СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по изобразительному искусству ФГОС 1 класс коррекционная школа.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программный материал по изо. Календарно- тематическое планирование 1класс коррекционная школа

Просмотр содержимого документа
«Программа по изобразительному искусству ФГОС 1 класс коррекционная школа.»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»





РАССМОТРЕНО

на МО,

протокол № ___

от «___» ______ 20____г.

Руководитель МО

________ А.Н. Дубровина

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом,

протокол № 1 от

«___» _______ 20____ г.

Руководитель МС

_________ С.В. Негодина

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

_____________ Г.Н. Гузий

Приказ №_______________

от____________20_______г.







Адаптированная рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

в 1 классе

на 2017-2018 учебный год



Составлена на основе адаптированной основной образовательной программы

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1"

(наименование программы)



Программу составила:учитель высшей квалификационной категории Зинченко Н.М.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)











г. Железноводск

2017 год


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» разработана на основе примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И. М. Бгажноковой, 2011 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.



Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Цель I-го этапа

  • формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся;

  • всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

  • формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации);

  • развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

  • развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.


Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

  • коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.


Основные задачи изучения предмета:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.

  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Описание места учебного предмета

При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» отведено по 1 часу в неделю для 1 класса, что составляет 33 часа за учебный год.

В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. Продолжительность урока составляет 40 минут.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Личностные результаты обучения

в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:

  • положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

  • понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • адекватные представления о собственных возможностях;

  • осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

  • проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  • стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.


Предметные результаты :


Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.


Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.


3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса:


  • «Обучение композиционной деятельности»,

  • «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;

  • «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,

  • «Обучение восприятию произведений искусства».

Подготовительный период обучения планируется для обучающихся 1 дополнительного класса и предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.

Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.

Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.).

Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

Направления работы

  • Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

  • Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

  • Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

  • разминание куска пластилина;

  • отщипывание кусков от целого куска пластилина;

  • размазывание по картону;

  • скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;

  • примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

  • складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

  • совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

  • расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;

  • составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

  • приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);

  • раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;

  • приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;

  • приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

  • рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);

  • рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);

  • удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;

  • осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;

  • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;

  • завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);

Приемы работы красками:

  • примакивание кистью;

  • наращивание массы;

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

  • правила обведения шаблонов;

  • обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);

  • рисование по памяти, представлению и воображению;

  • рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению;

  • лепка на тему;

  • лепка декоративной композиции;

  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.


4.Планируемые результаты изучения учебного предмета


  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  • развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке, художественном конструировании);

  • овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам, тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.

Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе

Общие организационные умения:

  • правильно сидеть за рабочим столом;

  • правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом) и пользоваться ими;

  • правильно располагать изобразительную поверхность на столе (парте).

Технические навыки изобразительной деятельности:

  • овладение приемами лепки: уметь размять целый кусок пластилина, отщипывать кусок от целого куска пластилина;

  • скатывать, раскатывать, сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время работы с ним,примазывать части пластилина при составлении целого объемного изображения.

  • овладение приемами работы с «подвижной аппликацией»: уметь складывать целое изображение из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; составлять по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

  • овладение приемами выполнения аппликации из бумаги: уметь работать с ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям), раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея, выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.

  • овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисовать по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш, фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы несложных форм (по образцу)

  • овладение приемами работы красками: примакивание кистью; наращивание массы.

  • овладение действиям с шаблонами и трафаретами

Композиционная деятельность:

  • знать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;

  • соотносить изображаемый предмет с параметрами листа;

  • устанавливать на изобразительной поверхности пространственные отношения;

  • применять выразительные средства композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое);

  • применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции:

  • усвоить понятия«предмет», «форма», «часть», «узор»;

  • иметь представление о существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии форм;

  • знать геометрические фигуры;

  • с помощью учителя и самостоятельно проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства;

  • соотносить формы предметов с геометрическими фигурами;

  • передавать пропорции предметов; уметь практически применять приемы и способы передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.

Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи:

  • узнавать и различать цвета спектра;

  • уметь работать кистью и красками;

  • проявлять эмоции при восприятии цвета;

  • передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, грусть);

  • на практике применять различные цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации.

