СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Окружающий мир 1 класс.Начальная школа XXI века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 1 класс.Разработана для УМК "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Программа Окружающий мир 1 класс.Начальная школа XXI века»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе:

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования и сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

  • учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»:

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

  • основной образовательной программы школы, с учётом настоящего Локального акта ОУ «Положение о рабочей программе».

Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы:

Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;

  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.



Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Задачи курса:

Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие  школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.



Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП. Кроме того, из них в рабочую программу заложены на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 1 час, на фазу совместной постановки и решения системных учебных задач – 63 часа и на рефлексивную фазу учебного года – 2 часа.

Из них на проведение:

– стартовой диагностической работы – 1 ч;

– диагностических работ – 2 ч;

– итоговой комплексной работы – 1 ч;

– экскурсий – 16 ч.

Описание ценностных ориентиров в содержании
учебного предмета «окружающий мир»

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.





Содержание учебного предмета

Название раздела учебной программы

Характеристика основных содержательных линий

Указание планируемых

результатов

(на базовом и повышенном уровне)

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля

Введение. Что такое окружающий мир.


Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.


Научатся:

описывать объекты природы;

Могут научиться:

Различать объекты неживой и живой природы, объекты, сделанные руками человека

Система оценок складывается из текущих оценок (усвоил/не усвоил), диагностических заданий и тестовых работ.

Я – школьник.


Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.

Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Научатся:

описывать назначение различных школьных помещений;

конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Могут научиться:

определять время по часам с точностью до часа.

Система оценок складывается из текущих оценок (усвоил/не усвоил), диагностических заданий и тестовых работ.

Ты и здоровье.


Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Научатся:

демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Могут научиться:

объяснять правила здорового образа жизни.

Система оценок складывается из текущих оценок (усвоил/не усвоил), диагностических заданий и тестовых работ.

Мы и вещи.


Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.


Научатся:

классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);

ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.

Могут научиться:

строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Система оценок складывается из текущих оценок (усвоил/не усвоил), диагностических заданий и тестовых работ.

Родная природа.


Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).


Научатся:

описывать сезонные изменения в природе; определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности; описывать внешние признаки растения; характеризовать условия роста растения; сравнивать домашних и диких животных; выделять признаки домашних животных; различать животных по месту обитания.

Могут научиться:

создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

различать животных по классам (без термина).

Система оценок складывается из текущих оценок (усвоил/не усвоил),

Родная страна.


Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).

Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).

Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.


Научатся:

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта;

ориентироваться в понятии «народное творчество»;

приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

различать (сопоставлять) основные нравственно – этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;

воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом;

различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Могут научиться:

составлять краткий рассказ на тему «Что делают в…»;

называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки).

Система оценок складывается из текущих оценок (усвоил/не усвоил),




















Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение «Окружающего мира» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных  результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание  уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

     Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.


Система оценки индивидуальных достижений учащихся.

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в ходе текущих и итоговых проверочных работ.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты. В 1 классе остается безотметочное обучение, оценка выставляется в следующем виде:

а) Не усвоил  нет материалов о результатах достижений.

б) Усвоил  в материалах по этому предмету явно преобладают оценки «нормально», «хорошо» и «отлично».

 Оценка метапредметных результатов представлена как оценка планируемых результатов, формирующих УУД (универсальные учебные действия).

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

При оценивании метапредметных результатов учащиеся получают следующие оценки:

а) Не сформировано  нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально», «хорошо» и «отлично».

В 1 классе применяются следующие формы и виды контроля:

  • диагностика;

  • устный и комбинированный опрос,

  • проверка на основе письменных, графических и практических работ,

  • тестовая проверка.










































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения урока

Раздел учебной программы по предмету

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

03.09

Родная природа

Введение.

Этот удивительный мир
(постановочный, введение)

1

Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Раздели рисунки в группы»,
дидактическая игра «Назови объекты природы».

Выполнение заданий в рабочей тетради «Раскрась рисунок», «Соображалки», «Объедини рисунки в группы»

04.09

Ты – первоклассник

Давай познакомимся


1

Рассказывание (учитель, учащиеся) «Познакомимся:

расскажу вам о себе».

Работа с учебником: что мы будем делать в школе; с иллюстративным материалом «Придумаем детям
имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение портретов двух девочек.

