СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по физике для учащихся 7 класса "Юный учёный"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная програма рассчитана на 2 часа в недею(70 часов в год). Она разработана  в соответствии с ФГОС второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по физике для учащихся 7 класса "Юный учёный"»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СШ №23»

__________М.П.Хуртина

«_____»_____________20__ г.

«_____»______________20___ г.








Заместитель директора по УВР

___________Старухина Н.П.


Программа внеурочной деятельности по физике для 7 класса


Наименование курса: « Юный физик»

Классы: 7

Уровень общего образования основная школа

Учитель физики Нечаева Татьяна Валентиновна

Срок реализации программы 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе «Примерная программа среднего основного образования по физике 7-9 классы.» Базовый уровень М : Просвещение, 2013.- (Стандарты второго поколения).

Учебники: А.В. Пёрышкин, М. «Дрофа» 2016






Рабочую программу составил(а) _______________________Нечаева Татьяна Валентиновна

Подпись






















Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова»

Факультет дополнительного образования

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И,Н, Ульянова»)





Кафедра методики естественнонаучного образования и информационных технологий







Выпускная работа

по теме: « Программа внеурочной деятельности по физике для учащихся 7 классов

« Юный учёный»»





Выполнил:

слушатель группы Ф-1

Нечаева Татьяна Валентиновна

учитель физики МБОУ «СШ№23

г. Димитровграда

Ульяновской области»







Ульяновск, 2016

Аннотация

В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманистический потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.

Программа внеурочной деятельности «Юный учёный» для 7 классов рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами.

Часть занятий осуществляются в игровой форме. В основе курса разнообразные эксперименты и исследования физических явлений и законов, которые могут провести учащиеся под руководством учителя.

Программа может быть реализована учителями физики во внеурочной деятельности в 7 классах ОУ при реализации ФГОС ООО.


СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение 2

2.Программа по физике для учащихся 7 классов

Пояснительная записка. Пояснительная записка с общей характеристикой учебного предмета и конкретизированными, с учетом специфики учебного предмета, целями и задачами обучения физике

Описание места курса внеурочной деятельности по физике в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Содержание программы

3. Тематическое планирование с определением основных видов и планируемых результатов учебной деятельности 2

Программа по созданию внеурочных проектов по физике

6. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности 2

7. Список рекомендуемой учебно-методической литературы 2





Введение

Среди естественных наук физика занимает особое место не только потому, что она изучает свойства пространства и времени, фундаментальные взаимодействия, но и потому, что она является основой многих наук, например, биофизики, геофизики. Вместе с тем в школьном преподавании сложилась парадоксальная ситуация, при которой глубокая взаимосвязь физики и других наук ускользает от понимания учащихся.Успешное овладение знаниями по физике в 7 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к предмету.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету. Основными требованиями к организации внеурочной работы со школьниками являются: вовлечение учащихся с учетом их интересов и способностей; единство учебной и вне учебной деятельности; · увлекательность внеурочных занятий. Общей отличительной чертой внеурочных занятий по физике должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися, по их интересам. Организация различных форм работы по интересам дает учащимся возможность проявить свои индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности. Одним из ведущих принципов организации внеурочной работы по физике является тесная связь с обязательными занятиями по физике. Эта связь имеет две стороны: опора во всей внеурочной работе по физике на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках направленность всех форм внеурочной работа на развитие интереса учащихся к физике, на постепенное расширение кру­га учащихся, интересующихся физикой и ее практическими при­ложениями. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся. Итак, важнейшая задача внеурочной работы по физике - развитие познавательной деятельности, познавательного интереса учащихся. Как писал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, ели нет у ученика желания учиться». Конечно, развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной работы, но и всей учебной деятельности. Но внеурочная работа по физике имеет ряд особенностей в решении этой задачи: Во-первых, на внеурочных занятиях по физике имеется возможность большей индивидуализации работы с учащимися; во-вторых, предоставление каждому школьнику возможность выбора занятий по его интересам и темп работы, соответствующий его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов. Однако перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе по физике всех учащихся, независимо от их успеваемости, но каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса. Согласно ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в рамках части (30 %), формируемой участниками образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по физике не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

































1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юный учёный» для 7 классов рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012.

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».

Основная образовательная программа школы. (Основная школа).

Программа развития школы до 2016 года.

Актуальность

Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данный курс позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно - деятельностного подхода, который способствует развитию личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения курса служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.

Изучение курса позволяет подготовиться к сознательному усвоению систематического курса физики в 8-9 классах. Если в 7 классах будет заложена база, то в 8-9 классах больше времени может быть отведено на изучение языка физики, математической интерпретации фундаментальных законов и решение задач.

Курс знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики через наблюдения, эксперименты, игровые ситуации. Изложение материала нетрадиционно - является основным средством подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту.

