Просмотр содержимого документа
«Программа профильного курса для 7-8-х классов (естественнонаучный профиль) Предмет: химия Составитель: В.Н. Сытенкова, учитель химии. Название курса: «Повседневная химия в задачах и опытах»»
Программа профильного курса для 7-8-х классов
(естественнонаучный профиль)
Предмет: химия
Составитель: В.Н. Сытенкова, учитель химии.
Название курса: «Повседневная химия в задачах и опытах»
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 7-8-х классов, избравших естественнонаучное направление для дальнейшего обучения.
Концепция курса базируется на следующих идеях:
формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли химии и других естественных наук в становлении материального мира;
усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;
формирование представлений о значимости знаний по химии для успешного изучения других наук, перспективы дальнейшего использования полученных знаний.
Курс имеет ярко выраженный интегрированный характер; соединяет природоведческие, географические, биологические, исторические, химические знания и знания по основам безопасности жизнедеятельности.
Цели изучения курса: раскрыть учащимся возможность применения знаний по предметам естественнонаучного цикла для их практического применения, объяснения происходящих в окружающем мире явлений и дальнейшего использования полученных знаний в повседневной жизни и в учении.
Изучение материала проводится с использованием лекционно-семинарской системы, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, музейной технологии, экскурсионной деятельности.
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя членом общества;
принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств;
формирование культуры взаимоотношений с окружающим миром;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;
осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются:
владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
раскрытие культурологического аспекта применения химических знаний;
способность к критическому осмыслению химических опытов;
использование знаний по биологии, географии, физике и др. предметам для успешного изучения школьного курса химии.
Основные содержательные линии курса представлены несколькими блоками.
Введение. Ключ к решению задач и проведению лабораторного практикума. Теория и практика
Основные понятия и стехиометрические законы химии
Химические реакции. Расчёты по уравнениями реакций
Общие свойства растворов. Приготовление растворов
Повседневная химия в задачах и опытах. Химия чистит, стирает, убирает…
1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
2. Решение расчётных задач и упражнений по теме
3. Лабораторный практикум по теме
Повседневная химия в задачах и опытах. Домашняя аптечка
Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
Решение расчётных задач и упражнений по теме
Лабораторный практикум по теме
Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и красота
1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
2. Решение расчётных задач и упражнений по теме
3. Лабораторный практикум по теме
Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и кухня
Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
Решение расчётных задач и упражнений по теме
Лабораторный практикум по теме
Повседневная химия в задачах и опытах. Садовая химия
Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
Решение расчётных задач и упражнений по теме
Лабораторный практикум по теме
Блок I является теоретическим и не предполагает лабораторный практикум.
Каждый блок (II-VI) представляет собой самостоятельную тему дня (3 часа). Первый час занятий – теоретическое занятие, второе – решение расчётных задач и упражнений, третье – химический практикум.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | | Введение. Ключ к решению задач и проведению лабораторного практикума. Теория и практика | Основные понятия и стехиометрические законы химии Химические реакции. Расчёты по уравнениями реакций Общие свойства растворов. Приготовление растворов | Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон постоянства состава. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Растворы. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Молярная концентрация. Смешение растворов. Кристаллогидраты. | 3 | | Самостоятельно выбирать алгоритм действий; формулировать проблемные вопросы; определять объект анализа; качественно и количественно описывать объект; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; уметь доказывать и опровергать; устанавливать межпредметные связи. Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей; вырабатывать общее решение, формировать программу эксперимента и решения расчётной задачи; качественно и количественно описывать объект. Подбирать и группировать материал по определённой теме; создавать тексты различных типов; владеть различными способами изложения текста; владеть приёмами риторики; выступать с сообщениями по теме; уметь выслушивать выступление другого. | Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума и практикума по решению расчётных задач и упражнений |
2. | | Повседневная химия в задачах и опытах. Химия чистит, стирает, убирает… | Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Изучение СМС. Изготовление мыла в домашних условиях | Применение химических знаний в повседневной жизни человека. СМС. Влияние СМС на окружающую среду. Мыло. Изготовление мыла в промышленности в домашних условиях. Моющие и чистящие средства. Жесткость воды и способы её устранения. Накипь. Жиры. Способы удаления жирных пятен. Ржавчина и способы борьбы с ней. Продукты окисления медных сплавов и способы их очистки. | | |
3. | | Повседневная химия в задачах и опытах. Домашняя аптечка | Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Исследование некоторых лекарственных препаратов | Основные классы соединений, используемые в качестве лекарств и медицинских препаратов различного назначения: «марганцовка», перекись водорода, спиртовой раствор йода, этиловый спирт, «зелёнка», глауберова соль, «английская» соль, питьевая сода, соляная кислота, поваренная соль, нашатырь, нашатырный спирт, борная кислота и др. Витамины. | | |
4. | | Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и красота | Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Запоминание запахов. Составление парфюмерных композиций. | Косметические и парфюмерные композиции. Химические вещества, входящие в состав данных композиций. Мыла, средства ухода за кожей лица, рук, ног, волосами. Краски для волос. Зубные пасты. | | |
5. | | Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и кухня | Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. Определение витамина С в продуктах питания. Проект «Твой рецепт супа». | Белки. Жиры. Углеводы. Продукты питания. Рациональное питание. Энергетическая ценность продукта. Процессы, происходящие при приготовлении некоторых продуктов. Макро- и микроэлементы нашего организма. Витамины С, А, Д. Пищевые добавки и приправы. | | |
6. | | Повседневная химия в задачах и опытах. Садовая химия | Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Изучение образцов почв. Приготовление индикаторов и красителей из растений. | Почва. Химический состав почв. Кислотность почв. Известкование. Удобрения. С/х культуры. Средства защиты растений. Пестициды. Растения – индикаторы. Растения – красители. | | |