Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Лиски» Воронежской области
Программа курса внеурочной деятельности
школьного исторического музея
«Русская изба»
Направление: краеведение
Составитель:
Зотова Виктория Владимировна
учитель истории, обществознания, руководитель школьного музея МКОУ СОШ № 12 г. Лиски Воронежской области,
высшая квалификационная категория
электронный адрес: [email protected]
2015
Программа курса внеурочной деятельности школьного исторического музея
«Русская изба»
Направление: краеведение
Пояснительная записка
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
М. Ломоносов
Курс внеурочной деятельности школьного исторического музея «Русская изба» имеет краеведческую направленность, которая определена особой актуальностью в современных условиях обучения и воспитания. Я считаю, что сегодня современный молодой человек должен понимать, что ему предстоит участвовать в формировании российского общества, государства, которое будет способно обеспечить своим гражданам демократические права и свободы.
Но наши дети живут в условиях всё возрастающего потока информации, который зачастую несёт западное влияние: смотрят западные фильмы, играют в иностранные компьютерные игры, предпочитают заграничную одежду, предметы быта, мечтают уехать за границу. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств как агрессивность, индивидуализм, равнодушие, эгоизм. И как результат этого - дети плохо знают своих предков, русские сказки, песни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность.
Поэтому, духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В настоящее время необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
И поэтому в настоящее время в педагогической практике очень актуальной становится тема приобщения детей к национальной культуре: к её историческому прошлому, к русской культуре. Именно сейчас особенно важно и необходимо воспитывать в молодёжи такие качества как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании» РФ. И если идти по пути приобщения к народному творчеству наших детей, то можно развивать не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.
Программа данного курса позволит учителю обеспечить реализацию нового социального заказа: саморазвитие личности, создание условий для её самореализации, осознание ею себя, как члена общества; воспитывать чувство любви к родному городу, выражающееся в интересе к его культуре, истории, жителям и желании участвовать в его делах и событиях. Программа также предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства исторических предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии, изобразительного искусства, краеведения и т д.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми в объеме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.
Цель данного курса: ознакомление обучающихся с историей, культурой, традициями и жителями своего родного города, формирование устойчивого интереса к музееведческой деятельности.
Задачи:
развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
сохранение исторического наследия и исторической памяти;
сохранение лучших традиций школы, района, города;
пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
формировать умение самостоятельно осуществлять поиск информации для выполнения учебных задач;
заложить основы морально-нравственного, патриотического и экологического отношения к своей малой родине;
Направления деятельности:
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом | 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. 4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. 6. Составление картотеки музейных предметов. 7. Создание условий для хранения экспонатов. |
Работа с активом кружка | 1. Обучение актива основам музееведения. 2. Распределение между активистами определенных участков работы. 3. Совместная практическая и теоретическая работа. 4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы. 5. Участие в издательской деятельности. |
Поисковая научно-исследовательская работа | 1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы. 2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы. 3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы. 4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края. 5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа. 6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток. 7. Создание видео - и мультимедийных творческих проектов и сайта музея. 8. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции. |
Экскурсионно-просветительская работа | 1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей. 2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов. 3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми Воронежской земли. 4. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. |
Творческая работа | 1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением. 2. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области. |
Организационная работа | 1. Создание актива музея. 2. Планирование работы музея. 3. Создание творческих групп. 4. Составление программы исследовательской деятельности. 5. Организация встреч, поздравлений ветеранов. 6. Оснащение и оборудование школьного музея. |
