СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа саморазвития воспитателя Тюкаловой И.Г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

Имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа.

 Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе…,

когда он вырастет…»

А.С. Макаренко

 Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

Ежегодная диагностика личностных качеств детей и ежедневное наблюдение за детьми указывает на то, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера. Отмечается снижение или отсутствие потребности и активности в самостоятельной игровой деятельности; повышенная обидчивость, низкий уровень познавательного интереса.

Игра детей -это и развлечение, и обучение, и средство само исследования, и построение своего «Я» и само оздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра, так, как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой по самообразованию. Изучая материал, я выделила взгляды многих учённых, современных педагогов и психологов, которые говорят о том, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что, играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети также не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов, и ролей. Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.

Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры, сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Данные проблемы побудили меня углубить свои знания по развитию сюжетно – ролевой игры, определить общие подходы к организации руководства играми.

Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросе развития субъектной позиции ребенка в сюжетно – ролевой игре через организацию комплексного руководства.

Задачи:

  1. Подобрать и изучить научно-методические источники и передовой опыт по развитию субъектной позиции ребенка в сюжетно – ролевой игре.
  2. Создать модель комплексного руководства сюжетно – ролевыми играми.
  3. Разработать развернутые конспекты организации с-р. игр
  4. Обогатить развивающую предметно-игровую среду

 

Ожидаемые результаты:

  1. систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по развитию субъектной позиции ребенка в сюжетно – ролевой игре
  2. Подобран диагностический инструментарий по выявлению субъектной позиции ребенка в сюжетно – ролевой игре.
  3. Создана модель комплексного руководства сюжетно – ролевыми играми.
  4. Создана база конспектов организации сюжетно – ролевых игр
  5. Обогащена развивающая предметно-игровая среда

У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:

  • Умение анализировать научно-методическую литературу;
  • Умение применять полученные знания на практике;
  • Умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.

 

План по самообразованию

 

месяц

Содержание работы

Цель

Форма представления результатов самообразования

сентябрь – октябрь

- Анализ своей деятельности, само изучение, осознание своих успехов и неудач.

- Заполнение тестов и оценочных листов.

 

- выявить «пробелы», «слабые места» в работе

-результаты самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности;

- постановка целей на саморазвитие, план саморазвития

- работа с текстами статей о развитии ребенка в сюжетно – ролевой игре, об организации руководства играми, осмысление материала КПК по теме,

- Изучение и анализ методической литературы по данной проблеме:

Статьи в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ» с приложением,
  •  «Обруч» с приложением
  • Электронный журнал «Обруч»
  • «Справочник старшего воспитателя»

Методические пособия:

  • «Сюжетно-ролевые игры» Н.А Виноградова, Н.В. Позднякова.
  • «Сюжетная игра дошкольников» Н.А. Короткова.
  • «Поиграем в профессии» Е.А Алябьева
  • «Как играть с ребёнком» Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова.
  • «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова.

- Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов округа, ДОО и педагогов сетевых педагогических сообществ по данной проблеме, их увлеченностью, позицией, основными идеями.

- сформировать свою принципиальную позицию по отношению к каждому ребенку, к деятельности педагога.

- сформировать представление о значении игры для развития ребенка, методологических основах развития игры как деятельности, принципах и подходах к планированию руководства сюжетно – ролевыми играми.

- выписки цитат о роли игры в жизни дошкольника, о важности становления субъектной позиции ребенка. 

- Изучение подходов и параметров диагностики игры разных авторов, выбор наиболее приемлемой.

- овладеть способами педагогической диагностики сюжетно – ролевой игры 

Диагностические карты

Выстраивание модели комплексного руководства сюжетно – ролевыми играми.

- овладеть способами проектирования

модель комплексного руководства сюжетно – ролевыми играми

ноябрь – декабрь

- разработка перспективного плана;

- составление памяток по формам работы с детьми, по целеполаганию, по методам;

- изготовление пособий, атрибутов, макетов;

- создание краткосрочного проекта

- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр в средней группе.

