ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы музыкального кружка «Весёлые нотки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Развивать творческие способности младших школьников.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы 6-7 лет.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы.
Постановка музыкальных номеров, инсценировка эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы., свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий к строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 30 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия «Весёлые нотки» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай мелодию».
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки.В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
5. Тема «Музыка»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
диски с записью музыкальных сказок,
диски с музыкой (классической и детской)
Тематический план занятий в 1 классе
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Дата прове дения |
1 | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» | Групповая игра (занятие в классе) | 7 1 | |
Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» |
2 | Разучивание песни «Теперь мы первоклашки». | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | Работа над выразительностью песни «Теперь мы первоклашки». | групповая | 1 | |
4 | Пение детских песен караоке. Знакомство с игрой «У медведя во бору». | групповая | 1 | |
5 | Разучивание игры-хоровода «Гости ходят в огород» Д.Кабалевского. | групповая | 1 | |
6-7 | Работа над игрой-хороводом «Гости ходят в огород» | групповая | 1 | |
| Тема: «Разбудим голосок». | Групповая игра (занятие в классе) | | |
8-10 | Разучивание песни «Наступила осень» | групповая | 1 | |
11 | Работа над песней «Наступила осень». | групповая | 1 | |
12 | Повторение разученных песен. | групповая | 1 | |
11 | Разучивание песни «Дружба-это здорово» | Групповая | 1 | |
12 | Работа над песней «Дружба – это здорово» | групповая | 1 | |
13 | Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». Разучивание | групповая | 1 | |
14 | Повторяем разученные песни и игры. | групповая | 1 | |
15 | Разучивание песни «Давайте играть» | | 1 | |
16 | Работа над песней «Давайте играть» | групповая | 1 | |
17 | Разучивание танца «Давайте играть» | групповая | 1 | |
18 | Работа над танцем. | групповая | 1 | |
19 | Разучивание игровых упражнений : цветок, передай флажок, осенние листья. | групповая | 1 | |
20 | Разучивание песни «Зимушка». Разучивание движений танца снежинок. | групповая | 1 | |
21 | Работа над песней «Зимушка». Разучивание танца. | групповая | 1 | |
22 | Работа над танцем. Повторение разученных песен . | групповая | 1 | |
23 | Разучивание песни «Первый снег». | групповая | 1 | |
24 | Работа над песней «Первый снег» | групповая | 1 | |
26 | Повторение разученных песен и игр. | групповая | 1 | |
27 | Разучивание песни «Ёлочка» | групповая | 1 | |
28 | Работа над песней «Елочка». Повторение разученных танцев. | групповая | 1 | |
29 | Исполнение новогодних песен. | групповая | 1 | |
| Тема: «Музыка» | | 22 | |
30-31 | Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | Групповая | 2 | |
32 | «Музыка-здоровье-жизнь» | групповая | 1 | |
33-34 | «Композитор –исполнитель –слушатель» | Музыкальная игра (занятие в классе) | 1 | |
35 | Разучивание песни «У моей России» | групповая | 1 | |
36 | Работа над песней «У моей России». | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
37 | Разучивание песни «Наша Армия». Марш под музыку песни. | групповая | 1 | |
38 | Работа над песней «Наша Армия». Исполнение песни «У моей России» | групповая | 1 | |
39 | Работа над выразительностью песни «Наша Армия» Разучивание марша «Мы шагаем как солдаты». | групповая | 1 | |
40 | Разучивание песни «Мой папа». Работа над маршем. | групповая | 1 | |
41 | Работа над песней «Мой папа». | групповая | 1 | |
42 | Повторение разученных песен и танцев. | групповая | 1 | |
43 | Разучивание песни «Мой подарок маме» | групповая | 1 | |
44 | Работа над песней | групповая | 1 | |
45 | Работа над песней и танцем. | групповая | 1 | |
46 | Повторение песни «Наша Армия» | групповая | 1 | |
47 | Разучивание песни «Песенка о бабушке» | групповая | 1 | |
48 | Работа над песней. | групповая | 1 | |
49 | Разучивание песни «Весеннее настроение» М.Матвеева. Повторение разученных игр. | групповая | 1 | |
50 | Повторение разученных песен | групповая | 1 | |
51 | Игра «чей кружок быстрее соберется?». | групповая | 1 | |
| Тема: «Фольклор» | групповая | 8 | |
52 | Р.н.п. "Во поле береза стояла", "В хороводе были мы". | | 1 | |
53 | Музыкальные игры русского народа «Бояре», «Музыкальный ручеек». | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
54-55 | Разучивание школьных частушек. | групповая | 2 | |
56-57 | Сочинение частушек | Работа в парах. | 2 | |
58 | Разучивание песни «9 мая». Игра «Шёл козел». | групповая | 1 | |
59 | Работа над песней «9 мая» | групповая | 1 | |
| Тема: «Творчество» | | 4 | |
60-61 | Музыкально-театрализованная импровизация. Песенки персонажей музыкальной сказки "Песенка веселых козлят" из детской оперы "Волк и семеро козлят" (муз. М.Коваля, сл. Е.Манучаровой) Пластическая импровизация «Весёлые козлята» | Групповая и индивидуальная работа | 2 | |
62-63 | Разучивание песни «Моя семья». | Групповая игра | 2 | |
64-65 | Тема: «Радуга талантов» | групповая | 2 | |
66 | Концерт «Радуга талантов» | групповая | 1 | |
| | | 66 | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
4. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
5. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
7