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую и проектную деятельность. Реализация программы внеурочной деятельности позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучать погоду, формировать знания о климате своей местности.

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Я б в синоптики пошёл! Пусть меня научат!"»

Программа занятий внеурочной деятельности научно-познавательного направления

«Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!»



Вступление.

Для подавляющего большинства людей главным, если не единственным источником географических знаний является школа. От школьной общеобразовательной подготовки зависит уровень географической культуры населения, что предполагает навыки географического мышления. Географическое мышление – это вовсе не только умение ориентироваться в земном пространстве с помощью карты, но и комплексный взгляд на окружающую нас природу, понимание теснейшей взаимосвязи между человеком и его средой обитания, который на мой взгляд, куда важнее.

Сейчас перед учителем географии стоит методическая задача в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

О важности новых подходов в преподавании школьной географии сегодня говорят на самом высоком уровне: «Молодёжи адресована и разработка нового образовательного стандарта по географии. Речь идёт не о "косметических" новациях, а о полноценной актуализации всей системы географического образования» - сказал президент Русского географического общества С. К. Шойгу на заседании Попечительского Совета РГО.

С целью повышения познавательного интереса учащихся, усиления практической направленности обучения в школу поступило новое оборудование, в том числе для изучения погоды и климата родного края. В комплект входит: метеостанция, установочный диск с программой для обработки данных на компьютере.

Датчики метеостанции установлены на крыше школы, а сенсорный дисплей улавливает их показания и отображает на экране: температура на улице, влажность и тенденции изменения, давление, направление и скорость ветра, количество осадков. Так же экран показывает точное время, месяц, год, день наблюдения, звуковым сигналом сообщает о критических показаниях датчиков, строит диаграмму динамики атмосферного давления (см. в ПРЕЗЕНТАЦИИ)

Зачем школе нужна метеостанция? При помощи метеостанции на занятиях дети могут наблюдать за явлениями погоды и элементами окружающего мира. Видеть динамику их изменений и взаимосвязанность всех элементов. Метеостанция позволит ученикам вести дневник наблюдений за погодой непосредственно в зоне их проживания или обучения. Наличие данных поможет ребятам научиться составлять свои прогнозы о погоде на завтрашний день. Интересно также вести и просматривать архивы погоды за несколько лет обучения. Данные метеостанции можно вывешивать на информационных табло в школе, сообщать по школьному радио. Также данные метеостанции можно использовать для своевременной высадки и правильного взращивания растительных культур на пришкольных участках.

На занятиях внеурочной деятельности «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!» метеостанция играет роль катализатора к исследовательской и проектной деятельности учащихся в реальной образовательной практике.

Сложности работы со школьной метеостанцией возникли во многих школах области: проблемы с подключением оборудования, методическое обоснование, способы работы – вот неполный перечень вопросов к работе с новым оборудованием. Наша школа одна из немногих смогла быстро преодолеть трудности. Опыт занятия внеурочной деятельности с метеостанцией был представлен на региональном семинаре для учителей географии образовательных организаций – региональных инновационных площадок по направлению «Введение ФГОС ООО» 13.02.2014г. на базе МБОУ СОШ № 88 с УИОПС о чём свидетельствует справка Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, ГОБУ ВПО ВО «Воронежский институт инновационных систем», Центра развития образования и мониторинга образовательной
деятельности №24 от 13.02.2014г (Видеозапись мастер-класса «Системно-деятельностный подход в преподавании географии на примере занятия внеурочной деятельности «Мифы и реальность о предсказаниях погоды»» на CD-ДИСКЕ)

Учащиеся школы, которые посещали занятия данной внеурочной деятельности сейчас в 8 классе и можно уверенно говорить о положительных результатах. Дети самостоятельно выбирают область исследования, формулируют цель и задачи исследования (проекта). Могут планировать собственную траекторию исследования, оформляют результаты работы. В 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах данная группа учащихся составляет «костяк» краеведческого объединения школы «Не за тридевять земель», которое я возглавляю. С успехом выполняем краеведческие исследования: Iместо в областном конкурсе исследовательских работ по теме поиска «Топонимика историческая и «легендарная» Воронежской области» (март 2014г), I место в областном конкурсе исследовательских работ по теме поиска «Моя родословная» (октябрь 2014г), победа в районном конкурсе исследовательских работ по теме поиска «Подвиг народа» (март 2015г). Высокая результативность участия в конкурсах разного уровня, активность в школьной жизни – показатель эффективности такой программы работы с учащимися.





Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

2) Основной образовательной Программы основного общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения Терновская средняя общеобразовательная школа № 1, протокол № от 24.08.2013г.

3) Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что шестиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую и проектную деятельность. Реализация программы внеурочной деятельности позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучать погоду, формировать знания о климате своей местности. Программа включает организацию систематических наблюдений за погодой, работу с Интернет-ресурсами и картой своего района. Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес шестиклассников к изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!» является актуальной в системе школьного географического образования.