Восприятие произведений искусства:

  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме;

  • знать имена 3-4 известных художников;

  • знать о материалах, которые используют художники при создании своих произведений;

  • иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства;

  • участвовать в обсуждении содержания художественных произведений (репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства).



5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

На реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 33часа (1 час в неделю).

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

По учебно-календарному графику:



Класс

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю

Iчетверть(ч)

IIчетверть(ч)

IIIчетверть(ч)

IV четверть (ч)

Кол-во часов в год

1

Изобразительное искусство

1

9

7

10

7

33





Учебно-тематический план.


Наименование раздела

Количество часов

Iчетверть(ч)

IIчетверть(ч)

IIIчетверть(ч)

IV четверть(ч)

За год

(ч)

1.

Обучение композиционной деятельности.

4

2

-

3

9

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

2

5



6




1



14

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

3

-



2




3



8

4

Обучение восприятию произведений искусства

-


2

-

2

Всего

9

7

9

8

33


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (1 час в неделю)



Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Коррекционная работа

Дата

1 класс

Я рисую (33 ч)

Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, он, таким образом, запоминает его и любит. Не умея выразить свои эмоции словами, он прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги при помощи графики или радужных образов. Психологи говорят, что, рассматривая рисунки детей, изображения предметов, можно понять внутренний мир ребенка. Рисунки помогают детям избавиться от страхов и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, те качества, которые вырабатываются рисованием, и в будущем очень пригодятся ребенку. Благодаря рисованию вырабатывается решительность и самостоятельность, так как дети сами учатся принимать решения

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

Коррекционная работа

Дата


1-я четверть

В мире волшебных линий (9 ч)

Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется также в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Таким образом, линия, пятно, силуэт относятся к основным средствам художественного изображения



Программный материал

Содержание урока

ЗУН учащихся по теме

Коррекционная работа

Дата

1.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация


Красота и разнообразие мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. В частности – красоты осенних листьев. Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Использование этого опыта в изображении осеннего листопада при работе с акварельными красками, а также в аппликации и лепке. Учим детей живописными средствами передавать богатый колорит осенней природы.

Образ осени в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев и др., а также в стихах А. Барто. Работа выполняется вместе с учителем.

Задание: аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги, рисунок, лепка.

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений


Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.

Характеризовать особенности красоты осенних листьев, учитывая их цвет и разнообразие форм.

Изображать характерные особенности осеннего леса, глядя на предложенный учителем образец.

Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации для создания образов осенней природы.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике бумагопластики, в лепке, используя помощь учителя


Коррекция и развитие целенаправленного аналитико-синтетического восприятия при рассматривании картины.


2.

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование


Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (скрытый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие навыков работы с красками, цветом. Усвоение таких понятий, как «ясно», «пасмурно». Практика работы с красками. Самостоятельная работа детей.

Задание: рисование летней полянки, стоящего на ней забора. На голубом небе светит яркое солнце.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец


Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду, внимательно слушать рассказ учителя.

Изображать характерные особенности пейзажа при различном освещении.

Изображать живописными средствами состояние природы родного края.

Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.

Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

Коррекция слухового внимания, мышления.


3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

Изображение фруктов и овощей. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Знакомство с новым понятием — «натюрморт». Натюрморт — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве. Развитие художественных навыков при создании натюрмортов на основе красивых композиций из овощей и фруктов. Знакомство с трафаретом. Работа по трафарету. Творческие умения и навыки

работы цветными мелками. Помощь учителя. Сравнение своей работы с работой одноклассников.

Задание: рисование натюрморта из фруктов и овощей.

Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец

Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме.

Понимать,что такое натюрморт.

Изображать живописными средствами разные фрукты и овощи. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать живописными навыками работы цветными мелками.

Овладевать навыками работы с трафаретом, используя, если необходимо, помощь учителя.

Сравнивать свою работу с работами одноклассников

Коррекция и развитие целенаправленного аналитико-синтетического восприятия при рассматривании фруктов.


4.

