СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы учащихся 1-4 классов с ЗПР»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Корректировка недостатков эмоционально-личностного и сициального развития. Формирование умений осуществлять различные умственный действия.

Просмотр содержимого документа
««Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы учащихся 1-4 классов с ЗПР»»









«Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы

учащихся 1-4 классов с ЗПР»



Составил: педагог-психолог

Туйманова Т.В

















2017-2018 учебный год







Пояснительная записка.



К категории детей с трудностями обучения относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Выделяют два комплекса причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии, которые являются следствием различных вредных явлений на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде. Приобретённые детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.

Причины возникновения у ребенка проблем могут быть связаны как с особенностями его психофизического развития, так и с педагогической, социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению.

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознаётся как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

В последние годы в психологии и коррекционной педагогике выделена самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития». Для определения этой типологической группы специалистами используются различные понятия: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении.

В нормативно методической документации, по определению Г. Ф. Кумарина (1998) – это дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации.

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Цель программы: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-развивающего обучения..

Задачи:

- формировать умения осуществлять различные умственные действия;

- развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению и самоконтролю;

- формировать позитивные личностные характеристики школьников путем целенаправленного развития их когнитивной сферы;

- нормализовать учебную деятельность;

- корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития;

- помогать в социально-трудовой адаптации, т. е. формировать такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках

Программа рассчитана на 1год занятий

Объект психокоррекции: обучающиеся 2 классов с ЗПР

Объем программы: 34 часа в год, проводится 1 час в неделю, продолжительность занятий 40 мину

Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 40 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Учебно-тематический план

№ п\п

Разделы

Кол-во часов

1

Психодиагностика познавательной сферы

11

2

Диагностика эмоционально-личностной сферы

3

3

Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы

4

4

Занятия на развитие познавательной сферы

10

5

Заключительное диагностическое обследование обучающихся.

6

Итого

34

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

  • Повышение самооценки;

  • Интерес к выполнению заданий;

  • Возникновение желания добиваться результатов в деятельности;

  • Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества;

  • Повышение уровня развития познавательных процессов

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитие познавательных процессов.

Основные умения и навыки

  • умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;

  • умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя;

  • умение учитывать в своей работе заданную систему требований;

  • умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;

  • произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;

  • рефлексии, т. е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.


Тематическое планирование

п/п

Название раздела и темы

Часы учебного времени

Кален-дарные сроки

Факти-ческие сроки

1

Входное диагностическое обследование обучающихся. Формирование групп для коррекционных занятий.

11 часов



2

Диагностика уровня развития памяти учащихся

2



3

Диагностика уровня развития внимания учащихся


2



4

Диагностика уровня развития мышления учащихся

3



5

Диагностика уровня развития воображения учащихся

2



6

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития восприятия учащихся

2



7

Диагностика эмоционально-личностной сферы

3



8

Диагностика самооценки и мотивации учащихся.


1



9

Диагностика тревожности.


1



10

Диагностика межличностных отношений учащихся.

1



11

Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы


4



12

Развитие самопознания и рефлексии. Что со мной происходит, анализ собственного состояния. Обучение методам расслабления.

1



13

Коррекция агрессивного поведения. Обучения навыкам самоконтроля.


2



14

Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения (групповое, совместно с классом).


1



15

Занятия на развитие познавательной сферы


10



16

Развитие объема внимания; устойчивости и концентрации внимания; развитие способности переключать и распределять внимание;

2



17

Развитие памяти; развитие разных видов памяти; развитие точности запоминания; на развитие умения использовать приемы мнемотехники;

2



18

Развитие операций мышления; развитие творческого, логического, словесного мышления;

2




19

Развитие воображения

2



20

Развитие восприятия, формирования адекватного образа предмета

2



21

Заключительное диагностическое обследование обучающихся.

6



22

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития памяти учащихся

1



23

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития внимания учащихся


1



24

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития мышления учащихся

3



24

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития воображения учащихся

1



25

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития восприятия учащихся

1



Итого


34







Литература

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические

основы формирования личности. – М., 1986.

2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой

психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. –

1988. –№4.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического

развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.

4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.,

1988.

5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991.

6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной

деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической

диагностике. – Киев, 1989.

8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности

детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,

1973.

10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983.

11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков

с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3.

12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой,

В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.

13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников,

отстающих в развитии. – М., 1973.

14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. – М., 1991.

15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по

образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4.

16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с

задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995.

17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.

18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с

задержкой психического развития к школьному обучению:

Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986.

19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой

психического развития (в начальных классах специальной

школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980.

20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с

нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988.

21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального

развития детей. – М., 1989.



ЛИТЕРАТУРА












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!