Методическая и консультативная работа | 1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации. 2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ. 4. Постоянное пополнение тематических папок с материалами. 5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества. Обмен опытом с музеями других школ. 6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея. |
Материально-техническая база | 1. Изготовление стендов, витрин, макетов. |
Формы организации работы:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов, т.е. формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, таких как:
достижения учащихся по предметам истории, литературы, технологии; искусства;
постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
стимулирование позитивного поведения учащихся;
пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
создание условий для самовыражения и творческой самореализации школьников;
учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
научиться навыкам исследовательской деятельности;
научиться создавать творческие проекты;
развитие памяти, исторического мышления, творческих способностей и фантазии;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
По итогам занятий обучающиеся должны знать:
историю своей семьи и своего рода в целом;
основные исторические события, происходящие на территории края в разное время;
должны уметь:
работать с различными видами источников получения информации;
проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;
грамотно вести поисковые и исследовательские записи;
владеть элементами, приемами написания и защиты исследовательской работы;
составлять генеалогическую таблицу своей семьи;
Оценка результатов:
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятия.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | РАЗДЕЛ 1. Организационное направление | 3 | 1 | 2 |
3. | РАЗДЕЛ 2 Музей-хранитель наследия веков | 5 | 1 | 4 |
4. | РАЗДЕЛ 3 Историческое краеведение. | 2 | 2 | |
5. | РАЗДЕЛ 4 Откуда я родом. | 6 | 2 | 4 |
6. | РАЗДЕЛ 5 Моя семья в истории страны. | 4 | 2 | 2 |
7. | РАЗДЕЛ 6 Вспомогательная историческая дисциплина – нумизматика. | 5 | 4 | 1 |
8. | РАЗДЕЛ 7 Вспомогательная историческая дисциплина - топонимика. | 5 | 3 | 2 |
9. | РАЗДЕЛ 8 Вспомогательная историческая дисциплина – сфрагистика. | 4 | 4 | |
10. | РАЗДЕЛ 9 Экспедиция в историю. | 6 | 6 | |
11. | РАЗДЕЛ 10 Поклонимся Великим тем годам. | 10 | 5 | 5 |
12. | РАЗДЕЛ 11 Возрождение. | 1 | | |
13. | РАЗДЕЛ 12 Город сегодня. | 5 | 2 | 3 |
14. | РАЗДЕЛ 13 Лискинская земля в литературе, живописи, музыке. | 2 | 2 | |
15. | РАЗДЕЛ 14 Моя школа. | 10 | 4 | 6 |
16. | РАЗДЕЛ 15 Итог работы за 2015-2016 уч. год. | 1 | 1 | |
| Итого | 70 | 41 | 29 |
Основное содержание программы:
Введение. (1 ч.)
Организация работы дополнительного образовательного объединения. Режим работы.
РАЗДЕЛ 1. Организационное направление. (3 ч.)
Утверждение плана работы кружка. Формирование обновлённого состава поисковой группы. Разработка тем и распределение заданий каждому члену кружка в рамках порученного участка. Организация обучения группы экскурсоводов по новым экспозициям музея.
РАЗДЕЛ 2. Музей-хранитель наследия веков. (5 ч.)
Исторические предпосылки возникновения музеев. Фонды школьного музея. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. Музейная экспозиция. Приёмы оформления музейной экспозиции. Как организовать работу с временными и постоянными выставками и экспозициями. Правила заполнения инвентарной книги. Изучение, исследование и описание каждого предмета. Оформление картотеки музейных предметов. Изучение, исследование и описание каждого предмета. Обработка поступивших исторических памятников.
РАЗДЕЛ 3. Историческое краеведение. (2 ч.)
Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края.
РАЗДЕЛ 4. Откуда я родом. (6 ч.)
Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. Экспедиция к истокам. Мой род – моя крепость. Что такое родословная. Правила составления родословной. Составление родословного древа своей семьи. Экспедиция к имени. Основы антропонимики.
РАЗДЕЛ 5. Моя семья в истории страны. (4 ч.)
Традиции моей семьи. Семейные гербы.
РАЗДЕЛ 6. Вспомогательная историческая дисциплина – нумизматика. (5 ч.)
Нумизматика. Знакомство с историческим источником « нумизматикой».
Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое аверс ( лицевая сторона монеты), реверс (оборотная сторона монеты), гурт ( ребро монеты), легенда ( надпись на монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской монетной системой. Первые русские монеты появились в конце Х века и именовались златниками и серебренниками, поскольку их чеканили из золота и серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения (1 рубль=2 полтинам=10 гривнам=100 копейкам; 1 алтын=3 копейкам; 1 копейка =2 деньгам =4 полушкам). Из всех перечисленных денег сначала чеканились лишь копейка денга деньга) и полушка. Все остальные существовали только как счетные единицы при Петре начали чеканить серебряные рубли полтины, гривны и алтыны.
РАЗДЕЛ 7. Вспомогательная историческая дисциплина - топонимика. (5 ч.)
