Муниципальное автономное образовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №29
Рассмотрено на МО
протокол № ______
от _______________
рук. МО __________
__________________Согласовано на МС
протокол № ______
от _______________
зам. директора по УВР
___________________
«Утверждаю»
директор МАОУ СОШ №29
___________ Л.Н. Соколова
_________________2015 г.
Программа внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры с элементами спортивных игр»
для учащихся 1 – 4 классов
Учитель физической культуры: Малинова Т.В.
(первая квалификационная категория)
г. Калининград
2015 г.
Программа внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры с элементами спортивных игр»
для учащихся 1 – 4 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся школы по физической культуре. Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Рабочая программа решает следующие задачи:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа содержит разделы, в которых освещены задачи и представлен материал по этапам подготовки (теоретической и физической), средства и формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений. Программа обеспечивает четкую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки. Программа учитывает ведущие принципы образования: гуманизма, природосообразности, культуросообразности, принцип единства общей и специальной подготовки.
Программа характеризуется:
Направленностью на комплексное решение задач обучения, тренировки и разностороннего физического развития. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с существующими видами спорта (гимнастика, легкая атлетика) и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость). Предлагаемые специальные упражнения обучают приемам командной игры, воспитывают умения готовиться и участвовать в соревнованиях.
Направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности.
Направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
«Первые шаги». Смысловая ориентация занятий. Психосоциальная и физическая адаптация к условиям начальной школы. Подготовка и проведение спортивного праздника в конце каждой четверти. Физическое воспитание в единстве с эмоциональной, нравственной и духовной жизнью обучающихся. Разработка физических упражнений как средства игры, развития способностей и поддержания здоровья. Основные средства. Введение воспитанников в игровой замысел программы Освоение учебного материала в игровой форме. Диалог, раскрывающий значение и содержание физической культуры в жизни человека. Использование игрового опыта детей. Задания для занятий в семье. Подбор и чтение детской литературы об играх, физической культуре и спорте.
«Здоровье». Смысловая ориентация. Укрепление и коррекция здоровья детей, воспитание привычек поддержания здоровья. Освоение правил удержания осанки. Развитие физических способностей. Повышение двигательной и умственной работоспособности детей. Основные средства. Беседы с детьми о здоровом образе жизни. Упражнения и игры общеукрепляющего характера. Задания для развития гигиенических навыков. Упражнения и игры, организующие здоровый отдых и досуг детей. Специальные упражнения для формирования правильной осанки, профилактика плоскостопия, развития физических качеств. Задания по безопасному поведению. Игровые тесты.
«Умения и навыки». Смысловая ориентация. Развитие жизненно важных умений и навыков. Формирование игровой деятельности детей. Тренировка базовых умений и навыков спортивных видов. Основные средства. Обучающие и тренировочные программы. Привлечение детей к обновлению, составлению и проведению упражнений, игровых заданий и игр. Оценка физических способностей и качества движений с помощью игрового тестирования.
«Самоконтроль». Смысловая ориентация. Воспитание взаимодействия и противодействия в игре, отношений игрового партнерства, нравственности и духовности ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки здоровья, физических качеств, спортивных умений и навыков. Формирование умений понимать свое физическое состояние и безопасность поведения. Воспитание организованности, дисциплины, следование правилам честной игры. Формирование внутренних мотивов к личностному самовыражению в целенаправленных движениях. Развитие детской двигательной инициативы и творчества в игре. Основные средства. Игровые задания для расширения дружеского общения и взаимодействия детей. Игры, организующие нравственное поведение. Игровые творческие задания; задания и игры для проявления инициативы, самовыражения детей. Постановка проблемных игровых задач. Имитационные упражнения и игровые задания Формулировка вместе с детьми игровых правил поведения. Поощрение успехов в освоении программы. Задания по самоконтролю в упражнениях, играх и поступках. Передача полученных знаний другим детям.
Программа позволит развивать познавательный интерес у обучающихся, даст возможность самовыразиться, самоутвердиться в коллективе, избавиться от школьной тревожности, переживаний, развивать память, мышление, внимание, восприятие.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Характеристика обучающихся, которым адресована программа.
Программа рассчитана на 4 года обучения; возраст обучающихся-7-11 лет.
Состав обучающихся и режим учебной работы.
Год обучения | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Количество часов в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 |
Количество человек в группе | 15-20 | 15-20 | 15-20 | 15-20 |
Количество часов в год | 78 | 78 | 78 | 78 |
Программа рассчитана на 34 учебные недели в год; начало учебного года-1 сентября, окончание-31 мая.
Условия для реализации программы.