Логика подачи материала в программе выстроена от наблюдения и анализа окружающих явлений к выводам и знаниям, помогающим их объяснить с научной точки зрения.

В работе с данным содержанием возможны виды деятельности: фронтальный эксперимент, наблюдения, сообщения учащихся. По желанию можно предлагать домашние практические задания, творческие задания. Доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу – время, когда он может проявить инициативу – составляет три четверти курса. Материал сгруппирован по годам обучения и блокам:

Промежуточная аттестация проводится в форме устного опроса (3-5 минут). В конце года коллективное представление презентации “Как мы путешествовали по морю Физики” на школьной научно-практической конференции.

Новизна.

Изложение ведётся нетрадиционно - рисунок, эксперимент являются основными средствами подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту. Экспериментальная часть программы базируется на исследовательском методе, что позволяет развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.)

Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном подходе с учётом возрастных особенностей обучающихся11-14 лет.

Основополагающие принципы обучения:

  • Здоровьесберегающее обучение;

  • Преемственность в обучении;

  • Интеграция с другими предметами;

  • Научность.



Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.

Задачи образовательные: способствовать формированию первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), ознакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.

Задачи развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

Задачи воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение познавательного интереса учащихся к изучению физики;

  • активное участие в конкурсах, олимпиадах, исследовательской работе.

Мониторинг отслеживания освоения программы базируется на:

  • методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование);

  • методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.


Метапредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Юный учёный» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях, с такими учебными дисциплинами, как биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия, физическая культура, астрономия.

2. Планируемые результаты освоения программы « Юный учёный»

В процессе обучения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:

1.Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

3. Сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

4. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

5. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

6.Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

7. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

8. Приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

9. Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.



Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


Регулятивные УУД:

1.Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на занятии.

3.Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

4.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением..

5.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.

6.Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

7.Уметь организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (танцевальные минутки, гимнастика для глаз и т.д.).



Познавательные УУД:

1.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

2.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).


Коммуникативные УУД:

1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2.Слушать и понимать речь других.

3.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

6.Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

7.Привлечение родителей к совместной деятельности .


Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

1.Осознание учащимися тесной связи человека с законами природы, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

2.Социальная адаптация детей, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;

3.Умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

































2. Описание места внеурочного курса

Физики « Юный учёный» в учебном плане

Представленная программа по физике для 7 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она может быть реализована в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения.

Для изучения внеурочного курса физики необходимо выделить 70 часов в счет вариативной части базисного учебного плана. Тематическое планирование для обучения в 7 классах может быть составлено из расчета 2 час в неделю.

Распределение учебного времени по темам является примерным. Учителю предоставляется право изменять порядок изучения отдельных вопросов внутри темы.



4. Основное содержание программы

Человек и природа (6 часов)

Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.

Демонстрации:

1. Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.

2. Различные измерительные приборы.

Лабораторные работы:

1. Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.

2. Изготовление линейки и ее использование.

3. Определение цены деления измерительного прибора.

Пространство (10 часов)

Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.

Демонстрации:

1. Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.

2. Ориентация на местности при помощи компаса.

3. Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.

4. Мерный цилиндр (мензурка).

Лабораторные работы:

1. Различные методы измерения длины.

2. Измерение углов при помощи транспортира.

3. Измерение площадей разных фигур.

4. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.

Время (3 часа)

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Демонстрации:

1. Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.

2. Действие электромагнитного отметчика.

3. Измерение интервалов времени при помощи маятника.

4. Измерение пульса.

Лабораторные работы:

1. Измерение периода колебаний маятника.

2. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости.

Движение (6 часов)

Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.

Демонстрации:

1. Равномерное движение.

2. Неравномерное движение.

3. Относительность движения.

4. Прямолинейное и криволинейное движение.

5. Стробоскопический метод изучения движения тела.

Лабораторные работы:

1. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).

2. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

3. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

4. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.

Взаимодействия (9 часов)

Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.

Демонстрации:

1. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

2. Силы трения покоя, скольжения.

3. Зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость.

4. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

1. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.

2. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.

3. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.

4. Изучение зависимости силы трения от веса тела.

5. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

6. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.

7. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.



Строение вещества. Тепловые явления (11 часов)

Инертность тел. Масса. Гипотеза о дискретном строении вещества.

Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела. Агрегатные состояния вещества. Плотность.

Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Термометр. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение.

Давление газа. Зависимость давления газа от температуры. Атмосфера Земли. Погода и климат. Влажность воздуха. Образование ветров.

Демонстрации:

1. Опыты, иллюстрирующие инертные свойства тел при взаимодействии с другими телами.

2. Тела равной массы, но разной плотности.

3. Тела равного объема, но разной плотности.

4. Способы измерения плотности вещества.

5. Модель хаотического движения молекул.

6. Сжимаемость газов.

7. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.

8. Механическая модель броуновского движения.

