СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности школьного исторического музея «Русская изба»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный курс внеурочной деятельности школьного исторического музея «Русская изба» имеет краеведческую направленность. Курс приобщает детей к музееведческой деятельности, расширяет представления школьников о родном городе, знакомит с его символикой, историей, культурой, традициями и выдающимися жителями.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности школьного исторического музея «Русская изба»»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Лиски» Воронежской области




Программа курса внеурочной деятельности

школьного исторического музея

«Русская изба»

Направление: краеведение




Составитель:

Зотова Виктория Владимировна

учитель истории, обществознания, руководитель школьного музея МКОУ СОШ № 12 г. Лиски Воронежской области,

высшая квалификационная категория

электронный адрес: [email protected]









2015

Программа курса внеурочной деятельности школьного исторического музея

«Русская изба»


Направление: краеведение


Пояснительная записка

Народ, не знающий своего прошлого,

не имеет права на будущее.


М. Ломоносов

Курс внеурочной деятельности школьного исторического музея «Русская изба» имеет краеведческую направленность, которая определена особой актуальностью в современных условиях обучения и воспитания. Я считаю, что сегодня современный молодой человек должен понимать, что ему предстоит участвовать в формировании российского общества, государства, которое будет способно обеспечить своим гражданам демократические права и свободы.

Но наши дети живут в условиях всё возрастающего потока информации, который зачастую несёт западное влияние: смотрят западные фильмы, играют в иностранные компьютерные игры, предпочитают заграничную одежду, предметы быта, мечтают уехать за границу. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств как агрессивность, индивидуализм, равнодушие, эгоизм. И как результат этого - дети плохо знают своих предков, русские сказки, песни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность.

Поэтому, духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В настоящее время  необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

И поэтому в настоящее время в педагогической практике очень актуальной становится тема приобщения детей к национальной культуре: к её историческому прошлому, к русской культуре. Именно сейчас особенно важно и необходимо воспитывать в молодёжи такие качества как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании» РФ. И если идти по пути приобщения к народному творчеству наших детей, то можно развивать не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.

Программа данного курса позволит учителю обеспечить реализацию нового социального заказа: саморазвитие личности, создание условий для её самореализации, осознание ею себя, как члена общества; воспитывать чувство любви к родному городу, выражающееся в интересе к его культуре, истории, жителям и желании участвовать в его делах и событиях. Программа также предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства исторических предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии, изобразительного искусства, краеведения и т д.


Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми в объеме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.


Цель данного курса: ознакомление обучающихся с историей, культурой, традициями и жителями своего родного города, формирование устойчивого интереса к музееведческой деятельности.


Задачи:

  • развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

  • развитие   интереса  к   поиску,   исследованиям,   научно-познавательной деятельности;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;

  • сохранение исторического наследия и исторической памяти;

  • сохранение лучших традиций школы, района, города;

  • пополнение    и    обновление    музея    материалами,    связанными    с историческими   событиями,   жизнью   и   бытом   людей,   старинными обрядами, обычаями, праздниками;

  • организация  проведения  конкурсов,   викторин,  олимпиад,  походов  и экскурсий;

  • укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;

  • формировать умение самостоятельно осуществлять поиск информации для выполнения учебных задач;

  • заложить основы морально-нравственного, патриотического и экологического отношения к своей малой родине;


Направления деятельности:


Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.

4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.

5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.

6. Составление картотеки музейных предметов.

7. Создание условий для хранения экспонатов.

Работа с активом кружка

1. Обучение актива основам музееведения.

2. Распределение между активистами определенных участков работы.

3. Совместная практическая и теоретическая работа.

4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.

5. Участие в издательской деятельности.

Поисковая научно-исследовательская работа

1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.

2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.

3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.

4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.

6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

7. Создание видео - и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.

8. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.

Экскурсионно-просветительская работа

1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов.

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми Воронежской земли.

4. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

Творческая работа

1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением.

2. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области.


Организационная работа

1. Создание актива музея.

2. Планирование работы музея.

3. Создание творческих групп.

4. Составление программы исследовательской деятельности.

5. Организация встреч, поздравлений ветеранов.

6. Оснащение и оборудование школьного музея.