- овладевать способами проектирования и реализации развивающего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (вовлекая в этот процесс родителей);

- система планирования;

- памятки;

- игры и пособия, изготовленные своими руками;

- паспорт проекта

январь

- разработка конспектов ООД;

- составление картотек (игр, ситуаций, упражнений);

 

- овладеть способами проектирования; обогатить педагогическую копилку

 

 

- серия конспектов ООД с детьми;

- картотеки «Сюжетно – ролевые игры»; «Игровые ситуации»

февраль

- подбор материала для планирования работы с семьёй и реализации плана;

 

- демонстрация новых способов работы с детьми и родителями среди коллег;

 

- памятка по формам работы с семьей (для планирования);

 

апрель - май

  1. Просмотр и оформление материалов работы за год в портфолио.
  2. Обобщение материалов опыта.
  3. Создание компьютерной презентации личного вклада педагога в образование для аттестации.
  4. Выступление с опытом работы на педсовете.
  5. Выступление на методическом объединении педагогов округа (2017 – 2018 у.г.).
  6. Выступление на муниципальных педагогических чтениях в 2018 г.
  7. Оформление материала для публикации материалов в газете ГБОУ ДПО НИРО «Школа» (июнь 2017 г.)
  8. Участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
  9. Оформление сборника консультаций для родителей.
  10. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год:
  • Определение перечня сюжетно-ролевых игр с усложнением.
  • Разработка цикла развития сюжетно-ролевых игр.
  • . Перспективно-тематическое планирование по сюжетно-ролевой игре в соответствии с темами (цель, подготовительная работа, краткое содержание игры, оборудование, связь с другими видами деятельности).

- отрефлексировать степень реализации целей, оценить результаты саморазвития;

 

- определить перспективы и направления саморазвития на следующий год;

- портфолио с отражением успехов и достижений за год

- выступление на ММО и семинарах с презентацией;

- сообщение на родительском собрании по итогам года;

- материал для публикации статьи;

- проект плана самообразования на следующий год

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа саморазвития воспитателя Тюкаловой И.Г.»

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ ИГРЫ «МАГАЗИН» (примерные формы работы)

Ознакомление с окружающим

Обучающая игра

(обучение игре)

Изменение предм.- игр. среды

Активизирующее общение

1. Экскурсия в м-н: бакалейный отдел. Рассм. витрины, особ-тей одежды работников; набл. за действиями продавца, кассира; ролевыми диалогами.

2. Разговор: кто был в маг-не, с какой целью. Кто работает, ролев. действия, диалоги. Каков сигнал открытия м-на?

3. Набл. за обсл. покупателей: взвеш., проверка чеков, ролевые диалоги. Покупка печенья, ролевой диалог с продавцом, кассиром. 4.Наблюдение разгрузки новых товаров: ролевые диалоги. Личностные качества.

5.Беседа «Как мы покупали печенье?» - воспроизв. диалогов, действий, мимики, жестов, интонац. 6. Рассм. упаковочных мат-лов (для какого товара какая упаковка). 7.Рассм. атрибутов продавца, кассира: весы, счеты, чеки, касса, чеконакалыватель. Проговарив., для чего атрибут. Комментир. действий педагогом и детьми. Оценка действий с ними. 8.Разговоры по поводу продуктов, из которых повара готовят еду: где продают, кто привозит, какие вкусов. кач-ва.

Ит.п.

1.Сюж.-ролевая игра «Магазин» Восп.-продавец. Ц.: принимать разные роли, устанавливать разные ролевые связи.

2. Оборудование нового маг-на

Восп. – шофер. Ц.: Устанавл-ть разные ролевые связи в рамках темы: прод. – покупатель; покупатель-покупатель; кассир-покупатель; кассир – продавец: шофер-продавец.

3. Игра-пантомима: «Угадай, кто я?»

И т.п.

1.Элементы одежды работников магазина

2.Упаковочные материалы: пакеты, коробки, авоськи, кулечки, резинки и веревочки.

3. Атрибуты: весы, чеки, чеконакалыватель, «товары», 4.Панно-витрина

5. Оборудование: прилавок, витрина с товарами, кассовый аппарат, машина для привоза товаров

6.Строительный материал, фанерки, ширмочки

7. Посуда столовая и чайная, муляжи продуктов

8. Макеты

9. Маркеры пространства

Ситуации:

1. Житель др. района не знает, где ближайший магазин.

