СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития школьного музея Мкоу "Олинская СОШ "на 2016-2018 годы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прграмма развития школьного музея включает в себя разные разделы: общие сведения, краткая история, результативность работы...цели задачи, планируемые результаты. Программа расчитана на три года. 

Просмотр содержимого документа
«Программа развития школьного музея Мкоу "Олинская СОШ "на 2016-2018 годы»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Олинская средняя общеобразовательная школа»

МО «Лиманский район» Астраханской области


Утверждаю:

Директор школы:

Лебедев С.Л.________

30.08.2016г.



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Школьного историко-краеведческого музея

МБОУ «Олинская СОШ»

на 2016 – 2018 гг.



Руководитель: Кочергина Валентина Ивановна








Общие сведения

Школьный музей МБОУ «Олинская СОШ» расположен по адресу: 416425, Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, ул. Школьная, 1-а. Телефон 8(851)14-7494. Адрес электронной почты: sosholya@rambler.

Год создания музея — 2001 г.(Приказ об открытии музея — № 56 _от 31 августа 2002 года) В 2004 году музей прошел регистрацию и получил свидетельство№ 13392от 15.04.2004 г. о присвоении статуса «Школьный музей».

Профиль музея: историко-краеведческий.

Руководитель школьного музея – учитель истории Кочергина В.И.


Краткая история

В 2001году накануне 160–летия со дня основания села Оля усилиями администрации школы, а также учителей истории была оформлена Комната боевой славы. Для её оформления были реставрированы и использованы стенды из Зала Боевой славы школы советских времён. Активное участие в этом приняли педагоги и воспитатели школы.

В 2002 году руководство на себя взяла учитель истории и географии Кочергина В.И., которая на протяжении нескольких лет уже занималась сбором материала по истории села и школы. Началась активная работа по сбору вещественных источников для оформления этнографического и рыбацкого уголка, в котором принял активное участие педагогический коллектив, учащиеся, родители и односельчане. Собрали богатейший материал, который послужил основой для создания школьного краеведческого музея.

В 2004 году мы получили статус школьного музея.

После участия школы в 2008 году в Конкурсе социальных проектов, проводимого нефтяной компанией ЛУКОЙЛ (грант в рамках проекта «Путешествие к родным истокам» в номинации «Родной край»), мы отремонтировали три зала и кабинет для проведения занятий с активом школьного музея и краеведческого кружка.

В конце апреля 2010 года, накануне первых экскурсий для учащихся школы бывшее здание школы было освящено сельским священником Отцом Кириллом.

В 2014 г. школа отметила десятилетний юбилей музея.

В 20017 при активном участии школьного музея школа отметила 90-летний юбилей.



Результативность работы музея

1. Конкурс социальных проектов, проводимый нефтяной компанией ЛУКОЙЛ (2008 г.) — грант в 250 тыс. рублей в рамках проекта «Путешествие к родным истокам» в номинации «Родной край».

2. Всероссийский смотр-конкурс историко-патриотических музеев учебных заведений (2009 г.) — Почётная грамота Областного совета ветеранов «За активное участие во Всероссийском конкурсе-смотре историко-патриотических музеев учебных заведений».

3. Областное телевидение «Лотос» (2010 г.) – фильм о школьном музее.

4. Смотр-конкурс музеев образовательных учреждений Астраханской области – 1 место; - 2014 г.


Пояснительная записка


Программа разработана на основании нормативных документов:

  • Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 №28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)».

  • Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10.02.1995 г;

  • Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (РП РФ № 1340 от 03.09.2005г.)

  • Положение о школьном музее МБОУ «Олинская СОШ».

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования.Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, – позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музей – это институт социальной памяти, обеспечивающий научное исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы.

В настоящее время возрос интерес к истории родной семьи, истории малой родины, к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развития творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

За минувшие десятилетия значительно расширилось «поле» краеведения. Сегодня появилась возможность обратиться к ранее «запретным» темам: судьба участников военных конфликтов, судьбы православных храмов и священников, репрессии 30-х гг. Одним из ключевых направлений исследования становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей, земляков, членов семьи, изучение повседневности, обыденной жизни с её живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги односельчан, участников тыла и детей войны.

Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества «Истоки».
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, является максимальное использование музея в учебно-воспитательном процессе.



Цели и задачи школьного музея

  • Формирование гражданской позиции учащихся (патриотическое воспитание).

  • Социализация подростков через организацию функционирования музея в разных направлениях.

  • Расширение и углубление знаний по истории малой Родины.

  • Формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения.

  • Развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы.

  • Получение первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

  • Удовлетворение потребностей учащихся в дополнительном образовании.

  • Реализация мероприятий по развитию творческих способностей учащихся.

  • Организация занятости школьников во внеурочное время.



Основные разделы экспозиции (перечень тем, подтемы)

Школьный музей включает в себя несколько экспозиций с разделами:

«История села»:

  • Моя малая Родина-село Оля.

  • Сельскими маршрутами.

  • Достижения колхозников.

  • Порт с. Оля.

  • Руками сельских умельцев.

  • Село Оля — рыбацкий край.

  • В крестьянской избе.

«Зал боевой славы»:

  • Экспозиция «Стена памяти».

  • Экспозиция «Я помню, я горжусь»:

  • Стенды: «Село Оля в годы войны»;

  • «Навстречу победной весне»;

  • «У войны неженское лицо»;

  • «Опаленное детство»;

  • Экспозиция «Военный блиндаж»;

  • Выставка «Война глазами детей»;

  • Выставка «Школьники о войне».

  • Односельчане — участники Великой Отечественной войны.

  • (Учителя — ветераны Великой Отечественной войны).

  • Горячие точки.

  • Военные — выпускники школы.

  • «Нас водила молодость…»

«Жизнь и быт астраханского казачества»:

  • «Казачьему роду нет переводу».

  • В казачьей избе.

Зал истории школы:

--История школы в лицах;

Листая памяти страницы;

Гордость школы-выпускники.





Фонды школьного музея


Основные фонды музея включают 710 экспонатов, вспомогательные фонды – 64. Хранение, обработка и оформление собранного материала, в том числе реставрация экспонатов (по необходимости)осуществляется музейным активом с привлечением специалистов и родителей. Многие макеты (ветряка, цибора, сетей, люльки, печи и т.д.) изготовлены родителями и односельчанами–энтузиастами, людьми, влюбленными в свою малую родину.



Основные направления деятельности музея, детского актива


Деятельность школьного музея включает в себя фондовую, поисковую, проектно-исследовательскую, экскурсионную, просветительскую, оформительскую и культурно-массовую работу.

Одним из основных направлений деятельности нашей школы является организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Фондовая работа включает:

  • заполнение инвентарной книги;

  • составление картотек на музейные предметы;

  • исследование и описание каждого предмета;

  • порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ учащихся.

Результатом поисково-исследовательской работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных Великой Отечественной войне, истории села, жизни и достижениях земляков. В результате школьные фонды пополнились около трех десятков исследовательских работ, многие из которых стали победителями и призерами ОЧНЫХ всероссийских, областных и районных конкурсов. Юными краеведами были написаны работы: «Летопись села Оля», «Путеводитель с. Оля», «Село Оля в годы Великой Отечественной войны», «Неоконченный бой лейтенанта Церенова», «Он прошёл «муки ада», «Баба Шура», «Тайна капитанского сундука», «Свой долг выполнили с честью» «Созвездие рыболовецкой славы», «100 местных слов и терминов», «Забытые сёла Лиманского района», «Родословная семьи Расламбековых», «Петровский маяк», «История юннатского движения Олинских школьников» и т.д.

Материалы музея используют работники сельского Дома культуры, библиотеки для подготовки мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, Дням воинской славы, истории села. Также материал используют студенты, учителя-предметники и их ученики для подготовки к урокам истории, географии, литературы, краеведения. Традиционными в музее стали уроки ИЗО и истории.

Юные экскурсоводы в ходе экскурсий приобретают презентационные компетентности: навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Ежегодно одной из форм каникулярной работы является поисковая. Выделяем эту работу как одну из главных и ключевых. Прежде всего, нас интересуют люди, связанные с нашей школой. Те, кого она воспитала и образовала. Традиционные праздники не обходятся без приглашения ветеранов. Это позволяет сохранять связь поколений, и дети это видят. Материалы об учителях хранятся в музее истории школы.

