Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования автор: Т.М. Рагозина «Город мастеров»с требованиями основной образовательной программы ОУ и является общекультурной программой научно-технической направленности. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ.
На изучение курса отводится 34ч в год, 1час в неделю.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня.
Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.
Значение данной работы для развития ребенка
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цели :
1.Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую художественную культуру
2. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3.Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
4. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
5.Творческая самореализация обучающихся.
Задачи:
Развивающие:
-Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд
-Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся
-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающие:
-Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-Обучение различным приемам работы с бумагой.
-Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций .
-Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
-Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Воспитательные:
-формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
-Привитие навыков работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
-Расширение коммуникативных способностей детей.
-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный
(устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный
(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
• практический
(выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный
(дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный
( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый
( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
- исследовательский
(самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Содержание программы
Содержание программы кружка «Волшебная бумага» направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития, развития стремления учащихся к познанию истоков художественного творчества
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции из бумаги
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с разными видами работы с бумагой
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Познавательные УУД.
1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
4.Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
5.Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД.
1.Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2.Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3.Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
4.Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД.
1.Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2.Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3.Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4.Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5.Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Личностные УУД.
1.Действия. реализующие потребность школьника в социально значимой и социально значимой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2.Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3.Проектная деятельность.
4.Контроль и самоконтроль.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Уро ка | Тема | Кол во ча сов | Планируемые результаты | дата |
план | факт |
1 | Инструктаж по правилам техники безопасности. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием | 1 | Личностные УУД. 1.Действия. реализующие потребность школьника в социально значимой и социально значимой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации | | |
2 | Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги» | 1 | Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Самоконтроль и корректировка хода практической работы. .Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ. Познавательные УУД. 1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). 3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями. 4.Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
| | |
3 | Изучение свойств бумаги и картона. | 1 | | |
4 | История различных техник работы с бумагой Базовые формы – основа любого изделия.
| 1 | | |
5 | Аппликация из цветной бумаги. | 1 | | |
6 | Объёмная аппликация из цветной бумаги. Ромашки. | 1 | | |
7 | Объёмная аппликация из цветных кружков. Божья коровка. | 1 | | |
8 | Объёмная аппликация из цветных кружков. Воздушный шар. | 1 | | |
9 | Конструирование объёмных предметов из бумаги. Выполнение чертежа изделия. | 1 | | |
10 | Конструирование объёмных предметов из бумаги. Корзиночка. | 1 | | |
11 | Конструирование объёмных предметов из бумаги. Корзиночка из кружков. | 1 | | |
12 | Изготовление новогодних поздравительных открыток. Выполнение эскиза, выбор техники исполнения. | 1 | Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментрв.. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. . | | |
13 | Изготовление новогодних поздравительных открыток. | 1 | | |
14 | Дизайн новогодней поздравительной открытки. | 1 | | |
15 | Техника работы с бумагой – торцевание | 1 | Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи | | |
16 | Этапы процесса торцевания. | 1 | | |
17 | Аппликация методом торцевания. | 1 | | |
18 | Конструирование из бумаги. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами | 1 | Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги.Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. 1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). 3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями. | | |
19 | Оригами - собачка. | 1 | | |
20 | Оригами – лисичка. | 1 | | |
21 | Оригами – лягушка. | 1 | | |
22 | Игрушки - сувениры из бумаги и картона. Создание эскиза. | 1 | | | |
23 | Игрушки - сувениры из бумаги и картона. Изготовление деталей. | 1 | Познавательные УУД. 1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). 3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями. 4.Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Коммуникативные УУД. 1.Учет позиции собеседника (соседа по парте). 2.Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ Регулятивные УУД. 1.Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. 2.Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. 3.Самоконтроль и корректировка хода практической работы | | |
24 | Игрушки - сувениры из бумаги и картона. Сборка деталей. | 1 | | |
25 | Пластинография. | 1 | | |
26 | Виды пластинографии. | 1 | | |
27 | Изготовление картины в технике пластинография. Выполнение эскиза работы. | 1 | | |
28 | Изготовление картины в технике пластинография. | 1 | | |
29 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии. | 1 | | |
30 | Моделирование из картона. Оформление рамочка для фотографии. | 1 | | |
31-32 | Коллективная работа. Мир природы | 2 | | |
33-34 | Экскурсия в библиотеку, беседа: «Умелые руки». Выставка работ. | 2 | | |