Секция формируется из обучающихся школы, желающих заниматься спортом. Ставятся задачи по привлечению максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, приобщение к здоровому образу жизни, воспитание физических, морально-этических качеств.
Методы и формы работы по программе.
Словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и т.д.)
Наглядный (показ упражнений, учебные фильмы, макеты площадок и т.д.)
Методы практических упражнений:
а) методы, направленные на освоение спортивной техники ( разучивание упражнений в целом и по частям);
б) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и т.д.);
в) методы контроля (врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости качества усвоения программы);
г) метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания;
д) метод самореализации через творческие дела, участие в соревнованиях.
Основными формами образовательного процесса являются групповые учебно-тренировочные занятия, тестирование и анкетирование обучающихся, участие в спортивных соревнованиях.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическая подготовка включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной и доброжелательной атмосферы на занятиях;
применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения,
психологическая подготовка обучающихся.
Диагностика эффективности образовательного процесса.
Осуществляется диагностика текущего состояния с помощью различных приёмов и методов:
методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей на основе комплекса стандартных упражнений;
диагностика уровня здоровья обучающихся (медицинский работник, самоконтроль).
Методика тестирования и оценки показателей развития физических качеств и двигательных способностей на основе комплекса стандартных упражнений.
Оценка проводится по результатам тестирования на основе комплекса стандартных упражнений:
Бег 30 м.
Непрерывный бег в течение 5 минут.
Челночный бег 3х10 м.
Прыжок в длину с места.
Прыжок вверх по Абалакову.
Бросок набивного мяча.
Наклон вперёд.
Подтягивание в висе на перекладине (мальчики).
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (девочки).
Содержание программы
Теоретические занятия.
Физическая культура человека и общества.
Естественно-культурные основы физического развития и воспитания личности.
Социально-психологические основы физического развития и воспитания личности.
Основы формирования здорового образа жизни.
Основные теоретические сведения по гандболу и баскетболу.
2. Практические занятия.
2.1. ОФП.
2.2. СФП.
2.3. Технико-тактическая подготовка.
Физическая подготовка обучающихся (общая и специальная) изменяется по годам обучения в соответствии с компонентами нагрузки:
2.1 Общая физическая подготовка
Наименование темы, разделов тем. | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
| Строевые упражнения | | | |
Построение. | + | + | + | + |
Расчёт. | + | + | + | + |
Переход на разновидности ходьбы и бега. | + | + | + | + |
Изменение скорости движения. | + | + | + | + |
| Общеразвивающие упражнения (ОРУ) | | | |
Упражнения для рук и плечевого пояса | + | + | + | + |
Упражнения для ног | + | + | + | + |
Упражнения для мышц туловища | + | + | + | + |
| Развитие физических качеств. | | | |
Сила: | | | | |
Упражнения с преодолением веса собственного тела. | + | + | + | + |
На гимнастической стенке. | + | + | + | + |
Приседания без отягощения | + | + | + | + |
Игры силового характера | | + | + | + |
Прыгучесть: | | | | |
Индивидуальные упражнения. | + | + | + | + |
Групповые упражнения. | | + | + | + |
Упражнения с предметами. | + | + | + | + |
Игры и эстафеты с прыжками. | + | + | + | + |
Быстрота: | | | | |
Повторный бег от 10 до 100 м. | + | + | + | + |
Бег за лидером. | + | + | + | + |
Бег из различных исходных положений. | + | + | + | + |
Игры и эстафеты с бегом на скорость. | + | + | + | + |
Гибкость: | | | | |
Индивидуальные упражнения с большой амплитудой движений. | + | + | + | + |
Групповые упражнения. | | + | + | + |
Упражнения с предметами. | + | + | + | + |
Ловкость: | | | | |
Акробатические упражнения. | + | + | + | + |
Упражнения с предметами. | + | + | + | + |
Игры. | + | + | + | + |
Скоростно-силовые качества: | | | | |
Многократные прыжки. | + | + | + | + |
Групповые упражнения. | | + | + | + |
Комбинированные эстафеты. | + | + | + | + |
Выносливость: | | | | |
Бег равномерный и переменный. | + | + | + | + |
Кросс. | + | + | + | + |
Игры в заданном режиме. | | + | + | + |
2.2. Специальная физическая подготовка.