Любое мероприятие, связанное с днями воинской славы, особенно даты 9мая и 23 февраля вызывают большой интерес и внимание учащихся. На уроках истории, литературы и ОБЖ тема патриотизма одна из ведущих. Регулярно проводятся Уроки мужества, линейки, обсуждения фильмов, беседы, круглые столы, дискуссии, экологические конференции. Материалы берутся из фонда архивов музея.

Важным направлением в деятельности актива музея в сотрудничестве с детской организацией школы «Солнечная страна» является участие в организации и проведении встреч с участниками и ветеранами войны, тружениками тыла, старожилами села, участниками локальных конфликтов. Также традиционным является проведение уроков мужества, открытых классных часов, «огоньков», участие в общешкольных мероприятиях, посвящённых Дню Отечества, Дню Победы, Дням воинской славы. Ко Дню Победы в классах проводятся встречи с пожилыми людьми - живыми свидетелями Великой Отечественной войны, на долю которых выпало военное, голодное и тяжёлое детство. Результаты исследований обязательно включают в себя и фотографии, грамоты, газеты и журналы прошлых лет.



Методические приемы и педагогические технологии в деятельности школьного музея

1. Проектная технология. Проектная деятельность заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей к взрослой жизни. Онанаиболее часто используется в школьном музее. Технология проекта позволяет расширить возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему,используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения. Метод проектов позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся, повышает уверенность в собственных силах, развивает исследовательские способности, умение подходить к проблеме с научной точки зрения.

2. Информационные технологии. Результатом проектной и исследовательской деятельности может стать мультимедийная презентация, которая впоследствии используется как учебный материал на уроке или внеурочном занятии в музее и позволяет создать информационное пространство музея. Для сбора материала по теме используются возможности сети Интернет.

3. Игровые технологии. Они используются при проведении викторин, историко-спортивных состязаний, конкурсов, во время музейных занятий. При подготовке литературно-музыкальных композиций используется также и театрализация.

4. Интерактивная технология. Данная технология направлена на включение ученика в музейную реальность. Главный принцип этой технологии — человек усваивает только то, что делает. Наиболее часто она используется при работе с младшими школьниками, когда в ходе музейных занятий дети манипулируют с предметами, выступают в «роли» рыбака, крестьянина, ремесленника, «проживают» несколько мгновений их жизни.


5. Поисково-исследовательский метод. Поиск местного краеведческого материала является самой увлекательной частью работы музея. Работа в библиотеке, переписка с архивами, военкоматами, изучение периодической печати, путешествие по родному краю, знакомство с вещевыми, изобразительными объектами наследия – один из путей сбора историко-краеведческого материала.Другими вариантами поисковой работы в родном селе являются встречи с односельчанами, краеведами района, ветеранами, участниками исторических обществ.

В ходе исследований истории собственной семьи, родного села, учащиеся не только восстанавливают забытые страницы своей родословной, но и находят примеры верности слову, чести, достоинства, позволяющие им совсем по иному взглянуть на, казалось бы, таких знакомых с детства людей..

Собирая материал для школьного музея, дети активно сотрудничают с районным Краеведческим музеем. Помимо исследовательских умений, у них развиваются социальные умения (умение ставить цель, планировать время, умение принимать решение), коммуникативные умения (умение вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение находить компромисс).

Собранные краеведческие материалы используются при подготовке и проведении викторин, литературно-музыкальных композиций, праздников, познавательных игр.



Руководство работой музея

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

  • направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

  • организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

  • разрабатывает план работы музея.