ТОПОНИ́МИКА (от греч. Τόπος место и ὄνομα — имя, название) — раздел языкознания, занимающийся изучением геогр. Назв. (топонимов), их происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием и изменением в процессе историч. Развития. Термин «Т.» Служит также для обозначения совокупности геогр. названий какого – либо края, района, города (Т. Сибири, Т. Москвы, Т. Санкт-Петербурга и т. П.). В этом смысле используется и термин «топонимия». Способы образования географических названий. Имена рек, городов, сёл… Географические имена – свидетели прошлого. История названия нашего города. Улица имени….(из истории названия улиц нашего города). Материалы книги Тихонова В. А.
РАЗДЕЛ 8. Вспомогательная историческая дисциплина – сфрагистика. (4 ч.)
История сфрагистики как науки. Древнерусская сфрагистика. Древнерусские печати и перстни. Древнерусские печати и штампы.
РАЗДЕЛ 9. Экспедиция в историю. (6 ч.)
Летописец истории родного края – Дегтярёв Дмитрий Георгиевич. Летописец истории родного края – Зюбин Михаил Васильевич. Летописец истории родного края – Гнездилов Михаил Гаврилович. Летописец истории родного края – Афанасьев Игорь Алексеевич. Основание поселений. Хозяйственное освоение края. Закрепощение вольных поселенцев. Закабаление после «воли» (1861-1914 гг.). Накануне Октября. Защищая завоевание пролетариата. Борьба с разрухой. Первые пятилетки.
РАЗДЕЛ 10. Поклонимся Великим тем годам. (10 ч.)
За Советскую родину. Донская твердыня. В боях на Дону. Острогожско - Россошанская наступательная операция, в ходе которой 16 января была освобождена от оккупантов вся Лискинская земля. Они заслужили бессмертие. Герои Великой войны. Щученский плацдарм. Создание и подготовка к открытию экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Подготовка материала для проведения классных часов в школе, посвящённых Великой Отечественной войне. Мероприятия, посвящённые 70 – летию Победы СССР в Великой Отечественной войне.
РАЗДЕЛ 11. Возрождение. (1 ч.)
Возрождение города и района после Великой отечественной войны.
РАЗДЕЛ 12. Город сегодня. (5 ч.)
Современное состояние экономики города и района. Изучаем достижения промышленности, торговли, транспорта на территории города и района. Профессии моих родителей. Проведение членами кружка классных часов в школе о профессиях жителей города. Герои Социалистического Труда в нашем городе. Выдающиеся люди нашего города. Воронежской области – 85 лет, Лискинскому району –87 лет
РАЗДЕЛ 13. Лискинская земля в литературе, живописи, музыке. (2 ч.)
Писатели, поэты, музыканты, артисты земли Лискинской.
РАЗДЕЛ 14. Моя школа. (10 ч.)
Встречаем 55 – й день рожденья школы. Сбор материала о выпускниках и педагогах школы.
РАЗДЕЛ 15. Итог работы за 2015-2016 уч. год .
( 1 ч.)
План работы школьного музея «Русская изба»:
№ ур. | Тема занятия | Элементы содержания | Сроки проведения |
По плану | Факт. |
1. | Вводное занятие. | Организация работы школьного музея. Режим работы. | | |
| РАЗДЕЛ 1. Организационное направление. (3 ч.) | Планирование работы. Разработка тем и заданий. Создание обновлённой группы экскурсоводов. | | |
2. | Утверждение плана работы кружка. Формирование обновлённого состава поисковой группы, группы экскурсоводов. | | | |
3. | Разработка тем и распределение заданий каждому члену кружка в рамках порученного участка работы. | | | |
4. | Организация обучения группы экскурсоводов по новым экспозициям музея. | | | |
| РАЗДЕЛ 2. Музей-хранитель наследия веков. (5 ч.) | Познакомиться с историей создания музеев в нашей стране. Фонды музея, картотека музея, музейная экспозиция, исторические памятники. | | |
5. | Исторические предпосылки возникновения музеев. | История возникновения музеев в России. | | |
6. | Фонды школьного музея. | Понятие «фонды музея». Основной и вспомогательные фонды. | | |
7. | Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. | Общая характеристика экспонатов школьного музея и приёмы работы с экспонатами. | | |
8. | Музейная экспозиция. Приёмы оформления музейной экспозиции. | Общая характеристика музейной экспозиции. Как правильно оформить музейную экспозицию. Правила работы с музейной экспозицией. | | |
9. | Правила заполнения инвентарной книги. Оформление картотеки музейных предметов. Обработка поступивших исторических памятников. | Что такое инвентарная книга школьного музея? что такое картотека музейных предметов? Как нужно обрабатывать музейные экспонаты, поступившие на хранение в школьный музей. | | |