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование


Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы. Развитие способности целостного обобщенного видения формы. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности при восприятии сложной формы и умение «разделить» ее на множество простых форм. Помощь учителя при анализе сложной формы.

Задание: рисование предмета из двух или трех простых форм: вагон, дом или другие предметы.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши. Образцы форм. Рисуем самостоятельно

Использовать трафарет простой формы для создания более сложных форм.

Посмотреть, как использует трафарет твой товарищ.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений.

Видеть в сложной форме составляющие – простые формы.

Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю.

Создавать изображения на основе простых и сложных форм

Коррекция связной речи (участие в учебном диалоге). Коррекция зрительного восприятия (изображения в условиях зашумленного фона).


5.

Линия. Точка. Пятно. Рисование

Линия, точка, пятно — язык графики в изобразительной композиции, способ изображения предмета на плоскости. Развитие способности целостного обобщенного видения. Роль воображения и фантазии при изображении на основе линии, точки и пятна. Линия, точка, пятно – их роль при взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. Готовность рабочего места. Правильное удерживание карандаша в руке. Помощь учителя. Оценка своей работы.

Задание: работа по образцу. Дорисовывание волос у человечков. Волны на море. Забор.

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры

Использовать линию точку, пятно, как основу изобразительного образа на плоскости листа. Если задание самостоятельно выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Соотносить форму пятна, множество точек и разнообразие линий с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору – образ будущего изображения.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, точки, линии.

Создавать изображения на основе пятна, точки, линии.

Сравнивать свою работу с работой одноклассников

Коррекция тактильного восприятия. "Чудесный мешочек"


6.

Изображаем лист сирени. Рисование

Разговор о временах года. Весна. Распускаются подснежники, тюльпаны очаровывают красотой, чуть позже расцветает сирень. Она окружает нас своим неповторимым ароматом. Развитие наблюдательности и изучение природных форм.

Изучение формы листа сирени. Изображение листа сирени. Форма листа. Жилки листа. Развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой цвета и формы, созданных природой. Оценка своей деятельности. Сравнение своей работы с работой окружающих.

Задание: рисование листа сирени.

Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, кисть

Сравнивать форму листа сирени с другими формами.

Находить природные узоры и более мелкие формы.

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.

При возникновении трудностей обратиться за помощью к учителю.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.

Оценивать свою работу



Коррекция зрительного восприятия (наблюдение). Развитие эстетического вкуса, творческих способностей.


7

Лепим лист сирени


Развитие наблюдательности и изучение природных пластичных форм. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Изучение формы листа сирени. Лепка листа сирени. Развитие художественных навыков при создании вылепленной пластичной формы на основе знаний простых форм и объемов. Творческие умения и навыки работы пластичными материалами. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой цвета и формы, созданных природой. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.

Задание: лепка листа сирени.

Материалы и инструменты: трафарет листа, пластилин, стека

Сравнивать форму листа сирени с другими формами.

Находить природные узоры и более мелкие формы.

Изображать (лепить) предмет, максимально копируя форму, созданную природой.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть пластику предмета.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы и объема.

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить работы


Коррекция и развитие мышечной системы, координации движений рук, пространственных представлений.



8.

Лепим. Матрешка

Развитие способности целостного обобщенного видения. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка). Развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы. Анализ формы. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: лепка матрешки.

Материалы и инструменты: матрешка, лист плотного картона, пластилин, стека

Находить выразительные, образные объемы, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка и т. д.).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме (рельеф).

Изображать в объеме (рельеф) способами вдавливания и размазывания.

Если не получается, посмотреть, как делают работу другие


Коррекция мелкой моторики, пространственного восприятия.


2-я четверть

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке (7 ч)

Пластичность бумаги подталкивает к изменению плоского пространства рисунка на объемное, расширяя рамки восприятия процесса создания произведения изобразительного искусства. Процесс работы с бумагой помогает развивать пространственное мышление, дает возможность отдохнуть от рисования, но не удаляет ребенка из пространства изобразительной деятельности. И как интересно раскрашивать бумажные фигурки, обводить их, сравнивать плоское и объемное! Как часто возникает желание искать возможности для создания объемного рисунка после подобных

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

Коррекционная работа

Дата

1.

