ЧТЕНИЕ, 3 класс
(31 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико- социального сопровождения «Дар», утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от _________________2012__ г.
Цели курса:
Продолжить последовательное знакомство со звуками и буквами.
Задачи курса:
-развитие лексической стороны речи посредством введения в словарь учащегося новых слов;
- развитие у ребенка слухового внимания, умения слушать учителя.
-расширение представлений об окружающей действительности;
-развитие и коррекция познавательных процессов;
-воспитание интереса к родному языку;
Базовые ценности:
Патриотизм будет реализовываться через тексты для чтения о Родине.
Социальная солидарность будет реализовываться через тексты для чтения о Родине.
Гражданственность будет реализовываться через чтение текстов о взаимоотношениях между людьми и досуге детей.
Семья будет реализовываться через темы: «Апельсин», фольклорный материал.
Труд и творчество будет реализовываться через разделы: «Я играю на трубе».
Природа будет реализовываться через темы: «Птенчики», «Воробей», тексты для чтения о природе и животном мире.
Обоснование программы:
Чтение является недоступным видом интеллектуальной деятельности для данного ребенка, поэтому уроки направлены на развитие понимания речи взрослого, на знакомство ребенка со звуками и буквами.
Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Буква изучается в определенной последовательности: соотнесение с предметом, восприятие общей ее формы.
Слияние звуков в слоги осуществляется постепенно. Сначала учителем проговариваются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му).
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащегося, а так же осуществления тесной преемственности между уроками: развитие речи, письмо.
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-понимание понятия «Дуть - выдох»;
-выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе речевых игр и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение различать окружающие предметы,
-умение слушать не большую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
-умение стараться произносить совместно с учителем звуки.
-умение работать с книгой: рассматривать крупные иллюстрации.
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы по чтению
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Развитие слухового и зрительного восприятия. Знакомство с буквами: а,о,у,м,с, х. | Активизировать внимание к речевым звукам. Познакомить с образом некоторых букв. | Развивать фонематический слух и восприятие. Постановка дыхания. | Эмоционально реагировать на речевые и неречевые звуки. Эмоционально реагировать на знакомые буквы. |
Чтение (8 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Звуки окружающей действительности. | Игра «Где стучит?» Молоток стучит, колокольчик звенит. Стук, звон. |
2. Гласные звуки «у, а,о ». | «У-у-у» - воет волк. «А-а-а» - поем для куклы. «О-о-о» - кто большой. |
3.Развитие слухового восприятия. | Гудение, жужжание. Игра «Что гудит?» Труба гудит, жук жужжит. |
4.Согласных звуки «м, х». | М, Х. Кукла кушает: «Ам-ам». Устала кукла: «Ух! |
5.Развитие зрительного восприятия. | Внесение знакомых ребенку предметов. Называние предметов по порядку. Игра «Где это?» |
6.Различение предметов на картинках. | Предметные картинки. Игра «Где игрушка, где картинка». |
7.Называние картинок в алфавите. | Рассматривание алфавита. Называние картинок к каждой букве. |
8.Произнесение звуков (а, у). | Рассматривание иллюстрации «В лесу». Позовем: «Ау!». Волк услышал: «У-у-у, воет». Дети волка испугались, заплакали: «А-а-а». |
Чтение (7 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Знакомство с буквой ш. | Учитель показывает картинку шапки и букву «Ш»: «Ш» - арбуз. |
2.Урок-игра «Птенчики» | Чтение стихотворения: птенчики скворцов зовут: «мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды и немножечко воды. Червячков мы поедим, с вами в небо полетим! Как птенчики клювики открывают? «А-а-а». |
3.Игра «Апельсин». | Учитель читает: съесть хотели апельсин пять ребят, а он один. Эта долька – для Наташи, эту отдадим мы Саше, этой угостим Марину, ну а две дадим Ирине. Остальные будет кушать наша милая Надюша. «А» - апельсин. |
4.Урок-игра «Воробей». | Чтение стихотворения: раскатились по дорожке разноцветные горошки. Птички весело клюют, нам горошки не дают. Дайте мне горошинку, я такой хорошенький! Как воробей клюв открыл? «А». |