9. Диффузия газов, жидкостей.

10. Объем и форма твердого тела, жидкости.

11. Обнаружение атмосферного давления.

12. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы:

1. Измерение массы тела рычажными весами.

2. Измерение плотности вещества.

3. Измерение температуры вещества.

4. Градуировка термометра.

5. Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состояниях.

6. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Электромагнитные явления (11 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Электрон. Строение атома. Ион.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока. Преобразование энергии при нагревании проводника с электрическим током. Электричество в быту. Производство электроэнергии. Меры предосторожности при работе с электрическим током. Природное электричество.

Взаимодействие магнитов. Электромагнитные явления. Применение электромагнитов.

Демонстрации:

1. Электризация различных тел.

2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.

3. Определение заряда наэлектризованного тела.

4. Составление электрической цепи.

5. Нагревание проводников током.

6. Взаимодействие постоянных магнитов.

7. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.

Лабораторные работы:

1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.

2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.

3. Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса немаркированного магнита.

4. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.

Звуковые явления (4 часа)

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук. Музыкальные звуки. Эхолокация.

Демонстрации:

1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

2. Колеблющееся тело как источник звука.

3. Механическая продольная волна в упругой среде.

Световые явления (8 часов)

Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Преломление света. Линза. Способность видеть. Дефекты зрения. Очки. Фотоаппарат. Цвета. Смешивание цветов.

Демонстрации:

1. Прямолинейное распространение света.

2. Образование тени и полутени.

3. Отражение света.

4. Законы отражения света.

5. Изображение в плоском зеркале.

6. Преломление света.

7. Разложение белого света в спектр.

8. Ход лучей в линзах.

9. Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы:

1. Проверка закона отражения света.

2. Наблюдение преломления света.

3. Получение изображений с помощью линз.







5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

и их планируемых результатов .





Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

II

III

Тема 1.

Человек и природа

  1. часов):

-Природа. Явления природы.

-Что изучает физика.

-Методы научного

-познания:

- наблюдение,опыт.

-Моделирование.

-Физические величины

и их измерения.

-Измерительные приборы.

-Что мы знаем о строении.

Вселенной

Методы исследования:

1. Измерение физических величин.

2. Оценка погрешности измерения.

3. Использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.

Наблюдение механических, тепловых, электромагнитных, звуковых и световых явлений природы; использование различных измерительных приборов.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.

2. Изготовление линейки и ее использование.

3. Определение цены деления измерительного прибора

Уметь применять

понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор.

Уметь определять

цену деления



I

II

III

Тема 2. Пространство

(10 часов):

- Пространство и его

свойства,

- Измерение размеров

разных тел.

- Углы помогают

изучать пространство,

- Измерение углов в

астрономии и

географии,

- Как и для чего

измеряется площадь

разных поверхностей,

- Как и для чего

измеряют объем тел


Методы исследования пространства:

1. Использование измерительных приборов: измерительная линейка, транспортир, палетка, мерный цилиндр.

2. Измерение расстояний, углов, площадей, объемов.

3. Использование результатов измерения для предсказания направления движения тел, для предсказания расположения плоских фигур на плоскости и объемных тел в пространстве.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Использование мер длины: метр, дециметр, сантиметр.

2. Ориентация на местности при помощи компаса.

3. Измерение углов при помощи транспортира.

4. Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.

5. Измерение площадей различных фигур.

6. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра

Уметь применять понятия: длина,

угол, площадь, объем.

Уметь определять

цену деления измерительного прибора.

Уметь правильно пользоваться линейкой, мерным цилиндром, транспортиром, палеткой




Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

II

III

Тема 3.

Время (3 часа):

-Время.

-Измерение интервалов времени.

-Год. Месяц. Сутки.

-Календарь

Методы исследования времени

1. Использование измерительных приборов: часы, секундомер, электромагнитный отметчик.

2. Измерение интервалов времени.

3. Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость периода колебаний маятника от длины нити.

Наблюдение падения капель воды при помощи

стробоскопа.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Измерение интервалов времени при помощи маятника.

2. Измерение пульса.

3. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости

Уметь применять

понятия: интервал времени, сутки, месяц, год.

Уметь использовать

секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени

Тема 4. Движение

  1. часов):

-Механическое движение

-Траектория

-Прямолинейное, и криволинейное движение

-Путь. Скорость,

-Равномерное и

Неравномерное движение

-Относительность движения

-Движение планет

Солнечной системы

Методы исследования механического движения:

1. Использование измерительных приборов: измерительная линейка, часы, электромагнитный отметчик.

2. Использование стробоскопического метода изучения движения тела.

3. Измерение расстояний, интервалов времени, скорости.

4. Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость пути и скорости от времени при прямолинейном движении.

Наблюдение равномерного и неравномерного, прямолинейного и криволинейного движения, относительности движения.