Методическая и консультативная работа

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

4. Постоянное пополнение тематических папок с материалами.

5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества. Обмен опытом с музеями других школ.

6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.

Материально-техническая база

1. Изготовление стендов, витрин, макетов.




Формы организации работы:


лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.


Прогнозируемые результаты:


Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов, т.е. формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, таких как:


  • достижения  учащихся по  предметам  истории,  литературы, технологии; искусства;

  • постоянное  развитие  музея,   увеличение  количества  его  экспонатов, появление новых экспозиций;

  • стимулирование позитивного поведения учащихся;

  • пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

  • создание условий для самовыражения и творческой самореализации школьников;

  • учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;

  •  научиться навыкам исследовательской деятельности;

  • научиться создавать  творческие проекты;

  • развитие  памяти, исторического мышления, творческих способностей и фантазии;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

По итогам занятий обучающиеся должны знать:

  • историю своей семьи и своего рода в целом;

  • основные исторические события, происходящие на территории края в разное время;

должны уметь:

  • работать с различными видами источников получения информации;

  • проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;

  • грамотно вести поисковые и исследовательские записи;

  • владеть элементами, приемами написания и защиты исследовательской работы;

  • составлять генеалогическую таблицу своей семьи;



Оценка результатов:


Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятия.


Учебно-тематический план


п/п



Наименование разделов и тем

Кол-во часов


Теория

Практика

1.

Вводное занятие


1


1


2.

РАЗДЕЛ 1. Организационное направление



3


1


2

3.

РАЗДЕЛ 2

Музей-хранитель наследия веков


5


1


4

4.

РАЗДЕЛ 3 Историческое краеведение.


2


2


5.

РАЗДЕЛ 4

Откуда я родом.


6


2


4

6.

РАЗДЕЛ 5

Моя семья в истории страны.


4


2


2

7.

РАЗДЕЛ 6

Вспомогательная историческая дисциплина – нумизматика.


5


4


1

8.

РАЗДЕЛ 7

Вспомогательная историческая дисциплина - топонимика.



5



3



2

9.

РАЗДЕЛ 8

Вспомогательная историческая дисциплина – сфрагистика.

4


4


10.

РАЗДЕЛ 9

Экспедиция в историю.


6


6


11.

РАЗДЕЛ 10

Поклонимся Великим тем годам.


10


5


5

12.

РАЗДЕЛ 11 Возрождение.

1



13.

РАЗДЕЛ 12

Город сегодня.


5


2


3

14.

РАЗДЕЛ 13

Лискинская земля в литературе, живописи, музыке.


2


2


15.

РАЗДЕЛ 14

Моя школа.


10


4


6

16.

РАЗДЕЛ 15

Итог работы за 2015-2016 уч. год.

1

1



Итого

70

41

29


Основное содержание программы:


Введение. (1 ч.)

Организация работы дополнительного образовательного объединения. Режим работы.


РАЗДЕЛ 1. Организационное направление. (3 ч.)

Утверждение плана работы кружка. Формирование обновлённого состава поисковой группы. Разработка тем и распределение заданий каждому члену кружка в рамках порученного участка. Организация обучения группы экскурсоводов по новым экспозициям музея.


РАЗДЕЛ 2. Музей-хранитель наследия веков. (5 ч.)

Исторические предпосылки возникновения музеев. Фонды школьного музея. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. Музейная экспозиция. Приёмы оформления музейной экспозиции. Как организовать работу с временными и постоянными выставками и экспозициями. Правила заполнения инвентарной книги. Изучение, исследование и описание каждого предмета. Оформление картотеки музейных предметов. Изучение, исследование и описание каждого предмета. Обработка поступивших исторических памятников.


РАЗДЕЛ 3. Историческое краеведение. (2 ч.)

Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края.


РАЗДЕЛ 4. Откуда я родом. (6 ч.)

Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. Экспедиция к истокам. Мой род – моя крепость. Что такое родословная. Правила составления родословной. Составление родословного древа своей семьи. Экспедиция к имени. Основы антропонимики.


РАЗДЕЛ 5. Моя семья в истории страны. (4 ч.)

Традиции моей семьи. Семейные гербы.


РАЗДЕЛ 6. Вспомогательная историческая дисциплина – нумизматика. (5 ч.)

