Министерство образования пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов
Базовый уровень среднего профессионального образования
2015г.
Утверждаю
Начальник отделения
архитектуры
____________ /Виноградов А.Ю./
«____» ___________ 20___г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО ПМПК отделение архитектуры
Разработчики:
Е.В. Гуляева, преподаватель специальных дисциплин
Программа по профессиональному модулю «ПМ 02 Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК специальных дисциплин по укрупненной группе специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Протокол № ________ от _______________
Председатель МЦК ____________________ /Гуляева Е.В../
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МО ДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02 Участие в организации работ по производству дорожно-строительных
материалов
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов и соответствующих профессиональных компетенций
(ПК) 2.1. Участвовать в организации работ в организациях по производству дорожно-строительных материалов.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов при наличии среднего(полного) общего образования. Опыт работы не требуется
Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
уметь:
ориентироваться в основных этапах подготовки месторождения к разработке; обоснованно выбирать схемы работы горного оборудования;
устанавливать по схемам технологическую последовательность приготовления асфальтобетонных, цементобетонных и других смесей;
знать:
способы добычи и переработки дорожно-строительных материалов;
общие сведения о буровзрывных работах; назначение производственных организаций; технологическую последовательность приготовления асфальтобетонных, цементобетонных и других смесей; передовые технологии добычи и переработки дорожно-строительных материалов;
основные задачи по экологии окружающей среды; условия безопасности и охраны труда
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего - 324 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 180 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -120_ часов; самостоятельной работы обучающегося — 60 часов;
и производственной практики - 144 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Участвовать в организации работ в организациях по производству дорожно-строительных материалов. |
ОК 1. | Понимать сущность и национальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их |
ОКЗ. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Производство дорожно-строительных материалов. | | 120 | |
МДК 02.01. Производственные организации дорожной отрасли | | 120 | |
Тема 1.1 Карьеры | Содержание | 38 | |
| I. | Горнотехнические понятии и терминология. | | 2 |
2 | Подготовка месторождения к разработке. | | 2 |
|
3 | Вскрышные работы в карьерах. | | 2 |
4 | Добычные работы в карьерах. | | 2 |
5 | Принципы проектирования карьеров. | | 2 |
6 | Охрана окружающей среды и техника безопасности при разработке карьера. | | 2 |
Практические занятия 16 |
1 |
Составление документов, входящих в состав проекта на разработку карьера | 4 | |
2 | Принципы проектирования карьера | 4 | |
3 | Определение параметров уступа (высоты и ширины) в зависимости от выбранного механизма | 4 | |
4 | Использование нормативной литературы по вопросам охраны окружающей среды, техники безопасности и охраны труда на карьерах. | 4 | |
Тема 1.2. Буровзрывные работы | Содержание | 12 | |
1. | Технологические требования к буровзрывным работам | 2 | |
2 | Способы бурения взрывных выработок | 2 | |
3 | Понятие о взрыве и взрывчатых веществах | 2 | 2 |
4 | Средства и способы взрывания | 2 | 2 |
5 | Методы взрывных работ. Классификация методов взрывных работ. Технология выполнения работ при методе накладных зарядов, шпуровом и скважинном методах. Условия их применения. | 2 | 2 |
6 | Технология, механизация и организация буровзрывных работ | 2 | 2 |
Тема 1.3 Производственные предприятия дорожной отрасли | Содержание | 70 | |
1 | Дробление и сортировка горных пород Сущность процесса дробления. Способы разрушения горных пород в дробилках. Классификация дробилок и их назначение. Сущность процесса сортировки. Виды сортировок. Классификация грохотов, технология грохочения каменных материалов. Мокрое грохочение. Технологические схемы переработки каменных материалов на камнедробильных заводах. | 6 | 2 |
Лабораторные занятия | 8 | |
1 | Проверка качества используемых для приготовления бетонных смесей компонентов. (Рассев, определение дробимости щебня, плотности компонентов) | 4 | |
2 | Приготовление асфальтобетонных смесей | 4 | |
2 | Базы хранения и приготовления органических вяжущих материалов Типы, назначение и классификация битумных и эмульсий | 6 | 2 |
| 3 | Типы, назначение и классификация битумных и эмульсионных баз. Технологические процессы подготовки органических вяжущих. Основные узлы баз, их характеристика и назначение. Классификация битумохранилищ их устройство. Способы подогрева битума в битумохранилищах. Приготовление битумных эмульсий. Передовые технологии приготовления органических вяжущих материалов. Контроль качества | | 2 |
4 | Асфальтобетонные заводы Классификация заводов и особенности их размещения. Генеральный план АБЗ. Технологические процессы. Выбор технологического оборудования Устройство и назначение основных узлов. Особенности приготовления литого асфальта, щебеночно- мастичного асфальтобетона (ЩМА). Особенности приготовления полимерно-битумного вяжущего (ПБВ). Асфальтобетонные установки. Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на АБЗ. Автоматизация технологических процессов АБЗ и контроль качества. | 14 | 2 |
5 | Цементобетонные заводы Классификация заводов и особенности их размещения. Технологические процессы производства и оборудование. Основные узлы и агрегаты. Их расположение на генплане цементобетонного завода. Технологическая последовательность приготовления це- ментобетонной смеси. Классификация смесительных установок. Особенности организации складов каменных материалов, Склады цемента и минерального порошка. Автоматизация технологических процессов и контроль качества продукции | 8 | 2 |
6 | Базы и установки для обработки грунта вяжущими. Притрассовые грунтосмесительные установки (ГРУ). Основные узлы установки. Технологические процессы. | 6 | 2 |
7 | Полигоны изготовления элементов железобетонных конструкций Назначение заводов и полигонов изготовления элементов железобетонных конструкций, их классификация. Основные узлы, их расположение на плане заводов. Технология изготовления изделий. Формование изделий и способы тепловлажной обработки. Контроль качества изделий. | 6 | 2 |
| Практические занятия | 8 | 2 |
| 1 | По заданной годовой потребности в битуме определить емкость и размеры битумохранилища | 4 | 2 |
| 2 | Определить площадь склада минеральных материалов для приготовления асфальтобетонной смеси на заданный участок строящейся дороги. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 60 | |
тематика домашних заданий основные условия применения экскаваторов, их классификацию; параметры работы экскаваторов; способы размыва породы гидромонитором, их водоснабжение, транспортирование пульпы, организацию отвалов; |
Производственная практика по профилю специальности Виды работ подготовка месторождения; вскрышные работы; ограждение карьера от затопления; рекультивация карьерных выработок: приготовление забоя в открытых горных разработках; крепление выработок: обеспечение добычи песчано-гравийных материалов средствами механизации; переработка камня на щебень; -обогащение гравийных материалов; обслуживание складов хранения материалов; приготовление асфальтобетонных смесей; - приготовление цементобетонных смесей; контроль качества материалов, используемых для приготовления асфальтобетонных и цементныхсмесей; . обслуживание автоматизированных процессов производства железобетонных изделии | 144 | |
Всего часов | 324 | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. 1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Производственные предприятия».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Производственных организаций».