Фронтальные лаборатоюные работы:

1. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).

2. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

3. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.

4. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета

Уметь применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость.

Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника.

Уметь читать

и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях



Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

II

III

Тема 5.

Взаимодействия

  1. часов):

-Взаимодействие тел.

-Земное притяжение.

-Упругая деформация.

-Трение.

-Сила.

-Силы в природе: сила

тяготения, сила

тяжести, сила трения,

сила упругости,

-Векторное изображение

-Силы,

-Сложение сил.

-Равнодействующая сила,

-Архимедова сила,

-Движение взаимодействующих тел.

-Энергия.

-Кинетическая энергия,

-Потенциальная

энергия,

-Преобразование энергии, энергетические ресурсы

Методы исследования механических явлений

1. Использование измерительных приборов: измерительная линейка, динамометр.

2. Измерение расстояний, силы.

3. Использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.

4. Заполнение таблиц, в которых отражены зависимости физических величин, характеризующих взаимодействия тел.

Наблюдение зависимости силы упругости от деформации пружины, силы трения покоя, скольжения, силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость, перехода потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Фронтальные лабораторные работы:

1. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.

2. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.

3. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.

4. Изучение зависимости силы трения от веса тела.

5. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

6. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.

7. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной

Уметь применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия.

Уметь применять

зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии.

Уметь измерять

силы.

Уметь изображать

графически силы на чертеже в заданном масштабе.

Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины









Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне

учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

П

III

Тема 6.

Строение вещества.

Тепловые явления

  1. асов):

-Инертность тел.

-Масса,

-Гипотеза о дискретном

строении вещества,

-Непрерывность и

хаотичность движения

частиц вещества,

-Диффузия,

-Броуновское движение,

-Взаимодействие частиц

вещества,

-Модели газа, жидкости

и твердого тела,

-Агрегатные состояния

- Плотность,

-Температура

Методы исследования тепловых явлений:

1. Использование измерительных приборов (термометр).

2. Использование результатов эксперимента для предсказания хода физических явлений.

3. Применение основных положений молекулярно-кинетической теории вещества для объяснения разной сжимаемости твердого тела, жидкости и газа, зависимость давления газа от температуры.

Наблюдение опытов, иллюстрирующих инертные свойства тел при взаимодействии с другими телами, сжимаемости газов, свойств газа занимать весь предоставленный ему объем, диффузии газов, жидкостей, сцепления свинцовых цилиндров, проявление атмосферного давления. Изучение тел равной массы или объема, но разной плотности, модели броуновского движения молекул

Уметь применять

положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействии, для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, конвекции, теплопроводности.

Уметь применять понятия:

инерция, масса, плотность вещества; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); температура.

Уметь применять формулу

плотности.

Уметь измерять и вычислять

физические величины: масса, плотность



Тема7. Электромагнитные явления

  1. асов):

-Электризация тел. Электрический заряд, Взаимодействие зарядов,

-Два вида электрического заряда, Электрон,

-Строение атома, Ион.

-Электрический ток. Источники электрического тока,

-Электрическая цепь, Проводники и изоляторы,

-Действия электрического тока, Преобразование энергии при нагревании проводника

электрическим током,

-Электричество в быту, Производство электроэнергии, Меры предосторожности при работе с электрическим током.

-Природное электричество,

- Взаимодействие магнитов,

- Электромагнитные явления, -Применение электромагнитов

Методы исследования электромагнитных явлений:

1. Наблюдение электрических и магнитных взаимодействий (электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел, взаимодействия постоянных магнитов, расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки

с током), нагревания проводников током.

2. Изображение схемы собранной электрической цепи.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.

2. Определение заряда наэлектризованного тела.

3. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.

4. Изучение взаимодействия магнитов.

5. Определение полюса немаркированного магнита.

6. Сборка электромагнита

и изучение его характеристик

Уметь применять понятия:

электрон,электрический ток в металлах,электрическая цепь.

Уметь применять

положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков,электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

Уметь приводить

примеры теплового и магнитного действия тока.

Уметь рисовать

изображения простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по наглядному изображению

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения

I

II

Ш

Тема 8.

Звуковые явления

  1. часа):

-Звук.

-Источники звука,

-Звуковая волна,

-Эхо.

-Громкость и высота звука, Способность слышать звук.

-Музыкальные звуки,

-Эхолокация

Методы исследования звуковых явлений:

1. Наблюдение колебания звучаших тел. изменение громкости звука при изменении амплитуды колебаний, изменение высоты звука при изменении частоты колебаний.

2. Использование результатов наблюдений для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Изучение свободных колебаний груза на нити и груза на пружине.

2. Изучение колеблющихся тел как источников звука.

3. Изучение механической продольной волны в упругой среде

Уметь применять понятия:

амплитуда, период колебаний, волна, длина волны. Практическое применение: использование звуковых волн в технике.

Уметь измерять период

колебаний маятника.

Уметь объяснять причины изменения громкости, высоты звука, образования эха

I

II

III

Тема 9.

Методы исследования оптических явлений

Уметь применять

Световые явления

(8 часов):


понятия: прямолиней-



-Прямолинейное

1. Наблюдение прямолинейного

ность распространения

-Распространение света.

распространения световых лучей,

света, отражение и пре-

-Луч

образования тени и полутени,

ломление света, фокусное

-Образование тени

отражения и преломления света,

расстояние линзы.

-Лунные и солнечные

возникновения изображения в плоском


затмения

зеркале, разложения белого света

Уметь применять

-Отражение света

в призме.

законы отражения

-Закон отражения света

2. Построение хода лучей при образовании

света.

-Зеркала плоские, выпуклые

тени и полутени, при отражении от


и вогнутые.

плоского зеркала. Построение хода пре-

Уметь получать

-Преломление света.

ломленных лучей в плоскопараллельной

изображение предмета

-Линза

-Способность видеть

пластинке. Построение изображения в собирающей линзе.

с помощью линзы

-Дефекты зрения

3. Использование транспортира для


-Очки

измерения углов при изучении


-Фотоаппарат

отражения света.


-Цвета

-Смешивание цветов

Фронтальные лабораторные работы:

1. Проверка закона отражения света.

2. Наблюдение преломления света.

3. Получение изображений с помощью

линз


6. Программа по созданию

внеурочных проектов по физике

Усвоение внеурочного курса по физике, построенного на основе метода научного познания, способствует успешному овладению школьниками естественнонаучными знаниями. Такой метод обучения предполагает самостоятельный поиск информации и конструирование на ее основе новых знаний и умений. Учащиеся, в полном объеме используя свой творческий потенциал, учатся ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Все это способствует повышению их успеваемости по физике и, как следствие, приводит к развитию интереса.

Для формирования у учащихся навыков использования методов научного познания предлагается программа по созданию внеурочных проектов.

Эта программа может быть реализована как самостоятельный курс в системе внеурочной деятельности или как его дополнение.



Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся



Учащиеся 7 классов не могут выполнять долговременные трудоемкие проекты. Для освоения метода проектно-исследовательской деятельности детям 11-12 лет рекомендуются творческие задания, для выполнения которых отводится короткий срок (например, одна четверть). По каждому проекту готовится учебно-методический пакет, включающий дидактический материал для учащихся и презентацию проекта.

После того как учащиеся, желающие принять участие в проектной деятельности, определятся с выбором темы, учитель назначает индивидуальные консультации. Во время таких консультаций ученик совместно с учителем ставит конкретные цели, задачи, составляет план работы. Учитель дает рекомендации по выбору способов получения информации, методам выполнения самостоятельных исследований и использованию информационных технологий.

Во время индивидуальных консультаций задача учителя состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными способами сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведение экспериментов, работа с Интернетом, литературой, со средствами массовой информации (СМИ).

Отобранная информация должна быть подвергнута обработке. На первых этапах обучения проектной деятельности учитель должен показать учащимся, как выбрать наиболее значимую информацию для выполнения поставленной задачи, как интерпретировать полученные факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Этот этап для учеников является наиболее сложным, и помощь учителя необходима.

Важным является и завершающий этап работы — защита проекта. На этом этапе школьники учатся представлять свою работу ( в том числе и с помощью презентаций), доказывать правоту суждений, отстаивать свое мнение.

Примерный список проектов

Основное

содержание

по темам

Примерные темы проектов

Тема 1.

Человек и природа

(6 часов)

Как проводить наблюдения.

Как проводить опыты.

Зачем нужны точные наблюдения.

Измерительные приборы.

Опыты Галилея.

Меры длины.

Планета Земля — наш дом.

История происхождения метра.

Точность измерения.

Тема 2.

Пространство

(10 часов)

Как измерить неизмеримое.

Зачем измеряют площадь поверхности разных тел.

Как и для чего измеряют объем тел.

Как измерить толщину волоса.

Как определить объем капли.

Как определить площадь поверхности России. Как определить площадь поверхности Черного моря.

Как определить площадь полуострова Ямал. Какую площадь занимает Москва.

Тема 3.

Время

(3 часа)

Как измеряют время.

История происхождения месяца (года, недели).

История календаря.

Родословная секунды.

От песочных до атомных часов.

Тема 4.

Движение

(6 часов)

Способы измерения пройденного пути.

Как измерить расстояние на карте.

Измерение длины криволинейной траектории.

Самые быстрые (медленные) животные.

Самые быстрые (медленные) явления.

Траектория движения планет.

Рекорды скорости.

Скорость движения автобуса в городе.

Солнечная система.

Тема 5.

