СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа совершенствования методов обучения и воспитания учащихся на 2014-2018г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности».

Пояснительная записка

  В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными компонентами. В учебном процессе необходимо создать педагогические условия, в которых школьники  будут овладевать такими умениями, как: выявлять и объяснять причинно-следственные связи человека и природы, прогностические умения, практические умения по уходу и улучшению состояния своего природного окружения. Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии, в том числе исследовательский метод обучения.  Учебный  курс биологии  является одним из наиболее подходящих разделов для изучения его в рамках исследовательской деятельности. В процессе изучения этого раздела учащиеся привлекаются к наблюдениям за местными, локальными изменениями в окружающих их экосистемах, учатся выявлять причины этих изменений.

Просмотр содержимого документа
«Программа совершенствования методов обучения и воспитания учащихся на 2014-2018г.»


МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».



Рекомендовано Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО: Зам директора: Директор школы:

-------------Н.Л.Колотина ------------------Н.А. Богатырёва ------------------И.Н.Кухаренкова

Протокол № 1 от 28.08.2017 г. Приказ от

31.08.2017 г. № 64/1









Программа совершенствования методов обучения

и воспитания учащихся

на 2014-2018г.






ТЕМА: «Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности».







Составитель –

учитель биологии

Василенкова О.В.



2014 г.



Пояснительная записка

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными компонентами. В учебном процессе необходимо создать педагогические условия, в которых школьники будут овладевать такими умениями, как: выявлять и объяснять причинно-следственные связи человека и природы, прогностические умения, практические умения по уходу и улучшению состояния своего природного окружения.

Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии, в том числе исследовательский метод обучения. Учебный курс биологии является одним из наиболее подходящих разделов для изучения его в рамках исследовательской деятельности. В процессе изучения этого раздела учащиеся привлекаются к наблюдениям за местными, локальными изменениями в окружающих их экосистемах, учатся выявлять причины этих изменений.

Самостоятельные исследования школьниками вполне доступны. В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся. С учениками, имеющими низкие учебные возможности, проводятся простые наблюдения за природными объектами. С более сильными учениками – работы исследовательского характера, постановка несложных экспериментов. В результате учащиеся занимаются творческой работой, в ходе которой становятся в ситуацию «первооткрывателя», добывающего «новые» знания. В результате групповой формы организации познавательной деятельности, ученики переходят от пассивного объекта обучения к активной творческой деятельности, каждый ученик опирается на свои способности, склонности, интересы.

Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-орентированное обучение определяет сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей. При реализующем школой общеобразовательном профиле предмет биология является востребованным, многие выпускники выбирают его для сдачи ЕГЭ. Изучение биологии на базовом уровне, который предусмотрен данным профилем, не даёт нужного объема знаний для сдачи ЕГЭ, однако применение исследовательского подхода в обучении способствует более глубокому изучению темы, а это значительно облегчает дальнейшую подготовку учащихся к экзамену.

Исследовательская деятельность основывается на жизненном опыте учащихся, наглядности, ситуации «успеха», её реализация в рамках некоторых разделов может быть осуществлена посредством лабораторных работ. Исследовательский подход способствует лучшему усвоению достаточно сложных экологических понятий, совершенствованию практических умений и навыков.

Использование компьютера в учебном процессе позволяет повысить уровень наглядности изучаемого материала.

Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на региональном и областном уровнях. Неоднократно данные школьники становились призерами как районных, так и областных олимпиад и конкурсов исследовательских работ.

Цели программы:

Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя, совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ путем использования современных образовательных технологий и исследовательской деятельности на уроке биологии.

  • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества образования учащихся с применением информационных технологий.

  • Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности.

  • Использование электронных учебных пособий, имеющих целый ряд преимуществ перед традиционными печатными изданиями:

  • разнообразие форм подачи учебного материала;

  • автоматизация контроля знаний;

  • большая степень наглядности;

  • развитие поисково-лабораторной деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений и навыков;

  • участие в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах различного уровня.

Программа самообразования рассчитана на 4 года обучения (2014 – 2015, 2015 – 2016, 2016 – 2017, 2017-2018) и включает в себя:

  1. Целевой компонент

  2. Содержательный компонент

  3. Процессуальный компонент

  4. Технологический компонент

  5. Диагностический компонент




ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕТ:

Цель:

Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

Задачи:

  1. Планировать учебно-воспитательный процесс с учетом выбранной методики исследовательской деятельности

  2. Формировать у учащихся компетенции, необходимые для самостоятельного поиска решений в нестандартных ситуациях

  3. Повысить качество проведения уроков с использованием ИКТ

  4. Принять участие в олимпиадах, НОУ, конкурсах и конференциях

  5. Оценить результаты собственной деятельности с целью определения новых задач на следующий учебный год


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация программы предусматривает деятельностный и исследовательский подходы, которые реализуются через такие содержательные принципы, как:

  1. Принцип научности

  2. Принцип гуманизма и личностно-ориентированного подхода

  3. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание программы построено с учетом профессиональных функций учителя, каждая функция раскрывается через виды учебной деятельности и формы её реализации.

Профессиональные функции учителя

Виды учебной деятельности

Формы реализации

Информационная

Работа с научной, психолго-педагогической, методической литературой.

