«Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы
учащихся 1-4 классов с ЗПР»
Составил: педагог-психолог
Туйманова Т.В
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
К категории детей с трудностями обучения относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Выделяют два комплекса причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии, которые являются следствием различных вредных явлений на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде. Приобретённые детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.
Причины возникновения у ребенка проблем могут быть связаны как с особенностями его психофизического развития, так и с педагогической, социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению.
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознаётся как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.
В последние годы в психологии и коррекционной педагогике выделена самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития». Для определения этой типологической группы специалистами используются различные понятия: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении.
В нормативно методической документации, по определению Г. Ф. Кумарина (1998) – это дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации.
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Цель программы: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-развивающего обучения..
Задачи:
- формировать умения осуществлять различные умственные действия;
- развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению и самоконтролю;
- формировать позитивные личностные характеристики школьников путем целенаправленного развития их когнитивной сферы;
- нормализовать учебную деятельность;
- корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития;
- помогать в социально-трудовой адаптации, т. е. формировать такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках
Программа рассчитана на 1год занятий
Объект психокоррекции: обучающиеся 2 классов с ЗПР
Объем программы: 34 часа в год, проводится 1 час в неделю, продолжительность занятий 40 мину
Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 40 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Учебно-тематический план
№ п\п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Психодиагностика познавательной сферы | 11 |
2 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 3 |
3 | Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы | 4 |
4 | Занятия на развитие познавательной сферы | 10 |
5 | Заключительное диагностическое обследование обучающихся. | 6 |
Итого | 34 |
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Повышение самооценки;
Интерес к выполнению заданий;
Возникновение желания добиваться результатов в деятельности;
Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества;
Повышение уровня развития познавательных процессов
Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитие познавательных процессов.
Основные умения и навыки
умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;
умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя;
умение учитывать в своей работе заданную систему требований;
умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
рефлексии, т. е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки;
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и темы | Часы учебного времени | Кален-дарные сроки | Факти-ческие сроки |
1 | Входное диагностическое обследование обучающихся. Формирование групп для коррекционных занятий. | 11 часов | | |
2 | Диагностика уровня развития памяти учащихся | 2 | | |
3 | Диагностика уровня развития внимания учащихся | 2 | | |
4 | Диагностика уровня развития мышления учащихся | 3 | | |
5 | Диагностика уровня развития воображения учащихся | 2 | | |
6 | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития восприятия учащихся | 2 | | |
7 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 3 | | |
8 | Диагностика самооценки и мотивации учащихся. | 1 | | |
9 | Диагностика тревожности. | 1 | | |
10 | Диагностика межличностных отношений учащихся. | 1 | | |
11 | Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы | 4 | | |
12 | Развитие самопознания и рефлексии. Что со мной происходит, анализ собственного состояния. Обучение методам расслабления. | 1 | | |
13 | Коррекция агрессивного поведения. Обучения навыкам самоконтроля. | 2 | | |
14 | Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения (групповое, совместно с классом). | 1 | | |
15 | Занятия на развитие познавательной сферы | 10 | | |
16 | Развитие объема внимания; устойчивости и концентрации внимания; развитие способности переключать и распределять внимание; | 2 | | |
17 | Развитие памяти; развитие разных видов памяти; развитие точности запоминания; на развитие умения использовать приемы мнемотехники; | 2 | | |
18 | Развитие операций мышления; развитие творческого, логического, словесного мышления; | 2 | | | |
19 | Развитие воображения | 2 | | |
20 | Развитие восприятия, формирования адекватного образа предмета | 2 | | |
21 | Заключительное диагностическое обследование обучающихся. | 6 | | |
22 | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития памяти учащихся | 1 | | |
23 | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития внимания учащихся | 1 | | |
24 | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития мышления учащихся | 3 | | |
24 | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития воображения учащихся | 1 | | |
25 | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития восприятия учащихся | 1 | | |
Итого | | 34 | | |
Литература
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические
основы формирования личности. – М., 1986.
2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой
психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. –
1988. –№4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического
развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.,
1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной
деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической
диагностике. – Киев, 1989.
8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности
детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,
1973.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983.
11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков
с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой,
В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников,
отстающих в развитии. – М., 1973.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М., 1991.
15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по
образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4.
16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с
задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995.
17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.
18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с
задержкой психического развития к школьному обучению:
Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986.
19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой
психического развития (в начальных классах специальной
школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980.
20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с
нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988.
21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей. – М., 1989.
ЛИТЕРАТУРА