СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа оздоровительно-воспитательной работы Я открываю мир КП ОДМСОК "Перлина Донеччини"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере воспитания: возникают воспитательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления детским оздоровительным учреждением, критерии оценки его деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых воспитательное учреждение стремится к воспитаннику: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

Просмотр содержимого документа
«Программа оздоровительно-воспитательной работы Я открываю мир КП ОДМСОК "Перлина Донеччини"»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор КП «ОДМСОК

«Перлина Донеччини»

____________Л.А.Кравчук













ПРОГРАММА

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОМУНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКО – МОЛОДЁЖНЫЙ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРЛИНА ДОНЕЧЧИНИ»

«Я ОТКРЫВАЮ МИР»




















2011 год


Введение


Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере воспитания: возникают воспитательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления детским оздоровительным учреждением, критерии оценки его деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых воспитательное учреждение стремится к воспитаннику: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

Поворот воспитания к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного воспитания, побудил нас к поиску инновационных способов воспитательной деятельности.

Анализ научных исследований и учет специфики функционирования комплекса говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и воспитательно-образовательные учреждения, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое и нравственное здоровье; мыслительные, трудовые, художественные, коммуникативные навыки. Эти навыки станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Этими же тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.


педагог


здоровье нравственность способности


Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая, через которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:


педагог


деятельность бытие общение

личность

здоровье нравственность способности


Каждый педагог формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, педагог, решая свои задачи, обращается за помощью и к другим педагогам, и к родителям, и к социуму.

Организуя свою работу, педагог обеспечивает физическое, нравственное развитие личности ребёнка, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими педагогами, работающими в данном учреждении.

























Пояснительная записка


Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель.


  Цель деятельности комплекса – создание условий для формирования всесторонне развитой личности через открытие и проживание «Миров», составляющих жизнь человека.

Цель разбивается на ряд конкретных задач:

* воспитания к любви к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

* формирования гуманистического отношения к окружающему миру, понимания своего органичного единства окружающей средой, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;

* развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;

* формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

* формирование целостной и научной обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

* стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;

* участие педагогов и воспитуемых в творческих конкурсах, соревнованиях, в конкурсных отборах и т.д.;

* формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
* для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность ребёнка, как конечный продукт воспитательной деятельности комплекса.


Самой важной особенностью предложенной программы организации оздоровительно-воспитательной работы в оздоровительном учреждении является то, что проживая смену, ребёнок имеет возможность найти себя не только в привычном «Мире», где он уже знаком с успешностью, но и открыть новый неизведанный «Мир», вхождение в который требует усилий, смелости, поддержки друзей и воли.


Условия для успешной реализации Программы:


  • Выдвижение и принятие коллективом привлекательных и общественно важных идей и целей деятельности на весь период смены.

  • Выдвижение перспективы за пределы формального существования данного коллектива.

  • Чёткий ритм работы коллектива, уплотненность и разнообразие видов деятельности.

  • Максимальное привлечение детей для обсуждения целей, средств и результатов деятельности.

  • Создание приподнятой эмоциональной атмосферы за счет использования традиций лагеря.

  • Особая позиция воспитателя в коллективе – позиция старшего друга.

  • Создание в коллективе отношений дружбы и взаимопомощи.

  • Разнообразие Миров помогает воспитателям создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, что придает ему уверенность, без которой невозможно войти во взрослую жизнь.


Управление воспитательным процессом


Цель и задачи деятельности педколлектива определены в Уставе комплекса, в программе развития комплекса. Цели воспитательной деятельности со своими детьми отрядный воспитатель ставит исходя из психолого-педагогической характеристики отряда, специфики межличностных отношений, структуры вверенного ему коллектива, тематики смены. Воспитателю следует помнить, что непосредственным результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности» отряда, а реальное формирование отношений в коллективе.

Целью управленческой системы комплекса является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления комплексом (родители – дети – педагоги).


Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:

* Совместная работа с методическим кабинетом и педагогическим коллективом комплекса.

* Административная работа:

- знакомство с опытом воспитательной работы оздоровительных учреждений страны, мира;

- обмен опытом;

- повышение квалификации педагогов на семинарах для педагогического коллектива комплекса, для работников детского оздоровления;

- участие в конкурсах, фестивалях;

- самообразование педагогов.

* Сбор информации:

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование, диагностика, мониторинг;

- анализ собранной информации.


Планирование:


- разработка планов и программ, направленных на личностное развитие детей, повышение их уровня воспитанности;

- подбор форм и методов, в соответствии с собранной и отработанной информацией.

- контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педагогические советы, оперативные и консультативные совещания руководителей, совещание при директоре).