| РАЗДЕЛ 3. Историческое краеведение. (2 ч.) | Понятие «историческое краеведение». Краеведческие методы познания родного края: работа в библиотеке, в архивах, в музеях, опрос населения, экспедиция. Встречи с интересными людьми. | | |
10. | Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края. | Понятие «краеведческий объект». Как изучать краеведческие объекты. | | |
11. | Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края. | | | |
| РАЗДЕЛ 4. Откуда я родом. (6 ч.) | | | |
12. | Знакомство с наукой - генеалогия. | Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. | | |
13. | Экспедиция к истокам. Мой род – моя крепость. | Понятие род. Родственники. Степень родства. | | |
14. | Что такое родословная. | | | |
15. | Правила составления родословной. | | | |
16. | Составление родословного древа своей семьи. | | | |
17. | Экспедиция к имени. Основы антропонимики. | Антропони́мика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. | | |
| РАЗДЕЛ 5. Моя семья в истории страны. (4 ч.) | Понятие «традиция». Исследование традиций в семьях учащихся. | | |
18. | Традиции моей семьи. (подг. сообщений, презентаций). | | | |
19. | Традиции моей семьи. (подг. сообщений, презентаций). | | | |
20. | Традиции моей семьи. (подг. сообщений, презентаций). | | | |
21. | Семейные гербы. | Изучение и составление герба своей семьи. | | |
| РАЗДЕЛ 6. Вспомогательная историческая дисциплина – нумизматика. (5 ч.) | Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным штемпелям, документам). | | |
22. | История нумизматики как науки. | | | |
23. | История денег. | | | |
24. | О чём рассказывают монеты. | | | |
25. | Русские монеты. | Изучение монет, которые хранятся в школьном музее и городском музее. | | |
26. | Русские монеты. | | | |
| РАЗДЕЛ 7. Вспомогательная историческая дисциплина - топонимика. (5 ч.) | ТОПОНИ́МИКА (от греч. Τόπος место и ὄνομα — имя, название) — раздел яз.-знания, занимающийся изучением геогр. Назв. (топонимов), их происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием и изменением в процессе историч. Развития. Термин «Т.» Служит также для обозначения совокупности геогр. Названий какого – либо края, района, города (Т. Сибири, Т. Москвы, Т. Санкт-Петербурга и т. П.). В этом смысле используется и термин «топонимия». | | |
27. | История топонимики как науки. Способы образования географических названий. | Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Лискинского района. | | |
28. | Имена рек, городов, сёл… | | | |
29. | Географические имена – свидетели прошлого. | | | |
30. | История названия нашего города. | Историческое путешествие по улицам города. | | |
31. | Улица имени….(из истории названия улиц нашего города). Материалы книги Тихонова В. А. | | | |
| РАЗДЕЛ 8. Вспомогательная историческая дисциплина – сфрагистика. (4 ч.) | Сфрагистика (от греч. Σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. Sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. | | |
32. | История сфрагистики как науки. | | | |
33. | Древнерусская сфрагистика. | | | |
34. | Древнерусские печати и штампы. | | | |
35. | Древнерусские печати и перстни. | | | |
| РАЗДЕЛ 9. Экспедиция в историю. (6 ч.) | Расширить представление о краеведах нашего города, об истории основания нашего города, об Октябрьской революции на территории нашего города и района. О первой мировой войне. | | |
36. | Летописцы истории родного края – Дегтярёв Дмитрий Георгиевич. Зюбин Михаил Васильевич. Гнездилов Михаил Гаврилович. Афанасьев Игорь Алексеевич. | Изучение работ Лискинских краеведов. | | |
37. | Начало начал. Основание поселений. Хозяйственное освоение края. | | | |
38. | Закрепощение вольных поселенцев. Закабаление после «воли» (1861-1914 гг.) | | | |
39. | Накануне Октября. | | | |
40. | Защищая завоевание пролетариата. | | | |
41. | Борьба с разрухой. Первые пятилетки. | | | |
| РАЗДЕЛ 10. Поклонимся Великим тем годам. (10 ч.) | Расширить представление учащихся о подвиге нашего народа, наших земляков в приближении Дня Победы над фашистской Германией. | | |
42. | За Советскую родину. Донская твердыня. | | | |
43. | В боях на Дону. | | | |