Чтение и обсуждение народной песенки «Жила была девчушка!». Дидактическая игра «Узнай по описанию, кто это».

Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Назови, кто где находится»; составление рассказов по картинке «Чем любят заниматься дети»; обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

10.09

Мы – школьники


1

Работа с иллюстративным материалом учебника

Игра «Кто быстрее назовет школьные помещения».

Работа с текстом стихотворения В. Берестова «Первоклассник»
Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Продолжи предложение», задания «Соображалки», «Оцени свою работу».

Рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

11.09

Правила поведения в школе


1

Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»
Выполнение заданий в рабочей тетради: задание «Соображалки»; обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

17.09

Родная природа

Сентябрь – первый месяц осени (экскурсия)


1

Рассматривание различных деревьев (цвета листьев, их формы), сравнение внешнего вида разных деревьев.

Работа с иллюстративным материалом: сравнение наблюдений с пейзажами осеннего леса на фото и репродукциях.

Наблюдения за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков.

Выполнение заданий в рабочей тетради: задания «Закончи рисунки», «Выполни по образцу», «Соображалки» (кто куда спрятался от дождя?); оценка своей работы

18.09

Что нам осень подарила


1

Дидактическая игра «Что нам осень подарила» (с использованием натуральных объектов).

Работа с таблицами и текстом учебника

Ролевая игра: «Узнай по описанию».

Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Закончи предложение», задания «Найди ошибки», «Объясни, как ты понимаешь поговорку», обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

24.09

Грибная пора


1

Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов (подосиновик, лисички, белый, опята) и плодов разных кустарников и деревьев (орехи, рябина,
брусника, калина).

Работа с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов.

Выполнение заданий в рабочей тетради: речевая разминка «Спрашивай – отвечай», задания «Закончи рисунки», «Нарисуй грибы, которые собирают осенью»

25.09

Родная страна

Семья


1

Речевая разминка «Придумай, как кого зовут». Рассказывание «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья».

Обсуждение крылатого выражения «Семья крепка ладом».

Работа с текстами стихотворений «Простое слово»

И. Мазнина и «Бабушка» Е. Трутневой

Выполнение заданий в рабочей тетради: задания «Сравни», «Рассмотри рисунок и ответь на вопрос», «Оцени свою работу», «Соедини линией рисунок со словом, которое ему соответствует»

01.10


02.10

Любимые занятия. Воскресный день


2

Речевая разминка «Спроси, какое у меня настроение». Рассказывание «Любимые занятия в семье Марины»,
«Любимые занятия в моей семье», «Люблю ли я кукольный театр?». Дидактическая игра «Узнай
сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную
детьми тему).

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение рассказа В. Голявкина «Я пуговицу себе сам пришил!». Беседа «Как можно провести воскресный день». Выполнение заданий в рабочей тетради:
«Нарисуй», «Соображалки», «Соедини рисунок с изображением»

08.10

Как из зерна получилась булка

1

Речевая разминка «Хлебобулочные изделия».

Обсуждение поговорки «Худ обед, когда хлеба нет».

Описание натуральных объектов. Дидактическая игра
с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Назови и подпиши», «Соображал-ки: что сначала, что потом»

09.10

Человек и домашние животные


1

Речевая разминка «Кто больше назовет домашних животных?»

Решение проблемной ситуации «Кого называют домашним животным?» (работа с иллюстративным

материалом).

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй», «Соображалки: соотнеси рисунок со словом», «Оцени свою работу», словесная дидактическая игра «Угадай, кто я?»

15.10

Родная природа

«Октябрь уж наступил…» (экскурсия)

1

Проведение наблюдений: какие изменения произошли в парке; закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить в парке, какие из них перелетные, какие – оседлые, поиск зимних убежищ животных – насекомых, белок, ежей; обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

16.10

Птицы осенью


1

Речевая разминка (по наблюдению): «Опиши птицу так, чтобы ее можно было узнать».

Решение проблемной задачи «Почему одни птицы улетают на юг, а другие – остаются?».

Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника

Выполнение задания в рабочей тетради: «Раскрась кружочки около тех птиц, которые не улетают на юг»

22.10

Явления природы


1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай».

Работа с иллюстративным материалом учебника – выделение характерных особенностей разных явлений природы.