Методическая работа в рамках воспитательной работы комплекса строится в нескольких направлениях:

- самообразование педагогов;

- методическая работа педагогов дополнительного образования на семинарах, тренингах, лекциях;


Воспитательная деятельность включает следующее:

- дополнительное образование;

- совершенствование работы педагогов;

- экскурсионная работа;

- развитие детского соуправления;

- общешкольные праздники, конкурсы, вечера;

- создание безопасных условий жизнедеятельности детей;

- работу с родителями;

- работу психологической службы.

Планирование воспитательной деятельности в комплексе осуществляется в виде ключевых комплексных дел, творческих праздников, конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований и др. В общекомплексных мероприятиях обязаны участвовать все отрядные коллективы. Каждый отряд выбирает себе роль в общем деле, за какое мероприятие он ответственен. Кроме общекомплексных, в отряде планируются собственные отрядные дела.

Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре, педконсилиумах, заседаниях методического совета комплекса. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом августовском педсовете.











Актуальность Программы


  Трагедия нашего воспитания состоит в том, что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки

В. А. Сухомлинский

  Целесообразность принятия программы воспитательной работы Коммунального предприятия «Областной детско-молодёжный санаторно-оздоровительный комплекс «Перлина Донеччини» обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в детских оздоровительных здравницах в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования и воспитания.

Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития комплекса, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования жизни оздоровительного учреждения.

Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали:

противоречие между естественным желанием каждого ребенка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими в учебном или воспитательном учреждении решение данной задачи;

противоречие между необходимостью обеспечить личный успех каждому ребёнку с одной стороны и несовершенством имеющихся средств, с другой.

Идеология программы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:

успешность ребёнка – необходимое условие психологического благополучия ребёнка, основа их здоровья;

успешность детей – необходимое условие включения детей в деятельность;

успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;

успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);

успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и воспитуемого, общения подростков друг с другом, педагогов друг с другом;

успешность ребёнка – результат реальных достижений ребёнка в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;

успешность – контекст культуры комплекса, норма полноценной жизни ребенка, комплекс выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;

успешность – это атрибут ребёнка и педагога как отдельной личности, так и группы, всего детского сообщества;

успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

Концепция воспитательной работы коммунального предприятия «Областной детско-молодёжный санаторно-оздоровительный комплекс «Перлина Донеччини»

В основу воспитательной работы положена программа «Я открываю мир».

Суть Программы в открытии и проживании «Миров», составляющих жизнь человека. Проживая смену, ребёнок имеет возможность найти себя не только в привычном «Мире», где он уже знаком с успешностью, но и открыть новый неизведанный «Мир», вхождение в который требует усилий, смелости, поддержки друзей и воли.

Смысл педагогической деятельности, смысл каждой смены – открытие «Огромного Взрослого Мира», к которому дети вместе с воспитателем идут в течение смены. На пути к нему лежат: «Мир игры» (п.1.1.), «Мир сказки» (п.1.2), «Мир традиций» (п.1.3.), «Мир гармонии» (п.1.4.), «Мир здоровья» (п.1.5.), «Мир знаний» (п.1.6.), «Мир творчества» (п.1.7.).


«МИР ИГРЫ»


Приезд в город одного

клоуна дороже вагона лекарств.

Януш Корчак




Цвет – красный

Символ – скоморох

Цели: подготавливать ребёнка к взрослой жизни через включение его в игру; развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

- помочь ребёнку через игру раскрыть собственный потенциал;

- через игру подготавливать к взрослой жизни;

- способствовать становлению личности ребёнка.

Реализация поставленных задач

- проведение интеллектуальных, подвижных, ролевых и сюжетных игр;

- организация ролевой игры детского соуправления;

- организация деловой игры «Бизнес-класс», в рамках которой работает детское кафе;

- работа «Пресс-центра» (каждую смену издаётся газета комплекса, работает радиостудия, создана современная телестудия для выпуска телевизионных программ комплекса);

- участие в детских и молодёжных фестивалях массовой информации.


«МИР СКАЗКИ»


Ключ к ребёнку – не в поведении его,

а в его воображении.

Кто хочет овладеть поведением,

тот ничего не добьётся;

но всё сделает с ребёнком тот,

кто овладеет его воображением

С .Соловейчик

Цвет - оранжевый

Символ – Жар-Птица

Цели: учить толерантному отношению к окружающему миру; развивать воображение, навыки словесного и сценического творчества; воспитывать любовь к добру; формировать нравственные ценности, чувство справедливости.

Задачи:

- использовать сказкотерапию как метод психокоррекции в воспитательном процессе;

- моделировать доступными для ребёнка средствами социальные отношения, межличностные отношения;

- формировать предпосылки словесного, актёрского творчества.

Реализация поставленных задач

- проведение тематических смен с использованием сказочных сюжетов;

- применение сказочных сюжетов как сценарной основы праздников, конкурсов, спортивных и творческих фестивалей, других мероприятий;

- вовлечение детей в ролевые игры-сказки.