44. | Острогожско – Россошанская наступательная операция, в ходе которой 16 января была освобождена от оккупантов вся Лискинская земля. | | | |
45. | Острогожско – Россошанская наступательная операция, в ходе которой 16 января была освобождена от оккупантов вся Лискинская земля. | | | |
46. | Они заслужили бессмертие. Герои Великой войны. | | | |
47. | Щученский плацдарм. | Поездка на Щученский плацдарм, посещение музея в с. Щучье. | | |
48. | Подготовка материала для проведения классных часов в школе, посвящённых Великой Отечественной войне. | | | |
49. | Мероприятия, посвящённые 71 – й годовщине Победы СССР в Великой Отечественной войне. | | | |
50. | Открытие экспозиции, посвящённой жизни и деятельности ветерана Великой Отечественной войны, краеведа, писателя Михаила Васильевича Зюбина. | | | |
51. | Открытие экспозиции, посвящённой жизни и деятельности ветерана Великой Отечественной войны, краеведа, писателя Михаила Васильевича Зюбина. | | | |
| РАЗДЕЛ 11. Возрождение. (1 ч.) | Расширить представление учащихся о возрождении города и района после Великой Отечественной войны. | | |
52. | Возрождение города и района после Великой отечественной войны. | | | |
| РАЗДЕЛ 12. Город сегодня. (5 ч.) | Расширить представление учащихся о сегодняшних Лисках, встречи с людьми, которые внесли огромный вклад в дело процветания нашего города. | | |
53. | Современное состояние экономики города и района. | | | |
54. | Изучаем достижения промышленности, торговли, транспорта на территории города и района. | Посещение учреждений города, подготовка презентаций, творческих работ. | | |
55. | Профессии моих родителей. Проведение членами кружка классных часов в школе о профессиях жителей города. | Встречи с родителями учеников, которые расскажут о профессиях в нашем городе. | | |
56. | Герои Социалистического Труда в нашем городе. | | | |
57. | Воронежской области – 85 лет, Лискинскому району -87 лет | | | |
| РАЗДЕЛ 13. Лискинская земля в литературе, живописи, музыке. (2 ч.) | Встречи, беседы с известными в Лисках людьми культурной сферы. | | |
58. | Писатели, поэты, музыканты, артисты земли Лискинской. | | | |
59. | Писатели, поэты, музыканты, артисты земли Лискинской. | | | |
| РАЗДЕЛ 14. Моя школа. (10 ч.) | Собираем информацию, проводим мероприятия. | | |
60. | Встречаем 55 – й день рожденья школы. | | | |
61. | Встречаем 53 – й день рожденья школы. | | | |
62. | Сбор материала о выпускниках и педагогах школы. | | | |
63. | Сбор материала о выпускниках и педагогах школы. | | | |
64. | Сбор материала о выпускниках и педагогах школы. | | | |
65. | Сбор материала о выпускниках и педагогах школы. | | | |
66. | Поздравляем любимую школу - снимаем фильм о школе. | | | |
67. | Поздравляем любимую школу - снимаем фильм о школе. | | | |
68. | Торжественные мероприятия, посвящённые 55 годовщине со дня открытия школы. | | | |
69. | Торжественные мероприятия, посвящённые 55 годовщине со дня открытия школы. | | | |
| РАЗДЕЛ 15. Итог работы за 2016-2017 уч. год. ( 1 ч.) | | | |
70. | Подведение итогов работы, планирование работы кружка на 2016-2017 уч. год | | | |
Сотрудничество музея «Русская изба» с образовательными учреждениями города, района, области:
Музей тесно сотрудничает с Лискинским историко – краеведческим музеем, районной библиотекой, с музеями образовательных школ города, музеями г. Воронежа.
Список информационных источников:
Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб, для студ. Сред, и высш. пед учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. М.: Высшая школа, 1990.
Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). - М, 2000.
Военно-патриотическое воспитание молодежи (Проблемы и опыт): Сборник / Сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991.
Национальная государственная концепция образования в России.
Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002.
Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - №4.
Сенокосов Ю.О. О гражданском обществе // Сегодня. -1994. - 31 августа.
Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее М.,2001.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
К техническим средствам обучения относятся:
DVD-плеер, телевизор;
Компьютер с возможностью выхода в сеть интернет;
Интерактивная доска или технические средства для просмотра презентаций (проектор, экран)