СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной деятельности

классного руководителя 10-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной деятельности»

МКОУ «Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»

Воловского района Тульской области





« Культура и познание, гражданственность и патриотизм»



Программа воспитательной деятельности

классного руководителя 10-11 класса


Санкиной Ольги Николаевны.








Пояснительная записка.


Начался новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже старшеклассниками, благополучно миновав границу среднего звена. Первые и последние школьные годы - самые ответственные и самые запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность - прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, настолько подготовленным особенно духовно, вступит подросток в эту пору жизни, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с классным коллективом.

Поэтому, на мой взгляд, воспитательной программой в старшей школе целесообразно охватить сразу два года обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом и концепцией воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей и задач воспитательной работы.

Составление собственной программы воспитательной работы я начала не с постановки целей и задач, а с проектирования « модели выпускника», которую мне бы хотелось увидеть в 2013 году. Таким образом, первичным стал для меня прогнозируемый результат.

Выпускника 2013 года хотелось бы видеть состоявшейся, конечно, для своего возраста, личностью. Применяя словосочетание « состоявшаяся личность» к 16-17-летним юношам и девушкам, я, безусловно, имею в виду высокий культурный уровень развития выпускника, духовное богатство и красоту внутреннего мира каждого, способность принятия обдуманного решения, которая к моменту выхода из школы уже должна проявиться при профессиональном ориентировании учащегося и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.

В глазах выпускника 2013 года и в глазах своих детей в частности хотелось бы видеть, прежде всего, заинтересованность. Заинтересованность в судьбах своих детей и близких, заинтересованность в окружающем мире, заинтересованность в благополучии своей Родины. Страшнее всего- безразличие к происходящему, к своей персоне. Не обнаружить в своих детях даже малейшего признака этого корня всех бед молодежи и , как следствие, общества в целом, полагаю, святая мечта и цель каждого педагога.

Я хочу, чтобы мои дети умели отличать белое от черного, золото от мишуры, добро от зла, да и просто настоящее человеческое счастья от беспечного прожигания жизни. Уверена, они будут:

  • порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;

  • сильными и преодолеют все невзгоды и трудности, какими бы они не были;

  • мудрыми и не наделают ошибок, о которых придется пожалеть;

  • образованными и культурно развитыми, политически грамотными и активными;

  • гордиться своей Родиной;

  • тянуться к прекрасному, ибо недаром сказано, что «…красота спасет мир»;

  • добрыми, гуманными и милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;

  • здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдадут своим детям, ведь нужно помнить , что сегодняшние дети- будущие родители;

  • счастливыми!!!

Без этой веры нельзя быть учителем и работать в школе. Я верю, что мои дети будут такими.




Цели воспитательной работы.

Общешкольная: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Классная:

  • развитие познавательной активности и культуры умственного труда;

  • понимание необходимости неразрывной связи личного развития и благополучия общества;

  • всестороннее развитие личности человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;

  • гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям;

  • отношение к труду;

  • любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;

  • преданность Родине и гордость за нее вне зависимости от экономических и политических трудностей;

  • физическое развитие, гигиеническая культура, соблюдение элементарных правил человеческого общежития.


Содержание воспитательной работы:


  • познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознатель­ность школьника и формирующая потребность в образовании и интел­лектуальном развитии;

  • трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного и в дальнейшем производительного труда (последние разновидности труда несовременны, но исключительно полезны, прежде всего, в формировании уважительно-равнодушного, если можно так выразиться, отношения к материальным ценностям лишь как к средст­ву существования человека, а не средоточения его сущности);

  • художественная деятельность, развивающая эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художественно­му мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

  • спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и, естественно, высокой гигиене жизни;

  • общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

  • ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рацио­нальное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности миру во всех его проявлениях;

  • свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и це­лью его деятельности является общение с другим человеком.


Воспитывающая деятельность на учебные годы

1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех общешкольных мероприятиях со­гласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:

  • повышению уровня общительности каждого в отдельности;

  • развитию личностных качеств учащихся, направленных на бла­го коллектива в целом, поможет рассмотрению классного кол­лектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, на­звание которой - школа;

  • формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и по­знавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем са­мым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старше­классников.

2. Связь с досуговыми центрами села.

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью ска­зать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интерес­ным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с досуговыми центрами села, активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки школы, представляя свои достижения и делясь опытом, повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива, способствует фор­мированию чувства собственного достоинства.