- через беседы, викторины, конкурсы, сказочные экспрессы;

- использование сказочных сюжетов в оформлении праздников, дискотек, концертов.


«МИР ТРАДИЦИЙ»


Разговоры еле слышны.

И над нами ночная тень.

В круговерти забот не заметили мы,

Как был прожит ещё один день.

Только правду скажем в глаза,

Не тая на душе обид.

Промелькнёт и утихнет в сердцах гроза,

Затвердеет дружбы гранит.

Цвет – жёлтый

Символ – украинский рушник и венок

Цели: формировать чувство патриотизма, любви и преданности своему краю, отечеству; воспитывать толерантность, чувство собственного достоинства, интернационализм, уважение и интерес к культуре народов Донбасса и Украины, к духовным ценностям своего народа, к истории своего края и государства; прививать уважительное отношение к ветеранам войны, пожилым людям.

Задачи:

- познакомить детей с историей и традициями родного края;

- прививать национальные культурные ценности;

- помочь ребёнку через знакомство с традициями сориентироваться в понятиях духовность, духовная культура, самосовершенствование.

Реализация поставленных задач

- через беседы, встречи с ветеранами, интересными людьми, фестивали, выставки народного творчества, ярмарки, конкурсы, походы по родному краю, посещение музеев, патриотические клубы, зарница, костры дружбы, национальные праздники, дни национальной культуры, спорта, кухни;

- открытие музейных экспозиций, родительские дни, дни Семьи, Матери, линейки Памяти;

- работа волонтёрских бригад с ветеранами, поисковая работа.


«МИР ГАРМОНИИ»


Только с помощью свободы

можно подготовить к свободе,

только с помощью сотрудничества,

можно подготовить к социальной гармонии

и сотрудничеству

С.Френе

Цвет – зелёный

Символ – цветок на ладони и бабочка

Цели: формировать психологический статус ребёнка, его личность, позитивную «Я – концепцию», бережное, заботливое отношение к окружающему миру; развивать духовный мир ребёнка; воспитывать любовь к природе, милосердие, потребности и любовь к труду.

Задачи:

- способствовать формированию бережного, заботливого отношения к окружающему миру;

- организовывать работу по благоустройству территории комплекса;

- организовывать работу кружков, студий, секций, клубов;

- привлекать детей к участию в благотворительных акциях, экологических марафонах;

- работать над сплочённостью детского коллектива через осознание важности нравственных ценностей;

- развивать навыки коллективизма;

- создавать ситуацию успеха;

- развивать самостоятельность, ответственность.

Реализация поставленных задач

- организация конкурсов, викторин, тренингов, КТД, марафонов, работы агитбригад, бесед, дискуссий, встреч, деловых игр, экскурсий;

- составление «Красной книги местности»;

- сотрудничество с Национальным природным парком «Святые горы»;

- шефство над малышами в комплексе;

- проведение ярмарок, аукционов и направление средств на благотворительные цели, благотворительные акции;

- организация движения «за чистоту родного края»;

- экспресс-информация об окружающей среде, организация сборов экологов, работы экологических клубов, проведение экологических марафонов, игр;

- очистка леса и родников, уход за лесонасаждениями, соблюдение идеального санитарного состояния в комплексе, помощь лесхозу г. Святогорска.


«МИР ЗДОРОВЬЯ»


Я получаю только то,

к чему сознательно или

бессознательно стремлюсь сам.

Д.Джампольски




Цвет – голубой

Символ – солнце и футбольный мяч

Здоровье – это совокупность физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Быть здоровым - это модно, стильно, престижно!

Цели: обеспечить ребёнку квалифицированное медицинское санаторное оздоровление; воспитать осознанное и бережное отношение к своему здоровью; формировать культуру здоровой личности.

Задачи:

- защита жизни и здоровья;

- создание надлежащих условий для полноценного оздоровления и отдыха, развития творческих способностей, занятий физической культурой, туризмом, природоохранной и краеведческой работой;

- создание возможностей для добровольного выбора видов деятельности и досуга;

- использование материально–технической, культурно–спортивной, оздоровительной, учебно - производительной, научной и коррекционно – обновляющей базы;

- свободное высказывание взглядов, мыслей и убеждений;

- защита от любых форм эксплуатации, насилия со стороны педагогических и других работников центра, пропаганды религиозных убеждений.

Реализация поставленных задач

- через беседы, встречи с известными спортсменами, викторины, клубы культуристов и восточных единоборств, выпуск стенгазет;

- через проведение оздоровительных мероприятий, спартакиад, спортивных праздников, туристических походов;

- через организацию работы спортивных секций, соревнований по различным видам спорта;

- через проведение спортивно-развлекательных игр, эстафет, малых олимпийских игр;

- через работу велосипедного и туристического клубов;

- через организацию санаторно-оздоровительного лечения по индивидуальной программе.