5. Знакомство с буквой У. | Учитель показывает картинку уточки и букву «У»: я – маленькая уточка, присела на минуточку. Летать уже устала я, теперь бы я поплавала! Надеюсь, что в пруду я корм себе найду. «У» - уточка. |
6.Звукоподражание: «У-у-у» | Чтение стихотворения: ветер в поле рыщет, все поет да свищет, деревья ломает, к земле пригибает, а потом все тише, вновь деревья выше… Как ветер поет? «У-у-у». |
7.Урок-игра «Волк» | Учитель читает: волк раскроет свою пасть, хочет зайчика украсть: Щелк, да щелк, и снова щелк! Не поймает зайца волк. Пастью щелкает напрасно – заяц бегает прекрасно! Как воет волк? «У-у-у». |
Чтение (9 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1.Я играю на трубе. | Чтение стихотворения: я играю на трубе свою песенку тебе. Эта моя песенка короткая, как лесенка: здесь ступенек ровно пять – можно спеть и пошагать. Споем: «У-у-у». поиграем на маленькой трубе и споем, поиграем на большой трубе и споем. |
2.Знакомство с буквой О. | Это буква «О». Обведем пальчиком, скажем «О-о-о». Учитель читает: Лягушка – попрыгушка, глазки на макушке, а все ее слова – только «Ква!», да «Ква!». А щеки раздувает и рот свой разевает, чтоб комары и мушки летели в рот лягушке. Покажем, как лягушка рот разевает. |
3.Звукоподражание «О-о-о». | На прошлом занятии мы познакомились с буквой «О». вот как они пишется. Скажем, какая это буква. Чтение стихотворения: черепашка Соня – страшная засоня. До обеда спала, в магазин поползла. Быстро обернулась – на закате вернулась. Пряник свежий пожевала, чаем крепким запивала… Долго Соня-черепашка в кухне мыла свою чашку. Покажем, как черепашка позевала. |
4.Урок-игра «Окно-окошечко» | Это окно – буква О. Большое окно – большая буква «О», маленькое окошечко – маленькая буква «О». Вложим в окно большую букву «О», в маленькое окошечко – маленькую букву «О». Обведем пальчиком большую и маленькую буквы. |
5.Образование слов: ау, уа. | Это буквы: а,у. Поставим их рядом - вот как они дружно стоят! Получилось слово «Ау» - так кричат в лесу, если заблудились. А теперь поменяем буквы местами. Получилось слово «Уа» - так плачет малыш. Рассматривание иллюстраций, звукоподражание. |
6.Знакомство с буквой М. | Это буква «М» - мамина буква. Обведем букву пальчиком. Закрепим на стене фотографию мамы , а под не ее букву «М». |
7.Урок-игра «мама» | Буквы дружно встали в ряд: м-а-м-а, получилось слово: мама. Позовем маму: «Ма-ма». Подпишем фотографию мамы: «мама». Что написано? Написано «мама». Первая буква «М». |
8.Образование слогов: ма, ам. | Вот знакомые тебе буквы: «М и А». поставим их рядом, получатся слова: «Ма и Ам». Ма-ма-ма, вот и кончилась зима. Ам-ам-ам, я конфетку тебе дам. |
9.Игра «Машина» | Рассматривание машинки – игрушки. Посмотри, какая машинка приехала, какую букву она привезла? Букву «М». Машина – буква «М». |
Чтение (8 ч.) IV четверть
Тема | Содержание |
1.Знакомство с буквой С. | «С-с-с» - прокол, спустилась шина. Рассматривание иллюстрации. «С-с-с» - змеиный слышен свист. |
2.Урок-игра «Чистоговорки». | Чтение чистоговорок: Са-са-са, летит оса. Сы-сы-сы растут усы. Рассматривание иллюстрации. |
3.Игра «Сашина буква». | Сашина буква. Обведем букву пальчиком. Вырежем букву из бумаги – это Сашина буква. Кто на фотографии? Саша. Пусть рядом будет Сашина буква. |
4. Образование слогов с буквами: А,С,О,У,М. | Вот знакомые тебе буквы: «М и А». поставим их рядом, получатся слова: «Ма и Ам». Ма-ма-ма, вот и кончилась зима. Ам-ам-ам, я конфетку тебе дам. Это буквы: а,у. Поставим их рядом - вот как они дружно стоят! Получилось слово «Ау» - так кричат в лесу, если заблудились. А теперь поменяем буквы местами. Получилось слово «Уа» - так плачет малыш. «Му» - так кричит корова. Рассматривание иллюстраций, звукоподражание. |
4.Знакомство с буквой Х. | Это буква «Х». Обведем букву пальчиком. Выложим из палочек букву «Х». |
5.Игра «Хлоп-хлоп». | На прошлом занятии мы познакомились с буквой «Х», вот как она пишется. Скажем, какая это буква. Хлоп-хлоп, рученьки. |
6.Урок-игра «Хохотушки». | Рассматривание иллюстрации с надписью «Хохотушки». Чтение стихотворения. Где буква «Х»? Вот! Вот и еще одна буква «Х» |
7.Образование слогов со знакомыми буквами. | Чтение стихотворения: По горе несутся санки, в них Наташка и Оксанка. По другой несутся горке санки с Мишкой и Егоркой. Где гора кончается, там они встречаются. |