Программа
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
«Фантазия»
Избасарова Г.К.
2014 год
Содержание программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Направления и виды деятельности
Ожидаемые результаты
План работы
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для развития художественного, технического, социального творчества.
Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха учащихся школы в летний период.
Задачи:
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы, используемые в ходе реализации программы
Безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности всеми участниками лагеря
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Художественно - творческое направление
Трудовая деятельность
Физкультурная деятельность
Эстетическое направление
Образовательное направление
Досуговая деятельность
Физкультурная работа
Задачи физкультурной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры в спортивном зале, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе
Эстафеты
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение кинотеатров, музеев;
Конкурсы: « Алло, мы ищем талантов», «Самый, самый»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем талантов», «Лучшая пародия»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Концерты («Звездопад»)
Творческие игры («День рекордов»)
Праздники (« Здравствуй, лагерь!», «День Наоборот»)
Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в секциях, кружках, в которых они занимаются.
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Основные формы работы:
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки,
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
План работы
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Фантазия» на 2014 г.
Дата | Название мероприятия | Ответственный |
02.06. 14 | «Праздник детства» Беседы по ТБ, правилам поведения в ДОЛ | Начальник лагеря Воспитатели |
03.06. 14 | «Знакомьтесь – это мы!» Визитная карточка отрядов Торжественная линейка, посвященная открытию ЛОЛ «Фантазия» Занятия по интересам | Воспитатели, вожатые |
04.06. 14 | Конкурс оформления отрядных газет «Наш отрядный дом» Всемирный день окружающей среды. Экологический марафон | Воспитатели, вожатые |
05.06 14 | «В гостях у сказки»- современное инсценирование русских народных сказок Посещение городской библиотеки Занятия по интересам | Воспитатели вожатые |
06.06 14 | «Бал цветов» Посещение городского кинотеатра Занятия по интересам | Воспитатели вожатые |
07.06. 14 | « Большие гонки» - спортивная игра Посещение городского парка Занятия по интересам | Воспитатели вожатые |
09.06. 14 | «Алло, мы ищем таланты» «Лучшая пародия» Просмотр мультфильмов | Воспитатели вожатые |
10.06. 14 | Тропа доверия – интеллектуально – спортивная игра Конкурс рисунков «Все обо всем» | Воспитатели вожатые |
11.06. 14 | Конкурс рисунков на асфальте Посещение городского музея | Воспитатели вожатые |
12.06. 14 | Акция «Мы и наше здоровье» «Витамины – залог здоровья»
| Воспитатели вожатые |
13.06. 14 | Конкурс «Мисс и Мистер лагеря» Работа кружков Посещение городского кинотеатра | Воспитатели вожатые |
14.06. 14 | Спортивная эстафета по ПДД Конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере….» | Воспитатели вожатые |
16.06. 14 | Конкурсная программа «Ты да я, да мы с тобой» Спортивная игра «Веселые старты» Просмотр мультфильмов | Воспитатели вожатые |
17.06. 14 | «В поисках клада»- игра Работа кружков Просмотр мультфильмов | Воспитатели вожатые |
18.06. 14 | День наоборот Конкурс «Самый, самый» | Воспитатели вожатые |
19.06. 14 | Первенство по шашкам Просмотр мультфильмов Занятия по интересам | Воспитатели вожатые |
20.06. 14 | Развлекательная программа Чунга-чанга «В поисках радуги» Конкурс рисунков «О вкусной и здоровой пище» Просмотр мультфильмов | Воспитатели вожатые |
21.06. 14 | Веселые старты Посещение городского кинотеатра | Воспитатели |
23.06.14 | «Танцевальный рай» Посещение городского парка | Воспитатели вожатые |
24.06.14 | Конкурс «Мисс лето 2014» Просмотр мультфильмов Занятия по интересам | Воспитатели вожатые |
25.06.14 | Просмотр мультфильмов Занятия по интересам | Воспитатели вожатые |
26.06.14 | Просмотр мультфильмов Занятия по интересам Подготовка к закрытию | Воспитатели вожатые |
27.06.14 | Просмотр мультфильмов Занятия по интересам Подготовка к закрытию | Воспитатели вожатые |
28.06.14 | Гала-концерт «Прощай, лагерь!» | Воспитатели вожатые |
Список используемой литературы
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.