«МИР ЗНАНИЙ»


Своей верой в ребёнка

я помогаю ему полностью

раскрыть его потенциал.





Цвет – синий

Символ – глобус

Цели: создать условия для получения новых знаний, умений и навыков; формировать навыки работы с информацией; стимулировать познавательный интерес; знакомить с основами бизнеса и предпринимательства.

Задачи:

- способствовать повышению уровня учебных достижений детей;

- организовать предметные недели, конкурсы на уровне учебно-консультативного пункта;

- создать ситуацию постоянного выбора собственной позиции, которая даст возможность осознать себя творцом своих достижений;

- повышать интерес к изучению различной информации;

- знакомить с основами бизнеса и предпринимательства

Реализация поставленных задач

- через беседы, викторины, семинары, вечера, конкурсы выпуск стенгазет;

- через проведение предметных недель, олимпиад;

- через организацию работы библиотеки, кружков, клубов;

- через организацию учебно-воспитательной работы учебно-консультационного пункта;

- через оформление и выпуск газеты;

- через работу радио и видео вещания.


«МИР ТВОРЧЕСТВА»


Творчество заканчивается там,

где начинается повторение.





Цвет – фиолетовый

Символ – воздушный змей

Цели: создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка; развивать креативность; формировать творческое отношение к деятельности.

Задачи:

- способствовать формированию эстетических вкусов детей;

- развивать способности и таланты, техническое творчество;

- организовывать досуг детей;

- учить быть креативным, при этом оставаясь индивидуумом;

- обучать моделированию творческих действий;

- стимулировать самостоятельность и ответственность.


Реализация поставленных задач

- организация праздников, конкурсов, фестивалей, встреч, выставок, работы кружков и студий, смотров, спектаклей, вечеров, проведение ярмарок, соревнований, аукционов технических идей, игрового центра, карнавалов, балов, дискотек;

- организация творческих фестивалей, конкурсов, праздников различного уровня (межлагерного, регионального, всеукраинского).

Широко известен психологический феномен, что ребёнку трудно избавиться от комплексов в привычном для него детском коллективе, так как там уже распределены роли, и ребёнок вынужден придерживаться традиционной для него позиции – шута, лидера, хлюпика и т.д. В нашем санаторно-оздоровительном комплексе эти привычные связи разрываются, стереотипы меняются и можно гораздо эффективнее помочь ребёнку многое поменять, открыть в себе.

Для достижения цели, поставленной в Программе, педагогическому коллективу необходимо осознавать, что дети меняются за счёт изменения условий. Программа создаёт условия для отслеживания динамики влияния на ребёнка временного коллектива: от периода первоначального сплочения до ценностного единства. Путь к ценностному единству идёт через «ближайшую перспективу», которая показывает каждому ребёнку важность смысла достаточно интересной, но сложной работы в течение смены.

Временные коллективы имеют большие возможности удовлетворения духовных, нравственных, эстетических потребностей детей, их интереса к природе, спорту художественному творчеству. Во временном коллективе возможно предоставление каждому интересных ролей, ответственных поручений, дел по душе.

Краткий по времени характер деятельности временного коллектива (в условиях программы «Я открываю Мир»), строгие рамки начала и завершения совместной жизни, деятельности и переживаний (через путешествие по Мирам) – благоприятный фактор, дающий ребятам возможность увидеть результаты своего труда и работы, пережить «завтрашнюю радость» - встречу с «Огромным Взрослым Миром».

Хотелось бы отметить важные, на наш взгляд, условия для успешной реализации Программы:

1. Выдвижение и принятие коллективом привлекательных и общественно важных идей и целей деятельности на весь период смены.

2. Выдвижение перспективы за пределы формального существования данного коллектива.

3. Чёткий ритм работы коллектива, уплотненность и разнообразие видов деятельности.

4. Максимальное привлечение детей для обсуждения целей, средств и результатов деятельности.

5. Создание приподнятой эмоциональной атмосферы за счет использования традиций лагеря.

6. Особая позиция воспитателя в коллективе – позиция старшего друга.

Создание в коллективе отношений дружбы и взаимопомощи.

Разнообразие Миров помогает воспитателям создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, что придает ему уверенность, без которой невозможно войти во взрослую жизнь.


ОСНОВНЫЕ ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ ИДЕИ

- Гуманизация воспитательного процесса

- Совместная работа воспитателей и ребёнка, использование педагогики сотрудничества

- Формирование умения работать с различными источниками информации

- Формирование нравственных ценностей личности

- Развитие творческого потенциала ребёнка


ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПОМАГАЮТ РЕАЛИЗОВАТЬ ИДЕЮ

- Технология адаптированной системы воспитания (обеспечивает значительное повышение активности каждого ребёнка, возможность высказывать свои мысли и своё эмоциональное и общее понимание жизни).

- Технология педагогики соуправления (помогает сделать воспитательный процесс творчески насыщенным и интересным).