Главным способом реализации содержания программы является организация исследователь­ского цикла по схеме: теоретический материал, постановка про­блемы, определение целей и задач, подбор методики, сбор и об­работка собственного материала, анализ полученных данных, выводы, презентация. Определяющим условием качества образовательного процесса – степень самостоятельности ученика на разных этапах исследования.

В данной программе представлено планирование занятий по курсу внеурочной деятельности «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!» с элементами исследовательской деятельности учащихся 6 классов.

Программа имеет как инвариативную часть, связанную с освоением теоретических знаний и практических навыков в области планируемых исследований, так и вариативную, в рамках которой учащиеся осваивают методологию исследования, методики экспериментальной работы, выполняют конкретные исследования.

Учащийся, посещающий занятия, должен учиться:

- использовать современные технологии для изучения атмосферы;

- осваивать навыки чтения показаний измерительных приборов;

- учиться наблюдать изменения в погодных условиях;

- фиксировать необходимые данные: вычислять средние месячные температуры, строить графики месячного хода температуры, вычерчивать розу ветров, диаграмму облачности, составлять описание погоды за сутки, месяц;

- осознавать значение исследования погодных условий для различных отраслей хозяйства.

Основным результатом реализации программы является наличие у учащихся следующих знаний:

- о понятийном аппарате проектной и исследовательской деятельности;

-о закономерностях проектной и исследовательской деятельности и о содержании её основных этапов.

Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию научно-познавательного направления МКОУ Терновская СОШ №1 и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 6-классников и соответствует требованиям ФГОС.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность программы

Содержание курса внеурочной деятельности «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!» предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельной мыслительной деятельности и развития личности учащихся, используя исследовательскую и проектную деятельность.

Разделы программы: 1. Предсказание погоды и его значение в жизни людей; 2.Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). 3. Наблюдение за погодой своего края.

Нельзя не воспользоваться этим благодатным для исследований материалом, позволяющим развивать мыслительные способности детей, учить их объяснять закономерности, выявлять противоречия, выделять причины и следствия изучаемых явлений, тем самым учить прогнозировать изменения погоды в своём населённом пункте.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Открывает для учащихся мир профессии метеоролога.

Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что шестиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую и проектную деятельность. Состоит в использовании новых технологий в изучении атмосферных явлений, их анализе и обобщении: датчики Метеостанции, Сайты Гидрометцентра России, Программа Coogl Earth.

Отличие программы данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение метеостанции для развития познавательного интереса учащихся в изучении родного края. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами исследовательской деятельности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Для каждого учащегося, выполняющего индивидуальную исследовательскую работу, составляется индивидуальный план её выполнения, в котором отражаются содержание и формы деятельности и часы, отводимые на теоретические и практические занятия.

Индивидуальный план выполнения исследовательской работы.

№ п/п

Этапы работы

Содержание работы

Формы работы

Количество часов теоретических и практических занятий

1

Выбор темы исследования




2

Обсуждение цели, задач и гипотезы исследования




3

Ознакомление с литературой и формирование общей части литературного обзора




4

Промежуточный отчёт о работе




5

Подбор и освоение методов исследования




6

Выполнение собственных исследований




7

Работа с уточнённым списком литературы




8

Обработка результатов и их обсуждение




9

Оформление работы к презентации




Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний об атмосфере у обучающихся развиваются исследовательские начала. Занятия внеурочной деятельности способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию способностей исследователя.

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере исследовательской и проектной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Развивать исследовательские способности учащихся, воспитывать активного человека.

Задачи

Средствами лабораторного оборудования (Метеостанция, комплект «Наблюдение за погодой») развивать исследовательские способности учащихся:

1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания, относящихся к понятию «погода»;

2. Описание погодных условий на обиходном языке и изучение четырёх составляющих погоды – температуры, облачности, осадков, силы ветра;

3. Освоение навыков чтения показаний измерительных приборов, записи результатов в таблицу, построения температурных кривых.

4. Знакомить с понятиями, формами и методами работы, связанными с учебной исследовательской (проектной) деятельностью.

Методы и приемы обучения:

- беседа по изучаемому материалу;

- работа с различными источниками географической информации;

- исследование;

- наблюдение;

-защита разработанных проектов;

- работа с ресурсами сети Интернет;

-проведение экскурсий и групповых занятий.


Виды деятельности:

-учебно-исследовательская деятельность;

-проектная деятельность;

- ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;

- работа с различными источниками географической информации;

- работа в сети Интернет.


Формы организации внеурочной деятельности:

- исследовательские и проектные работы;

- экскурсии (на метеостанцию г. Жердевка, к водным объектам своей местности, в Савальский лес);

-природоохранные просветительские акции;

- выставки проектов, их защита.

Перспективы опыта применения исследовательской деятельности учащихся: организация относительно самостоятельной поисковой деятельности учащихся на занятиях внеурочной деятельности: позволяет проявлять активность в познании окружающего мира; быть контактным в различных социальных группах; уметь отстаивать собственное мнение; быть терпеливым к мнению других; работать в коллективе; предотвращать конфликтные ситуации; быть социально успешной личностью.

