СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Общая характеристика курса

 

Факультативный курс по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» рассчитан на учащихся 1-4-х классов и имеет ярко выраженный интегративный характер. Соединяет природоведческие, географические, исторические и литературные знания, дает возможность познакомиться,  в первую очередь, с естественными науками.

 

Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественнонаучной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками.

 

Личностными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

  • осознание себя членом общества;
  • принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств, культура взаимоотношений с окружающим миром.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;
  • способность осуществлять информационный поиск;
  • способность работать с объектами окружающего мира;
  • осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми.

 

Предметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

  • усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов и явлений окружающего мира:
  • владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
  • умение наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира; выделять особенности природных объектов, описывать их свойства.

 

Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук.

 

Основные содержательные линии курса Музей под ногами» представлены блоками «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (28 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 104 часа.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Блок № 1. Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

 

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов.

Кинолекторий «Путешествие капли воды». Экскурсия в музей Мирового океана

Вода и её легко определяемые свойства воды.

Практическая работа № 1. Изучение свойств воды

Агрегатные состояния воды. Проект «Эта  многоликая вода!»

Состав воды. Структура воды. Память воды

Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода.

Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды

Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.

Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов в домашних условиях

Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений.  Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды

Конкурс плакатов «Берегите воду!»

Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг»

Источники загрязнения воды и способы её очистки.

Практическая работа № 4.Способы разделения смесей.

Практическая работа № 5. Фильтрация воды.

Практическая работа № 6. Составление схемы городской водоочистительной станции

Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море. Фонтаны  нашего города. Петродворец. Петергоф

Практическая работа № 6. Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия)

Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города».

Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области

Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов.

Проект «Вода – богатство природы»

Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга. 2003 год – международный год пресной воды.

Конкурс «Вода, кругом вода…»

 

Блок № 2. Музей песка «Сокровище под ногами»

Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.

Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы»

Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области

Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.

Практическая работа № 3. Изучение свойств мрамора и камня

Песочные часы, пустыни, песчаные бури

Конкурс рисунков. Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию)

Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.

Экскурсия на Куршскую косу. Фото – проект «Пустыня в центре Европы»

Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн.

Экскурсия в областной историко-краеведческий музей

Презентация «Наш край». Конкурс рисунков

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла. Стекло. История стекла. Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув

Проект «Музей стекла» (создаём). Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла»

Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне»)

Дятьковский хрустальный завод. А что у нас?

Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня.

Экскурсия по городу. Фото – проект «Памятные места Калининграда»

Практическая работа № 4. Рисунок на камне

Картины из песка. Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина)

Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала

Методы лечения с использованием песка и других природных материалов

 

Блок № 3. Музей глины «Черепичный край…»

История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики

Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области Практическая работа № 2. Сравнение свойств песка и глины

Какие бывают глины, их лечебные свойства.

Практическая работа  № 3. Ознакомление с образцами косметических глин

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья. История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления. Гончарный круг. Приемы и способы отделки глины. Фарфор. Д.И.Виноградов

Проект «Музей керамики»

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки

Что нужно для работы с глиной?

Арт-терапи?я 

Практическая работа № 4. Лепим из глины

Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы.

Строительные традиции Европы и Кёнигсберга.

Практическая работа № 5. Работа с фотоматериалами

Форты, крепостные  и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников. Улица Комсомольская, архитектура и  история.

Экскурсия по лице Комсомольской. Проект «Наша Комсомольская улица»

Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота»

Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем»

Проект «Облик Калининграда»

Керамические изделия – самые распространённые находки археологов

Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками

Глинолитка, кирпич-саман. Гжельские глины. Гжель — один из центров производства керамики. Окари?на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина и видеоигры.

Практическая работа № 8. В музыкальном салоне (работа со словами символами при прослушивании музыкальных произведений)

 

Блок № 4. Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря.

Практическая работа № 1. Изучение свойств янтаря (электризация, горение)

Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области.

Практическая работа № 2. Месторождения янтаря на карте мира

Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат. Изделия из янтаря.

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря. Экскурсия в п. Янтарный

История янтаря. 

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря

Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками

Календарь камней. Магия камней, свойства камней. Амулеты, талисманы

Практическая работа № 4. Составления календаря камней

Что такое инклюз? Историческая  ценность инклюзов.

Практическая работа № 5. Рассмотрение инклюзов

Янтарь в стихах калининградских поэтов

Практическая работа № 6. Работа с литературными источниками

Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки Янтарь на языке народов мира.

Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками

Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида

Экскурсия в п. Янтарный

Практическая работа № 8. Ознакомление с образцами янтаря

Янтарная кислота. Области её применения.

Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты

История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты.

Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками

Проект «Золото Балтики». Фотоконкурс, конкурс рисунков. Создание музея янтаря

Конкурс знатоков «Золото Балтики»

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!