Программа воспитательной работы
«Стать человеком»
Надо видеть себя в детях, помочь им
стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Введение.
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2015г. по 2020г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его особенностей, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя и ученического, педагогического коллективов, родителей.
Программа воспитательной работы с классным коллективом в рамках школы является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, направления, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания, в соответствии с основными направлениями Программы развития школы, программы воспитания школы и требованиями; предъявляемыми к участникам воспитательного процесса.
Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, т.е. предлагает сознательное действие, направленное на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Одним из самых главных и актуальных направлений деятельности классного руководителя на современном этапе является воспитание нравственной культуры школьника. Именно на воспитание высоконравственной, всесторонне-развитой личности нацелена воспитательная система. Она рассчитана на обучающихся 5- 9 классов. План воспитательной работы дорабатывается ежегодно в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолеть те плохие черты характера, которые, к сожалению, иногда видны в детях гораздо более явно, чем хорошие, необходимо чтобы процесс воспитания учащихся носил системный характер. Это происходит, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше развития себя, своей собственной культуры. Именно воспитание нравственности – основа всякой воспитательной системы класса. Если воспитательная система класса не пронизана воспитанием нравственности во всех смыслах повседневной школьной жизни, то результат воспитания будет минимальный.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель:
воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Направления деятельности:
Учебно-познавательное.
Нравственно-эстетическое.
Гражданско-патриотическое.
Физкультурно-оздоровительное.
Трудовое.
Профилактика правонарушений.
Работа с родителями.
Строю систему воспитательной работы в классе на следующих принципах:
содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
формирование у обучающихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношениях человека к природе, к себе, к другим людям;
воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное общество;
развитие умений применять полученное знание для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.
Конечную цель своей работы как классного руководителя я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
Структура классного ученического самоуправления.
Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель – адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Главной задачей самоуправления считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому основой классного самоуправления является Совет дела. Он помогает стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Избирается глава самоуправления – глава «города» - класса и заместители главы «города» - класса, отвечающие за разные направления деятельности.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
Предназначен для развития познавательных интересов обучающихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Организует и планирует совместно с классным руководителем и Президентом школьной организации «Ювенша» познавательные дела.
Помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, предметных недель.
Ведёт контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости).
Ведёт учёт пропусков уроков.
Совместно с классным руководителем проводит на классных часах пятиминутки «Информационный вестник».
Помогает отделу «Школа-пресс» в оформлении классного уголка.
Предназначен для приобщения обучающихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
Планирует, организует и проводит классные мероприятия.
Ведёт подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях.
Организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях.
Проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т.д.).
Организует акции гуманитарной помощи воинам, детям-инвалидам, детскому дому и т.д.
Предназначен для приобщения школьников к истинным духовным ценностям Отечества, формирования гражданской позиции, воспитания способности противостоять идеологическому воздействию СМИ.
Ведет работу по изучению истории Республики Хакасия, города.
Организует работу по комплектации городского музея.
Анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому направлению.
Принимает активное участие в подготовке и проведении классных, школьных и городских мероприятиях.
Проводит совместно с классным руководителем классные часы и беседы патриотического характера.
Предназначен для формирования у обучающихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия.
Помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд.
Ведёт учёт и пропаганду спортивных достижений класса.
Совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни.
Ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений обучающихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.
Предназначен для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.
Следит за соблюдением Устава школы.
Участвует в разрешении коллективных споров среди обучающихся класса.
Отвечает за дежурство по классу и школе.
Следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий.
Совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.
Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них обучающихся класса.
Выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки.
Готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях обучающихся класса.
Оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям.
Обеспечивает наличие фотоаппарата на мероприятиях и отвечает за печатание фотографий.
Помогает в оформлении классного уголка.
Структура ученического самоуправления 5 «А» класса.
Классный руководитель
Общее собрание
Совет родительской общественности (род. комитет)
Совет дела
Глава «города» - класса
Отдел образования
Отдел нравственно-эстетический
Отдел труда и прядка
Отдел историко-краеведческий
Отдел гражданско-патриотический
Отдел «школа-пресс»
Отдел труда и прядка
Отдел физкультуры
Работа с родителями (знакомство, изучение, наблюдение образа жизни, микроклимата семьи; общение с привлечением родителей к организации и участию в делах класса; индивидуальная работа, в том числе и с нестандартными семьями, нуждающимися в педагогической, социальной и психологической помощи).
Темы родительских собраний на 2015-2016 учебный год:
Давайте познакомимся! (сентябрь).
Особенности адаптации пятиклассников (октябрь).
Учебные трудности пятиклассников (ноябрь).
Поощрения и наказания в воспитании детей (февраль).
Домашние задания: помощь или контроль (март).
Вот и стали мы на год взрослей! (май).
Текущая работа в классе на неделю:
Классный час.
Проверка дневников, учёт успеваемости.
Дежурство по классу (ежедневно по графику).
Уход за цветами (вторник, пятница).
Учёт посещаемости (ежедневно).
Учёт опозданий (ежедневно в течение дня).
Состояние внешнего вида (ежедневно).
Обновление классного уголка (четверг).
Информационный вестник.
Проведение конкурса
«Лучший ученик класса».
Критерии оценки:
Проявляет серьёзную заинтересованность в учёбе, любит и умеет учиться.
Проявляет глубокий интерес к определённым предметам и достигает в изучении этих предметов серьёзных успехов, участвует в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах и т.д.
Охотно делится своими знаниями с товарищами.
Готов прийти на помощь тому, кому трудно в учёбе.
Дисциплинирован и воспитан.
Доброжелателен и отзывчив.
Пользуется уважением в классе.