- Технология развивающего воспитания (способствует формированию умений и навыков).

- Нетрадиционные формы проведения мероприятий (способствуют развитию оригинального и творческого мышления).


Структура концепции воспитательной системы комплекса

Характеристика социума





Разочарование взрослых в результатах политической и экономической перестройки: разрушение основ гражданско-нравственного воспитания детей, семейных воспитательных традиций, конфликтный тип общения детей и взрослых, влияние социальных «болезней» на образовательную среду.

Механизм развития личности


Воспитание гражданина (образованность, толерантность, компетентность, нравственное и физическое здоровье, ответственность, предприимчивость, миролюбие).


Концептуальное теоретическое обоснование


Педагогика ненасилия. Общечеловеческие ценности. Гражданственность. Гуманизация. Демократизация. Права и свободы. Стандартизация – выработка единого содержания и критериев оценки. Стратификация – осознание себя с точки зрения своих способностей, возможностей, потребностей.


Цели и задачи


Цель: воспитание гражданско-нравственной личности.

Задачи: разработать и внедрить в педагогическую практику образ воспитательной системы «Я открываю мир».


Ведущие методы работы


Метод проектов, психолого-педагогические тренинги, образовательные спецкурсы, факультативы, семинары, Советы, традиции.



Образ комплекса


Проекты:

-         «Детское соуправление»,

-         «Зажги жемчужину»,

-         «Бизнесс-класс».

Микроклимат – проект – сотрудничество


Этапы построения воспитательной системы комплекса


Подготовка (рождение идеи), планирование.

Реализация

Анализ и коррекция.

Рождение новой идеи.



Механизм личностного роста


Мотив – цель – деятельность

Делай как я – делай со мной – давай подумаем вместе, как сделать.



Планируемый результат


Личностный рост, компетентность взрослых и детей.

Цели и задачи программы воспитательной работы

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, на наш взгляд, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система комплекса создается объединенными усилиями всех участников воспитательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует воспитательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Цель:

создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребёнка – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу жизни комплекса, отношения между членами микрогрупп;

- развитие детского соуправления, предоставление им реальной возможности участия в управлении учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;

- содействие формированию сознательного отношения детей к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

- вовлечение детей в различные виды творчества с целью обеспечения самореализации личности;

- воспитание детей в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Принципы воспитательной работы:

Личностно-ориентированные:

- целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);

- психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);

- адаптивность (“Комплекс – мой дом!”).

Культурно-ориентированные:

- смысловое отношение к окружающему миру;

- опора на культуру как на основу мировоззрения;

- толерантность;

- целостная картина мира.

Деятельностно-ориентированные:

- овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);

- креативность.

Приоритетные направления воспитательной работы в рамках Программы

Формирование личности воспитанника.

Поскольку в центр программы воспитательной работы мы поставили ребёнка и ориентировали программу на создание оптимальных условий для формирования полноценной личности, основное внимание следует уделить, на наш взгляд, следующим характеристикам личности:

Интеллект.

Информационная база знаний, полученных в комплексе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей:

- критичностью,

- гибкостью,

- способностью к рефлексии,

- самостоятельностью, широтой и глубиной мышления,

- способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение,

- способность овладевать общими умениями и навыками, пользоваться ими в деятельности.

Креативность.

В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник нашей комплекса должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности. Педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание стимулированию детской активности, творчеству.

Нравственные ценности.

Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность нравственного поведения ребёнка. Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям украинского народа.

Коммуникативность.

В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, в течение смены создаются условия для формирования у детей следующих коммуникативных навыков:

- готовность к сотрудничеству;

- способность к пониманию другой личности, к сопереживанию;

- готовность оказать помощь;

- доброжелательность;

- такт.

Здоровье.

Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина на молодой растущий организм губительно, возможности приобретения этих веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами. Мы видим задачу оздоровительно-воспитательного учреждения, в связи с вышеперечисленным, в профилактической работе, в формировании у детей следующих установок:

- потребности в здоровом образе жизни;

- неприятия негативного влияния окружающих;

- умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);

- стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.

Саморегуляция поведения.

Важной характеристикой личности является способность ребёнка к саморегуляции поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и чужую деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты. Для этого необходимо сформировать следующие качества личности: целеустремленность, инициативность, организованность, ответственность, самостоятельность, чувство долга, дисциплинированность, самоконтроль.

Поддержание, укрепление и формирование традиций комплекса.

Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитания. Целостное представление об окружающем мире дети получают через переживание особых традиционных моментов жизни комплекса, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свой комплекс, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует детей и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству.