Ожидаемые результаты освоения программы:

личностные результаты предусматривают:

- опыт исследовательской деятельности по изучению климатических особенностей своей местности;

- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за состоянием погоды, высотой солнца над горизонтом;

- положительную мотивацию к исследовательской деятельности;

метапредметные результаты:

- опыт исследовательской деятельности;

- опыт наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов наблюдения;

- построение графиков, определение средних значений;

- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;

- умение прогнозировать результат своей деятельности;

предметные результаты:

- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;

-умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе занятий внеурочной деятельности по курсу «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!»;

- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;

- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследований атмосферы;





Учебно-тематический план.


п/п

Тема занятия

Общее количество часов

В том числе :

Характеристика универсальной учебной деятельности учащихся

аудиторные

неаудиторные

Раздел 1. Предсказание погоды и его значение в жизни людей

1.

Мифы и реальность о предсказаниях погоды.

3

2

1

Л. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

П: Начать систематические наблюдения за погодой. Р: Умение работать с текстом, выделять в нем главное. К. Умение вести дискуссию


Раздел 2. Погода, её составляющие

2.

Из чего складывается погода?

3

1

2

Л. Умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; Р. Способности к самостоятельному приобретению новых знаний; П. Учиться описывать погодные условия на обиходном языке; К. Учиться критично относиться к своему мнению;


3.

Регистрация температуры. Максимальная и минимальная температура

2

0,5

1,5

Л. Умение использовать географические знания для созидательной деятельности Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему П. Формирование умения измерения температуры воздуха, составления графика хода температуры К. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы

4.

Направление ветра

3

1

2

Л. Личное осознание целостности природы Р. Устанавливать основные приемы работы с метеооборудованием для фиксации направления ветра П. Знакомятся с направлением ветра по сторонам горизонта, с приборами, которые используют для определения направления ветра. Регистрируют и анализируют изменения направления ветра в течение нескольких дней по данным метеостанции. К. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы о значении ветра, его положительном и отрицательном значении

5.

Сила ветра

2

0,5

1,5

Л. Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества Р. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха П. Знакомятся с устройствами для измерения ветра, основанными на принципе анемометра. Учатся использовать анемометр и узнают, что силу и скорость ветра можно регистрировать с использованием различных единиц измерения. К. Учиться критично относиться к своему мнению, результатам наблюдений

6.

Регистрация осадков. Виды осадков

2

1

1

Л. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Р. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности П. Учиться регистрировать вид и уровень осадков при помощи дождемера и результатов работы метеостанции К. Уметь приводить аргументы, подтверждая их фактами.


Раздел 3. Наблюдение за погодой своего края.


7.

Оценка метеорологических наблюдений (за месяц)

6

1

5

Л. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) П. Учиться устанавливать причинно-следственные связи между составляющими погоды К. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


8.

Подготовка к семинару

11

2

9

Л. Гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Р. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

П. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий К. Умение выступать перед разными аудиториями

9.

Семинарские занятия

3

-

3

Л. Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями Р. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

П. Способы презентации продукта своей исследовательской деятельности К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.



Итого

34

9

25


Сокращения: Л. – личностные; Р. – регулятивные; П. – познавательные; К.- коммуникативные УУД



Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Мифы и реальность о предсказаниях погоды.

Вариативная часть содержания: Формирование представления о прогнозе погоды, трудностях прогнозирования, возможности прогноза погоды средствами школьной метеостанции. Инвариативная: знакомство с понятиями «исследование», «проект». Различия проектной и исследовательской деятельности. Типы проектов, типы исследований. Цели и задачи, как определить.

Основные понятия: погода, прогноз погоды, синоптическая карта, информация, проект, исследование.

Теоретические занятия - 2 Практические занятия - 1

Тема 2. . Из чего складывается погода?

Вариативная часть содержания: Описание погодных условий на обиходном языке и изучение четырёх составляющих погоды. Инвариативная: Планирование и выбор темы и цели исследования (проекта). Формулирование задач. Планирование и выбор методики исследования. Регистрация данных (основные) правила ведения записей при наблюдении и в лабораторных экспериментах.

Основные понятия: температура, облачность, ветер, осадки – важные составляющие погоды, наблюдение, эксперимент.

Теоретические занятия - 1 Практические занятия - 2


Тема 3. Регистрация температуры. Максимальная и минимальная температура

Вариативная часть содержания: Формирование умения измерения температуры воздуха термометром и правильной записи результатов. Учащиеся узнают о возможностях применения максимально-минимального термометра. Чтение таблиц и графика суточной температуры, построенной школьной метеостанцией. Инвариативная: Обработка данных опытов и наблюдений (составление таблиц, графиков и схем).

Основные понятия: температура, термометр, цифровой максимально-минимальный термометр, график хода температуры.

Теоретические занятия – 0,5 Практические занятия – 1,5


Тема 4. Направление ветра.