2.Продавец хочет устроиться на работу в магазин.

3.Мама хочет купить продукты к дню рождения дочки.

4. Шофер везет полную машину продуктов: как проехать в магазин?

5. Бабушка хочет поменять бракованный товар на другой.

6.Папа (в-ль) звонит в магазин, чтобы узнать о наличии определенных продуктов.

7.Больная женщина звонит в магазин, просит доставить продукты на дом.

8.Дедушка (в-ль) случайно рассыпает товар в «магазине» (мелкий), - требуется уборщица.

9.Ситуация: в магазин пришла старушка: плохо видит товары на витрине, тяжело нести покупки.

10. В магазине у покупателя закружилась голова – вызов «скорой помощи»..

11. Ситуация: в магазин требуется уборщица. 12.Ситуация: изготовление рекламы для магазина.

13. Создание ситуации: заканчиваются продукты.

14.Создание ситуации – появление нового отдела (кондитерского).

15. Создание ситуации: в магазине обеденный перерыв.



КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ ИГРЫ «БОЛЬНИЦА» (примерные формы работы)

Ознакомление с окружающим

Обучающая игра

(обучение игре)

Изменение предм.- игр. среды

Активизирующее общение

  • Беседы воспитателя о работе врача – педиатра, о работе медсестры, о медицинских учреждениях

  • Наблюдение заработой медсестры, за работой врача

  • Экскурсия

в медицинский кабинет, в процедурный кабинет.

  • Экскурсия в Аптеку

  • Чтение стихов А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В.Маяковский «Кем быть?», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Айболит и воробей» «Айболит»

  • Рассматривание иллюстраций к произведениям, фотографии из журналов и энциклопедий

  • Загадки «Если кто-то заболел…», «Кто у постели больного сидит…», «Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь…», «Ускользает как живое…», «Пузыри пускало…» (стр.56, 85, 92 Соболева А.В.), «Кто в дни болезней…», «Кто у постели больного сидит…», (Елкина.1000 загадок. Стр. 13)

  • Скороговорки «Прочитал журавль в журнале…»

  • Чистоговорки

  • Просмотр видеозаписей «Айболит», «Прививка»

  • Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей»

  • Продуктивные виды деятельности

Лепка «Витамины»,конструирование «Изготовление бланков рецептов», аппликация «красный крест

Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров..», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр»

  • Дидактические игры

«Кому что нужно для работы»,

«Что пропало»,

«Что изменилось», «Что появилось»,

Разрезные картинки, «Выпиши рецепт»,

«Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру)

  • Театрализованные игры«Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»

  • Игровые упражнения«Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение»

  • Игры – имитации «Медсестра мерит давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки»

  • Строительно – конструктивные игры

«Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), стоматологическое кресло, кушетка, массажный стол

  • Игры с математическим содержанием «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством», «Назначение лечения» (раскладывание геометрических фигур в порядке убывания, возрастания, чередование по цвету, форме, размеру)

  1. Обучающие игры

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей)Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)

Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)

дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки…)

  • Ребенок играет, используя только реальные предметыОдни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов.

  1. Принятие параллельной роли

  • Привлечение к параллельной роли

Позвать другого врача для осмотра и консультации, медицинский консилиум, приглашают медсестру для оказания помощи в период эпидемии, идем на прием к хорошему врачу

  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога

Врач – врач, врач – медсестра, врач – пациент, медсестра – пациент, пациент - пациент

  • Внешние признаки

Чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки

  • Копииимитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели

  • Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки.