Традиционными в комплексе являются следующие праздники, КТД:

- Торжественная линейка открытия и закрытия смены (содержание мероприятия зависит от темы смены)

- «Мой голос отдаю за…» (выборы президента детского соуправления)

- «Лидер» (колективно-творческое дело)

- «Игры нашого двора» (день рэтроигр)

- «New Vasuki» (День настольных игр)

- «25 ключей» (квест)

- проведение тематических дискотек

- «Дела давно минувших дней…» (конкурс инсценированной сказки)

- «Новогодняя сказка» (праздник Нового года)

- волонтёрская работа с ветеранами ВОВ

- «Поклонимся великим тем годам» (уход за братской могилой, памятником неизвестному солдату)

- «Мы помним» (22 июня День памяти)

- «Песня солдатской шинели» (фестиваль военной песни)

- «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано» (8 сентября линейка памяти)

- «Запали свічку» (22 ноября акция памяти жертв голодомора)

- «Свято мого роду» (украинские вечерницы)

- «Новый год» (карнавал)

- «Рождество Христово» (колядування)

- «Святий вечір» (вечір щедрування)

- «День летнего чародейства и волшебства» (праздник Ивана- Купала)

- «Эх, яблочко, да на тарелочке» (яблочный экспресс)

- «День Святого Николая» (праздник встречи зимы)

- «Куда девался Старый год» (театрализованная постановка)

- «Бело-чёрные фантазии» (театрализованная постановка)

- «Полотно победы» (папури смены)

- «Єдина Україна- схід і захід разом» (празник рушника)

- «Единый мир, единая мечта» (линейка закрытия смены)

-«Восьмое чудо света» (вечер презентации отрядов)

- «Город исполнения желаний» (День именинника)

- «Интересные люди» (встречи с известными писателями, спортсменами, актёрами, музыкантами)

- работа клуба «Доверие»

- проведение тренингов

- экскурсии в природу

- «Лесная красавица» (конкурс красоты)

- «Измени мир к лучшему» (конкурс плакатов и поделок)

- «Общее дело» (Неделя здорового образа жизни)

- «Здоров - Я» (День привинтивного воспитания)

- «Меняем сигарету на конфету» (акция)

- «Старты надежд» (открытие соревнований)

- «Всё умею, всё могу – за здоровьем я бегу» (весёлые старты)

- «Весёлая Спортландия» (День спорта)

- Межлагерный слёт туристов

- «Ловись, рыбка, большая и маленькая» (День рыбака)

- «Бои отважных» (День спортивных игр)

- «СТОП! НАРКОТИК! NO!AIDS!» (конкурс плакатов)

- «Огонь, вода и команда» (турград)

- «Шаг вперёд» (конкурс спортивной гимнастики)

- «Портфолио о …» (стартин)

- «Го-о-ол! Го-о-ол!» (Межлагерный турнир по футболу)

- посещение библиотеки КП «ОДМСОК «Перлина Донеччини»

- «Калейдоскоп профессий» ( профориентационное занятие)

- экскурсия – лекция «Историческими местами родного края»

- экскурсия в Святогорский монастырь

- экскурсия в Святогорский национальный природный парк

- «Снова школьный звонок нас зовёт на урок» (праздник первого звонка)

- Предметные дни

- «Украинские обереги» (конкурс оберегов)

– работа кружка «Волшебная ниточка» (вышивка)

– работа кружка «Стильная штучка» (мягкая игрушка)

– работа кружка «Колобок» (изделия из солёного теста)

– работа кружка «Меловая фантазия» (изделия из мела)

- работа кружка «Шёлковая береста» (изделия из бересты)

– работа кружка «Флористика» (цветочные композиции)

– работа кружка «Бусинка к бусинке» (биссероплетение)

– работа кружка «Глинотерапия » (изделия из глины)

– работа кружка «Цветочная фантазия» (изготовление бумажных цветов)

- работа клуба «Велолюбитель» (эксплуатация и обслуживание велосипедов)

- работа клуба «Турист» (навыки туризма)

- работа автотрека

- «Ярмарка творческих работ» (выставка детских работ)

- «Жемчужные россыпи» - межлагерный фестиваль украинско-руссской народной песни

- «Играй, гармонь любимая!» (фестиваль песни)

- «Мы к вам заехали на час» (конкурс видеоклипов)

- «Танцуют все» (конкурс массового танца)

- «В свете ж вот какое чудо…» (бал талантов)

- «Чёрно-белая доска» (бал шахматных фантазий)

- «Дубль 1. Кадр 1» (конкурс актёрского мастерства)

- «сМЕЛо МЕЛом» (конкурс рисунка на асфальте)

- «Моя любимая игрушка» (конкурс поделок, рисунков)

- «Таланты живут среди нас» (ярмарка-выставка творческих работ)

- «Бенефис главных актёров» (конкурс вожатского мастерства)

- «Ателье мастеров» (конкурс ёлочных игрушек и Новогодних открыток)

- «Рождественский вертеп» (конкурс снежных картин)


Создание условий для творчества педагогов и детей.