Рисуем куклу- неваляшку.

Изучение формы. Изображение неваляшки. Развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Декоративная роспись. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников. Оценка работы.

Задание: рисование куклы-неваляшки

Материалы и инструменты: кукла-неваляшка, шаблон, фломастеры, цветные мелки


Понимать, что такое шаблон.

Овладевать навыками работы с шаблоном.

Изображать живописными средствами разные декоративные цветы внутри нарисованной формы.

Овладевать живописными навыками работы фломастерами и мелками.

Изображать предмет, максимально копируя форму, предложенную учителем.

Понимать простые основы геометрии, симметрию.

Оценивать свою деятельность

Коррекция зрительного восприятия (сенсорные эталоны).


2.

Деревянный дом в деревне. Лепка


Первичное знакомство с архитектурой. Постройки в окружающей нас жизни. Назначение построек. Постройки, сделанные человеком. Материалы для постройки. Понятия «внутри», «снаружи». Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Изображение деревянного дома в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин и др. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем.


Задание: изображение деревянного дома из бревен из пластилина.

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, иллюстрация с изображением деревянного дома – образец


Наблюдать постройки, созданные человеком.

Анализировать их форму, пропорции, конструкцию.

Изображать деревянный дом в лепке, выявляя его форму, конструкцию, взаимосвязь частей.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Овладевать первичными навыками конструирования с помощью лепки.

Понимать, что в создании формы постройки принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта постройка (дом) будет выглядеть.

Работать по образцу

Коррекция и развитие мышечной системы, координации движений рук.


3.

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация


Дальнейшее знакомство с архитектурой. Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Изображение деревянного дома в иллюстрациях таких известных художников, как И. Левитан, К. Коровин и др. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание деревянных домов на иллюстрациях художников. Приемы работы в технике бумагопластики. Оценка своей деятельности.

Задание: изображение деревянного дома в технике аппликации.

Материалы и инструменты: картон, набор цветной бумаги, ножницы, иллюстрация с изображением деревянного дома

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Работать как индивидуально, так и в группе.

Конструировать (строить) из бумаги.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами


Коррекция пространственных представлений (узнавание, называние геометрических фигур, конструирование).


4.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»


Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение аквариума в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка.

Задание: аппликация из цветной бумаги.

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), цветные карандаши. Фломастеры

Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя ее в технике бумагопластики.

Осваивать приемы работы с аппликацией.

Изображать, используя цветную бумагу в аппликации.

Развивать навыки работы в технике бумагопластики.

Овладевать приемами работы с бумагой.

Развивать навыки созданиясложной, многофигурной композиции


Коррекция зрительного восприятия (сравнение предметов по величине на наглядной основе).


5.

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка


Восприятие красоты зимнего пейзажа и радости зимних развлечений в картине В. Сурикова. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, мороз, снег). Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создать образ, выражать характер изображаемого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.

Задание: конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус).

Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши

Понимать, что в создании композиции принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта композиция будет выглядеть.

Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными карандашами.

Развивать навыки работы в технике бумагопластики.

Работать как индивидуально, так и в группе.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Конструировать (строить) из бумаги


Коррекция внимания, зрительного восприятия. "Найди отличия"


6.

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация


Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, фотографий и картин (В. Суриков. «Взятие снежного городка») с выразительными деталями зимней природы, (ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на крышах, пушистые лапы елок, припорошенные снегом). Умение видеть. Развитие зрительных навыков. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Цветовые решения. Колорит картины. Украшение. Праздник. Передача ощущения праздника художественными средствами. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке.

Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши


Передавать в изображении характер и настроение праздника.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Развивать навыки работы в технике аппликации и рисования.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины.

Эмоционально откликаться на красоту зимней природы, праздник.

Сравнивать свою работу с другими работами

Коррекция внимания, зрительного восприятия, пространственных представлений и ориентации. "Найди отличия"


7.

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека


Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы, которыми работает скульптор. Выразительные возможности пластилина. Человек. Изображение человека. Части тела. Части головы, лица. Чем похожи люди и в чем разные? Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка

Задание: слепи части тела человечка из пластилина, соедини их так, как показано на образце.

Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец

Объяснять, чем похожи и в чем разные люди.

Знать, как называются разные части тела человека.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Развивать навыки работы в технике лепки.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами


Коррекция и развитие мышечной системы, координации движений рук.


8.

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй

Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, фотографий и картин с выразительными деталями зимней природы (ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на крышах, пушистые лапы елок, припорошенные снегом). Умение видеть. Развитие зрительных навыков. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Животный мир леса. Заяц. Внешний вид животного. Части тела зайца. Цвет зайки зимой и летом. Почему зайка зимой белого цвета? Соблюдение пропорций. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы.

Задание: слепи части тела зайчика из пластилина, соедини их так, как показано на образце, нарисуй зайчика.

Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры

Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и зимой?

Знать, как называются разные части тела зайки.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами


Коррекция мелкой моторики, пространственного восприятия.


3-я четверть (9 ч)

От замысла к воплощению

Рисование школьника младших классов тесно переплетается с игрой. Процесс рисования разворачивается как своеобразная игра. Графические изображения фиксируют развертывание сюжета игры, помогают развивать его. Рисование на основе замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа — все это характеризует проявление творчества ребенка, появление у него внутреннего идеального поля действий

Программный материал

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

Коррекционная работа

Дата

1.

Рассматривание картин художников



Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Начальное формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы, что помогает сделать жизнь еще красивее. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами? Как воспитывать в себе зрительские умения? Различные жанры изобразительного искусства. Рассматриваем картины знаменитых художников (Б. Кустодиев, И. Шишкин, А. Герасимов и др.). Выражение в картине настроения, состояния души. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства.

Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник?

Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника

Понимать, что такое тематическое рисование.

Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения.

Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя.

Закрепить понятия (над, под, посередине, в центре).

Развивать пространственные представления.

Учитывать размер и форму предметов.

Составлять рассказ по нарисованной картинке.

Формировать навыки самостоятельности


Коррекция и развитие образного мышления.


2.

Пирамидка. Рыбка. Аппликация


Изучение формы. Композиция рисунка. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение рыбки, пирамидки в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Учимся видеть красоту. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: изображение рыбки, пирамидки (техника аппликации с графической дорисовкой).

Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

Коррекция и развитие глазомера, мелкой моторики рук, образного мышления, пространственного воображения, памяти, внимания.


3.

Ваза с цветами. Аппликация


Развитие зрительных навыков. Форма. Композиция. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цветовые решения. Колорит. Линия, штрих, цветовое пятно и художественный образ. Изображение вазы с цветами в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Оценка своей деятельности.

Задание: изображение вазы с цветами (техника аппликации с графической дорисовкой).

Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры

Овладевать техникой и способами аппликации.

Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка).

Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Продолжать осваивать приемы работы графическими материалами.

Наблюдать за работой одноклассников

Коррекция внимания «Что изменилось?»


4.

Колобок. Нарисуй картинку


Сказка, фольклор. Русские народные сказки показывают детям, насколько богатой может быть речь. Кроме выразительности языка, в них всегда присутствует добрый юмор. Художники-иллюстраторы. Художественные средства выразительности. Сюжет сказки. Цветовые решения. Колорит. Передача ощущения сказки художественными средствами. Персонажи-животные в сказках — это человеческие характеры.

Весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». Выражение своего мнения относительно своей деятельности и деятельности других.

Задание: рисование Колобка на полянке.

Материалы и инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки

Объяснять, чем отличаются листы бумаги друг от друга.

Знать, для чего предназначена ваза.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдатьпропорции.

Развивать навыки работы в технике аппликации и рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами


Коррекция и развитие творческой фантазии, художественного вкуса.


5.

Дома в городе. Аппликация

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий (иллюстрации) разных форм, разной этажности. Город. Здания различного назначения. Конструкция здания. Приемы работы в технике бумагопластики. Формирование первичных умений видеть конструкцию (геометрию) предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зданий (домов), города в технике аппликации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей

Анализировать последовательность изображения головы, лиц героев композиции.

Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров книжной графики и других видов искусства.