Взаимодействия

(9 часов)

Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости.

Земное притяжение.

Почему падают тела.

Загадки трения.

Я обвиняю силу трения.

Я защищаю силу трения.

Архимедова сила.

Можно ли согнуть стальной рельс.

Почему едет автомобиль.

Деформации (растяжение, сжатие, изгиб, ...) в нашей жизни.

Может ли муха победить слона.

Как поднять автомобиль.

Как удержать равновесие.

Равновесие в цирке.

Почему не падает Пизанская башня.

Несгибаемый колос.

Энергия воды.

Использование энергии ветра.

Энергетические ресурсы.

Движение невзаимодействующих тел.

Тема 6.

Я обвиняю инертность.

Строение вещества.

Я защищаю инертность.

Тепловые явления

Как измерить массу.

(11 часов)

Микрокосмос.


Есть ли в беспорядке порядок.


Мал золотник, да дорог.


Могут ли слабые быть сильными.


Как измерить температуру.


Что такое диффузия.


Что такое броуновское движение.


Разные термометры.


Лед, вода и пар.


Жара и холод.


Откуда берется теплота.


Останови молекулу.


Мир беспорядка (газы).


Мир порядка (кристаллы).


Почему жидкости несжимаемы.


Как вырастить кристалл.


Почему пишет карандаш.


Почему воробей нахохлился.


Зачем сковородке деревянная ручка.


Почему в термосе чай горячий.


Почему дрожат листики осины.


Где лучше сделать форточку.


Почему дует ветер.




От чего зависит погода.


Влажность воздуха.


Энергия спички и Солнца.


Энергия тела человека.

Тема 7.

Где рождается электричество.

Электромагнитные

Путешествие электрических зарядов.

явления

От лампочки до компьютера.

(11 часов)

Домофон и телефон.


Магнитные подушки.


Мир постоянных магнитов.


Земля — магнит.


Как работает утюг.


Природное электричество.


Чем опасна молния.

Тема 8.

Звуковые явления

(4 часа)

Источники звука.

Человек в мире звуков.

Что такое эхо.

Музыкальные звуки.

Громкость звука.

Высота звука.

Как мы слышим.

Эхолокация.

Тема 9.

Световые явления

(8 часов)

Источники света.

Театр теней.

Лунные затмения.

Солнечные затмения.

Как сломать луч.

Зазеркалье.

Можно ли льдом зажечь огонь.

Как мы видим.





Календарно-тематическое планирование



заня-

тия


Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Дата

проведения

по

плану

факт.

1. Человек и природа( 6 часов)

1

Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания.

Показать учащимся роль физики как науки в познании мира

Личностные:

формирование ценностного отношения к открытиям;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

умение применять понятия: природа, явления природы, наблюдение, опыт, теория.

Наблюдение физических явлений

Электрофорная машина, камертон, шарик, желоб, маятник, магнит, электромагнит.



2

Физические величины и их измерение. Измерительные приборы.

Познакомить учащихся с измерительными приборами, ввести понятие физической величины и единиц их измерения

Личностные:

формирование ценностного отношения к открытиям;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

умение определять цену деления шкалы; знать физические величины и единицы их измерения;

Работа со справочной литературой, наблюдение

Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер.



3

Лабораторная работа «Определение цены деления различных измерительных приборов».

Определение цены деления шкалы приборов

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение определять цену деления шкалы.

Лабораторная работа

Измерительные приборы: линейка, мензурка, динамометр, транспортир, компас, амперметр, термометр, секундомер.



4

Лабораторная работа

«Изготовление линейки и её использование»

Изготовить линейку с заданной ценой деления и произвести измерения.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение определять цену деления шкалы и произвести измерение

Лабораторная работа

Измерительный прибор: линейка. Книга, тетрадь, ручка, карандаш



5

Лабораторная работа

«Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити»


Исследовать зависимость периода колебаний маятника с заданной длиной нити

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

Умение рассчитать период колебаний маятника и обнаружить зависимость периода от длины нити

Лабораторная работа

Математический маятник, секундомер, литнейка.




6

Строение Вселенной и место человека в этом мире.

Познакомить учащихся со строением Вселенной.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

знакомство с приборами, необходимыми для человека в повседневной жизни.

Работа со справочной литературой, наблюдение,

Справочная литература, видеофильм.



2. Пространство(10 часов)

7

Пространство и его свойства.

Познакомить учащихся с понятием «пространство» и его свойствами

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

изготовление линейки и её использование.

Наблюдение, эксперимент, использование измерительных приборов

Картон, миллиметровая бумага, линейка, транспортир, мерный цилиндр.



8

Методы исследования пространства

Познакомить с понятиями: длина, объём, площадь, угол, научиться пользоваться мерным цилиндром, транспортиром.