Личности творческой, способной к принятию нестандартных решений, поиску нетрадиционного выхода из ситуации легче найти свое место, свою “нишу” в современном обществе. Реализацию данного направления системы воспитательной работы оздоровительного учреждения мы видим в соблюдении следующих условий:

- учет индивидуальных способностей каждого;

- учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

- предметное самоопределение воспитуемого с целью пробы себя в различных видах деятельности;

- опора на соревновательность в воспитательном процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры и т.д.);

- учет социального заказа общества;

- творчество педагогов – залог успешного формирования творчества воспитанников.

Данное направление воспитательной работы является ключевым для всей системы воспитательной работы.


Формирование системы соуправления комплекса.

Смысл детского соуправления в нашем комплексе мы видим в обучении детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.

Для реализации данного направления воспитательной работы мы создали детское соуправление «Наш парламент».

Систему сооуправления детского и педагогического коллективов в организации воспитательной деятельности образуют следующие подсистемы:

ПРЕЗИДЕНТ




НИЖНЯЯ ПАЛАТА ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА

(представители от отрядов) (представители от педагогической службы)


ДЕПАРТАМЕНТЫ СОВЕТ МАГИСТРОВ


1. ДЕПАРТАМЕНТ ИГРЫ 1. Редактор детской газеты


2. ДЕПАРТАМЕНТ ЧУДЕС 2.Старшие воспитатели филиалов


3. ДЕПАРТАМЕНТ ХРАНИТЕЛЕЙ 3. Методист

ТРАДИЦИЙ

4. ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ 4. Начальник участка

КУЛЬТУРЫ


5. ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5. Руководитель

И СПОРТА спортивного сектора


6. ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И 6. Библиотекарь

ОБРАЗОВАНИЯ


7. ДЕПАРТАМЕНТ ТВОРЧЕСТВА 7. Руководитель сектора детского творчества.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ СОВЕТА МАГИСТРОВ – Старший воспитатель

Высшим коллективным органом детского соуправления является общее собрание нижней палаты.


Общие положения о нижней палате (департаментах).

1.1. Нижняя палата - Департаменты комплекса – является органом детского соуправления «Наш парламет», осуществляет свою деятельность на общественных началах и действует на основании данного Положения.

1.2. Количественный состав Нижней палаты – 7 департаментов:

- Департамент игры

- Департамент чудес

- Департамент хранителей традиций

- Департамент экологической культуры

- Департамент здравоохранения и спорта

- Департамент науки и образования

- Департамент творчества

1.3. Руководство департаментов формируется из числа не прошедших кандидатов в президенты «Наш парламент».

1.4. Состав департаментов формируется из начальника департамента и одного представителя от каждого отряда комплекса сроком на одну оздоровительную смену.

1.5. Руководство департаментов проводит рабочие совещания по мере необходимости.

1.6. На заседаниях департаментов решаются задачи деятельности органов соуправления, исходя из конкретных обстоятельств и своих полномочий.

1.7. Решения департаментов доводятся до сведения всех жителей комплекса.

1.8. На заседаниях департаментов имеет право присутствовать любой житель комплекса.

1.9. Департаменты взаимодействуют с администрацией комплекса, советом магистров, родителями, общественными организациями.

1.10. При департаментах могут организовываться творческие группы для реализации целей, поставленных перед департаментом (количественный состав групп неограничен).

Виды деятельности департаментов.

1. Департамент игры:

- привлечение жителей комплекса к участию в игре «Бизнес-клуб»

участие в выпуске газеты комплекса «Сказочная страна»

- информирование через средства массовой информации жителей комплекса о событиях, происшедших в комплексе

- шефство над малышами комплекса

- организация и проведение игровых программ

2. Департамент чудес:

- организация и проведение мероприятий, в основу которых положены сказочные сюжеты

- конкурсы рисунков, плакатов, макетов на сказочную тематику

3. Департамент хранителей традиций:

- изучение традиций комплекса

- контроль за соблюдением традиций комплекса

- создание отрядных традиций

- создание отрядной атрибутики

- оформление отрядных мест и отрядных уголков

- организация и проведение мероприятий патриотического характера

- организация и проведение национальных праздников, дней национальной культуры, спорта, кухни

- организация деятельности патриотических клубов, работы волонтёрских бригад с ветеранами, поисковой работы

- организация походов, экскурсии по родному краю, посещение музеев, исторических памятников.