Дифференцированная работа: чтение рассказа К. Ушинского «Солнце и радуга».

Выполнение задания в рабочей тетради: «Нарисуй явления природы», «Раскрась рисунки»

23.10

Ты – первоклассник

Где ты живешь?


1

Речевая разминка «Где ты живешь?».

Работа с иллюстративным материалом учебника

Игра «Имя улицы» (игра с пиктограммами). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: придумай название улицы», «Нарисуй свои значки».

Обсуждение выполненной работы, обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей
деятельности каждым учеником

29.10

Правила поведения на дорогах


1

Обсуждение ситуаций, изображенных в учебнике. Моделирование «Улица города».

Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Игра «Мой адрес».

Соблюдение правил поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Раскрась знаки дорожного движения», «Расскажи, какие ошибки допускают дети», обобщение, рефлексия – оценка
работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

30.10

Мы и вещи

Ты и вещи

1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай».

Игра на классификацию «К чему относятся эти предметы?».

Беседа по стихотворению К. Чуковского «Федорино горе» и работа с текстами учебника.

Дидактическая игра «Я – аккуратный».

Выполнение задания в рабочей тетради: «Соображалки: раздели предметы на группы»

12.11

Кто работает ночью


1

Рассказывание о людях, которые работают ночью: что они делают, чем важен их труд.

Ролевая игра «Я работаю ночью».

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

13.11

Ты и твое здоровье

Что такое здоровье. Твои
помощники – органы чувств


1

Речевая разминка «Назови предмет определенного цвета».

Рассказ учителя с использованием иллюстративного
материала «Что такое здоровье».

Дидактическая игра: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету».

Беседа об органах чувств и их охране.

Упражнения: демонстрация правильной позы при чтении, просмотре телевизора, приеме пищи.

Выполнение заданий в рабочей тетради

19.11


Правила гигиены


1

Речевая разминка «Назови предметы гигиены».

Обсуждение: зачем нужны эти предметы, какие правила гигиены они помогают выполнять.

Работа с текстами и заданиями учебника.

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

20.11

Ты – первоклассник

О режиме дня


1

Речевая разминка «Мой режим дня». Сравнение понятий «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня.

Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение».

Дидактическая игра «Угадай, что за часы?».

Выполнение задания в рабочей тетради: игра «Разыграем сценку»

26.11

Урок в спортивном зале. Будем
закаляться

1

Речевая разминка «Продолжи предложения».

Игры-соревнования в спортивном зале на ловкость и быстроту. Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями, с текстами в учебнике

27.11

Ноябрь – зиме родной брат (экскурсия)

1

Речевая разминка «Закончи (допиши) предложение». Беседа «Ноябрь – зазимок», сравнение послед-
него периода осени с серединой и началом (что происходит в природе).

Рассказ учителя о том, как человек готовится к зиме.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Объясни, как ты понимаешь слова» (трудное задание), «Придумай названия к картинкам»

03.12

Дикие животные

1

Речевая разминка «Дети и их детеныши». Дидактическая игра «О ком рассказали?». Минутка для любознательных: «О чем я хочу узнать?».

Дидактическая игра-классификация: домашние и дикие животные.

Выполнение задания в рабочей тетради: «Соображалки: соедини линией животное и место его зимовки»

04.12

Звери – млекопитающие


1

Речевая разминка «Опиши животное».

Объяснение понятия «млекопитающие животные».

Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Определение особенностей (внешний вид, повадки) диких животных.

Классификация «Домашние и дикие животные».

Выполнение задания в рабочей тетради: «Про каких зверей так говорят?», обсуждение, каких животных можно встретить поздней осенью в лесу

10.12

Что мы знаем о птицах


1

Речевая разминка «Зимующие и перелетные птицы».

Ролевая игра «Расскажу вам о себе».

Распределение птиц на группы: перелетные и оседлые.

Наблюдение за поведением сорок, какие звуки она издает.

Чтение и обсуждение рассказов «Снегири», «Воробьи»
Определение домашних и диких птиц по иллюстрациям в учебнике

11.12

Родная страна

Родной край


1


Речевая разминка «Закончи предложение».

Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина». Чтение стихотворения М. Пляцковского «Родина» и ответы на вопросы.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Узнай объект (учреждение) по вывеске», рисование: вывески
к разным учреждениям (булочная, ателье, магазин «Овощи – фрукты», парикмахерская, спортивный зал, ремонт обуви)

17.12

Дом, в котором ты живешь

1

Речевая разминка «Закончи предложение: На флаге России три полосы…».

Работа с иллюстративным материалом учебника

Беседа «О чем рассказывают вывески?»

Выполнение задания по учебнику «Эти разные, разные двери»
Выполнение заданий в рабочей тетради: «Отметь флаг России», «Соображалки: нарисуй тропинки», составление рассказа «Дом, в котором мне хотелось бы жить»

18.12

Зачем люди трудятся


1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай».

Чтение и анализ рассказа «Для чего руки нужны?» Е. Пермяка. Рассказы детей «Как я тружусь дома?».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Узнай по рисункам профессию», «Разгадай кроссворд»
(трудное задание)

24.12

Родная природа

«В декабре, в декабре все деревья
в серебре…»


1

Речевая разминка: игра «Да – нет».

Беседа «Народные приметы». Наблюдение «Сколько лучиков у каждой снежинки?». Сравнение последнего периода осени с началом зимы (что происходит в природе). Рассказ учителя о том, как человек готовится к зиме. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: отметь объекты природы», «Объясни поговорку», «Найди одинаковые варежки», «Оцени свою работу»

25.12

Экскурсия в зимний парк


1

Экскурсия в парк.

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

14.01

Какой бывает вода?


1

Речевая разминка: игра «Да – нет».

Практическая работа «Опыты с водой: определение свойств воды как вещества».

Рассказывание «Зачем нужна вода».

Ответ на вопрос: какие явления природы, связанные с водой, можно наблюдать зимой?

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Значение воды», «Нарисуй»

15.01

Ты – первоклассник

О дружбе


1

Речевая разминка «Расскажи о своем друге».

Беседа с использованием литературного материала в учебнике

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Настроение», игра «Кто чей друг»

21.01

Идем в гости


1

Речевая разминка «Идем в гости».

Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок».

Упражнение «Письмо заболевшему другу».

Выполнение задания в рабочей тетради: «Нарисуй иллюстрацию»

22.01

С наступающим Новым годом!


1

Речевая разминка «Сказка о старых вещах».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Найди двух одинаковых Дедов Морозов», «Укрась» елку игрушками», «Соображалки: покажи Деду Морозу дорогу
к детям».

Обсуждение сценария классного праздника на Новый год

28.01

Родная природа

Январь – году начало, зиме – середина (экскурсия)


1

Речевая разминка «В январе, в январе…». Уточнение
понятий: лиственные, хвойные деревья.

Наблюдение из окна: снежная ли зима в этом году, можно ли узнать деревья, если они без листьев, чем ель и сосна похожи. Работа с иллюстративным

материалом в учебнике. Выполнение заданий в рабо- чей тетради: «Соображалки: узнай дерево по его ветке», «Дополни предложения», «Делаем опыт», «Оцени свою работу».

Проведение наблюдения за срезанной веточкой сирени, поставленной в воду, – запись наблюдений
(начало наблюдения, время раскрытия почек, появления листочков, окончание наблюдения – время, когда ветки распустились полностью)

29.01

Хвойные деревья


1

Речевая разминка «Объясни, почему так говорят».

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы, поиск дополнительного материала в соответствии с поставленной задачей.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: раскрась шишки деревьев, отметь слово, которое объединяет все эти деревья», «Тест»

04.02

Жизнь птиц


1

Речевая разминка «Кто чем питается».

Беседа «Каких птиц можно встретить зимой».

Чтение текста «Песни снегирей и синичек», устный ответ на вопрос.

Беседа с иллюстративным материалом «Что умеет делать клюв?».

Работа с рубрикой «Соображалки: что можно делать таким клювом».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Кроссворд «Нелетающие птицы», «Опиши птицу по плану с опорой на картинку».

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

05.02

Родная страна

Наша страна – Россия


1

Речевая разминка «Составим рассказ о нашей Родине».

Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со столицей России (с использованием иллюстративного материала), чтение текста в учебнике

11.02

Богата природа России


1

Речевая разминка «Что такое природа».