Вариативная часть содержания: Учащиеся знакомятся с направлением ветра по сторонам горизонта, с приборами, которые используют для определения направления ветра. Регистрируют и анализируют изменения направления ветра в течение нескольких дней по данным метеостанции. Построение розы ветров по данным за предыдущий месяц. Инвариативная: Правила написания отчётов. Работа с литературным источником, ссылки на литературу, и оформление библиографического списка использованной литературы.

Основные понятия: ветер, компас, флюгер, роза ветров, литература и источниковая база, библиографический список.

Теоретические занятия - 1 Практические занятия - 2


Тема 5. Сила ветра.

Вариативная часть содержания: Учащиеся наблюдают и описывают результаты воздействия ветра. Знакомятся с устройствами для измерения ветра, основанными на принципе анемометра. Учатся использовать анемометр и узнают, что силу и скорость ветра можно регистрировать с использованием различных единиц измерения. Инвариативная: Методики исследований в данной предметной области.

Основные понятия: флюгер, анемометр, шкала Бофорта.

Теоретические занятия – 0,5 Практические занятия – 1,5


Тема 6. Регистрация осадков. Виды осадков.

Вариативная часть содержания: Учащиеся регистрируют вид и уровень осадков при помощи дождемера и результатов работы метеостанции. Инвариативная: Методики исследований в данной предметной области.

Основные понятия: осадки, виды осадков, дождемер.

Теоретические занятия -1 Практические занятия – 1


Тема 7. Оценка метеорологических наблюдений

Вариативная часть содержания: Учащиеся анализируют состояние погоды на определённый день и изменение погоды за несколько недель из архива метеонаблюдений школьной станции. Устанавливают причинно-следственные связи между составляющими погоды (осадки не выпадают, если нет облаков, за исключением росы; западный ветер приносит дождь и т.д). Инвариативная: Первичная обработка и оформление результатов исследований. Матричные, табличные диаграмные, графические и другие способы обработки и представления материала.

Основные понятия: таблицы наблюдений за погодой, причинно-следственные связи.

Теоретические занятия -1 Практические занятия - 5


Тема 8. Подготовка к семинару.

Формы представления результатов: устный отчёт, письменный отчёт, представление модели, презентации, стендового материала и т.п. подготовка доклада по выполненной работе. Культура выступления и ведения дискуссии, соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы.

Теоретические занятия – 2 Практические занятия - 9


Тема 9. Проведение семинара.

Учащиеся представляют результаты учебных проектов, презентуют продукт своего проекта.

Основные понятия: учебный проект.

Практические занятия – 3


Список использованной литературы. 1. Загашев И.О., Заир-Бек. С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003. 2. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения: учеб. пособие. – М., 2008. 3. Петти Д. Современное обучение: практическое руководство. – М., 2010. 4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007. 5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., НИИ школьных технологий, 2006. 6. Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе» - М.: Вербум - М, 2001. 7. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений». – М.: АРКТИ, 2006.



Заключение.

Содержание курса внеурочной деятельности предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельной мыслительной деятельности и развития личности учащихся. Главные особенности погоды и климата своей местности основываются на закономерностях и противоречиях. Нельзя не воспользоваться этим благодатным для исследовательского характера обучения материалом, позволяющим развивать мыслительные способности детей, научить их объяснять закономерности, выявлять противоречия, выделять причины и следствия изучаемых явлений, тем самым научить прогнозировать изменения погоды, воспитать ответственное отношение к собственной среде обитания, окружающей среде в целом.

В качестве примера предлагаю рассмотреть исследование на тему «Живые барометры». Цель данной работы изучить способы прогноза погоды на основе наблюдений за живыми объектами. Объектами исследования стали: поведение домашней кошки, изменение угла ветви хвойного дерева относительно ствола, самочувствие близких родственников. Для достижения цели ребятами были поставлены следующие задачи: подобрать и изучить литературу по данной теме, применить полученные знания на практике (наблюдать и прогнозировать), провести анализ полученных данных. Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования на уроках географии и экологии, позволяет подтвердить или опровергнуть точность научных метеопрогнозов. Учащиеся использовали следующие методы исследования: анализ научно-публицистической литературы, обобщение и классификация полученной информации, наблюдение за изменениями в поведении «живых барометров» и за явлениями природы.

Из выступления Фролова Ивана на семинаре «Живые барометры»: « Целью своего исследования я считаю сбор информации из различных источников о растениях – предсказателях погоды. В том числе и опытным путём. Для достижения цели, которую я поставил перед собой необходимо решить следующие задачи: - Изучить литературу и выяснить биологические причины реагирования растений на изменение окружающей среды; - Наблюдать за изменениями угла ветки сосны относительно ствола; - Сравнивать с показаниями влажности; - Построить графики, анализировать результаты. В своём проекте я проверяю гипотезу о том, что растения - барометры предсказывают погоду безошибочно. Внимательно наблюдая за растениями можно и без помощи синоптиков узнать погоду на завтра, а то и на ближайшие день два. Издавна существует самодельный барометр: ветку ели или сосны пристраивают к стене таким образом, чтобы один конец был свободен и двигался вдоль небольшой импровизированной шкалы. Наблюдая за движением свободного конца ветки, можно безошибочно определять предстоящую погоду. Результаты, полученные в течение марта – апреля я представил в виде графика.