Наблюдение, эксперимент, использование измерительных приборов

Линейка, ножницы, картон, миллиметровая бумага . транспортир



9

Использование результатов измерения для предсказания направления движения тел, для предсказания расположения плоских фигур на плоскости и объемных тел в пространстве.


Изготовить кубический сантиметр

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение изготовить кубический сантиметр.

Лабораторная работа

Линейка, ножницы, пластилин, картон.



7

Лабораторная работа

«Изготовление

и градуирование мензурки».

Изготовить простейший измерительный прибор, научиться его градуировать

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение изготовлять мензурку, градуировать её и пользоваться ею.

Лабораторная работа

Линейка, баночка из-под майонеза, полоска бумаги, клей, ножницы, одноразовый шприц.



3. Учимся измерять (5 часов)

8

Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.

Познакомить с погрешностями измерений

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение записывать показания с учётом погрешности измерений.

Самостоятельная работа по записи результатов с учётом погрешности

Линейка, термометр.



9

Лабораторная работа «Измерение объёма тела правильной формы».

Научиться определять объём твёрдого тела правильной формы, пользуясь линейкой

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение находить объём тел правильной формы.

Лабораторная работа

Линейка, детский кубик, карандаш, коробка.



10

Лабораторная работа «Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы».

Научиться измерять объём тел неправильной формы

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение находить объём тел неправильной формы, переводить мл в системные единицы объёма.

Лабораторная работа

Мензурка, вода, камень, гайка, пластмассовая игрушка, картофелина.



11

Лабораторная работа «Определение вместимости сосудов различной ёмкости».

Научиться определять вместимость различных ёмкостей

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение определять вместимость сосудов.

Лабораторная работа

Кастрюля, флакон, литровая банка, мензурка, линейка.



12

Лабораторная работа «Измерение толщины тетрадного листа».

Научиться измерять размеры малых тел

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение измерять толщину тетрадного листа.

Лабораторная работа

Линейка, тетрадь.



4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (7 часов)

13

Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы.

Познакомить учащихся со строением веществ.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

знать строение веществ, иметь понятие о молекулах.

Составление рассказа, конспекта

Фотографии молекул



14

Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода».

Научиться изготовлять модели молекул воды, водорода, кислорода.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение изготовлять модели молекул простейших веществ.

Лабораторная работа

Пластилин разного цвета, пластмассовые модели молекул веществ, проволока.



15

Движение молекул. Диффузия.

Познакомить учащихся с явлением диффузии.

Личностные:

осознание ценности физических знаний;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

Знать, в чём заключается понятие «диффузия», практическая значимость в жизни человека.

Фронтальная беседа

Модель броуновского движения.



16

Взаимодействие молекул. Явление смачивания.

Объяснить, в чём заключается явление смачивания. Доказать, что молекулы взаимодействуют.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

формирование знаний о строения веществ, взаимодействии молекул.

Фронтальная беседа, наблюдение

Бумага, растительное масло, вода, стеклянная пластинка.



17

Лабораторная работа «Выяснение условий протекания диффузии».

Выяснить, при каких условиях диффузия протекает быстрее.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение сформулировать условия, при которых протекает диффузия.

Лабораторная работа

Марганец, вода в стакане.



18

Лабораторная работа «Определение времени прохождения диффузии».

Определить при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение определять время прохождения диффузии.

Лабораторная работа

Термометр, часы, 2 стакана, вода, марганец.



19

Психотехническая игра «Агрегатные состояния вещества».


Развитие психических процессов, беглости мышления.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение использовать физические знания в повседневной жизни.

Игровая деятельность

Учебник



5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов)

20

Механическое движение и его характеристики. Виды движений.

Сформировать понятие механического движения, сформулировать его основные характеристики, рассмотреть его виды.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний ;

Универсальные:

Познавательный интерес;

Предметные:

Знать понятие механического движения, пути, траектории, видов движения.

Фронтальная беседа

Учебник, презентация



21

Лабораторная работа «Определение скорости равномерного движения».

Наблюдать прямолинейные равномерные движения; научиться определять скорость равномерного прямолинейного движения.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение определять скорость при равномерном движении.

Лабораторная работа

Линейка, часы, изготовленный из полиэтилена или шёлка парашют, рогатка.



22

Лабораторная работа «Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения».

Наблюдать неравномерное движение; научиться определять среднюю скорость неравномерного движения.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение находить среднюю скорость неравномерного движения.

Лабораторная работа

Линейка, часы, мячик, детская игрушечная машинка, вода.



23

Масса. Плотность.

Формирование понятий «масса» и «плотность».

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний ;

Универсальные:

Познавательный интерес;

Предметные:

Формирование представлений о массе и плотности.

Наблюдение, фронтальная беседа

Вещества разной плотности, таблицы плотностей.



24

Лабораторная работа «Определение плотности предметов домашнего обихода».