Путешествие по рисунку-карте России. Рассказ учителя о лесах России. Сообщения детей о животных, обитающих на территории России. Беседа «Цветы России».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Верны ли следующие высказывания?», «Найди, кто здесь

спрятался», «Соображалки: по какой дорожке», «Оцени свою работу»

12.02

Мы – россияне


1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай».

Чтение рассказа Е. Каменевой «Конь на крыше», устный ответ на вопрос.

Ролевая игра «Магазин «Российский сувенир».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Национальный головной убор», «Сравни гербы»

25.02

Народная сказка


1

Речевая разминка «Опиши игрушку».

Задания «Узнай сказку», «Сравним народные сказки».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: изделия художественных промыслов», «Как мастер делает игрушку», «Раскрась животных, которых
встретил Колобок», «Вспомни сказку»

26.02

Родная природа

Февраль – месяц метелей и вьюг (экскурсия)


1

Речевая разминка «Назови по порядку».

Ролевая игра «Лесные картинки».

Чтение и обсуждение текстов и иллюстраций в учебнике.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: сравни рисунки и найди различия», «Дневник наблюдений»

04.03

Звери – млекопитающие


1

Речевая разминка «Сочиним рассказ».

Беседа с иллюстративным материалом «Покров тела у зверей», «Как звери передвигаются», «Чем питаются звери».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: назови зверей», различение хищников и растительноядных животных

05.03

Наш уголок природы.

Животные и растения уголка
природы


1

Речевая разминка «Угадай-ка».

Наблюдения за обитателями живого уголка: аквариумными рыбками, животными. Составление рассказов о животных. Работа с учебником: чтение текстов и ответы на вопросы.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: кто где находится».

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

11.03

Родная страна

Мы – граждане России

1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай».

Рассказ учителя о правах гражданина России.

Работа с текстом учебника, обсуждение.

Выполнение заданий в рабочей тетради: составление предложений о правах гражданина России, раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу»

12.03

О правилах поведения


1

Обсуждение стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри», ответ на вопрос «Для чего нужно

учиться?».

Речевая разминка «Разговор по телефону». Обсуждение воображаемых ситуаций

18.03

23 февраля – День защитника Оте-
чества


1

Речевая разминка «Поздравляем с праздником». Презентация «Моя семья», устные сообщения детей
о членах семьи, которые служили в армии, сражались, защищая Родину.

Выполнение заданий в рабочей тетради: раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу»

19.03

8 Марта – праздник всех женщин

1

Речевая разминка «Поздравляем с праздником».

Выполнение заданий в рабочей тетради: практическая работа: рисование поздравительной открытки, задание «Соображалки: найди отличия»

01.04

Родная природа

Март – капельник

1

Речевая разминка «Закончи предложение».

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Чтение текстов «Лесные новости».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Объясни», «Помоги пчеле», «Нарисуй дорожки»

02.04

Птичьи разговоры

1

Речевая разминка «Узнай птицу по описанию».

Обсуждение текста «Птичьи разговоры»

Практическая работа: «Жаворонки»

Рассматривание рисунков и составление рассказов о гнездах, которые строят разные птицы

08.04

Ты и здоровье

Если хочешь быть здоров, закаляйся!


1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай». Беседа с иллюстративным материалом «Как можно закалятся».

Дидактическая игра: «Какие виды спорта мы знаем?».

Объяснение смысла слов песни «Нам полезней солнце, воздух и вода. От болезней помогают нам всегда» и выражения «Нет плохой погоды, есть плохая одежда».

Выполнение заданий в рабочей тетради

09.04

Здоровая пища


1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай».

Анализ воображаемых ситуаций «Кто правильно питается».

Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем питаться правильно!».

15.04

Какое бывает настроение


1

Речевая разминка «Закончи предложение».

Работа с иллюстративным материалом учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради: упражнение «Раскрась круги настроения», рассказывание истории о том, что случилось (обрадовался, удивился, расстроился, разозлился).

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

16.04

Родная природа

Апрель – водолей


1

Речевая разминка «Сочиним потешку».

Работа с иллюстративным материалом учебника.

Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений. Чтение текстов учебника, объяснение значений выражений.

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

22.04

Экскурсия в весенний парк


1

Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений.