Вывод: Как вы можете видеть, угол ветки сосны относительно ствола действительно изменяется. В некоторые дни даже значительно. Чтобы делать выводы о зависимости движения ветки от влажности воздуха, необходимо большее количество измерений. Опыт продолжается».

Из выступления Иконниковой Анастасии на семинаре «Живые барометры»: «Некоторые люди чувствительно реагируют на резкую смену погоды и часто начинают испытывать неприятные симптомы еще до того, как она произойдет. Внезапные перепады температур или приближение циклона означают для их организма изрядный стресс. Первыми, изменение атмосферного давления чувствуют на себе люди с пониженным артериальным давлением. Зная об этом, я решила провести исследование зависимости артериального давления человека от изменений атмосферного давления у моей прабабушки Токмаковой Веры Семёновны. Каждый день: утром, днем и вечером я измеряла у прабабушки артериальное давление и сравнивала его изменения с изменениями атмосферного давления. Цель моего исследования: узнать, как самочувствие пожилого человека реагирует на изменения погоды. Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи: - Наблюдать за изменениями артериального давления родственницы, сравнивать с изменениями показаний атмосферного давления; - Построить графики «Изменение артериального давления у пожилого человека» и «Изменения атмосферного давления в Терновке», проанализировать результаты. В своем проекте я проверяю гипотезу о том что, люди пожилого возраста, основываясь на возникающих у них болезненных ощущениях, могут "предсказывать" изменения погоды за 2-3 дня, а иногда и больше»

Вывод: Основываясь на полученных результатах, можно говорить, что артериальное давление моей прабабушки находится в зависимости от изменений атмосферного давления.

Итогом исследовательской деятельности является участие моих учеников в научно-практических конференциях школьного, муниципального и регионального уровней. Ученик, выполнив проект и защитив его, учится: -             планировать работу; -   письменно и устно представлять результаты своей работы; -             защищать и отстаивать свою точку зрения; -             отвечать за результаты работы; -    оформлять работу и т.д. Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их. Опыт исследовательской деятельности — необходимый компонент подготовки школьников к решению многообразных учебных, впоследствии — жизненных задач, в том числе и выбора будущей профессии. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации. Занятие исследовательской деятельностью — это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача учителя — организатора исследовательской работы выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие 1.

Тема: Мифы и реальность о предсказаниях погоды.

Цели занятия:

предметная: формирование представления о прогнозе погоды, трудностях прогнозирования, возможности прогноза погоды средствами школьной метеостанции.

методологическая: развивать качества исследователя: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, проводить эксперименты.

метапредметная: формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Планируемые результаты:

а) Личностные:

1. интеллектуальная активностьнавыки, позволяющие ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

2. коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

3. ответственность и адаптивность - позволяющие продуктивно действовать – личностные качества позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей

б) Метапредметные :

1. Познавательные действиявключают действия исследования и отбора необходимой информации, её структурирования.

2. Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать и слушать, понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

3. Закрепление умений работать с информацией – находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

в) Предметные:

1. Освоение знаний о погоде, её элементах, причинах её изменения.

2. Развитие познавательных интересов. Интеллектуальных способностей.

3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, календарь погоды, синоптическая карта) организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.

Тип занятия: вводное

Основные термины и понятия: погода, синоптическая карта, информация.

Межпредметные связи: краеведение, физика, математика

Наглядность: презентация

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в Интернет

Формы работы: индивидуальная, групповая

Девиз урока:

« Пора чудес прошла. И нам приходится подыскивать причины всему, что совершается на свете».

В.Шекспир


Этап занятия

Методы, приёмы

Содержание

Организационный

Приветствие

Пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы. Сообщение об организации работы на занятии.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала

Мультимедиа

«Что мы будем изучать на занятиях внеурочной деятельности «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!»






















































Приём «Удивление!»




Приём «Инсерт»








Природа состоит из компонентов.

Но среди них есть главный компонент.
Влияния его во всех моментах
Сильнее в нашем мире нет.
Где ель растет, а где трава.
Где змеи, а где львы живут.
Где замерзает льдом река,
А где они весь год текут.
Где люди шубы, унты носят,
Где загорают круглый год.
Одни поспевшие хлеба уж косят,
Другие все наоборот.
Что вызывает все отличья?
Какой природы компонент?
Кого назвать «Его Величье»?
Кого главней в природе нет?


Учитель: «Так кого назвать «Его Величье»? Кого главней в природе нет? »


- Верно – это климат! Климат – это многолетний режим погоды, характерный для определенной местности.


- Если не знаешь о чём говорить с человеком, говори о погоде. Погода интересует абсолютно всех. Особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой.

