Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углублённым изучением отдельных предметов» г. Сосногорска
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании ШМО 19.09.2014г.
учителей иностранного языка Директор школы___________
протокол № 1от 18.09.2014г. Т.М. Ручкина
Руководитель ШМО___________
Л.В. Кабанова
Программа внеурочной деятельности по поддержанию интереса к изучению немецкого языка
Автор:
Учитель иностранного языка
Савельева Ирина Анатольевна
2014
Актуальность создания программы.
В последнее время интерес к изучению иностранных языков многократно возрос и условия современной жизни предъявляют всё большие требования к осознанному владению иностранным языком. Это вызвано, прежде всего, социальным заказом общества.
В настоящее время обществу требуются высокообразованные люди, владеющие иностранным языком. Однако именно из-за иностранного языка учащиеся и их родители сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, какой язык выбрать для изучения, какой язык престижнее?
Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение немецкого языка в нашей стране было широко распространено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком и теряет свой статус первого иностранного языка.
Проблема выбора иностранного языка для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики. К сожалению, выбор иностранного языка учащихся и их родителей происходит чаще не в пользу немецкого языка, особенно в последнее время.
Новые экономические и социально-политические условия с одной стороны, а с другой – большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: количество учащихся, изучающих немецкий язык, сократилось.
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности данной проблемы.
Перед учителями немецкого языка встал вопрос: как вообще должно строиться обучение немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению?
Чтобы достичь современного уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеклассной работы, цель которой - рациональное использование послеурочного времени для развития и закрепления знаний, развития способностей, склонностей и интересов учащихся на базе иностранного языка.
В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке формируются положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся по немецкому языку, которые переносятся на работу учащихся в классе на уроках: у учащихся укрепляется уверенность в своем умении пользоваться немецким языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им.
Во внеклассной работе на первый план выступает использование немецкого языка как средства получения и обмена информацией в устной и письменной форме в познавательных и воспитательных целях. При организации внеурочных мероприятий на иностранном языке следует избегать того, чтобы они чем-либо походили на уроки или своим содержанием дублировали их. Здесь важна их несхожесть с уроком, их интересная, занимательная и яркая форма, отличная от обычной процедуры урока.
Программа рассчитана на 2014 – 2017 год
Цель программы:
Задачи программы:
привлечение внимания учащихся к изучению немецкого языка;
активизация творческой и познавательной деятельности учащихся;
расширение лингвистического кругозора учащихся;
развитие интереса к литературе на немецком языке и чтению;
развитие навыков общения на немецком языке;
воспитание уважения к культуре и традициям немецкоязычных стран;
воспитание культуры общения и дружелюбного отношения к представителям других стран
Этапы реализации:
I. Подготовительный (март – май 2014г.): разработка замыслов программы, поиск партнёров, организационные пробы.
II. Основной (сентябрь 2014 – май 2017): изучение и внедрение программы
III. Анализ результатов деятельности программы (июнь 2017 года)
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- включить в работу значительное число обучающихся школы, педагогов, родителей;
- создать условия для формирования у школьников устойчивых знаний и навыков, что позволит повысить интерес к изучению немецкого языка.
Основные направления реализации Программы
Программа основана на трех ключевых Проектах, которые соотносятся с задачами, направленными на раскрытие и выполнение целевого блока:
I.
Работа с одарёнными детьми Пояснительная записка Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Цель: – - обеспечение благоприятных условий для создания развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Задачи: - развития детской одаренности на индивидуальных занятиях по немецкому языку в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий; - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой деятельности; Формы работы с одаренными обучающимися: - - индивидуальные занятия с одаренными обучающимися; - -участие в муниципальных конкурсах и викторинах; - -участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников; -участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня; -работа кабинета немецкого языка № 211; - -школьные интеллектуальные марафоны и мероприятия.
План работы с одаренными детьми .