3. Планируемые внутриклассные мероприятия :

  • Систематическая еженедельная работа внутриклассных структур, то есть учебного сектора, ремонтной бригады, группы цветоводов, ре­дакционной группы, культмассового сектора - как звеньев слаженно работающего механизма по организации жизни класса.

  • Систематическое еженедельное проведение пятнадцатиминутного устного журнала «Политический вестник» под руководством группы политинформаторов.

  • Проведение ежедневных пятиминуток - планерок и классных часов по контролю посещаемости и успеваемости учащихся.

  • Проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них, права и обязанности учащихся, изучение се­мейного кодекса и других правовых документов).


  • Проведение бесед по ПДД и ОБЖ, бесед «Береги себя...».

  • Проведение тематических классных часов, темы выбираются самими учащимися или диктуются ситуацией в школе, стране, мире, а также могут быть предложены классным руководителем.

  • Совместное посещение школьной библиотеки с возможностью кол­лективного прочтения и последующего обсуждения прочитанного.

  • Встречи с интересными людьми села, района, способст­вующие развитию стремления к самосовершенствованию.

  • Проведение музыкальных, литературных и других вечеров, способст­вующих эстетическому развитию личности.

  • Проведение традиционных классных огоньков «Знаем ли мы друг дру­га?», «Поздравляем с днем рождения» и других.

Естественно, что указанные мероприятия могут быть дополнены или видоизменены, но они являются основополагающими в системе вос­питательной работы и неотъемлемыми в жизни классного коллектива.









4. Тематика классных часов:


№ п/п

Темы классных часов

Время проведения

Ответственный

«Д.С.Лихачёв – педагог, гражданин, учёный»

Сентябрь 2006

Кл. рук., Мирзаева Б.

«Чем прославились сии мужи: Минин и Пожарский»

Ноябрь 2006

Кл.рук., Анпилогов В.

Устный журнал «Государственные символы России»

Декабрь 2006

Хапинский Р.

«Далёкому мужеству верность храня…» (к годовщине прорыва блокады Ленинграда)

Январь 2007

Анпилогов В., Осичкина Н., Поданёва Н.

«Афганистан – незаживающая рана »

Февраль 2007

Михин Н.

«Строки, опалённые войной…»

Май 2007

Кл.рук., Осичкина Н.

«Наш дар бесценный – речь»

Сентябрь 2007

Кл.рук.

«Что значит быть патриотом сегодня?» (Диспут)

Октябрь 2007

Михин Н., Поданёва Н.

«Героические страницы истории» ( К Дню согласия и примирения)

Ноябрь 2007

Анпилогов В.

Святыня человека – Родина

Декабрь 2007

Михин Н., Поданёва Н.

Совесть – категория нравственная

Январь 2008

Вахнина Е.

«Не перевелись ещё богатыри на земле русской…»

Февраль 2008

Каруна А., Питерский А.

Толерантность – гармония многообразия

Апрель 2008

Кл.рук., Мирзаева Б.

Во имя жизни на земле

Май 2008

Лисицина В., Хапинский Р.


5.Работа с родителями учащихся.

Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи.

Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенче­ские годы. Но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут по­гибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием классного коллек­тива, учителей и классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, яв­ляется равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. С этой целью планиру­ется провести следующие мероприятия:

  • традиционные разговоры с родителями учащихся, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же час­тотой, что и о неудачах (в школьной жизни эти события равновероят­ны, следует лишь внимательнее подходить к этому вопросу);

  • встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребыва­ния в школе похожи;

  • родительские собрания, традиционно посвященные анализу успевае­мости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов;

  • тематические родительские собрания, направленные на решение об­щих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, на­пример:

  • «Знаем ли мы друг друга?»;

  • «Кто они - взрослые или дети?»;

  • «Моя семья...»;

  • «Давайте дружить...»;

  • «Помогите себе сами...»;

  • Тематика родительских собраний может быть схожа с тематикой классных часов, тем более что использование на родительских встречах бесед с их детьми очень полезно и интересно;

  • Организация лекций для родителей с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания;

  • Организация встреч с медицинскими работниками по вопросам контроля за здоровьем ребенка;

  • Помощь в профес­сиональной подготовке учащихся;

  • Систематические консультации, тестирование и анкетирование психо­логом отдельных родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста;

  • Совместные встречи детей и родителей, организация экскурсий, вече­ров отдыха, то есть максимально возможное привлечение родителей в классную жизнь.

