Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 села Фёдоровка
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.дир. по УВР Директор МБОУ СОШ№1
_______/О.К.Халитова/ с. Фёдоровка
_______2012г. __________/К.Н.Морозов/
__________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(МОДИФИЦИРОВАННАЯ)
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Умка»
для учащихся 3-4 классов
Срок реализации программы – 2 года
Программу разработал
учитель начальных классов:
Бурчак В. В.
с. Федоровка – 2011 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа кружка «Умка» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Занятия помогут детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
развитие у школьников математических и творческих способностей; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Программа ориентирована на воспитанников 7-10 лет.
Сроки реализации:
Программа курса «Умка» рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 3-4 классах всего 34 часа в год.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия . Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
4. Весёлая переменка (3—5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Календарно -тематический план 1-го года обучения
Тема курса | Виды деятельности | Дата |
Факт. | Прак. |
1.Знакомство с планом на год. Занимательная математика | Определение интересов, склонностей учащихся. | 8.09 | |
2.Конкурс «Шагай, соображай» | Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов | 15.09 | |
3.Задачи, решаемые перебором. | наблюдать, сопоставлять факты и на основании частных выводов делать те или иные общие заключения. | 22.09 | |
4. Решение задач с конца | Рассмотреть стратегию планирования операций решения с конца. | 29.09 | |
5.Задачи на переливание. | Наблюдение: использования сосудов определенных объемов. | 6.10 | |
6. Арифметическая смесь | Работа в группах | 13.10 | |
7. Задачи с затруднительным положением | Работа в группах | 20.10 | |
8. Задачи на планирование | Работа с алгоритмом | 27.10 | |
9. Задачи на промежутки | Практическая работа | 10.11 | |
10. Решение занимательных задач в стихах. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 17.11 | |
11. Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | 24.11 | |
12. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | работа с алгоритмами | 1.12 | |
13. Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | 8.12 | |
14. Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста -кроссворда | 15.12 | |
15. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | 22.12 | |
16. Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | 28.12 | |
17. Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | 19.01 | |
18. Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | 26.01 | |
19. Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 2.02 | |
20-21.Проектная работа «Газета любознательных». | Проектная деятельность | 9.02 16.02 | |
22.Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 22.02 | |
23.Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | 2.03 | |
24.Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | 9.03 | |
25.Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | 16.03 | |
26. Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | 22.03 | |
27.Решение логических задач. | схематическое изображение задач | 6.04 | |
28.Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | 13.04 | |
29.Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | 20.04 | |
30.Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 27.04 | |
31.Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 4.05 | |
32.Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | 11.05 | |
33.Математический КВН | работа в группах | 18.05 | |
34. Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | 25.05 | |
Содержание программы
1. Занимательная математика -1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2.Конкурс «Шагай – соображай» - 1час
Участники этого конкурса стоят рядом с ведущим. Все делают первые шаги, в это время ведущий называет какое-нибудь число, например 7. При следующих шагах ребята должны называть числа, кратные 7: 14, 21, 28 и т.д. На каждый шаг – по числу. Ведущий идет с ними в ногу, не давая замедлить шаг. Как только кто-то ошибся, он остается на месте до конца движения другого.
3. Задачи, решаемые перебором – 1час
Сущность метода перебора заключается в том, что необходимо:
а) рассматривать все возможные случаи;
б) найти те, которые удовлетворяют условию данной задачи;
в) показать, что других решений нет.
4.Решение задач с конца – 1 час.
Имеется много интересных задач, которые удобно решать начиная с конца. Простейшим примером такой стратегии может служить игра в обожаемые детьми лабиринты, в задуманные числа.
5. Задачи на переливание – 1 час.
Задачи на переливание – это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.. Понятно, что такой метод решения не совсем удачный, в нем трудно выделить какой-либо общий подход к решению других подобных задач
задачи-шутки
6. Арифметическая смесь – 1 час.
Логические задачи, числовые ребусы, головоломки
задачи повышенной трудности
7. Задачи с затруднительным положением
Обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
8. Задачи на планирование – 1 час.
Решение задач в несколько действий. Составление плана решения.
9. Задачи на промежутки – 1час.
Задачи, связанные с разрезанием отрезков и окружностей на равные и неравные отрезки и дуги, с расположением учеников в шеренгах, с ударами часов, с движением лифта и т. д
10. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
11.Интересные приемы устного счёта.- 1час
12. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
13. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
14. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
15. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
16. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
17. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
18. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
19. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
20 – 21.Проектная работа «Газета любознательных». – 2 часа
Самостоятельный поиск информации для газеты.
22. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
24. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
25. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
26. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
27. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
28. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
29. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
30. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
31. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
32. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
33. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Календарно -тематический план 2-го года обучения
Наименование тем курса | Всего ча сов | Виды деятельности | Дата проведения |
План. | Факт. |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | разгадка «математических фокусов» | 7.09 | |
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | 1 | групповая работа, решение нестандартных задач | 14.09 | |
3. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | работа с алгоритмами | 21.09 | |
4. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | решение теста -кроссворда | 28.09 | |
5. Практикум «Подумай и реши». | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 5.10 | |
6.Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности | 12.10 | |
7. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | 1 | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | 19.10 | |
8. Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге. | 1 | практическая работа | 26.10 | |
9. Игра «Удивительный квадрат». | 1 | работа в группе, решение упражнений с квадратами | 9.11 | |
10. Преобразование фигур на плоскости. | 1 | конструирование фигур на плоскости из различного материала | 16.11 | |
11.Школьный тур олимпиады | 1 | решение заданий повышенной трудности | 23.11 | |
12. Задачи-смекалки. | 1 | решение нестандартных задач | 30.11 | |
13. Симметрия фигур. | 1 | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | 7.12 | |
14.Соединение и пересечение фигур. | 1 | вычерчивание геометрических фигур | 14.12 | |
15.Познавательная игра «Семь вёрст…» | 1 | решение нестандартных заданий на меры длины | 21.12 | |
16.Вычисление площади фигур. | 1 | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | 28.12 | |
17.Объём фигур. | 1 | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | 18.01 | |
18.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | решение задач на упорядочивание множеств | 25.01 | |
19.Конструирование предметов из геометрических фигур. | 1 | мини-проект «Наша детская площадка» | 1.02 | |
20. Наглядная алгебра. | 1 | работа в группах: инсценирование | 8.02 | |
21.Математические горки. | 1 | решение задач на преобразование неравенств | 15.02 | |
22.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 22.02 | |
23.Математический КВН | 1 | работа в группах | 1.03 | |
24. Международная игра «Кенгуру» | 1 | Решение нестандартных математических заданий | 7.03 | |
25. Открытие нуля. | 1 | исследовательская работа «Почему так?» | 15.03 | |
26. Экскурсия в компьютерный класс. | 1 | экскурсия | 21.03 | |
27.Компьютерные математические игры. | 1 | сообщения о домашних компьютерных математических играх | 5.04 | |
28. Конкурс знатоков (отборочный тур) | 1 | решение нестандартных заданий | 12.04 | |
29.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление суперпримеров | 19.04 | |
30. Конкурс знатоков (итоговый тур) | 1 | решение нестандартных заданий | 26.04 | |
31. Учимся разрешать задачи на противоречия. | 1 | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | 3.05 | |
32. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | повторение единиц измерения | 10.05 | |
33. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | 1 | решение задач повышенной сложности | 17.05 | |
34. Сочинение «Место математики в моей жизни» | 1 | творческая работа | 24.05 | |
ИТОГО: 34 часа
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Умка» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал