СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Уроки доброты" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внерочной деятельности "Уроки доброты" предназначена для 1 класса по духовно-нравственному напрвлению.Целью программы является   создание  системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Уроки доброты" для 1 класса»


Пояснительная записка

Актуальность

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, — подготовка ответственного гражданина, спо­собного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интере­сами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с форми­рованием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитатель­ный процесс и составляющее его стержневую основу.

В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание млад­ших школьников являются одной из сложнейших задач воспитания и условиях современного образовательного учреждения.

В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проб­лема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поко­ления становится всё более актуальной.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьни­ков — основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребён­ка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальней­шем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.







Цель:

Создание  системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.

2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

4. Формирование способности к духовному развитию, ре­ализации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

5. Укрепление нравственности, основанной на свободе во­ли и духовных отечественных традициях, внутренней установ­ке личности школьника поступать согласно своей совести.

6. Формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

7. Формирование основ морали — осознанной необходи­мости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недо­пустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравствен­ной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

8. Формирование способности открыто выражать и отста­ивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступ­кам.

9. Формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты.

10. Формирование нравственного смысла учения.

11.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достиже­нии результата.

12. Осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

1. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

2. Формирование начальных умений организации и осу­ществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, ро­дителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.

3.Формирование основ российской гражданской идентич­ности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич­ной ответственности за Отечество.

4. Воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре.

5. Формирование основ патриотизма и гражданской соли­дарности.

6.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания других людей и сопереживания им.

7.Становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентации;

8. Формирование осознанного и уважительного отноше­ния к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

9. Формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

2.Формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

3. Формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

4. Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

5. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Особенности реализации программы

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще­ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой сис­теме базовых национальных ценностей и должно обеспечи­вать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уваже­ние родителей, достоинство человека, равноправие, от­ветственность и чувство долга, забота и помощь, мо­раль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представле­ние о вере, духовной культуре и светской этике.

2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к об­разованию, труду, жизни.

Ценности: образование, труд, уважение к людям тру­да, творчество и созидание, стремление к познанию и ис­тине, целеустремлённость и настойчивость, бережли­вость, трудолюбие.

3. Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают раз­витие личности на основе отечественных духовных, нрав­ственных и культурных традиций.


Виды деятельности и формы проведения занятий с обучающимися

1. Воспитание нравственных чувств и этического со­знания:

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, та­кой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающей культурные и духовные традиции народов России)

Участие в проведении уроков этики, внеурочных меро­приятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых прог­раммах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролево­го нравственного взаимодействия


Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков

Беседы, классные часы, про­смотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педа­гогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимо­отношений в коллективе класса и образовательного учрежде­ния — овладение навыками вежливого, приветливого, внима­тельного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддерж­ке, участию в коллективных играх, приобретение опыта со­вместной деятельности;



Посильное участие в делах благотворительности, мило­сердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о живот­ных, других живых существах, природе


Получение первоначальных представлений о нравствен­ных взаимоотношениях в семье

Беседы о семье и роде, об обязанностях,

взаимоотношениях родителей и детей, семейных ценностях и праздниках

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (закон­ными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспи­тывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).




2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни:

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Получение первоначальных представлений о роли зна­ний, труда и значении творчества в жизни человека и обще­ства в процессе изучения учебных дисциплин;


Участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями

Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий

Знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных»


Получение первоначальных навыков сотрудничест­ва, ролевого взаимодействия со сверстниками, старши­ми детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности

Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий (празд­ники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, орга­низации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой дея­тельности

Приобретение опыта уважительного и творческого от­ношения к учебному труду

Презентации учеб­ных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде

Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома



3. Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологи­ческой этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Изучение инвариантных и вари­ативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов

Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Экс­курсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю);

Получение первоначального опыта участия в природо­охранительной деятельности

Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкармливание птиц, посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей, расширение опыта общения с природой, заботы о жи­вотных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства



4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и

ценностях (эстетическое воспитание)

Вид деятельности

Форма проведения занятий

Получение элементарных представлений об эстетичес­ких идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России

Изучение инвариантных и ва­риативных учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные произ­водства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и на­родными художественными промыслами

Изучение ва­риативных дисциплин, экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, посещение конкурсов и фестивалей исполни­телей народной музыки, художественных мастерских, театра­лизованных народных ярмарок, фестивалей народного твор­чества, тематических выставок

Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучаю­щихся в образовательном учреждении и дома, сельском и го­родском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду

Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг­ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развитие умения понимать красоту ок­ружающего мира через художественные образы

Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и тру­де людей, знакомство с местными мастерами прикладного ис­кусства, наблюдение за их работой

Участие в беседах «Краси­вые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, те­левизионных передачах, компьютерных играх

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества

Участие в выставках семейного художественного творчества, реализация культурно-досуговых программ


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

- конкретное планирование деятельности

- кадровое обеспечение программы

- методическое обеспечение программы

- педагогические условия


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки доброты»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки доброты» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов :

— приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.













В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.







Диагностика:

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

- социально-психологический климат в классе;

- общие сведения.

3. Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- беседы.


Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственнржании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


Критерии успешности нравственного образования

Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.

Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.



Тематический план программы внеурочной деятельности

«Уроки доброты»

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических


Дата проведения

Примечание

По плану

Факт


1. Правила поведения в школе

5

1

4




1.

Жил-был Я (Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников)



+

4.09



2.

Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт (Правила поведения на уроках)



+

11.09



3.

Когда я ем – то глух и нем (Правила поведения в столовой)



+

18.09



4.

Правила поведения на переменах


+


25.09



5.

Правила дежурных



+

2.10




2. Уроки доброты

9

5

4




6.

Что такое «Добро и зло»


+


9.10



7.

Доброе дело делай смело



+

16.10



8.

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать


+


23.10



9.

Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем


+


30.10



10.

Тепло родного очага



+

13.11



11.

Где добрые люди – там беды не будет


+


20.11



12.

Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного



+

27.11



13.

Когда у друзей лад, каждый этому рад



+

4.12



14.

Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом


+


11.12




3. Школьный этикет

6

3

3




15.

Этикет, или просто хорошие манеры


+


18.12



16.

Доброжелательность и равнодушие


+


25.12



17.

Вежливость. Правила вежливости


+


15.01



18.

Культура приветствия, обращения и знакомства



+

22.01



19.

Культура приветствия, обращения и знакомства



+

29.01



20.

Твой внешний вид


+


5.02



21.

Твой внешний вид



+

12.02




4. Уроки экологии

4

3

1




22.

В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно


+


26.02



23

Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты



+

4.03



24.

Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным


+


11.03



25.

Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца


+


18.03




5. Как стать трудолюбивым

9

4

5




26.

Ученье – свет, а неученье - тьма


+


1.04




Наш труд в классе


+


8.04



27.

Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень



+

8.04



28.

Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты.



+

15.04



29.

Каждой вещи - свое место


+


22.04



30.

Мои домашние обязанности



+

29.04



31.

Труд в почете любой! Мир профессий большой


+


6.05



32.

Профессии моих родителей



+

13.05



33

Профессии моих бабушек и дедушек



+

20.05























Содержание программы внеурочной деятельности

«Уроки доброты»

1 класс (33 часа)

Раздел 1.Правила поведения в гимназии (5 ч)

Знакомство учащихся друг с другом, с интересами одноклассников, с правилами поведения на уроках, в столовой, на переменах. Разработка правил дежурства.

Раздел 2. Уроки доброты (9 ч)

Что такое «Добро и зло». Доброе дело делай смело. Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.

Тепло родного очага. Где добрые люди – там беды не будет. Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного. Когда у друзей лад, каждый этому рад. Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.

Раздел 3. Школьный этикет (6 ч)

Этикет, или просто хорошие манеры. Доброжелательность и равнодушие.

Вежливость. Правила вежливости. Культура приветствия, обращения и знакомства. Культура приветствия, обращения и знакомства. Твой внешний вид.

Раздел 4. Уроки экологии (4 ч)

В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно. Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца;

Раздел 5. Как стать трудолюбивым (9 ч)

Ученье – свет, а неученье – тьма. Наш труд в классе. Все мы вместе целый день, и трудиться нам не лень. Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты. Каждой вещи - свое место. Мои домашние обязанности.

Труд в почете любой! Мир профессий большой. Профессии моих родителей;

Профессии моих бабушек и дедушек.

Список литературы

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение, 2011.142 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.,Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.

5. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

6. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.

7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - Легион: Ростов-на-Дону, 2012. 160 с.

8. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.

9. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990

11. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!