Работа классного руководителя с родителями по возможности должна быть схожей с работой, проводимой им с детьми, ведь интересы и тех и других, связанные со школьным учебно-воспитательным процес­сом, по большей части одинаковы, хотя некоторые учащиеся с этим не соглашаются. Но, принимая во внимание статус моих учеников как старшеклассников, уже можно и нужно говорить о дружественно-союзнических отношениях с родителями, коим классный руководитель должен максимально способствовать. Сознательно повторюсь, сказав еще раз о необходимой работоспособности тройственного союза: классный руководитель - родители - ребенок, направленного единственно на бла­гополучие и гармоничное развитие последнего.

6.Индивидуальная работа.

В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно, если можно так сказать, классифицировать создавшее­ся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет подня­тию авторитета учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет бла­готворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данно­го конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль инди­видуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с их родителями.

Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребенка выра­зил желание посетить ее еще раз, так как абсолютно уверен, что все гово­рящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает ин­тересы их чада. Даже ругая ребенка, нужно найти повод для похвалы - это закон работы школы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.

7. Работа с педагогами.

Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного ру­ководителя с педагогами подразумевается уже самими его обязанностя­ми. Тем не менее и пренебрегать этим направлением работы не стоит:

  • систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;

  • осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

  • знакомство учителей с условиями жизни и со взаимоотношениями в семье;

  • индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необ­ходимости решения возникающих проблем;

  • выяснение у учителей-предметников причин снижения результативно­сти работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.

Вот перечень тех мероприятий, которые предполагается осущест­вить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, по­мимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

8 . Работа с социальным педагогом и правоохранительными структурами.

К счастью, этот аспект воспитательной работы в моем классе пред­ставлен в минимуме.

Планируется также организация встреч с работниками полиции с целью профилактики первичных правонарушений, наркомании и других антисоциальных явлений. Кроме того, указанные беседы направлены на повышение бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.

9. Анализ проведенной работы.

Каждый вид работы, проведенной классным руководителем с деть­ми, должен быть подвергнут доскональному анализу с точки зрения дос­тижения поставленных целей. При этом должны быть выявлены допу­щенные ошибки, чтобы не повторить их при выполнении аналогичного вида работы. Замечу, что при выполнении данной воспитательной про­граммы могут возникнуть трудности выполнения из-за ее многогранно­сти. Хотя именно к объятию необъятного и нужно стремиться в воспита­нии подростка, тем не менее допускается разбиение программы на от­дельные кратковременные этапы, то есть месячник правовых знаний, предметные недели, период культурно-интеллектуального развития, не­деля искусств, пропаганда здорового образа жизни и т.д









Структура системы воспитательного воздействия




Внеклассную работу

Учение

Общение

Семью

Внешкольные учреждения

РМиД
























Содержание патриотического воспитания.


Патриотическое воспитание в семье.

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота.

Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Чем старше становится ребенок, тем сознательней он воспринимает элементы патриотического воспитания.

Поэтому для достижения поставленных целей педагогическому коллективу школы необходимо оказывать активную поддержку семье. Следует создать систему целенаправленного культурно-патриотического воспитания детей на основе взаимодействия семьи и школы.


Патриотическое воспитание в школе.

Патриотическое воспитание - одна из главных функций государственных учреждений, и в первую очередь школы

В школе патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения отечеству, его защиты.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.

В школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. На разных возрастных ступенях важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим трудом обогатил национальную и общечеловеческую культуру. Патриотическое воспитание в школе должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости.

В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну.


Патриотическое воспитание в учреждениях внешкольного воспитания и образования

Патриотическое воспитание в учреждениях внешкольного воспитания и образования осуществляется через организацию работы патриотических клубов, центров, кружков, экспедиций поисковой, природоохранной деятельности, взаимодействие с воинскими частями и допризывными пунктами и т.д.

Учреждения внешкольного воспитания и образования разрабатывают программы патриотического образования и воспитания, организуют методическую учебу, консультации и просветительскую работу с педагогами, курирующими воспитательный процесс в образовательных учреждениях.

Внешкольные учреждения координируют патриотическое воспитание в общественных объединениях и организациях, содействуют созданию, становлению и развитию общественных формирований, оказывают им организационную, методическую и консультативную помощь. Внешкольное воспитание осуществляется совместно с деятельностью музеев, тематических выставок. В соответствии с Законом РФ "Об охране историко-культурного наследия" организуется охрана и пропаганда памятников истории, культуры, природы родного края.


Патриотическое воспитание в общественных объединениях, организациях, движениях.

Общественные объединения, организации, движения, инициативы - это особый институт социального воспитания. Любое общественное формирование представляет собой микромодель общества, поскольку обладает всеми его элементами (сводом нормативных правил или законов, атрибутами, органами самоуправления, элементами самоорганизации).