Механизм реализации программы развития музея
.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства — важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых традиций.
Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

Программа развития музея может быть реализована через систему коллективных, групповых и индивидуальных дел:

  • написание учебно-исследовательских работ и проектов;

  • участие в конкурсах творческих работ;

  • проведение бесед, уроков Мужества;

  • организация выставок патриотической направленности;

  • экскурсии и походы по местам боевой славы;

  • проведение Декады защитника Отечества;

  • встречи с ветеранами войны и труда;

  • проведение фотовыставок и выставок;

  • проведение «Вахты памяти" и поисковые мероприятия;

  • конкурсы газет и плакатов и т.д.;

  • публикации в местной и областной прессе, на сайте школы;

  • создание сайта школьного музея;

  • участие в конкурсах музейной направленности;

  • качественное ведение фондовой работы (инвентарная книга, картотеки фондов);

  • систематизацию и хранение материалов музея;

  • внедрение информационно – коммуникационных и инновационных технологий.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее, использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории, применять музейно-педагогические технологии в своей работе.

.


Срок реализации

Срок реализации программы – 3 года (2016-2018гг.).



Материально-техническая база


Музей обладает следующей материально-технической базой:

  • музейные помещения (4) общей площадью 200 кв. м. (отдельное здание — бывшая Никольская церковь);

  • оборудование музея: витрины, стенды;

  • технические средства: компьютер, проектор, экран;

  • мебель: шкафы, столы, стулья.



Ожидаемые результаты, показатели результативности

В процессе реализации Программы развития:

  • Музей станет системообразующим центром патриотического и духовно-нравственного воспитания.

  • Будет создано единое культурно-образовательное пространство школы и учреждений культуры, учебно-воспитательный процесс будет развиваться в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея.

  • Будет сформирована благоприятная среда для освоения учащимися духовных и культурных ценностей.

  • Возрастет роль музея как организатора общественно-полезных дел.

  • Повысится интерес к деятельности школьного музея у жителей села.

  • У учащихся будут сформированы качества, характерные для патриота и гражданина: любовь к родному краю, ответственность, трудолюбие, толерантность, активная жизненная позиция и т.п.

  • В школе будут созданы условия для преодоления социально-общественного инфантилизма учащихся, формирования умений принимать решения и брать ответственность за их исполнение.

  • Будет сформирован ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения.


Ребята, вовлеченные в деятельность школьного музея, должны знать:

  • основы теории организации музейного дела;

  • сущность и особенности школьного музея;

  • научную организацию фондовой работы;

  • особенности проведение учета и хранения фондов;

  • организацию и проведение поисковой работы;

  • особенности подготовки и проведения экскурсий в музее и вне его;

  • памятные даты истории России и родного края.


Учащиеся должны уметь:

  • работать с научно-популярной и художественной литературой, материалами периодической печати, киноматериалами, документальными источниками, картами, схемами, планами;

  • проводить беседу, брать интервью;

  • вести учет и хранение фондов;

  • работать с инвентарной книгой;

  • планировать и осуществлять поисковую деятельность;

  • писать статьи для школьных и местных СМИ, делать презентации по проблеме поиска или тематике музея, писать исследовательскую работу самостоятельно или с помощью взрослых;

  • создавать небольшие экспозиции;

  • проводить экскурсию, музейное занятие.

В процессе работы школьного музея как одного из центров духовно-нравственного воспитания создается система краеведческого школьного образования. Главным результатом этой работы должна стать самоидентификация человека с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине.



Механизм оценки полученных результатов

Ежемесячно проводятся заседания Совета музея, гдеобсуждаются запланированные мероприятия, вносятся необходимые коррективы в план работы, подводятся итоги работы за прошедший период, дается оценка проделанному. Регулярно, согласно плану, проводится учеба актива. Члены Совета музея и учащиеся, принимающие активное участие в работе музея, в конце каждого учебного года представляют свою работу: Это могут быть исследовательские работы, с которыми они выступали на конференциях, конкурсах различного уровня (туристско-краеведческое движение «Отечество», районные и областные научно-практические конференции школьников, Догадинские чтения, заочная олимпиада «Стипендиат АГУ» и т.п.), творческие и социальные проекты, воплощенные в жизнь и представленные в различных конкурсах («Я-гражданин России» и т.п.). Это могут быть вновь созданные в музее экспозиции, оформленные тематические уголки, проведенные экскурсии, беседы, музейные занятия, разработка сценариев общешкольных праздников, познавательных игр, задания к конкурсам, олимпиадам по краеведению, подготовка и проведение выставок творческих работ, фотовыставок, съемки фильмов и т.д.










Скачать

© 2018 432 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!