Научиться определять плотность твёрдых тел, зная их массу и объём.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение определять плотность различных веществ.

Лабораторная работа

Рычажные весы, мензурка, линейка, предметы домашнего обихода, игрушки.



25

Лабораторная работа «Определение плотности воды, растительного масла, молока».

Определить плотность воды, растительного масла, молока.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

умение определять плотность жидкостей.

Лабораторная работа

Рычажные весы, мензурка, стаканы, вода, растительное масло, молоко.



6. Выясняем закономерности (5 часов)

26

Сила. Вес тела.

Познакомить учащихся с понятием силы, весом тела; уметь их изображать на рисунках.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний ;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

знать понятие силы, веса тела.

Фронтальная работа, беседа

Презентация



27

Лабораторная работа «Обнаружение и измерение веса тела».

Измерить вес тел.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

уметь измерять вес тел.

Лабораторная работа

Динамометр, лист картона, шнур резиновый, мешочек с песком или солью, твёрдое тело, лист фанеры, лист бумаги, пружина.



28

Сила трения. Действие на тело нескольких сил.

Продолжить знакомство с силами, сила трения и её виды.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний ;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

знать понятие силы, силы трения.

Наблюдение, беседа, составление рассказа

Таблица, презентация.



29

Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей».

Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.

Личностные:

формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Универсальные:

умение организовать свою деятельность;

Предметные:

узнать, от чего зависит сила трения.

Лабораторная работа

Динамометр, деревянный кубик, деревянная доска, лист бумаги, лист наждачной бумаги, машинка с резиновыми шинами, кусок резины.



30

Терминологическая игра «Путь прокладывает логика».

Установление связей между различными понятиями физики.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

использование физических знаний в повседневной жизни.

Игровая деятельность

Карточки с физическими понятиями



7. Занимательные опыты по физике (5 часов)

31-32

Весёлые опыты в домашних условиях.

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

использование физических знаний в повседневной жизни.

Игровая деятельность, наблюдение, экспериментальные опыты

Презентация, оборудование для проведения опытов



33-34

Защита проектов по выбранным темам.

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Личностные:

овладение на уровне общего образования системой физических знаний;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

использование физических знаний в повседневной жизни.

Исследование

Презентации



35

Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». Анкетирование учащихся.

Подведение итогов работы за год, анализ результатов анкетирования. Рефлексия.

Личностные:

осознание ценности физических знаний;

Универсальные:

познавательный интерес;

Предметные:

использование физических знаний в повседневной жизни.

Исследование

Анкеты для учащихся







  1. Методические рекомендации


Программа внеурочной деятельности «Юный учёный» предназначена для учащихся 7 классов, с учётом реализации её педагогами основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте 11 - 14 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю, 68 часов годовых в 7 классах. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Функции:

  • расширение, углубление, компенсация предметных знаний;

  • приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

  • расширения коммуникативного опыта;

  • организации детского досуга и отдыха.

Форма выражения итога, результата: защита учебных проектов.

Курс предусматривает проведение бесед, фронтальных экспериментов, деловых игр, практических работ, выполнение физических упражнений, тестов.

Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности, сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны:

  • Иметь представление о наиболее общих законах физики;

  • Уметь проводить простые опыты для подтверждения истинности действия законов физики;

  • Владеть определенными навыками исследовательской работы;

  • Иметь представление о методах исследования живой природы.

Оценка знаний и умений обучающихся может быть проведена в форме творческих работ (докладов, рефератов, плакатов и т. д.), итогового теста, который включает вопросы основных разделов курса. А также через диагностику, мониторинг обучения учащихся. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей физических явлений; второй — поведенческий, позволяющий закрепить полученные знания в исследовательской и проектной деятельности.

Мотивация к исследованию физических законов может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в выполнение физического практикума. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого курса в форме учебного проекта, при организации коллективного творческого дела.

Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности.




  1. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности


Для реализации программы необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:

-натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,

-изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Законы физики вокруг нас», «Организуем исследование», «Простые механизмы на службе человеку», «Море загадок», «Творческий проект как вид деятельности», учебные таблицы по физике.

-измерительные приборы: весы, часы, амперметр, физическое лабораторное оборудование.

  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

















Список рекомендуемой учебно-методической литературы


  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);

  2. Примерная программа по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2010;

  3. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы»

  4. Большая книга экспериментов для школьников/под ред. Антонеллы Мей Яни; пер.с ит Э.И. Мотылёвой.- М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2011. - 264 с.

  5. Большая книга экспериментов/пер с нем П.Лемени - Македона.- М.: Эксмо, 2011. - 128 с.

  6. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ пер.с нем. П.Лемени - Македона. - М.: Эксмо, 2011.-192 с.

  7. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  8. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  9. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровье сберегающих технологий // Основная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

  10. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

  11. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

  12. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  13. Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

  14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!