СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мы- маленькие граждане России". 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Мы - маленькие граждане России"  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мы- маленькие граждане России". 3 класс.»


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – маленькие граждане России» для 3 класса предназначена для реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области

«Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Основная идея программы

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании», который гласит, что духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенная задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его.

Обучающиеся начальной школы с нарушением слуха требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе-интернате формируется их отношение к школе, обучению в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. В связи с этим основной идеей программы становится идея создания воспитательной системы, позволяющей для каждого обучающегося построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.

Внеурочную деятельность младших школьников можно различать по ведущему типу деятельности:

-воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

-социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны

Актуальность программы в том, что:

- на современном этапе развития цивилизации, в результате переосмысления человечеством своего исторического опыта, происходит формирование качественно новой культуры, процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и других ценностей;

-в настоящее время актуализируются проблемы воспитания подрастающего поколения, что требует усиления внимания к воспитывающей функции школы и, в частности, к реализации воспитывающего потенциала детского объединения, действующего в классе на базе школы-интерната;

-усиливаются процессы интеграции, ребёнок в равной степени должен научиться жить как в «семье» своей школы-интерната, так и в «доме» всего государства.

Разработка программы «Мы - маленькие граждане России вызвана тем, что в силу речевого недоразвития активность детей с нарушением слуха низка, самостоятельность недостаточна, духовно-нравственные чувства сформированы плохо и слабо осмыслены, что затрудняет процесс социальной адаптации воспитанников в обществе. Отрицательные последствия глухоты - явление, временное и поддается коррекции в процессе педагогического воздействия через организацию различных видов деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Мы – маленькие граждане России» способствует решению задач патриотического и гражданского воспитания, формирования у детей культуры общения, ценностного отношения к духовной культуре, развития креативности, эстетической культуры личности, а также повышения мотивации к обучению, активности в познавательной деятельности.

Разработка программы определена и тем, что младшие дети с недостатками слуха интересуются всеми видами деятельности, но знания их обеднены, не систематизированы, что приводит к неполной адаптации в мир слышащих и говорящих людей, где отношение к знаниям – один из показателей уровня сформированности личности.

Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, способного включиться в социальные отношения на основе общечеловеческих ценностей, умеющего самостоятельно определять форму поведения в различных жизненных ситуациях макросоциума и микросоциума.

Особенностью программы является тесное взаимодействие с учебным процессом, с целью успешного решения коррекционных задач школы-интерната и в том, чтобы как можно раньше включить детей в общественную деятельность, развить познавательные и творческие способности, приобщить к реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании и самореализации.

Задачи:

  • формирование у детей опыта и навыков ответственного, инициативного и компетентного взаимодействия с окружающей социокультурной и природной средой, этической культурой, позитивного отношения к людям, самому себе и окружающей среде;

  • акцентирование личности маленького гражданина на общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, обретении своего внутреннего мира во взаимодействии с окружающими, включая социум, природу, ровесников и взрослых;

  • преодоление психологических установок, препятствующих развитию ответственной, инициативной и компетентной личности обучающегося с нарушенным слухом в процессе разнообразной трудовой творческой деятельности и общения;

  • создание в классе для каждого ребёнка ситуации успеха как стартовой площадки нового витка личностного роста.

Способы решения задач

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

Это предполагает:

  • совместное формулирование и принятие правил жизни класса;

  • совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;

  • самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;

  • гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

  • творчество в процессе обучения (на уроках);

  • творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;

  • возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

  • проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классным руководителем);

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

  • проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных задач является профессиональная готовность педагогов:

  • учитывать развитие прирожденных задатков;

  • создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;

  • предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;

  • предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;

  • предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;

  • слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;

  • согласовывать с ребёнком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;

  • создавать условия, чтобы ребёнок мог осознанно следовать правилам;

  • включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

Принципы построения программы

- Принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);

-Принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип идеалосообразности (В.П. Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

- Принцип преемственности, последовательности, систематичности.

Методы воспитательной работы программы

Разработка программы внеурочной деятельности, как прогрессивного проектирования организации жизнедеятельности детей, не случайна, т. к. решение задач воспитания – дело весьма сложное. Оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя и реализуется при условии высокой организации работы. Программа располагает совершенными методами и средствами воздействия на процесс становления личности школьника, которые отвечают современным социальным требованиям. Специфические условия школы-интерната позволяют увеличить эффективность воспитательного воздействия.

Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие, стимулирующие. Первые являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Вторые методы позволяют производить коррекцию ее, а третьи по мере надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении.

Механизмы реализации программы

Основным средством реализации программы «Мы – маленькие граждане России» является организация взаимопроникающих, взаимодополняющих пространств.

Класс-группа – временное объединение детей, созданный по месту проживания и учебы, по возрастному принципу, в целях:

- обеспечения безопасности жизни и здоровья;

- организации жизнедеятельности на бытовом уровне;

-совместного анализа происходящего.

ДШО «Солнышко» - объединение нескольких отрядов, созданное с целью:

-расширения для школьников пространств совместной деятельности на уровне «школьник – школьник», «школьник – взрослый»;

-реализации учеником поставленных целей и демонстрации возможностей и способностей через участие его в делах различной направленности.

Кружки по интересам – разовое временное объединение детей по познавательным интересам, создаваемые в школе-интернате с целью получения новых знаний, умений, навыков, расширения кругозора, удовлетворения познавательных потребностей.

Обучающиеся 2 класса МОУ «СОШ №91» МО «Котлас», где создаются условия для взаимодействия нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха для мотивации на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентоспособной личности путем погружения в речевую среду, что способствует всестороннему и гармоничному развитию каждого ребёнка.

Основное содержание программы

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.

В рамках урочной деятельности на основе

В содержание программы заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся. Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребёнка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В рамках внеурочной деятельности разработаны направления работы по реализации программы:

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание

  • Развитие познавательно-творческих способностей

  • Трудовое воспитание

  • Формирование здорового образа жизни

Учитывая, что программа реализуется по направлениям, то наиболее вероятным развитием событий в рамках каждого тематического блока является движение от станции к станции, от заочной экскурсии к реальному путешествию.

Станции программы

Направление «Духовно-нравственное развитие» - станция «Учимся жить среди людей»

Направление «Развитие познавательно-творческих способностей» - станция «Выявляем способности и таланты»

Направление «Трудовое воспитание» - станция «Наш дом - планета Земля»

Направление «Формирование здорового образа жизни» - станция «Береги здоровье»

Содержание первого направления Духовно-нравственное развитие ориентировано на формирование у детей знаний о родной стране и людях, которые в ней живут, знаний о малой родине; на патриотическое воспитание, на осознание себя в жизни страны.

Обучающиеся получают первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Во внеурочное время дети включаются в деятельность, позволяющую им познать родную страну, малую родину, познакомиться с духовными ценностями русского народа. В рамках этого направления проводятся беседы, викторины, экскурсии, оформление газеты. Направление предусматривает обучение общению в социуме и вхождение в социум. «Слабый слух не является помехой для общения, если нет глухости нравственности», - гласит восточная мудрость. Поэтому, разыгрывая разного рода жизненные ситуации, педагог упражняет обучающихся в соблюдении тех или иных правил речевого этикета и поведения в обществе. Игры, инсценировки, беседы создают обстановку по своему содержанию близкую к жизненной. Педагог ориентирует своих питомцев на правильную вежливую речь в любой обстановке. Для того чтобы практическая деятельность с ее структурными компонентами выступала для младших школьников в наиболее рельефном виде, вся деятельность делится между группами обучающихся, которым вручаются определенные значки, соответствующие их ролям. Одни ученики руководят деятельностью остальных, определяют ее последовательность, дают инструкции к работе. Другие решают поставленные задачи, осуществляют исполнительную часть. Третьи контролируют выполнение заданий и оценивают её. Важно, чтобы каждый ученик побывал в каждой из ролей. Каждое занятие включает полезную информацию о том, что можно и нужно или запрещено говорить и делать. Большое внимание уделяется накоплению словаря общения с окружающими сверстниками и взрослыми как в микросоциуме, так и в макросоциуме. После речевой подготовки детей педагоги организуют встречи со слышащими сверстниками и взрослыми. Духовно-нравственное направление предусматривает изучение правил поведения в школе и вне школы. Знакомясь с тем, что разрешается или запрещается делать, дети постепенно приучаются согласовывать свои поступки с нормами поведения, установленными обществом. Занятия помогают им осознать значение гражданских прав и обязанностей. Игры, инсценировки, практикумы создают обстановку, предписывающую соблюдение определенных требований. Педагог сосредоточивает внимание детей не только на нравственной, но и правовой стороне содержания правил. Разграничивая и противопоставляя «добро» и «зло» в поступках человека, педагог ориентирует своих питомцев на правильное поведение в любой обстановке. Нравственные идеи, заложенные во всех правилах, пройдя через чувственное восприятие школьников, становятся их убеждениями. Знания о правилах и обязанностях в младших классах через осознание понятий «можно» и «нельзя». Постепенно у школьников формируется правильное отношение к правилам и обязанностям в жизни людей. Педагог обогащает личный опыт обучающихся путём проведения с ними систематических наблюдений за живой и неживой природой, раскрывает некоторые доступные для детей этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы, показывает влияние изменений в природе на труд человека. Большое внимание уделяется выработке у обучающихся навыков поведения в лесу, у реки, а также в своем населенном пункте, в озелененном дворе и на улице. Педагог приучает воспитанников по-хозяйски относиться к богатствам природы и приумножать ее. Дети должны знать, что охране подлежит вся природа.

