СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Солнышко "

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа " Солнышко " для летнего лагеря.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Солнышко "»

Утверждаю:

Директор МОУ

Саргазинская СОШ, отделение Ст.Смолино

Зайцева Н.А.



)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Люди могут вместе совершить то,

чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил может стать почти всемогущим.

Д.Уэбстер.

Понятие «летний отдых»



Каникулы - латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно так назвали люди перерыв в занятиях на свободное от учения время?

Наверное, не случайно такое отождествление. В созвездии дней школьного года летние каникулы - самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.

Каникулы, в своем роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы - всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Каникулы - это время человеческой фантазии, творчества, реализации планов и проектов ребят.

Таким образом, летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.

Объясняется это следующим:

* летом школа уже не имеет ведущей роли;

* летом в социальном пространстве ребенка преобладает общение со сверстниками (в основном, дворовая компания);

* летом у ребенка меняются виды деятельности;

* летом у детей больше свободы от опеки и контроля родителей.



Вряд ли кто станет спорить с тем, что летом должно быть весело. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Летом ребенок не должен быть обременен такими же требованиями, нормами, заданиями, запретами, как в учебном году.

Лето – отпуск, а потому стремятся к свободной от принуждения жизни. Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем. Оно обуславливает настрой детей на проявления самостоятельности в оценки своих действий, осознание своего «Я» в контексте общего «МЫ».

Летом дети «выпадают» на время сразу из нескольких социальных ролей. В этот период разрушаются устоявшиеся субординационные, кооперативные, координационные связи и проявляются новые, не редко не менее значимые. Ребенок входит в новые для него группы, приобретает новый статус, получает возможность изменить свой имидж, если испытывает в этом необходимость.



АКТУАЛЬНОСТЬ

Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка.

Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей освоения ими различных социальных ролей и функций. Это имеет особое значения сегодня. Когда в России происходит значительный рост асоциальных явлений в детской среде.

Детская и подростковая безнадзорность в летнее время оборачивается многочисленными проблемами, как для самих детей так и для их родителей.

На летней площадке дети могут свободно общаться удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год. В нашем северном городе на летний период ежегодно открываются пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей, они максимально соответствуют запросам родителей и ребенка, и имеют свое направление. Лето не всегда щедро на солнечные дни, но в любую погоду руководители - воспитатели предлагают школьникам провести весело и интересно свое свободное время.

Деятельность ЛДП « Солнышко» осуществляется в соответствии с Положением и данной программой.

Помимо оздоровительных, интеллектуально – познавательных программ, на летней площадке практикуются методы социальной адаптации ребенка, привлечение его к труду.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 6 – 14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах .

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы совместно с работниками учреждений дополнительного образования, учреждениями микросоциума.

Главная идея создания летнего лагеря – предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.

Концепция программы

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Однако анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др.

По результатам анкетирования 69 проц. детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи

Цель программы:

организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Задачи

Программа предусматривает решение следующих основных задач:

1. Создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул с привлечением учреждений дополнительного образования, ГИБДД, учреждений микросоциума.

2. Формирование у воспитанников осознанного отношения к родному краю через познание истории малой родины.

3. Объединение воспитанников, заинтересованных в общении, имеющее собственные взгляды на жизненные явления и современные изменения в обществе.

4. Обучение участников лагеря технологиям пропаганды идей здорового образа жизни среди подростков.

5. Создание условий для восхождения детей к духовно-нравственным ценностям: «Человек», «Семья», «Родина», «Природа», «Жизнь», «Труд», «Земля», «Добро», «Красота».

6. Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка.

Основные принципы летнего лагеря:

• Постановка ребенка в центр воспитательных программ, признание самоценности его личности, утверждение иерархии личностных интересов, коллективных и общественных.

• Способствовать раскрытию духовных и творческих; физических и психологических потенциалов личности ребенка путем создания условий к ее самореализации в деятельности временных коллективов детей и подростков, создаваемых в период летних школьных каникул.



КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения:

- начальник лагеря

- 2воспитателя

- 4 вожатые

- организатор спортивных мероприятий (по согласованию с директором)

- организатор музыкальных мероприятий (по согласованию с директором)

- медицинская сестра

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ Смолинская ООШ . Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых. На каждом отряде работают отрядные вожатые. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ:

летняя площадка создается на период летних каникул для детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, не охваченных организованными формами отдыха (для неорганизованных детей).

При планировании досуга на летней площадке учитываются:

•Интересы детей и подростков

•Индивидуальные, физиологические и психические возможности каждого школьника

•Педагогические возможности руководителя – воспитателя

•Месторасположения летней площадки « Солнышко» ст. Смолино, Сосновского района , Челябинской области, школа- ул.Школьная 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:

• добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;

• сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);

• систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;

• организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);

• отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;

• создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;

• создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СМЕНЫ

 наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана - сетки;

 должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ Смолинская ООШ;

 проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала лагерной смены;

 подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;

 подбор реквизита для проведения дел;

 разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Критерии эффективности программы.

- постановка реальных целей и планирование результата программы;

- заинтересованность педагогов в реализации программы;

- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;

- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;

- творческое сотрудничество педагогов и детей;

- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЛЕТНЕЙ ПЛОЩАДКЕ:

Осуществляется по следующим направлениям:

1.«Совет дела»- по инициативе самих ребят, которые самостоятельно или совместно с руководителем-воспитателем организуют и проводят разнообразные конкурсы, турниры, праздники по выбору, определяют формы поощрения победителей и участников;

2.По инициативе руководителя – воспитателя летней площадки;

3.Работа компьютерного к абинета «Домашний компьютер»;

4.Работа экологического отряда (уход за цветами , посадка и уход за пришкольным участком)

5.Работа театрального кружка « Диалог».