4. Департамент экологической культуры:

- участие в разрешении противоречий во взаимоотношениях между жителями комплекса (ребёнок – ребёнок, ребёнок - взрослый), возникающих в процессе жизнедеятельности комплекса

- принятие решения и вынесение на обсуждение вопросов о поощрении и наказании жителей комплекса

- осуществление связи с культурно-развлекательными центрами

- организация и проведение экологических, трудовых акций и десантов

- осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей жителей комплекса

- оказание помощи по организации и контролю дежурства по комплексу

- сотрудничество с психологической службой комплекса

- участие в создании службы доверия

- изучение и анализ почты

5. Департамент здравоохранения и спорта:

-    участие в планировании и организации проведения мероприятий, направленных на оздоровление и пропаганду здорового образа жизни

- участие в    организации чемпионатов и соревнований

- привлечение жителей комплекса к занятиям в спортивных секциях

6. Департамент науки и образования:

- организация и проведение познавательных мероприятий

- осуществление контроля за учебной деятельностью

- контроль за соблюдением учащимися единых требований школы

- контроль за сохранностью учебников, пособий и школьного инвентаря

- сотрудничество с администрацией школы, с целью улучшения качества обучения

7. Департамент творчества:

-  участие в планировании, организации и проведении культурно - массовых мероприятий комплекса

-   организация творческих встреч с интересными людьми

- социальные исследования мнения отдыхающих о качестве мероприятий, проводимых в комплексе

- внесение предложений в план мероприятий комплекса

Взаимоотношения между Департаментами, Советом Магистров и другими органами комплекса строятся на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.


Кузница кадров”.

Качество учебно-воспитательного процесса в комплексе зависит, в первую очередь, от заинтересованности и компетентности педагогического состава. Каждый педагог должен понимать всю важность системного подхода к воспитанию детей, должен обладать следующими характеристиками:

- установкой на деятельность в инновационном режиме;

- умением анализировать воспитательный процесс, находить пути его оптимизации;

- умением проектировать и реализовывать воспитательные цели;

- умением осваивать свой опыт через рефлексию и обобщать его, пользоваться обобщенным опытом коллег;

- способностью к самовыражению.

Естественным нам кажется и активное участие педагогов в работе семинаров – обучения.

Направления деятельности методического кабинета:

- обобщение и распространение опыта воспитателей и вожатых;

- повышение компетентности, педагогического мастерства педагогов;

- проблемный семинар.


Реализация воспитательной Программы

Реализация системы воспитательной работы предполагает:

- формирование ведущих интегративных качеств личности;

- непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;

- практическую деятельность педагогов и воспитанников;

- содержание просвещения в области гуманитарной культуры;

- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

- развитие общей и педагогической культуры педагогов комплекса.


Кадровое обеспечение.

Администрация комплекса, методисты, педагог-организатор, психолог, воспитатели и вожатые, хореограф, аккомпаниатор, руководители кружков, инсруктора по физическому воспитанию и сорту, руководители проектов, редактор газеты.


Ожидаемые результаты.

Повышение социальной активности детей как во время отдыха в комплексе, так и на уровне школы, микрорайона, города. Увеличение числа детей, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности.

Основные этапы мониторинга эффективности воспитательного процесса:

- формулировка главной цели, которая предполагает описание конечного результата;

- определение субъектов мониторинга, методик;

- диагностика, оформление таблиц, графиков с фиксированием проблемы или успеха;

- определение причин, порождающих проблему;

- определение программы мер разрешения проблемы.

Качество выполнения каждой операции позволяет досконально разобраться в природе дефектов воспитания, определить дальнейшие направления деятельности с детьми, отрядами, определить технологии управления.

Ответственная за реализацию проекта – Ю.Г.Сотникова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.






























Список использованной литературы


1. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html











2. http://www.portal-slovo.ru/













3. Амоношвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.:

Просвещение, 1986






4. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.











5. Афанасьев А. Формула любви. М., 1993.











6. Басов А.В. и др. Образ жизни и наше здоровье. Ярославль, 1989.








7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М., Прогресс, 2003








8. Бодалев А.А. Личность и общение - М., 2002











9. Бондаренко Т.М. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и

проблемы воспитания – М.: Просвещение, 2002.

10. Бочаров Г. Как остаться непобежденным. М., 1985.










11. Брилинг Е. Подросток: бить или любить? - М., 2005 г.









12. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи - М., Просвещение, 2000







13. Ведин И.Ф. Теорема личности. Дороги и тупики самосозидания. М., 1988.







14. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.










15. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.








16. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.











17. Илюхина В.А. Волшебные линии: книга для педа­гогов и родителей. — М.:

Дрофа, 2004.





18. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена у детей. – Л.:

Медицина, 2003.





19. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации. — М.:

Издательский дом «Баласс», 2003.



20. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996 г.









21. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. СПб.: «Детство Пресс», 1998.








22. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 1993.









23. Леви В. Искусство быть собой. М., 1973.











24. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов /

Под ред. В.А.Сластенина – М., Просвещение, 2002


25.Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,

рекомендации / авт.-сост. Н. Н. Шапцева. -Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

ISBN 978-5-7057-1787-3

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического пси­холога. В двух книгах. - М.:

ВЛАДОС, 2000.




27.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике - М.: 2004











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!