Наименование темы, разделов тем. | 1год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
| Упражнения для развития быстроты движений и прыгучести | | | |
Ускорения. | + | + | + | + |
Рывки из различных исходных положений. | + | + | + | + |
Бег с максимальной частотой шагов. | | + | + | + |
Бег за лидером ( со сменой и без смены). | | + | + | + |
Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине дистанции. | | + | + | + |
| Прыжки. | | | |
В глубину с последующим выпрыгиванием вверх. | | + | + | + |
На количество прыжков на определённом отрезке. | + | + | + | + |
На одной ноге на месте и в движении. | + | + | + | + |
| Упражнения для развития игровой ловкости. | | | |
Жонглирование. | + | + | + | + |
Метание различных мячей. | + | + | + | + |
Ловля после отскока от различных поверхностей. | + | + | + | + |
Разнообразное ведение мяча. | + | + | + | + |
Комбинированные упражнения. | + | + | + | + |
Игры и эстафеты. | + | + | + | + |
| Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. | | | |
Укрепление мышц кисти. | + | + | + | + |
Передвижения в упорах. | + | + | + | + |
Метание мячей различного веса и объёма. | | + | + | + |
Падения из различных исходных положений. | + | + | + | + |
| Упражнения для развития специальной выносливости. | | | |
Многократные повторения упражнений. | + | + | + | + |
Игры. | + | + | + | + |
Круговая тренировка. | | + | + | + |
2.3. Техническая подготовка. | Техника нападения. | | | |
Стойка нападающего. | + | + | + | + |
Бег с изменением направления и скорости. | + | + | + | + |
Бег спиной вперёд. | + | + | + | + |
Бег зигзагом. | + | + | + | + |
Различные прыжки. | + | + | + | + |
Прямое падение. | | + | + | + |
Ловля мяча двумя руками (на месте и в движении). | + | + | + | + |
Ловля катящегося мяча. | + | + | + | + |
Передачи мяча на месте и в движении. | + | + | + | + |
Передачи мяча по прямой и навесной траектории. | | + | + | + |
Передача с отскоком от площадки. | + | + | + | + |
Одноударное ведение. | + | + | + | + |
Многоударное ведение. | + | + | + | + |
Многоударное ведение по прямой. | + | + | + | + |
Многоударное ведение с изменением направления. | | + | + | + |
Ведение мяча с разной высотой отскока. | + | + | + | + |
Ведение с обводкой стоек. | + | + | + | + |
Бросок одной рукой сверху (гандбол). | + | + | + | + |
Бросок двумя руками (баскетбол). | + | + | + | + |
Бросок в прыжке (гандбол). | | + | + | + |
Штрафной бросок. | + | + | + | + |
| Техника защиты. | | | |
Стойка защитника. | + | + | + | + |
Перемещения приставными шагами. | + | + | + | + |
Выбивание мяча. | + | + | + | + |
Блокирование. | + | + | + | + |
Опека игрока без мяча. | + | + | + | + |
Опека игрока с мячом. | + | + | + | + |
Разбор игроков. | + | + | + | + |
Переключение. | | + | + | + |
Персональная защита. | + | + | + | + |
Методические рекомендации по реализации программы
Учебный материал, предусмотренный настоящей программой, должен распределяться с последовательным и постепенным расширением теоретических знаний, практических умений и навыков в соответствии с общей специальной подготовленностью обучающихся.
Одним из главных методических правил в работе с обучающимися является дифференцированный подход к определению содержания, объёма и интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста, пола и индивидуальных способностей.
Интенсивность и объём упражнений должны возрастать по мере улучшения физической подготовленности обучающихся.- предпочтение следует отдавать упражнениям динамического характера и приучать обучающихся к различному темпу их выполнения. Целесообразно применять соревновательный метод.
В процессе обучения и совершенствования техники необходимо добиваться выполнения приёмов правой и левой рукой.
Календарно-тематическое планирование
Примерный тематический учебный план распределения учебных часов на 1 – 2 – 3 – 4 год обучения.