Духовно-нравственное направление дает возможность осуществлять руководство детским тематическим чтением, развивать у обучающихся положительное отношение к чтению как средству самообразовательной деятельности. Каждый школьник в индивидуальном порядке или в составе группы знакомится с выбранной книгой, читает, обсуждает с товарищем, участвует в викторинах, конкурсах, выставках детских работ по прочитанной книге.

Направление «Развитие познавательно-творческих способностей»

– это многогранные занятия, сочетающие в себе разнообразную познавательную деятельность детей, знакомящую их с распространенными видами искусства. Обучающиеся овладевают способами образного выражения своих мыслей и чувств с помощью слова, танца, рисунка, драматизации. Активный словарь школьников пополняется новыми словами. Это направление включает в себя кружковую работу, которая непосредственно связана с учебной деятельностью, но в кружке задачи учебной деятельности решаются в условиях, отличающихся от урока: в новых видах деятельности, на основе принципа добровольности и расширенной свободы действий. При проведении кружковой работы с использованием ППД уделяется внимание формированию познавательных и мотивационных аспектов, потребностей в реализации деятельности (выставки, конкурсы), а также усвоение основных структурных компонентов деятельности и их значение. На занятиях кружка обучающиеся получают чёткое представление о трёх основных компонентах деятельности: предмете, являющемся целью деятельности и в плане, позволяющем видеть всю работу в комплексе (ориентировочный компонент); самой деятельности (исполнительный компонент), текущем контроле за выполнением работы и итоговой проверке с оценкой работы (контрольно-оценочный компонент)

Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Направление «Трудовое воспитание» создает условия для формирования первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества. Педагог даёт детям первоначальные представления о нравственных основах учебного и физического труда воспитывает уважения к труду старших и сверстников. Обучающиеся приобретают элементарные представления об основных профессиях; знакомятся с навыками коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; направление предусматривает физический труд как форму активного отдыха, что с одной стороны предусматривает воспитательные задачи, с другой – способствует решению оздоровительных задач. Работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и приспособлениями. Занятия физическим трудом даёт достаточную нагрузку, обеспечивает смену рабочих поз, вызывает физическую усталость. Педагог, организующий трудовое мероприятие, проводит четкий инструктаж о порядке выполнения задания и о мерах безопасности, распределяет учеников по бригадам, назначает бригадиров, снабжает всем необходимым инструментом, следит за качеством выполнения задания, отметить старательность, усердие, добросовестность учеников. Большое внимание во время труда педагог уделяет бережному отношению ребят к своей одежде, обуви, требует привести их в порядок после работы.

Формированию здорового образа жизни детей с нарушением слуха содействует общественная сфера, но особая роль принадлежит семье. В рамках направления по «Формированию здорового образа жизни» осуществляется тесная связь с родителями. И педагоги, и родители связаны единой целью: обучить и воспитать детей здоровыми. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Дети и педагоги должны чувствовать поддержку и помощь родителей. Родители должны быть уверены в том, что пребывание ребенка в школе-интернате помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное), что ребенок находится в зоне постоянного педагогического влияния. Под руководством педагога проводятся анкеты о знании здорового образа жизни своей семьи, оформляются фотовыставки, альбомы, выставки творческих работ детей, пишутся письма, рассказы о жизни в семье и в школе-интернате. Наличие в школе-интернате специализированного программного обеспечения для младших школьников позволяет включать отдельные элементы ИКТ, позволяющих представить информацию в разнообразных формах: текстовой, графической, видео, аудио. Направление ориентировано не только на усвоение ребенком знаний и представлений, изучая себя, особенности своего организма, ребенок, прежде всего, готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, системно-деятельностного подхода, делается акцент на поисковую активность самих детей. Мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения). Содержание мероприятий наполняются сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Направление включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребёнка делать зарядку, чистить зубы утром и вечером и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни, к Родине. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно счастлив и здоров и вырастет настоящим гражданином, патриотом своей страны.