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи сказочности происходящих событий и действий.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдатьпропорции

Коррекция пространственных представлений (узнавание, называние геометрических фигур, конструирование).


6.

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

Выразительные возможности пластилина. Изображение одноэтажного и трехэтажного дома. Передача пропорций и структуры дома. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме и размеру одноэтажного и трехэтажного дома. Использование этого опыта в изображении дома в технике лепки. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.

Задание: изобразить в лепке одноэтажный и трехэтажный дом.

Материалы и инструменты: пластилин, стека, цветная бумага, ножницы, клей

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать навыками конструирования из бумаги.

Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации.

Оценивать свою деятельность


Коррекция и развитие мышечной системы, координации движений рук.


7.

Многоэтажный дом. Аппликация

Особенности создания аппликации. Аккуратность и внимательность. Чувство композиции. Композиционный центр. Изображение многоэтажного дома в технике аппликации. Умение видеть цвет. Деление цветов на теплые и холодные. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: сделать аппликацию – изобразить многоэтажный дом.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипывание).

Создавать изображение дома в технике лепки с передачей пропорций и учетом композиционного центра.

Оценивать свою деятельность


Коррекция зрительного восприятия (сенсорные эталоны).


8.

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Отображение всей красоты весенней природы в произведениях художников. Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан А. Саврасов и др.). Выражение в картине настроения, состояния души.

Опыт восприятия произведений изобразительного искусства.

Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Какое время года изображено на картине?

Материалы и инструменты:иллюстрация картины художника


Развивать навыки работы в технике бумагопластики.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела.

Создавать и конструировать из простых геометрических форм.

Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра.

Овладевать приемами работы с бумагой.

Оценивать свою деятельность

Коррекция памяти, образного мышления, зрительного восприятия.


9.

Весна. Почки на деревьях. Рисование

Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Рисуем деревья, почки на деревьях, солнце. Усваиваем понятия «справа», «слева», «над», «под». Композиция рисунка. Колорит. Развитие навыков работы с красками (гуашь), цветом. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем.

Задание: нарисуй картинку: три разных дерева; на ветках деревьев показались почки; на небе солнышко.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях иэмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

Коррекция внимания «Что изменилось?»


4-я четверть

Замысел плюс опыт равно творчество (8 ч)

Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше». А замысел и опыт дают прекрасный результат — создание законченного рисунка с присущим ему характером и настроением


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

Коррекционная работа

Дата

1.

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик.

Рисование

Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Тепло. Хорошо.

Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Этот художник внес особенный вклад в сокровищницу русской живописи. Его пейзажи отличаются необыкновенной красотой и реалистичностью. Он настолько точно передал в своих картинах описание природы весной, что можно долго рассматривать полотно, любуясь каждой изображенной деталью. Выражение в картине настроения, состояния души. Рисование по описанию. Композиция рисунка. Центр композиции. Построение рисунка. Использование вспомогательных точек для построения кораблика.

Выбор необходимой палитры красок. Цвет. Колорит. Оценка своей деятельности. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.

Задание: нарисуй картинку по описанию (ручей, кораблик, солнце, птички).

Материалы и инструменты:бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи настроения, состояния природы в картине.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы с живописными материалами (гуашь).

Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами.

Продолжать осваивать приемы работы по образцу

Коррекция зрительного восприятия «Что спрятано?»


2.

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

Весна. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы. Красота окружающего мира. Распускаются листья. Появляются цветы. Яркие краски весны. Нежность. Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (скрытый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с красками (гуашь), цветом. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников.

Задание: рисование цветка, ветки акации с листьями.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти

Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы.

Изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы.

Овладевать живописными навыками работы акварелью.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.

Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка.

Оценивать свою деятельность.

Сравнивать выполненную работу с работой одноклассников


Коррекция зрительного восприятия «Найди пару»


3.

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация


Человек не только использует окружающую среду, он изменяет ее в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности. Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент. Орнамент — узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала — ритм и симметрия. Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги. Узор. Украшать.

Выполнение работы самостоятельно.

Задание: аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, образец

Понимать, чтоживопись — это необыкновенный вид искусства, который отчетливо и красочно передает видение автором конкретного пейзажа.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Стараться передать красками увиденную красоту и вложить в нее свои чувства.