- За изменениями в природе чутко следили наши далёкие предки; полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательным образом изучать окружающий мир, примечать мельчайшие подробности, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Эти знания природы и жизненный опыт выливались в пословицы и приметы, из них был составлен народный календарь.

Народный календарь помогал крестьянину в его нелегкой жизни в начале и окончании работ в поле и на огороде.

Учащиеся нашей школы имеют уникальную возможность наблюдать погодные условия с помощью метеостанции.

Наблюдая за погодой своей местности, мы изучаем опыт своих предков и приобретаем новые знания, которые могут быть использованы в практических целях.

Наблюдения за погодой.


Раньше

Предсказание по местным признакам

Сегодня

Приборы, метеостанции

гидрометеорологические службы, всемирные метеорологические центры (их всего три: в Москве, Вашингтоне (США), Мельбурне (Австралия), метеоспутники, компьютеры, космические снимки, синоптические карты)


Наблюдения за погодой - кропотливый, каждодневный труд. Не случайно слово, обозначающее изменения основных элементов (температуры, влажности, направления и силы ветра и т.д.) происходит от сочетания «по годам». Имея данные погодных условий в Терновке за несколько лет, мы сможем делать обобщения о погоде по сезонам, делать простейшие прогнозы.


В статье АиФ «До нового ледникового периода осталось…» содержится очень интересная и полезная информация о том, что погоду можно предсказывать уже сейчас.

http://www.aif.ru/society/15807

Знакомство со статьёй.

«Что можно предсказать уже сейчас?»

«Витебская область многие годы опережала по урожайности соседей. Секрет в том, что местные земледельцы всегда пользовались прогнозами погоды Станислава Станьковского.

Учитель физики давно заметил, что при вращении Земли с запада на восток атмосферная «рубашка», отставая от «тела», смещается к западу. За 8 лет это отставание совершает полный оборот. То есть за год – 360 : 8 = 45 градусов. Потому-то сегодня в Витебске такая же погода, какая была в прошлом году в Омске. Таков простейший алгоритм прогнозов Станьковского.

Лето 1972 г. жителям Москвы и Подмосковья запомнилось страшной засухой – горели торфяники, столицу заволокло гарью. А в те же дни в Красноярском крае не утихали ливни. Следующим летом «московская» засуха ударила по Португалии, а «сибирские» ливни поразили Поволжье и Донбасс. Ещё через год, в 1974-м, дожди сместились в Германию.

Наблюдения Станьковского применимы к любому городу. К примеру, хотим знать, каким выдастся день 23 сентября 2010 г. в Витебске. Прибавляем 11 дней (разница между солнечным годом – 365 дней и лунным – 354 дня) и обращаемся к предыдущему году: смотрим, какая была погода 4 октября 2009 г. в Омске. И можно смело предсказывать прошлогодний омский результат для Витебска. Москвичам целесообразно заглядывать в прошлогодние метеосводки по Усть-Каменогорску. Понятно, что это всего лишь схема, не учитывающая нюансов. Она корректируется поправками на близость моря, высокогорье, океанические течения… Но принцип, проверенный 35 годами наблюдений, даёт оправдываемость прогнозов 75-80%. По расчётам, в 2010 г. особых аномалий не ожидается. Правда, в июле Западную Европу поразит засуха с эпицентром в Германии».

Подготовка познавательной задачи

Приём «Шести шляп мышления»


1.Белая шляпа – факты, цифры, информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?


2. Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция. Что чувствую по поводу данной гипотезы (проблемы).


3. Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?


4. Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?


5. Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможность альтернативы. Существуют ли альтернативные идеи?


6. Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага выдвижение программы мышления.


Вывод: Представляете, какую пользу мы могли бы принести нашей школе, если составим прогноз погоды на весну, лето и осень. Бригады, работающие на пришкольном участке, могли бы спланировать свою работу заранее.



Усвоение новых знаний и способов действий







































Чтобы воспользоваться методом Станислава Станьковского необходимо определить населённый пункт, отстоящий от Терновки на 45 градусов долготы.

Координаты Терновки  51°41с.ш. 41°35в.д

http://www.smirnov.sp.ru/maps/maps_js.html

Работа с картами Gооgle:

1.найдём по координатам с.Терновка Терновского района Воронежской области

2.к долготе Терновки + 45°

3. Ближайший к нашему населённый пункт – город Чемал Алтайского края.

4. Воспользуемся архивом сайта Гисметео, чтобы сравнить данные температуры и количества осадков Терновки и Чемала (Алтайский край). Здесь нам необходимо воспользоваться методом наложения графиков.






Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала

Приём «Проблемный диалог»

Каков результат? Отрицательный. Графики хода температур, режим выпадения осадков не совпадают.


- Отрицательный результат – тоже результат!?... (Обсуждение)

- Почему метод Станислава Станьковского не сработал? Так сразу на вопрос не ответишь.

- Нам не хватает знаний, чтобы оценить информацию в статье и понять причины отрицательного ответа.


- Как вы думаете, что такое знание?