  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы «Пациент» (кукла – кегля – воображаемый больной)

  • Цепочка: подсказывающие игрушки:

Коробочка – аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест»

  1. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды

  • Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей: таблица для проверки зрения

  • Изменение, сюжетной ситуациивсе машины скорой помощи на вызовах, как доставить больного до больницы

Совместное изготовление игры, атрибутов:

  • Внесение нового атрибута в проблемные ситуации

Изготовление градусников (эпидемия гриппа, появилось много больных)

  • Введение нового атрибута в проблемные ситуацииМедицинские амбулаторные карты пациентов, номерки к врачам

  • Обыгрывание игрового материала педагогом тонометр (для измерения давления)

Презентация игрового материала педагогом дефибриллятор (при остановке сердца)

Ситуации:

  • Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации

  • Ситуации«Ел орехи и сломал зуб», «После прогулки не помыл руки и сел обедать – живот заболел»

  • Этюды для выражения эмоционального состояния «Друг заболел» - горе, «Друг поправился» - радость, «Нет номерков к врачу» - злость, «Быстро приехал доктор» - удивление, «Надо удалить зуб» - страх.

Коммуникативные игры«Обратись вежливо», «Вежливо ответить нет», «Разговор по телефону», «Вызов врача на дом»

  1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:

  • С сюжетной игрушкой«У куклы заболело горлышко и она не сможет петь песни.» Что надо сделать?

  • С предметами – заместителями «У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол.(шпатель, карандаш, маленький кубик)

  • С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» - что надо сделать? – помазать ножку, перевязать

  • Развертывание сюжета с ролевым диалогом«Доктор вы свободны?», «Доктор, мы сдали анализы, проверьте, пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»

  1. Создание подсказывающей ситуации

Кукле песок попал в глаза, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать

  1. Обращения по ходу игры «Как пройти к кабинету окулиста?» «Где у вас гардероб?» «Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы»

«На что жалуетесь?»

«Соблюдайте правила для глаз»







КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ ИГРЫ «Парикмахерская» (примерные формы работы)

Ознакомление с окружающим

Обучающая игра

(обучение игре)

Изменение предм.- игр. среды

Активизирующее общение

  • Беседы

«История профессии парикмахер»,»Как стать парикмахером»

  • Наблюдение

За работой воспитателя, когда он причесывает детей

  • Экскурсии в парикмахерскую

  • Целевые прогулкидо парикмахерской

  • Чтение стихов

«Дайте ножницы, расческу…», «Мастер сделает прическу…», «Привели подстричь ребенка…»

  • Чтение рассказовЕ.Благинина «Красавица какая», Б.Довяк – Мотович «Таяна в парикмахерской»

  • Рассматривание иллюстраций Картина парикмахер (из серии «Кем быть»), иллюстрированный материал по теме

  • Загадки

«У этой волшебницы…», «В этот чистый светлый зал…»

  • Скороговорки«Не жалела мама мыла…»

  • Чистоговорки«Расти коса до пояса…»

  • Просмотр презентаций «Профессия парикмахер»

  • Продуктивные виды деятельностирисование: «Мамина прическа»,аппликация: «Кудрявая прическа», «Украсим прическу», лепка: «Новая модель прически» (барельеф)


  • Дидактические игры

«4 – лишний», «Что изменилось», «Каждой вещи свое место», «Найди отличия в портретах»

  • Театрализованные игрыБианки «Хвосты», «Эта шубка лучшая»

  • Игровые упражнения «Заплетаем косичку», «Завязываем бантик»

  • Игры – имитации «Сушим волосы феном», «Делаем стрижку»

  • Строительно – конструктивные игры«Парикмахерская», «Рабочее место парикмахера»

  • Игры с математическим содержанием «У кого коса длиннее», «У какого мастера больше инструментов», «Разложи в порядке убывания, возрастания»

  • Игры с экологическим содержанием«Наведи порядок на рабочем месте»

  1. Обучающие игры

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)воспитатель в роли клиента

  • Разыгрывание сюжета(действия направлены на детей)

воспитатель в роли парикмахера

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку), дети и воспитатель в роли парикмахера, причесывают, подстригают, завивают, плетут косы, сушат голову

  • Ребенок играет, используя только реальные предметыРебенок расчесывает, накручивает волосы на бигуди, использует фен, заколки, бантики

  1. Принятие параллельной роли

  • Привлечение к параллельной роли: два мастера трудятся над прической, два клиента в очереди