Самообразование

Проектировочная

Разработка приемов обучения по данной теме, дидактических средств обучения

Самообразование

Конструктивно-интегративная

Разработка технологических карт уроков, создание учебно-методического комплекса к теме

Самообразование

Коммуникативная

Участие в моделировании элементов учебно-воспитательного процесса

Посещение других учебных заведений

Развивающая

Разработка проблемных заданий, методик работы с интерактивной доской

Самообразование

Исследовательская

Разработка, апробация дидактических средств обучения с целью дальнейшего мониторингового изучения

СОИРО

Организаторская

Проведение открытых уроков.

Работа с одаренными детьми

Самоподготовка

Результативно-оценочная

Участие в обсуждении, анализе различных литературных источников, учебных заданий, полученных результатов, самооценка своей деятельности

СОИРО


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Процессуальный компонент включает в себя 3 этапа:

  1. Мотивационный, который реализуется посредством создания настроя на самостоятельную работу, выбор цели и осмысление плана работы

  2. Теоретический – изучение научной литературы, анализ передового педагогического опыта

  3. Практический – постановка экспериментов, творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях кафедры естественных наук.


МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (20014– 2015гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Формулирование индивидуальной темы самообразования

Сентябрь 2014г.

Формулирование целей и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой самообразования

Октябрь 2014г.

Разработка плана работы с одаренными детьми

Октябрь 2014г.

Составление плана работы по выбранной теме самообразования

Ноябрь 2014г.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2015– 2016гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения


Анализ литературных источников по теме самообразования

Январь 2015г.


Внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность

В течение года


Анкетирование учащихся с целью выявления творческих способностей и наклонностей учащихся по проблеме

Февраль 2015г.


Диагностика удовлетворения учащихся учебно-воспитательным процессом

Март 2015.


Отчет по итогам реализации теоретического этапа .

Май 2015г.




ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2016 – 2017гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Корректировка плана работы по теме самообразования

Сентябрь 2016г.


Внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность

В течение года


Подготовка учащихся для участия в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года


Разработка инновационного проекта (программы дополнительн0

2016.

Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования

В течение года


Приобретение методической литературы по теме самообразования

В течение года


Отчет по итогам реализации теоретического этапа на ШМО.

Декабрь 2016г.



ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2017– 2018гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Подготовка и размещение материалов по теме самообразования в сети Интернет

Январь - Март 2017г.


Проведение итоговой диагностики творческих способностей и наклонностей учащихся по теме, соотнесение полученных результатов с планируемыми

Апрель 2017г.


Подготовка учащихся для участия в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года


Подготовка публикации опыта работы

Апрель 2017г.


Обобщение опыта работы по теме самообразования

Май 2017г.


Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования


Май 2017г.

Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности

Май 2017г.




Разработка форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке – интеллектуальной организации.

Сентябрь 2010г.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе: совершенствование работы в НОУ, формирование группы малого НОУ в 6 классах.

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учеников, готовящихся к участию в олимпиадах различного уровня.

Разработка дидактического материала для интенсификации образовательного процесса.

Октябрь – ноябрь 2017г.

Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ по биологии в 11 классе.

Разработка памятки для обучающихся 11 класса «Как подготовиться к ЕГЭ».

Ноябрь-декабрь 2017г.

Постоянное совершенствование знания компьютера и создание собственного интерактивного материала, как поддерживающего курса для проведения уроков биологии

В течение года


Широкое использование на уроках компьютерных презентаций и видеоматериалов, накопленных в собственную видеотеку.

В течение года


Подготовка учащихся к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года


Выступление на педагогическом совете по теме самообразования

Январь 2018г.

Участие в региональном конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов .

В течение года

Участие в районных, областных олимпиадах по биологии и экологии.


В течение года

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Март 2018г.


Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования

Апрель 2018г.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе: совершенствование работы в НОУ, формирование группы малого НОУ в 7 классах.

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учеников, готовящихся к участию в олимпиадах различного уровня.

Разработка дидактического материала для интенсификации образовательного процесса.

Сентябрь - ноябрь 2018г.

Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ по биологии в 11 классе.

Декабрь 2018г.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Технологии:

  1. Учебно-исследовательская деятельность

  2. Компьютерные технологии

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Репродуктивный

  3. Частично-поисковый

  4. Исследовательский

Форма организации деятельности учащихся:

  1. Индивидуальная

  2. Фронтальная

  3. Парная

  4. Групповая

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончании работы над темой самообразования:

  1. Будет сформирован определенный базисный комплекс форм организации учебных занятий, способствующий самореализации и самоутверждению личности, формированию положительного отношения к предмету биологии

  2. Произойдет смещение акцентов у учащихся в плане практической значимости и применимости изучаемого в школьном курсе материала

  3. Будут проведены открытые уроки, раскрывающие сущность работы по данной методике

  4. Будет разработан и создан комплект педагогических разработок уроков, предполагающих использование исследовательской деятельности на уроках



РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЗА 2014 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Создана методическая разработка серии уроков по биологии, предусматривающая исследовательскую деятельность учащихся.

  2. В рамках программы «Работа с одаренными детьми» принимали участие в районных и областных олимпиадах, конкурсах и конференциях исследовательских работ, где были неоднократными победителями и призерами.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.

  2. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.

  3. Барановская Л. А. Использование исследовательского метода при обучении биологии / Биология в школе.- 2009.- № 9 с.23-26

  4. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.

  5. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]. – М.: Вербум-М, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!