Ответ: Иметь сведения о ком или о чём-нибудь; обладать познанием, понятием, представлением.

- А что помогает вам получать знания?

Ответ: информация.

- А что такое информация?

Ответ: Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

- А как мы можем связать эти два понятия: знание и информация?

Ответ: Знания мы получаем благодаря информации, которую можем почерпнуть из разных источников: книг, справочников, таблиц, схем, рисунков и т.д.



Физкультминутка

Упражнение «Руки-ноги»

Однократный хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить,

Хлопки несколько раз – команда ногам: сесть или встать

Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний



Задание «Домино»











Найди соответствие.

Тема исследования


Цель исследования


Задачи исследования




  • Собрать информацию, характеризующую температурный режим, облачность, характер выпадения осадков и направления ветров в Терновке по сезонам;

  • «Каждая погода - благодать»;

  • Объяснить, почему погода в Терновке отличается от погодных условий Алтайского края?

  • Выяснить причины, влияющие на компоненты погоды для нашей местности;

  • Изучить природно-климатические условия своего края, чтобы лучше понять особенности и характер изменения погоды.

Правильный ответ.


Исследование на тему


«Каждая погода – благодать!»

Цель исследования: изучить природно-климатические условия своего края, чтобы лучше понять особенности и характер изменения погоды;

Задачи исследования:

  • Собрать информацию, характеризующую температурный режим, облачность, характер выпадения осадков и направления ветров в Терновке по сезонам;

  • Выяснить причины, влияющие на компоненты погоды для нашей местности;

  • Объяснить, почему погода в Терновке отличается от погодных условий Алтайского края?

Темы проектов учащихся:

  • Дождь – это тоже хорошая погода.

  • Беспокойная атмосфера.

  • Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима…

  • Копилка народной мудрости.

  • Живые барометры.

  • Явления погоды и их отражение в народных традициях и фольклоре.

  • Времена года на пришкольном участке.

  • Метеозависимые люди.


Обобщение


А сейчас послушайте отрывок из книги А. Мусатова « Стожары»:

«Сидишь в кабине под самыми облаками и принимаешь заявки по радио. Алло! Дежурный по погоде слушает. Кто говорит? Колхоз им Пушкина. Что заказываете? Дождь на 45 минут. Какой вам? Помельче, вроде грибного. Есть. Заказ принят. Прошу приготовиться. И пожалуйста, включаешь рубильник – дождь на 45 мин».

Учитель: удивительно, то, что казалось писателю фантазией, сегодня мы видим на практике. Перед ответственными мероприятиями государственной важности (Парад Победы, авиашоу и т.д.) специальные службы «создают» солнечную погоду. Это стало возможно только благодаря всестороннему изучению атмосферы и всех процессов в ней происходящих.

Рефлексия



Подведение итогов

Приём «Дерево ожидания»

На доске изображено дерево, к которому ученики прикрепляют стики – небольшие цветные квадратики, на которых пишут свои пожелания учителю и ожидания от будущей деятельности.


Семинарское занятие «Живые барометры»

Тип занятия: комплексного применения знаний и умений

Цели занятия: предметная: формирование представления о прогнозе погоды, трудностях прогнозирования, возможности прогноза погоды средствами школьной метеостанции и с помощью «живых барометров»

методологическая: развивать качества исследователя: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, проводить эксперименты.

метапредметная: формирование знаний по теме на основе полученной информации.


Представление о результатах:

- личностные:

1. интеллектуальная активностьнавыки, позволяющие ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

2. коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

3. ответственность и адаптивность - позволяющие продуктивно действовать – личностные качества позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей

- метапредметные:

1. Познавательные действиявключают действия исследования и отбора необходимой информации, её структурирования.

2. Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать и слушать, понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли.

3. Закрепление умений работать с информацией – находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию

- предметные:

1. Освоение знаний о погоде, её элементах, причинах её изменения.

2. Развитие познавательных интересов. Интеллектуальных способностей.

3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, календарь погоды, синоптическая карта) организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.


Цель занятия: знакомство с новыми методами решения творческих и исследовательских задач, закрепление изученного



Этап занятия

Методы, приёмы

Содержание

Организационный этап.










Интеллектуальная разминка .






  1. Дорогие ребята! Мы проводим очередное занятие внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Я б в синоптики пошёл. Пусть меня научат!». Сегодняшнее занятие станет очередной ступенькой к совершенствованию ваших исследовательских навыков. Желаю вам

хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.

  1. Учащиеся подбирают к существительному из правой колонки соответствующее прилагательное из левой (См. «Карточки для учащихся»)

Заполнить таблицы

1гр. «Земноводные-барометры»

2гр «Птицы-барометры»

3гр. «Насекомые-барометры»

Постановка цели и задач занятия.



В народе говорят: «Если не знаешь о чём говорить с человеком, говори о погоде». Погода интересует абсолютно всех. Особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой.

Публикуемые в разных странах данные о достигнутой точности краткосрочных прогнозов весьма разноречивы. Так, например, сводка погоды, ежедневно сообщаемая по радио жителям Сан-Франциско (США), с некоторых пор стала иметь такую форму: «Завтра в районе города будет облачно, местами дождь с вероятностью 7:3...» Или: «Вероятность ясной, солнечной погоды — 4:6». Когда жители города обратились в метеоцентр за разъяснениями, как готовятся подобные сообщения, его директор пояснил: «Нас здесь десять специалистов. После того как изучены метеосводки, каждый сотрудник голосует — за дождь, за ясную погоду, за ветер. Когда семеро из нас голосуют за дождь, а трое — против, прогноз выглядит словно счет футбольного или хоккейного матча». Любопытно, что «новаторы» из Сан-Франциско ни разу не выдали прогнозов со счетом 10:0, то есть со стопроцентной гарантией. Видимо, сказывается осторожность, присущая всем метеорологам.

Одним словом: «Человеку ничего не оставалось бы требовать от бога,

если бы он научился правильно предсказывать погоду», сказал М.В.Ломоносов

Где же искать точный прогноз? (На сайте Интернета, по телевидению)

К сожалению, сегодняшнее поколение землян всё больше полагается на прогноз погоды с помощью метеорологических приборов и уже почти забыли что такое «живые барометры» и как они действуют.

Мы провели анкетирование учащихся школы. Анкета

1. Доверяете ли Вы прогнозу погоды, который дают в средствах массовой информации. Да нет


2. Узнаёте ли Вы прогноз погоды на сайтах Интернет? Да нет


  1. Какие «живые барометры» (растения и животные, предсказывающие погоду) Вы знаете? Перечислите их, дайте пояснение.


4. Как Вы считаете, можно ли судить о погоде по поведению кошек?


5. Как Ваш организм реагирует на изменение погоды? Приведите примеры


Анализ анкет. Выводы.


Тема нашего занятия «Живые барометры» очень актуальна и своевременна, она позволит расширить ваш кругозор, пополнит багаж ваших знаний новыми знаниями, а может даже идеями.

Предлагаю на сегодняшнем занятии пройтись не спеша по лабораториям старейшего в мире «метеорологического института» живой природы, заглянуть в его «мастерские», «лабораторию», «конструкторское бюро» и хорошенько подумать, что можно позаимствовать для дальнейшего развития метеорологии, для более точного прогнозирования погоды.

Знакомство с новым методом решения творческих задач. Первичное закрепление

а) в знакомой ситуации (типовые)

б) в изменённой ситуации (конструктивные)


Метод «Морфологический ящик»

А теперь мы пройдём в «Лабораторию живой природы»

В рамках проекта «Живые барометры» учащиеся выполняют индивидуальные исследовательские проекты.

К сегодняшнему занятию учащиеся готовы поделиться промежуточными результатами своих исследований.

Представление промежуточных результатов проектов (Иконникова Анастасия, Фролов Иван и Каратаева Анна готовы поделиться промежуточными результатами своих исследований по теме «Живые барометры»).


Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.


Приём «Двухрядный круглый стол»
























Метод «мозговой штурм»










Переместимся в «Конструкторское бюро живой природы»

Бургомистр (глава городского управления) немецкого города Магдебурга Отто фон Герике поставил в 1654 году эффектный опыт, убедивший всех присутствующих в существовании атмосферного давления. Для опыта подготовили два металлических полушария, одно с трубкой для откачивания воздуха. Их сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском, С помощью насоса откачали воздух из полости, образовавшейся между полушариями. На каждом из полушарий имелось прочное железное кольцо. Две восьмерки лошадей, впряженных в эти кольца, потянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Когда внутрь полушарий впустили воздух, они распались без внешнего усилия. Какая же сила сжимала полушария?


Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим опыт в современных условиях.


Задание: Любопытно, что «магдебургские полушария» есть у каждого из нас в организме. И если, по какой-то причине атмосферное давление в них изменяется, человек испытывает болезненные ощущения «на погоду», а значит, может использовать как собственный «барометр». Воспользуйтесь методом «мозгового штурма», чтобы ответить на вопрос: «Какая часть организма человека устроена по принципу «магдебургских полушарий»?

Ответ: головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.


Рефлексия














Приём «Цветная феерия»

Сейчас закончится занятие и хочется пожелать: «Давайте внимательнее всмотримся в окружающий нас мир. Это важно не только для того, чтобы узнать, будет дождь или нет, – жизнь заиграет совершенно новыми красками, на второй план отойдут тревоги и заботы. Недаром психологи считают, что чем ближе человек к природе, тем устойчивее к стрессу его нервная система. А сколько удивительного вы заметите, того, что раньше было скрыто от ваших глаз».



На доске плакат «Дерево ожиданий и сомнений». Каждый ученик прикрепляет стикер жёлтого, красного или зелёного цвета.

Зелёные листья – всё получилось, я доволен

Жёлтые – сомневаюсь

Красные – я не доволен занятием. Ничего нового я не узнал.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!