  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога; парикмахер – клиент, клиент – клиент, мастер – мастер, директор салона – мастер, мастер - администратор


  1. Атрибуты: коробка и контейнеры для хранения игрового оборудования

  • Внешние признаки :передники, косынки, накидки, колпаки, полотенца

  • Копииимитации парикмахерских инструментов, пустые флаконы и баночки из под косметических средств

  • Заместителипалочки, карандаши, шпатели, строительные цилиндры, кубики, прищепки

  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы :клиент – мягкая игрушка – воображаемый клиент

  • Цепочка: подсказывающие игрушки:создаем креативную прическу – нет украшений. Подойдут бельевые прищепки, кольца от пирамидки

  1. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды

  • Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей – альбом новых причесок и стрижек

  • Изменение, сюжетной ситуации: Все мастера заболели, а клиенту срочно надо сделать праздничную прическу. Как поступить администратору?

  • Совместное изготовление игры, атрибутов: нового атрибута в проблемные ситуацииВизитная карточка солона

  • Введение нового атрибута в проблемные ситуации: Две подруги беседуют, одна делает комплимент другой по поводу прекрасной прически, вторая в ответ советует посетить новый салон

  • Обыгрывание игрового материала педагогомВыпрямитель (утюг) для волос

Презентация игрового материала педагогом Автоклав для стерилизации парикмахерских инструментов

Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуацииПригласили в театр, приезжает Путин, выступление на конкурсе парикмахеров

  • Ситуации: попал под дождь, поднялся ураган

  • Этюды для выражения эмоционального состояния: грубый парикмахер – обида, злость, неудачная прическа – горе, прическа понравилась – радость, воспитатель заплела косичку – удивление, необычная прическа – удивление, нашли вшей, надо побрить голову - страх

Коммуникативные игры – Обратись вежливо, вежливо ответь, разговор по телефону, запись к мастеру

  1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:

  • С сюжетной игрушкой: кукла проснулась после тихого часа, прическа испорчена, надо собираться на утренник

  • С предметами – заместителями к кукле приезжают в гости, нужна хорошая прическа, что надо сделать (карандаши – бигуди, цилиндры строительные – помада, шпатель – расческа, прищепки – заколки)

  • С воображаемыми предметами У куклы грязные и спутанные волосы. Что надо делать? – вымыть голову, намазать гелем, причесать, высушить, уложить

  • Развертывание сюжета с ролевым диалогом«Мастер, вы свободны?», «Обслуживает ли мастер из мужского зала?», «Как ухаживать за моими волосами?»

  1. Создание подсказывающей ситуации«Иду мимо парикмахерской. Не пора ли зайти»

Обращения по ходу игры«Когда вы освободитесь?», «Можно ли записаться на другой день?», «В какие дни вы работаете?», «Для какого случая прическу вам делать?»



КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ ИГРЫ «СТРОИТЕЛИ» (примерные формы работы)

Ознакомление с окружающим

Обучающая игра

(обучение игре)

Изменение предм.- игр. среды

Активизирующее общение

  • Беседыо работе строителя, строительной технике, строительных специальностях

  • Наблюдениеза работой строителей на строительной площадке

  • Экскурсиик строительной площадке

  • Целевые прогулкипо местам ближайшего окружения (рассматривание социально значимых объектов)

  • Чтение стиховА. Барто «Маляр», Заходер «Строители», Маршак «Дом, который построил Джек»

  • Чтение рассказовБ.Житков «Что я видел» К. Нефедова «Дом, какой он»,

  • Рассматривание иллюстраций«Архитектура Петербурга», иллюстрации к сказке «Три поросенка»

  • Загадки«Средь облаков, на высоте…», «Варит он не борщ, не суп», «Вот на краешке в опаской…»

  • Скороговорки«Ищу профессию – каменщика, крановщика и стекольщика»

  • Чистоговорки«Ца – ца – ца – строительство крыльца», «цо-цо-цо – красивое крыльцо»

  • Просмотр презентаций «Профессия – строитель»

  • Продуктивные виды деятельности

Лепка «Дом из кирпичей»

Аппликация «Домики трех поросят»