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

•Конкурсы (интеллектуальные, спортивные, музыкальные, декоративно – прикладного творчества и развлекательные)

•Показы

•Турниры

•Походы

•Экскурсии

•Викторины

•Игры – путешествия

•Дидактические игры

•Подвижные игры

•Речевые игры

•Сюжетно – ролевые игры

•Интеллектуальные игры

•Игровые посиделки

•Спортивные соревнования в игровой форме (обще развивающие, эстафеты и др.)

•Аукционы

•Веселые аттракционы

•Тренинги (игры на контактность, игры на сплочения и т.п.)

•Дискотеки

•Различные праздники (юмора, красоты и др.)

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НА ЛЕТНЕЙ ПЛОЩАДКЕ:

•Конкурсно – развлекательные программы;

•Игровые программы;

•Музыкальные шоу программы;

•Интеллектуально – творчески – познавательные программы;

•Познавательно – развлекательные программы;

•Компьютерные игры, конкурсы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Участники программы « лето»

•приобретут полезные умения и навыки;

•обучатся методике проведения игр, составления (авторской разработки) сценариев;

•раскроют свой творческий потенциал;

•раскрепостятся на сцене, при общении с залом и другой аудиторией,

сформируют позитивную «Я-концепцию»;

•примут участие в КТД, внеся в них свой личный вклад, будут вовлечены в увлекательный мир организаторов досуговых мероприятий;

•сформируют детский коллектив единомышленников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

I.Методическое:

1.Сценарии

2.Игры

3.Конкурсы

4.Викторины и др.

I.Материально-техническое:

Для того чтобы дети могли освободиться от напряжения, необходимо оборудовать комнаты разгрузки, отдыха, относительного уединения, специально для этого можно организовать уголки на территории летней пришкольной площадки.

1.Информационная реклама праздника

2.Различные материалы для оформления сцены или сценической площадки

3.Технические средства:

•Радиомикрофоны и музыкальное оборудование

•Сцена

•Минидиски

•Фонотека

•Игротека

•Дипломы

•Грамоты

•Спортивный инвентарь

•Подарки, сувениры

•Костюмы

•Атрибуты

•Реквизит







Содержание программы .

1. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры. К их числу относятся такие, в которых ярко выражена роль движения (бег, прыжки, метание, броски, передача и ловля мячаи др.) Эти двигательные действия мотивированы сюжетом данных игр (темой, идеей).

Элементарные подвижные игры. Они представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстро догнать «противника» или убежать от него, быстрее бросить в цель и др.) Как правило, в этих играх нет точно установленного числа играющих, точного размера игровой площадки.

• Ролевые (сюжетные) подвижные игры – это игры, где игроки берут (играют) какую-либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.

• Музыкальные и танцевальные игры. Игры с движением под музыку способствуют лучшему усвоению характера и формы музыки, в них проявляются первые танцевальные способности.

Каждая подвижная игра имеет определенное содержание и форму (построение).

Содержание: сюжет - образный или условный замысел; план игры - правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели. Форма - организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других - коллективно, отстаивая интересы команды. При этом участники игры могут встать в круг, в шеренгу, в два круга и т. п.

Методика проведения подвижных игр:

• Набор команд или выделенных участников.

• Объяснение игры.

• Выбор ведущего, водящего.

• Сама игра.

• Подведение итогов.

Малоподвижные игры.

В этих играх роль движения невелика. Их можно проводить в сравнительно небольших помещениях

Практика:

1. Преподаватель проигрывает с коллективом подвижные игры (не менее десяти игр),

2. Приводятся примеры жеребьевки, разучиваются считалки для выбора водящего.

3. Каждый ребенок организует и проводит одну-две игры со своим коллективом.

4. Коллектив делится на две команды. Им дается задание: составить и провести с другой

командой эстафету из пройденных игр (не менее пяти игр).

5. Коллектив разрабатывает игры (из пройденных) для проведения .

2. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Народные игры- это игры фольклорного происхождения. В силу того, что фольклор - это устное коллективное творчество, все его конкретные проявления выражаются в игровой форме. Известно, что народная песня не поется, а играется, сказка не просто рассказывается, а тоже играется. К игровым формам фольклора относятся: хороводы, народная драма, детские потешки, дразнилки скороговорки, считалки, загадки.

• Обрядовые бывают двух видов: календарные и семейно-бытовые.

• Ритуальные игры

• Развлекательные игры

• Спортивные народные игры

• Интеллектуальные народные игры

3. ЭСТРАДНЫЕ ИГРЫ

Специфика этих игр: соответствие условиям, в которых находятся играющие.

Разновидности эстрадных игр:

• Игры, где одновременно участвуют все присутствующие в зале; (игры на внимание, т.п.)

• Игры, в которых участвуют все , но не одновременно;(викторины, аукционы

• Игры в которых участники делятся на команды.

К этой группе можно отнести различные игровые конкурсы:

-творческие конкурсы;

-музыкальные конкурсы.







4. ИГРОВЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ КОНКУРСЫ

• КВН;

• Марафон;

• Турниры;

• «А ну-ка…».

Методика подготовки театрализованных конкурсов:

- определение темы и идеи конкурса;

- подбор конкурсных заданий;

- композиционное решение конкурса;

- зрелищные элементы;

- работа с участниками конкурса;

- музыкальное и художественное оформление;

- разработка системы оценок конкурса.

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ.

Программа реализуется в течение 1 лагерной смены (21 день).

Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования, бюджетного финансирования, добровольных пожертвований родителей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3. Укрепление здоровья воспитанников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами. Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!