Пояснительная записка к программе ВД
«Дорогою добра»
5 класс
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» разработана в рамках воспитательной подсистемы для основной школы МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка. Создание в гимназии воспитательной подсистемы на ступени основного обучения обусловлено следующими потребностями:
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
Совершенствование воспитательного пространства гимназии;
Повышение эффективности влияния воспитания на процесс развития школьников.
Реализация данных потребностей возможна лишь в том случае, если мероприятийную и авторитарную организацию воспитательного процесса сменит системная и гуманистическая практика воспитания детей. Отсюда становится очевидной и понятной ключевая идея – построение на II ступени обучения гуманистической системы воспитания, ориентированной на максимальный учет интересов пятиклассников, на обеспечение развития личностного потенциала и яркой индивидуальности каждого ребенка, на поддержку инициативы и творчества всех детей.
Классные руководители 5 классов призваны помочь своим воспитанникам овладеть доступными для их возраста знаниями, умениями и навыками самопознания, самопроектирования, самореализации, самоутверждения, самоанализа. Для этого необходимо интегрировать имеющиеся в основной школе человеческие, информационные, технологические, материально-технические и финансовые ресурсы. Задача, разумеется, сложная, но решаемая, даже потому, что начальное звено образовательного учреждения обладает некоторой автономией, и в нем гораздо легче, чем в среднем или старшем звене, осуществить интеграцию усилий субъектов воспитательного процесса в единую систему.
Основная педагогическая цель деятельности классного руководителя — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Главная воспитательная цель деятельности классного руководителя - содействие формированию у школьников потребности развивать и проявлять интеллектуальные, духовно-нравственные и физические задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей, форм и способов самоосуществления.
Реализовать данную цель в течение одного года нереально, поэтому определены частные целевые ориентиры (подцели) на каждый учебный год, которые можно образно представить в качестве четырех отрезков (частей) пути по достижению главной целевой установки.
Цель деятельности классного руководителя на параллели пятых классов - создание условий для успешной адаптации пятиклассников к школьной жизни.
Задачи:
Включение во внеучебную деятельность.
Создание условий для освоения роли ученика;
Формирование учебной мотивации;
В основе программы лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации (персонификации), принцип диалогического общения, принцип полисубъективности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Развитие личности происходит по следующим направлениям:
спортивно- оздоровительное;
духовно- нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Программа рассчитана на 35 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
уметь выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.
Метапредметные.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, адекватно оценивать собственное поведение.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
Умение понимать причины успеха/неуспеха собственной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс.
2016-2017 учебный год
№ п/п | Наименование раздела | Содержание |
Раздел 1 «Трудные роли»(15 часов) |
1 | Час общения на тему: Память прошлое хранит. (по материалам пособия «Я – Липчанин»)(1 час теория +1 час практика) | История страны в названиях улиц города Липецка. Формирование ценностного отношения к своему городу, бережного отношения к окружающему миру. Воспитание активной гражданской позиции; формирование чувства ответственности за сохранение исторических мест малой родины; знакомство учащихся с историей города Липецка; развитие навыков общения со сверстниками; развитие творческих способностей и интересов у пятиклассников. |
2 | Интерактивная игра «Трудные роли» (1 час практика) | Знакомство с правилами поведения в школе, в общественных местах. Формирование потребности в творческой деятельности. Мир моих интересов. Освоение учащимися новой роли, формирование учебной мотивации и ценностного отношения к своему здоровью, бережного отношения к окружающему миру. |
3 | Разбор ситуаций «Учимся правильно жить и дружить». (1 час теория +1 час практика) | Освоение учащимися новой роли, формирование учебной мотивации и ценностного отношения к своему здоровью, бережного отношения к окружающему миру. Формирование потребности в творческой деятельности. |
4 | Социальный проект (10 часов) Планирование Теория Практическое воплощение Защита | Формирование навыков социального проектирования. Формирование потребности в творческой деятельности. |
| | |
Раздел 2 «Дорогою добра» Экскурсионный (20 часов) |
2 | | Экскурсии в музеи, по городу. Экскурсия в г. Рамонь (Воронежская область) Экскурсия Воронежский биосферный заповедник |