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий
комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
Шкуро В. М. Произвоственные предприятия дорожной отрасли: учеб. Пособие для СПО./ В. \. Шкуро.-Волгоград: Издательский Дом «Инфолио», 2012,-192с: и.)л
Борисенко Р.И., Жароз И.С. Открытая разработка месторождений дорожно-строительных материалов и производственные предприятия. - М.: Транспорт, 1981
ВСН-182-91. Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для дорожного строительства. - М.: Минтрансстрой, 1992
ВСН 8-89 Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, 1989.
Дополнительная
Колышев В.И., Костин В.Л., Силкин В.В., Соловьев Б.Н. Асфальтобетонные и цементобетонные заве ды. Справочник - М.: Транспорт, 1982
Некрасов В.К. Строительство автомобильных дорог, том 1. - М.: Транспорт, 1980
Ушаков В.В., Ольховиков В.М., Строительство автомобильных дорог, 2013
Интернет - ресурсы:
Единое окно дост) па к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электрон тый ресурс].— Режим доступа: http:/Avindow.edu.ru/windоw, свободный. — Загл. с экрана.
Российская нациош льная библиотека [Электронный ресурс].— Режим доступа: http:// nlr.ru/lavcenter, свободный. — Загл. с экрана.
Рос Кодекс. Кодекса и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс].— Режим доступа: htlp://www.r,)skodeks.ru, свободный. — Загл. с экрана.
Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://WWW.gaudcamus.oinskeit com/my PDlMibrarv.htinl. свободный. — Загл. с экрана.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Участие в организации работ по пpoизводству дорожно-строительных материалов» является освоение всех практических и лабораторных работ, освоение МДК 02.01.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю «Участие в организации работ по пpoизводству дорожно-строительных материалов».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Участвовать в организации работ | -ориентация в основных этапах подготовки месторождения к раз работке; -обоснованный выбор схемы работы горного оборудования; -определение по схемам технологической последовательности приготовления асфальтобетонных, цементобетонных и других смесей; применение передовые технологий добычи и переработки дорожно-строительных материалов; -соблюдать основные задачи по экологии окружающей среды; -соблюдать условия безопасности и охраны труда; | Текущий контроль в форме: - защиты практических и лабораторных занятий; Зачеты по производственной практике профессионального модуля. Квалификационный экзамен замен по модулю. |
на предприятиях по производств |
дорожно-строительных материалов лов. |
|
|
|
|
|
|
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - Соответствие профессиональной деятельности требованиям квалификационной характеристики; - портфолио студента содержит свидетельства о достижениях в области будущей профессиональной деятельности: участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и др. | -интерполяция наблюдения за деятельностью студента на производственной практике -оценка на экзамене (квалификационном) |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | -своевременность выполнения профессиональной задачи; -рациональность распределения времени на выполнение профессиональной задачи; -аргументированность выбора методов и способов выполнения профессиональных задач; -адекватность оценки эффективности и качества выбранных методов и способов выполнения профессиональных задач достигнутым результатам | - накопительная оценка на производственной практике ; - экспертизная оценка анализа результатов производственной практики |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | -адекватная оценка рисков нестандартной ситуации ; | Оценка на производствеенной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | -соответствие содержания разработанных нормативных и организационно-методических материалов (планов, программ, диагностик, актов, …) поставленным профессиональным задачам; -обоснованность содержания рефератов, социальных проектов результатами анализа и оценки информации; | - накопительная оценка на производственной практике |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | использование разнообразных средств программного обеспечения компьютера для разработки проектов, обработки, презентации профессиональных материалов, | -оценка на производственной практике |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | соответствие поведения будущего специалиста командным формам взаимодействия; соответствие проведения будущего специалиста своему профессиональному статусу эффективность общения с коллегами, руководством -своевременность выполнения профессиональных обязанностей; | -интерполяция наблюдения за студентом на производственной практике |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - обоснованность целей и способов деятельности подчиненных их должностными обязанностями и конкретной проблемой клиента; - своевременность координации деятельности подчиненных | -оценка на экзамене(квалификационном); -интерполяция наблюдения за студентом на производственной практике |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - правильность формулирования задач профессионального и личностного развития в плане самообразования; наличие в плане самообразования пункта о повышении квалификации | Оценка на производственной практике |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | -наличие в плане самообразования пункта об освоении новых технологий | Оценка производственной практике |
3