Рисование «Дом моей мечты»

Конструирование «Строим любимый город»

  • Слушание музыкиГимн строителей

Слушание песен«Песенка Мышонка – строителя», «Песенка бобра»

  • Дидактические игры«4 – лишний», «Кому что нужно для работы»,«Сосчитай до пяти», «Что за чем», «Расставь по величине», «Волшебная стенка», «Забиваем гвоздик»

  • Театрализованные игры«Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок»

  • Игровые упражнения«Построй такую же башню»,

  • Игры – имитации«Красим стену», «Кирпичная кладка»

  • Строительно – конструктивные игры«Дома ближайшего окружения»

  • Игры с математическим содержанием«У кого больше кирпичей», «Чей дом выше», «В каком доме больше этажей», «В каком доме больше окон», «Большой – маленький город»

  • Игры с экологическим содержанием«Прибери рабочее место», «Инфраструктура жилого массива»

  1. Обучающие игры

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)воспитатель в роли заказчика

  • Разыгрывание сюжета(действия направлены на детей)воспитатель берет на себя роль прораба или строителя

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)дети в роли строителей, строим для собачки, теремок для всех зверей

  • Ребенок играет, используя только реальные предметыСтроим домики для птиц, с помощью молотка и гвоздей, строим палисадник из камушков.

  1. Принятие параллельной роли

  • Привлечение к параллельной ролидва заказчика, две строительных фирмы, два архитектурных проекта

  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалогастроитель – заказчик, строитель – прораб, строитель – архитектор, архитектор – заказчик, архитектор – прораб, заказчик - прораб


  1. Атрибуты:Коробка, контейнер для хранения игрового оборудования

  • Внешние признакикаска, рукавицы, передники

  • Копииимитации строительных инструментов

  • Заместителикоробки, стаканчики, скотч,

  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметыЗаказчик – мягкая игрушка – воображаемый заказчик

  • Цепочка: подсказывающие игрушки: строим кормушку для птиц – нет досок, используем бутылки пластиковые, коробки из под сока.

  1. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды

  • Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей

альбомы с образцами построек, фотоальбомы с видами объектов ближайшего окружения, альбомы с алгоритмами строительства

  • Изменение, сюжетной ситуациибабушка с дедушкой приехали из другого города жить вместе с нами

  • Совместное изготовление игры, атрибутов: нового атрибута в проблемные ситуации«Проектный чертеж будущего здания»

  • Введение нового атрибута в проблемные ситуации

сломался грузовик – внесем самосвал.

  • Обыгрывание игрового материала педагогом

подвозит воспитатель самосвал к стройплощадке и разгружает, поднятие тяжестей с помощью крана,

Презентация игрового материала педагогом «работа экскаватора»

  • Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации: не привезли строительный материал, наводнение, обильный снегопад, сломалась техника Ситуации: около дома нет детского сада и школы, приходится ездить далеко на транспорте, много талантливых детей – надо построить дом творчества

  • Этюды для выражения эмоционального состояниявосхищение – какой красивый дом, дом еще не построен – возмущение, бригада строителей не вышла на работу – злость, жалко расставаться со старым домом – грусть, у нового дома съехала крыша – страх, празднуем новоселье - радость

Коммуникативные игры- спроси как пройти к новому дому, сделай заказ вежливо в проектное бюро, поблагодари строителей, расскажи о своих пожеланиях

  1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:

  • С сюжетной игрушкой« Зайца много врагов в лесу, надо построить надежный домик»

  • С предметами – заместителямистроим будку для Бобика из коробок из под сока, кефира

  • С воображаемыми предметами «Строим и украшаем дворец Снежной королевы»

  • Развертывание сюжета с ролевым диалогом«К кому можно обратиться за помощью в постройке дома?», «Какой строительный материал потребуется для постройки дома?», «Для чего или для кого вы хотите построить дом?»

  1. Создание подсказывающей ситуации«Стало тесно, надо построить дом побольше» (по сказке теремок)

Обращения по ходу игры«Когда вы сможете закончить строительство?», «Где удобнее разгрузить материал?», «Как проехать на стройплощадку?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!