Планируемые УУД

Обучающийся научится:

Личностные: самоопределение:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе любви к Родине, положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Духовно - нравственная ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.

Регулятивные: планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

-  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приемы решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- ставить и формулировать проблемы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество

планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

 взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнера высказывания.

управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

В соответствии с целью и задачами программы разработана система мероприятий.


План мероприятий по реализации программы

Тема занятий


К/ч


Описание примерного содержания занятий

Перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы


1

Вводное занятие. Мои друзья.

1

Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Ты и твои друзья. Каков я в школе?

Умение обсуждать предложенные ситуации. Формулирование правил поведения на уроке. Закрепление правил поведения на уроке.

2

В библиотеке.


1

Воспитание бережного отношения к книгам. Знакомство с условными обозначениями в учебниках. Уход за учебниками.

Умение работать с различными источниками информации. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

3

Правила поведения в школе.


1

Мои права и обязанности. Школьный Устав. Сценки из школьной жизни.

Умение обсуждать предложенные ситуации. Формулирование правил поведения на уроке. Закрепление правил поведения на уроке. Анализ поведения героев сказок.

4

Экскурсия «Всякая вещь трудом создана».

1

Экскурсия. Наблюдение за растительным и животным миром. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка цветов).

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

5

Мой друг - режим дня.

1

Режим дня. Зачем школьникам режим. «Биологические часы». Необходимость придерживаться

четкого ритма жизни. Мой идеальный распорядок дня.

Сон. Норма сна (9-10 часов).

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

6

Как правильно одеваться осенью?

1

Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Коварная простуда.

Формулировать собственное мнение и позицию. Беречь себя от заболеваний. Носить одежду по сезону.

7

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

Беседа о государственной символике РФ и малой Родине.


Формирование представления о необходимости изучения родного края. Умение работать с текстом, дополнительной литературой, Интернетом, находить и выделять главное.

8

Север синий на краю России.

Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области.

1

Беседа о государственной символике РФ и малой родине.

Термины: Отечество, Отчизна, Родина, малая родина, герб, флаг, гимн. Работа с картой Архангельской области.

Поиск информации о названиях областных городов и посёлков.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.


9

Экскурсия по карте «Моё Отечество».

1

Термины: Отечество, Отчизна, Родина. Поиск информации о названиях областных городов.

Достопримечательности посёлка. Названия улиц посёлка. Экскурсия по улицам посёлка. Поиск информации об истории посёлка.

Формирование представления о необходимости изучения родного края. Умение работать с текстом, дополнительной литературой, Интернетом, находить и выделять главное.

10

Экскурсия в библиотеку «Солнышко».

1

Просмотр презентации о посёлке Вычегодский. Рассматривание книг о посёлке. Обсуждение прочитанного. Рисунки о посёлке.

11

Операция «Уютный класс».

1

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика. По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Работая по плану, сверять свои действия и при необходимости сверять и исправлять свои ошибки.

12

Времена года на Севере. Осень. Экскурсия в парк.

1

Ознакомление с разнообразием природы нашего края. Экскурсия в парк. Знакомство с растениями области.

Формирование представления о необходимости изучения родного края. Умение обсуждать предложенные ситуации. Формулирование правил поведения на экскурсии. Закрепление правил отношения к природе.

13

  1. Лесные богатства нашего края. Экскурсия в лес.


Значение леса в жизни северян. Экскурсия в лес. Знакомство с растениями области. Разнообразие растительного мира. Описание растений. Природа края.

14

Это интересно: шарады, ребусы, головоломки.

1

Развитие мышления, внимания, наблюдательности.

Уметь разгадывать шарады, ребусы, головоломки.

15

Мастерская деда Мороза.

1

Оформление класса. Создание праздничного настроения, уюта в классе.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

16

Герои любимых литературных произведений.


Мои любимые книги.

Герои любимых литературных произведений




Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

17

Моё любимое занятие.

1

Любимое занятие. Описание. Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные.


Составление слайдовых презентаций, выпуск рисунков о любимом занятии.