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

23.04

Жизнь насекомых весной


1

сколько ног», «Нарисуй дорожки», «Сравни», «Подпиши рисунок-схему», задание на внимание «Кто на какой цветок сядет»

29.04

Весенние работы


1

Речевая разминка «Будем трудиться».

Практическая работа «Огород на окне»; «Цветник нашего класса».

Работа с текстом учебника «Весна на полях», пересказ. Задание «Соображалки: из чего делают хлеб». Чтение рассказа В. Сухомлинского «Моя мама пахнет
хлебом», ответ-рассуждение «Есть ли ненужные

профессии?»

30.04

Родная страна

Кто работает на транспорте


1

Речевая разминка «Спрашивай – отвечай».

Создание плаката «Транспорт». Работа с иллюстра-
тивным материалом учебника, называние видов транспорта, отличия. Выбор транспорта для поездки на отдых. Профессии людей, которые трудятся на транспорте. Гужевой транспорт.

Выполнение заданий в рабочей тетради:
«Соображалки: найди лишнее», «Объедини виды транспорта в группы», рисование колес, машин, едущих в противоположную сторону

06.05

День космонавтики

1

Речевая разминка «Расскажу вам о космонавтах».

Беседа «Как все начиналось».

Работа с учебником: чтение рассказа
В. Бородина «Первый в космосе», «Женщины-космо-
навты».

Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником

07.05

Родная природа

Май весну завершает, лето начинает

1

Речевая разминка «Вспомним месяцы года и сравним их».

Беседа с иллюстративным материалом «Повсюду цветущие сады», рассматривание рисунков и их
описывание: название, форма листьев, цветки.

Чтение текстов учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй грачей, летящих направо», «Впиши названия
месяцев», «Подпиши названия весенних растений», «Соображалки: найди ошибку». Объяснение смысла поговорки

13.05

Жизнь земноводных весной


1

Речевая разминка «Объясним свой ответ».

Чтение текста, сравнение лягушки и жабы.

Придумывание заголовка к тексту.

Рассматривание и обсуждение схемы «Развитие лягушки».

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Что сначала, что потом», «Нарисуй»

14.05

Животное – живое существо


1

Речевая разминка «Закончи предложение».

Работа с иллюстративным материалом. Ответ на вопрос: как живут разные животные, что умеют делать?

Составление плаката «Что умеют животные». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Отметь тех животных, которые живут в водоеме или возле него (умеют
плавать)», «Нарисуй лишнее животное (по способу питания)», «Заполни схему "Животное – живое существо"»

20.05

Природе нужны все!


1

Игра «Животные, полезные для человека». Работа
с иллюстративным материалом.

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: кого не хватает», «Установи последовательность», «Отметь домашних животных», «Найди ошибку
в рисунке-схеме», «Соображалки: чьи это ноги»

21.05

Ты - первоклассник

Ты – пешеход


1

Речевая разминка «Почему ты любишь (не любишь) лето?»

Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй рисунок»; «Части дороги», «Выбери соответствующий дорожный знак», рассказывание по картинке





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Печатные пособия:

1. Развитие орфографической грамотности младших школьников : технология работы, конспекты уроков / авт.-сост. Н. Н. Карягина, М. К. Перепилицина. – Волгоград : Учитель, 2009.

2. Русский язык. 1–2 классы : задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты / авт.-сост. Г. Т. Дьяченко. – Волгоград : Учитель, 2009.

3. Русский язык. 1–4 классы : развитие творческих способностей учащихся / авт.-сост. Л. П. Арефьева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.


Электронно-звуковые пособия:

1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

2) Видеофильмы «Времена года. Осень», «Времена года.Зима», «Времена года. Весна», «Времена года. Лето» (DVD)


Технические средства обучения

1) Мультимедийный проектор

2) Интерактивная доска QOMO

3) Ноутбук



Цифровые образовательные ресурсы

1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

7. Уроки Кирилла и Мефодия http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n8

8. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/

9. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

10. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

11. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

12. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

13. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education

14. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru


Натуральные объекты

1) Гербарий

2) Коллекция шишек и семян


Демонстрационные пособия

1) Таблицы. Растения и животный мир.

2) Географические карты. Физическая карта.

3) Глобус.

4) Иллюстрации с изображением растений, животных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!