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Разработка плана работы с одаренными детьми на 2014/2015 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению немецкого языка. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. Создание банка нестандартных заданий по немецкому языку в течение года Проведение мониторинга уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности одаренных детей в течение года. | Учитель немецкого языка Савельева И.А. |
Октябрь | Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку для 7-11-х классов. | Учитель немецкого языка Савельева И.А. |
Обсуждение тем исследовательских работ и рефератов для выступления на школьной практической конференции «Горизонты открытий» Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми | Учитель немецкого языка Савельева И.А. |
Ноябрь | Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми |
Учитель немецкого языка Савельева И.А |
Декабрь | Подготовка и проведение Декады иностранных языков Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми | Учитель немецкого языка Савельева И.А |
январь | Индивидуальные консультации с одаренными детьми Подготовка и проведение традиционного мероприятия, посвящённого зимним Праздникам в Германии. | Учитель немецкого языка Савельева И.А |
февраль | Подготовка и участие в муниципальной игре «Страноведение» по немецкому языку среди 6-х классов Индивидуальные консультации с одаренными детьми | Учитель немецкого языка Савельева И.А |
март | Индивидуальные консультации с одаренными детьми Подготовка и участие в муниципальном творческом конкурсе для обучающихся 2-х - 4-х классов Подготовка к школьной практической конференции «Горизонты открытий» | Учитель немецкого языка Савельева И.А |
апрель | Индивидуальные консультации с одаренными детьми Подготовка и проведение мероприятия «Ostern» Участие в школьной практической конференции «Горизонты открытий» | Учитель немецкого языка Савельева И.А |
май | Обсуждение тем исследовательских работ и рефератов для выступления на муниципальных НПК «Открытие» и проектно- исследовательчкой конференции «Эрудит» Индивидуальные консультации с одаренными детьми Подготовка и проведение праздника «Muttertag» | Учитель немецкого языка Савельева И.А |
Ожидаемые результаты: - Формирование системы работы с одарёнными учащим.
- Творческая самореализация обучающихся школы через участие в разного рода конкурсах.
- Повышение педагогического мастерства учителя по работе в одаренными детьми.
II.
Декада по иностранному языку
Декада по иностранному языку позволяет обучающимся систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Эта форма работы дает возможность на практике осуществить личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию учащихся, когда учитываются потребности, учебные возможности и склонности школьника, решается задача раскрытия творческих способностей учащихся с разным уровнем подготовки. Проведение предметной декады способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку.
Цели:
- повышение мотивации к изучению иностранных языков;
- расширение, закрепление и систематизация языковых знаний и навыков;
- приобретение дополнительных знаний о стране изучаемого языка, развитие социокультурной компетенции учащихся.
Задачи:
- расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки;
- мотивировать учащихся к приобретению новых знаний по предмету, поиску и дальнейшему использованию информации;
- развить креативное мышление обучающихся, навыки самостоятельной и творческой работы;
- стимулировать потребность в использовании иностранного языка в различных ситуациях.
В декаде принимают участие дети разных возрастов. Естественно, учитывая возрастные особенности детей, для каждой параллели подбираются различные мероприятия, иногда с учетом пожеланий самих учащихся.
Традиционно мероприятия:
Викторины и конкурсы.
Конкурсы чтецов.
Конкурс презентации.
Вечера поэзии.
Заочные путешествия по странам изучаемого языка с показом слайдов (использованием ИКТ).
Просмотр художественных фильмов на иностранных языках.
Театрализованные инсценировки.
Конкурсы стенгазет, рекламных буклетов, коллажей
Конкурсы проектов
План проведения декады по немецкому языку в 2014-2015 учебном году
11.12.2014
Конкурс рисунков и рассказов «Мои любимые животные» (2-3 классы);
12.12.2014
Конкурс иллюстраторов немецких сказок (4 классы);
15.12.2014
Викторина «Дружишь ли ты с окружающей средой?» (6 классы);
16.12.2014
Конкурс коллажей «Мой любимый вид спорта» (7 класс)
17.12.2014
Конкурс чтецов немецкой поэзии (9 класс)
18.12.2014
Лингвострановедческий конкурс «Своя игра» среди команд 10-11 классов
20.12.2014
Подведение итогов декады, награждение победителей.
III.
Организация и проведение традиционных школьных
мероприятий, посвящённых праздникам Германии
Цели мероприятий:
1. Приобщать обучающихся к культуре Германии, ее нравам и обычаям.
2. Воспитывать толерантное отношение к традициям другой страны.
Подготовительная работа к праздникам.
Подготовительная работа к празднику состоит из следующих разделов:
Совместная деятельность педагога и обучающихся предполагает собой следующее:
знакомство с историей возникновения праздника, с культурой и обычаями немецкого народа;
чтение немецкой художественной литературы;
рассматривание иллюстраций, книг, альбомов; нравственные беседы с детьми о добре, жизни, поведении человека в обществе;
оформление классных комнат к празднику (изготовление украшений и поделок);
разучивание песен и стихов к празднику на немецком языке.
Работа с родителями предполагает следующие виды работы:
а) изготовление украшений и поделок;
б) изготовление костюмов для праздника;
в) приобретение подарков для детей.