18

О поступках плохих и хороших.

1

Взаимопомощь в учебе и труде. Береги школьное имущество. В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы).

Умение обсуждать предложенные ситуации. Формулирование правил поведения. Закрепление правил поведения на уроке. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

19

Посещение школьного музея.

1

Получение знаний о прошлом нашей школы, о её становлении и развитии.

Ознакомление с музеем школы, роль и функции музея в жизни обучающегося.

20

Путешествие в страну здоровья.

1

Наши незаменимые помощники.

Зрение. Глаза – главные помощники человека.

Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.

Формулировать собственное мнение и позицию. Беречь себя от заболеваний.

21

Птицы-наши друзья.


1

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Птицы в поэзии.

Птицы из Красной книги. Птицы - рекордсмены.

Умение работать с текстом, дополнительной лит-рой, Интернетом, находить и выделять главное.

22

Вежливые слова.

1

Вежливость. Вежливые слова.

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.

23

Моё поручение, моё любимое занятие.

1

Поручение. Актив класса. Активист. Труд кормит, а лень кормит. Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему? Любой труд почетен. Любое поручение важное. Уважение к труду нашего народа.

Организовывать выставку рисунков, поделок из природного материала, взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

24

Грамоте учиться – всегда пригодится.

1

Грамоте учиться – всегда пригодится. Кто умеет подчиняться, слушаться – тот умеет руководить, командовать.

Умение работать с текстом, дополнительной литературой, Интернетом, находить и выделять главное.

25

Экскурсия на почту. Профессия почтальон.

1

Получение знаний о профессиях.

Составление слайдовых презентаций. Рисунок «Почтальон».

26

Конкурс рисунков «Берегите природу – наш дом!»

1

Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Выполнение рисунков об охране природы.


Умение работать с текстом, дополнительной литературой, Интернетом, находить и выделять главное.

27

В гости к зелёной аптеке.

1

Лекарственные растения Севера. Знакомство с полезными свойствами растений. Описание растений и их полезных свойств.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

28

Экскурсия в «Край ты наш, северный».

1

Достопримечательности посёлка. Поиск информации об истории посёлка.


Формирование представления о необходимости изучения родного края, о науке краеведение, её роли в изучении края. Умение работать с текстом, дополнительной литературой. Формулировать собственное мнение и позицию.

29

Природа в опасности! Охрана природы Архангельской области.

1

Охрана природы. Знакомство с экологическими проблемами Архангельской области.


Сформировать чувство патриотизма и желание сохранить для других поколений исторические ценности. Уметь рассказать о героических и трагических событиях Великой Отечественной через историю родного края и судьбы земляков – участников исторических событий разных лет.

30

Красная книга Архангельской области. Растения.

1

Знакомство с животными и растениями Архангельской области, находящимися на грани исчезновения. Создание страниц Красной книги.


Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

31

Красная книга Архангельской области. Животные.


1

Старательность в учебе.

Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

32

Великая Победа – праздник всей страны.

1

Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Сформировать чувство патриотизма и желание сохранить для других поколений исторические, природные, материальные и культурные ценности.

33

Труд и отдых в семье и в классе.

1

Старательность в учебе. Наш труд дома и в классе. Каждой вещи – свое место. Воспитание трудолюбия у нашего народа. Пословицы о труде. Наша мастерская «Самоделкин».

Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

34

Подведение итогов работы за 2017-2018 учебный год.

1

Сообщение о своей работе за год. Самооценка деятельности.

Умение анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию. Прививать чувство уважения и гордости за своих земляков-ветеранов. Стремление быть похожими на них. Обобщать полученные знания и факты о своей малой Родине.


Итого:

34ч




Обучающийся получит возможность научиться


Личностные: самоопределение:

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие - гуманистического сознания;

- социальной компетентности к готовности и решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Духовно-нравственная ориентация ориентация:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества.

Регулятивные: планирование:

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные: общеучебные:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной  форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

  планирование учебного сотрудничества:

 - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия

взаимодействие:

- строить монологическое высказывание;

- вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника;

управление коммуникацией:

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников



Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств обучающегося в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

Планируемые результаты освоения программы

Обучающийся научится:


- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

- ориентироваться в историческом времени;

- определять на карте границы и крупные города России;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- различать символы государства флаг, герб России, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

- различать художественную и научно-популярную литературу;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение ключевых слов курса: личность,

гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности;

- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!