Цели на 2015-2016 учебный год:
Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
Обеспечение успешной адаптации обучающихся на втором этапе образования.
Воспитание ответственности, культуры поведения и общения.
Развитие творческих способностей у ребёнка на уроке и во внеурочное время.
Нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.
Программа воспитательной работы классного руководителя в 5-6-ых классах.
Нравственно-эстетическое направление
Актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания.
Сегодня нет, наверное, человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития детей, их нравственного становления. В связи с этим важно планировать жизнедеятельность школьников, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность целенаправленно осуществлялся процесс развития личности.
Ребенок проявляя себя в любом виде деятельности, проявляет свое отношение и к данной деятельности, и к ее участникам, и к самому себе. А отношения - категория этическая. Воспитать нравственно ценные отношения - задача педагога.
Известно, что навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Уже для младшего школьника характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступка.
В педагогической практике это благоприятное время для усвоения нравственных норм часто упускается, а преимущественно словесный характер предъявляемых требований приводит порой к разрыву между моральным созданием и поведением. Этот разрыв обостряется в подростковом возрасте, когда центральным фактором в нравственном формировании личности школьника становится его общение со сверстниками. У подростков проявляется повышенный интерес к отношениям между людьми. В силу данных особенностей возрастает значение этических знаний и обусловленного им искусства общения, умения жить среди людей.
Исходя из данных положений, предлагаю включить в систему организации воспитания подростков курс этических занятий.
Цикл этических уроков поможет детям глубже почувствовать прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поступка.
Цель занятий - сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Задачи:
формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой;
формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровней способностей, одарённости.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | 5 класс | 6 класс |
Сентябрь | «Вежливость как основа воспитанности» (этические нормы поведения в общении с окружающими). | «Умей быть благодарным» (быть благодарным к окружающим за их доброе отношение – этический закон человека). |
Октябрь | «Какого ты рода-племени? Гражданином быть достойным» (этика поведения человека как представителя своей страны. Поведение школьника – характеристика его воспитанности, лицо семьи, школы). | «Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке» (осмысление этических знаний и норм поведения с позиций формирования характера). |
Ноябрь | «Уважать человека. Точность, аккуратность, обязательность» (точность, аккуратность как обязательный признак воспитанности). | «О матерях можно говорить бесконечно» (заботливость и внимание к матери, бережное отношение к её здоровью). |
Декабрь | «Хозяин и гости» ( особенности требований этикета в домашней обстановке и в гостях в наиболее типичных ситуациях). | «Береги всё живое» (этические нормы отношения человека к природе и всему живому). |
Январь | «В школе ты хозяин и гость» (применение требований этикета и этических правил в повседневной школьной жизни). | «Дружба начинается с улыбки» (этическая сущность дружеских отношений). |
Февраль | «С вилкой и ножом» (нормы поведения за столом). | «Отчего бывает одиноко?» (этические нормы отношений в коллективе). |
Март | «Мы живём среди людей» (основные нормы этики в отношениях с окружающими). | «Дружили мальчик с девочкой…» (проблема этики поведения и отношений между мальчиками и девочками). |
Апрель | «Добротой себя измерь» (основа этики отношений с людьми – принцип уважения и доброго отношения к людям). | «Без друзей меня чуть-чуть…» (нравственная самооценка как члена коллектива, товарища, друга). |
Май | «Раздели печаль и радость другого» (сложность и тонкость этических норм отношений с людьми. Об умении быть причастным, уметь видеть и понять состояние другого). | «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души» (инсценированный праздник). |
Программа воспитательной работы классного руководителя
в 7-8-ых классах.
Гражданско-патриотическое направление
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы:
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи программы:
-формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
-развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
-создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
-развивать и углублять знания об истории и культуре Республики Хакасия, города.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности и ответственности за будущее страны.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
Развивать ученическое самоуправление.
Формировать культуру проявления гражданской позиции.
Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Мой край родной.
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой родине.
Задачи:
Изучать историю родного края.
Формировать экологическое поведение.
Я и семья.
Цель: осознание учащимися своей семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Методы и формы работы:
Тематические классные часы;
Уроки мужества;
Коллективные творческие дела;
Предметные недели;
Беседы;
Диспуты;
Викторины;
Посещение музеев;
Акции;
Игры.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | 7 класс | 8 класс |
Сентябрь | Жизнь и быт людей Республики Хакасия, города Сорска (экскурсия в городской музей). | История города Сорска. Этапы становления. |
Октябрь | Династии. Почетные жители города. Классный час. | Символика Республики Хакасия, города Сорска. |
Ноябрь | «Пусть песни расскажут, какими мы были…». Музыкальная композиция. | Экологические проблемы города Сорска. Пути их решения (круглый стол). |
Декабрь | Символы России. Викторина. | «Я горжусь своей Родиной!» (конкурсная познавательная программа). |
Январь | «Быть человеком» (диспут) | «Что в имени тебе моём?» (раскрыть значение своего имени, узнать день своих именин). |
Февраль | Встреча с воинами интернационалистами. | «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» (познакомить обучающихся с понятием «семья». Формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитывать чувство гордости за своих родителей, свой род). |
Март | «Хлеб – драгоценность, им не сори». (классный час). | «Семейная реликвия» (раскрыть значение слова «реликвия»). Экскурсия в городской музей. |
Апрель | «Поклонимся великим тем годам». Экскурсия в музей. | «Военная летопись моей семьи» (формировать у обучающихся чувство долга перед Отечеством: -гордость за своих родных и близких; -благодарную память о тех, кто защищал Родину от фашистского порабощения). Конкурс сочинений. |
Май | Ратные страницы истории (конкурс-викторина). | «От истории моей страны к истории моей семьи». Конференция. Подведение итогов. |