Содержание занятий | 1 год | 2 год | 3 год | 4год |
1. Теоретические занятия | 5 | 5 | 5 | 5 |
1.1.Физическая культура человека и общества | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.2.Естесвенно-культурные основы физического развития и воспитания личности | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.3.Социально-психологические основы физического развития и воспитания личности | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.4.Основы развития психофизических способностей человека и формирование здорового образа жизни | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.4.Основные теоретические сведения по избранному виду спорта | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого часов | 5 | 5 | 5 | 5 |
2. Практические занятия | | | | |
2.1.Общая физическая подготовка | 40 | 40 | 34 | 34 |
2.2.Специальная физическая подготовка | 20 | 20 | 23 | 23 |
2.3.Техническая подготовка | 11 | 12 | 14 | 14 |
3. Контрольные испытания | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого часов | 73 | 73 | 73 | 73 |
Всего часов | 78 | 78 | 78 | 78 |
Календарно-тематический план
Номер занятия | Программный материал | Примечания |
1. | Техника безопасности на занятиях. Гигиенические основы тренировки. | |
2. | Перемещения. Стойка игрока. | |
3. | Жонглирование. Прыжковые упражнения. | |
4. | Ловля и передача мяча на месте. | |
5. | Упражнения, направленные на развитие качеств необходимых для выполнения броска. | |
6. | Ловля катящегося мяча. | |
7. | Упражнения, направленные на развитие ловкости. | |
8. | Ловля и передача мяча в движении. | |
9. | Упражнения, направленные на развитие быстроты. | |
10. | Эстафеты с передачами мяча. | |
11. | Ведение мяча. Стойка игрока. | |
12. | Упражнения, направленные на развитие игровой ловкости. | |
13. | Акробатические упражнения. | |
14. | Жонглирование , ведение мяча. | |
15. | Перемещения в нападении. | |
16. | Упражнения, направленные на развитие прыгучести. | |
17. | Защитные перемещения. | |
18. | Эстафеты с передачами и ведением мяча. | |
19. | Прыжковые упражнения. | |
20. | Ведение мяча в различных стойках. | |
21. | Упражнения, направленные на развитие качеств необходимых для выполнения броска. | |
22. | Акробатические упражнения. | |
23. | Ведение мяча правой, левой рукой. | |
24. | Эстафеты с ведением мяча. | |
25. | Бросок мяча двумя руками. | |
26. | Ловля, передача мяча в движении. | |
27. | Подвижные игры с ловлей и передачей мяча. | |
28. | Защитные перемещения. | |
29. | Упражнения, направленные на развитие быстроты. | |
30. | Ведение мяча. Выбивание мяча. | |
31. | Упражнения, направленные на развитие прыгучести. | |
32. | Подвижные игры с прыжками. | |
33. | Упражнения, направленные на развитие игровой ловкости. | |
34. | Передачи мяча двумя руками в движении. | |
35. | Упражнения, направленные на развитие качеств необходимых для выполнения броска. | |
36. | Подвижные игры с передачами мяча. | |
37. | Перемещения игроков в нападении. | |
38. | Упражнения, направленные на развитие выносливости. | |
39. | Комбинированные эстафеты. | |
40. | Бросок мяча одной рукой сверху. | |
41. | Упражнения, направленные на развитие быстроты. | |
42. | Подвижные игры с бросками мяча. | |
43. | Передачи мяча в парах на месте и в движении. | |
44. | Упражнения, направленные на развитие прыгучести. | |
45. | Подвижные игры с прыжками. | |
46. | Защитные перемещения. | |
47. | Упражнения, направленные на развитие выносливости. | |
48. | Эстафеты с проявлением выносливости. | |
49. | Жонглирование мяча. | |
50. | Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств. | |
51. | Эстафеты с мячами. | |
52. | Выбивание мяча при ведении в парах. | |
53. | Упражнения, направленные на развитие гибкости в парах. | |
54. | Подвижные игры на гимнастических матах. | |
55. | Бросок мяча двумя руками. | |
56. | Упражнения, направленные на развитие быстроты перемещений. | |
57. | Подвижные игры с броском. | |
58. | Ведение мяча. Обводка стоек. | |
59. | Упражнения, направленные на развитие прыгучести. | |
60. | Подвижные игры с прыжками. | |
61. | Ловля и передача мяча в движении. | |
62. | Упражнения, направленные на развитие игровой ловкости. | |
63. | Подвижные игры с передачами мяча. | |
64. | Прыжковые упражнения. | |
65. | Акробатические упражнения. | |
66. | Упражнения, направленные на развитие игровой ловкости. | |
67. | Ведение мяча. | |
68. | Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. | |
69. | Эстафеты с ведением мяча. | |
70. | Бросок двумя руками от груди. | |
71. | Упражнения, направленные на развитие качеств, необходимых для выполнения броска. | |
72. | Подвижные игры с броском мяча. | |
73. | Защитные перемещения. | |
74. | Упражнения, направленные на развитие специальной выносливости. | |
75. | Игровые упражнения в парах, тройках, четвёрках. | |
76. | Перемещения игроков в нападении. | |
77. | Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств. | |
78. | Мини-баскетбол. | |
Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебные диски:
«Организация спортивной работы в школе» – (компакт-диск) – издательство Учитель, 2010.
«Физическая культура 1-11 классы» – (компакт-диск) – издательство Учитель, 2010.
Спортинвентарь:
Гимнастические маты
Гимнастические скамейки
Шведская стенка
Мячи
Скакалки
Обручи
Список литературы
Программы общеобразовательных учреждений. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с. : ил.
Матвеев А.П. Физическая культура. 3-4 классы : учебн. для общеобразоват. организаций / А.П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с. : ил.
Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2012.
Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2012.
Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). – М.: Просвещение, 2012.