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Развивать навыки работы гуашью.

Оценивать свою деятельность

Развитие чувства ритма при составлении узора.


4.

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

Времена года. Весна. Солнце припекает. Снег тает. Яркое солнце. Ощущение радости. Пробуждение природы. Появление почек на деревьях. Тепло. Хорошо. Праздник. Хоровод. Танец. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод. Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. При возникновении трудностей — выполнение работы совместно с учителем.

Задание: сделай аппликацию и дорисуй ее.

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративных элементов.

Овладеть навыками работы в аппликации.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Получать первичные навыки декоративного изображения.

Оценивать свою деятельность.

Формировать навыки самостоятельности в работе

Коррекция и развитие глазомера, мелкой моторики рук, образного мышления, пространственного воображения, памяти, внимания.


5.

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование

Дом. Уют. Тепло. Анализ формы домов и их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие домов. Природные материалы для постройки, роль дерева. Образ традиционного русского деревенского деревянного дома. Красота природы. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Пропорции. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников.

Задание: рисунок красками и кистью. Домик в деревне. Деревья рядом с домом.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, цветные мелки, образец рисунка

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративных элементов.

Овладеть навыками работы в аппликации.

Участвовать в создании коллективных работ.

Понимать роль цвета в создании аппликации.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании наряда (сарафана).

Оценивать свою деятельность.

Формировать навыки совместной работы


Коррекция зрительного восприятия (сенсорные эталоны).


6.

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

Природа. Красота природы. Лес. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Названия грибов. Форма гриба и его строение. Части гриба. Шляпка, ножка. Деревья. Пенек. Лесная полянка. Композиция рисунка. Последовательность построения композиции. Пропорции изображаемых предметов. Цвет и контраст. Самостоятельное выполнение работы.

Задание: аппликация с дальнейшим дорисовыванием. Грибы. Грибы на пеньке.

Материалы и инструменты: бумага цветная, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением грибов



Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции деревенского деревянного дома и назначение его отдельных элементов.

Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья).

Выражать свое отношение к архитектуре деревянного деревенского дома.

Развивать навыки творческой работы в технике акварели.

Сравнивать свою работу с другими

Коррекция и развитие глазомера, мелкой моторики рук, образного мышления, пространственного воображения, памяти, внимания.


7.

Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных представлений. Круг наблюдений. Отбор объектов изображения. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие двух плоскостей: горизонтальная (пол — земля), вертикальная (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «наверху», «внизу». Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя.

Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Наверху облака. Внизу цветы».)

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы в технике аппликации.

Изображать, используя все многообразие цвета.

Развивать навыки работы в технике аппликации.

Понимать пропорции как соотношение между собой частей одного целого.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа (конкретного гриба).

Формировать навык самостоятельности

Коррекция памяти, образного мышления, зрительного восприятия.


8.

Придумай свой рисунок (Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».)


Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Запас знаний и зрительных представлений. Круг наблюдений. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре». Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Выполнение работы самостоятельно.

Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Ночь, луна, домик».)

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки

Понимать, что такое тематическое рисование.

Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения.

Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя.

Усвоить информацию о существовании двух плоскостей – горизонтальной и вертикальной.

Закрепить понятия (наверху, внизу).

Развивать пространственные представления.

Учитывать размер и форму предметов.

Составлять рассказ по нарисованной картинке.

Практика совместной деятельности

Коррекция и развитие творческой фантазии, художественного вкуса.





6. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

Технические средства обучения :


  • Дидактический демонстрационный материал.

  • Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания (анимированный плакат «Письменные буквы»).

  • Тематические мультимедийные презентации.

  • Интернет – ресурсы.

Учебно-методический комплекс:

  • учебников «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), выпускаемых издательством «Просвещение».

  • методические рекомендации, сопровождающие учебники для 1–4 классов К учебнику предлагается электронная версия.

  • электронная форма учебника (ЭФУ)

Специальные и специфические инструментоы:

  • ножниц,

  • кисточек и др


Расходных материалов:

  • бумага,

  • краски,

  • пластилин,

  • глина,

  • клей и др.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!