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реализовываться как через содержание программ их деятельности, так и организацию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважительное отношение к своей Родине.

Члены общественных объединений овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли, влияют на положительные изменения в государстве.


















Список рекомендуемой литературы

для организации работы по патриотическому воспитанию

подростков и молодежи


Система военно-патриотического воспитания молодежи в РФ


Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента РФ от 16 сент. 1999 г. N1237. Положение о порядке прохождения военной службы // Рос.газ.-1999.-28-29 сент.; Нов. законы и нормат. акты.-1999.-N38.-С.4-53.

Концепция военно-патриотического воспитания молодежи: (Сокращ.вариант)/ Авт.коллектив под руководством В.И.Мутовинова, А.Синайского // Внешкольник.-1998.-N10.-С.22-28.

О внесении изменения в Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N727 'О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: Указ Президента РФ от 21 апр.1997 г. N391 // Рос.газ.-1997.-24 апр.; Нов. законы и норм. акты.-N10.-С.59.

О военно-патриотическом воспитании молодежи: Письмо Министерства образования РФ и Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 25/26 октября 1999 г. NО6-9ин/28-06/4036 // Вестник образования.-2000.-N9.-С.10-12.

О воинской обязанности и военной службе: ФЗ от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ // Рос.газ.1998.-2 апр.-С.11-14.

О днях воинской славы (Победных днях) России: ФЗ от 13 марта.1995г.

О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N727 // Рос. газ.-21 мая; Военные знания.-N8.-С.18; Первое сент.-26 сент.

Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Прил. к Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N551 // Рос.газ.-2000.-27июля.-С.3.

Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 дек.1999 г. N1441 // Первое сент.-2000.-4 апр.-Прил.-С.3-4.

Филиппов В.М. Об изучении основ военной службы в общеобразовательных учреждениях:[Письмо министра образования РФ от 23 февраля 2000 г. №366/11-13] // Военные знания.-2001.-№3.-С.21


Из опыта работы


Военно-патриотическое воспитание молодежи : Проблемы и опыт. - М.: Патриот ,1991.-211с.

Некрасова Н. 1942 год - предшественник Великой Победы. // Народное образование.-2002.-№7.-С.163-170.

Некрасова Н. Хлеб и война: Документально-поэтическая композиция для старшеклассников // Народное образование.-2002.-№4.-С.116-122.-Библиогр.: 4 назв.

Полонский В. Ветераны войны - школьникам // Воспитание школьников.-2000.-№3.-С.22-23.

Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание// Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.31-33.


Подготовка молодежи к службе в армии

 

Бачевский В. К вопросу о военно-патриотическом воспитании: [Из опыта работы по подготовке уч-ся школ к службе в армии] // Военные знания.-2001.-№1.-С.29-30.

Белянкова Н., Чупаева К. Игра? Не столько...: (Об интегрир. подходе к военно-патриот. воспитанию) // Воспитание школьников.-2002.-№7.-С.19-20. 

Зурабова К. Как воспитать защитника?. //Дошкольное воспитание.-2003.-?2.-С.39-42.

Лазуткин В. Вопросы военно-профессиональной ориентации // ОБЖ.-2002.-№1.-С.30-32.

Пашинина И. Русская воинская доблесть: Литературно- музыкальный. сценарий // Воспитание шк.-1996.-N2.-C.50-56.

Пятикоп А. Школа военно-патриотической ориентации - школа для настоящих мужчин // Народное образование.-2001.-N4.-С.102-106

 

Военно-спортивные игры, экспедиции, смотры-конкурсы, профильные лагеря


Березина В.А. Положение о Всероссийском финале военно-спортивной игры 'Победа' // Внешкольник.-2002.-N2.-С.2-3; №3.-Прил.: Деловая папка.

Галкин А., Якунин В. Красив в строю, силен в бою: Смотр-конкурс на лучшее юнармейское отделение 'Гвардеец' // Учительская газета.-2001.-N30-31.-Спец.вып.:До и после уроков.-С.39-41.

Зайцев С. Сценарий военно-спортивной игры 'Зарница' /Зайцев С. Евсеев В. // Спорт в шк.-2001.-№11.-С.9-16.

Иванова И. Больше, чем игра...: 'Зарница': вчера, сегодня, завтра // Военные знания.-2003.-№2.-С.32-33.

Из леса русских сказок: Сценарий военно-спортивной игры 'Зарница' // Спорт в шк.-2001.-№19.-С.7-18.

Мизина Н.И. Иду на вы!..: Военно-патриотическая игра для старшеклассников // Читаем, учимся, играем.-1998.-Вып.7.-С.106-111.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!