Нумизматика. Знакомство с историческим источником « нумизматикой».

Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое аверс ( лицевая сторона монеты), реверс (оборотная сторона монеты), гурт ( ребро монеты), легенда ( надпись на монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской монетной системой. Первые русские монеты появились в конце Х века и именовались златниками и серебренниками, поскольку их чеканили из золота и серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения (1 рубль=2 полтинам=10 гривнам=100 копейкам; 1 алтын=3 копейкам; 1 копейка =2 деньгам =4 полушкам). Из всех перечисленных денег сначала чеканились лишь копейка денга деньга) и полушка. Все остальные существовали только как счетные единицы при Петре начали чеканить серебряные рубли полтины, гривны и алтыны.


РАЗДЕЛ 7. Вспомогательная историческая дисциплина - топонимика. (5 ч.)

ТОПОНИ́МИКА (от греч. Τόπος место и ὄνομα — имя, название) — раздел языкознания, занимающийся изучением геогр. Назв. (топонимов), их происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием и изменением в процессе историч. Развития. Термин «Т.» Служит также для обозначения совокупности геогр. названий какого – либо края, района, города (Т. Сибири, Т. Москвы, Т. Санкт-Петербурга и т. П.). В этом смысле используется и термин «топонимия». Способы образования географических названий. Имена рек, городов, сёл… Географические имена – свидетели прошлого. История названия нашего города. Улица имени….(из истории названия улиц нашего города). Материалы книги Тихонова В. А.


РАЗДЕЛ 8. Вспомогательная историческая дисциплина – сфрагистика. (4 ч.)

История сфрагистики как науки. Древнерусская сфрагистика. Древнерусские печати и перстни. Древнерусские печати и штампы.


РАЗДЕЛ 9. Экспедиция в историю. (6 ч.)

Летописец истории родного края – Дегтярёв Дмитрий Георгиевич. Летописец истории родного края – Зюбин Михаил Васильевич. Летописец истории родного края – Гнездилов Михаил Гаврилович. Летописец истории родного края – Афанасьев Игорь Алексеевич. Основание поселений. Хозяйственное освоение края. Закрепощение вольных поселенцев. Закабаление после «воли» (1861-1914 гг.). Накануне Октября. Защищая завоевание пролетариата. Борьба с разрухой. Первые пятилетки.


РАЗДЕЛ 10. Поклонимся Великим тем годам. (10 ч.)

За Советскую родину. Донская твердыня. В боях на Дону. Острогожско - Россошанская наступательная операция, в ходе которой 16 января была освобождена от оккупантов вся Лискинская земля. Они заслужили бессмертие. Герои Великой войны. Щученский плацдарм. Создание и подготовка к открытию экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Подготовка материала для проведения классных часов в школе, посвящённых Великой Отечественной войне. Мероприятия, посвящённые 70 – летию Победы СССР в Великой Отечественной войне.


РАЗДЕЛ 11. Возрождение. (1 ч.)

Возрождение города и района после Великой отечественной войны.


РАЗДЕЛ 12. Город сегодня. (5 ч.)

Современное состояние экономики города и района. Изучаем достижения промышленности, торговли, транспорта на территории города и района. Профессии моих родителей. Проведение членами кружка классных часов в школе о профессиях жителей города. Герои Социалистического Труда в нашем городе. Выдающиеся люди нашего города. Воронежской области – 85 лет, Лискинскому району –87 лет


РАЗДЕЛ 13. Лискинская земля в литературе, живописи, музыке. (2 ч.)

Писатели, поэты, музыканты, артисты земли Лискинской.


РАЗДЕЛ 14. Моя школа. (10 ч.)

Встречаем 55 – й день рожденья школы. Сбор материала о выпускниках и педагогах школы.


РАЗДЕЛ 15. Итог работы за 2015-2016 уч. год .


( 1 ч.)


План работы школьного музея «Русская изба»:

ур.

Тема занятия

Элементы содержания

Сроки проведения

По плану

Факт.

1.

Вводное занятие.

Организация работы школьного музея. Режим работы.





РАЗДЕЛ 1. Организационное направление. (3 ч.)

Планирование работы. Разработка тем и заданий. Создание обновлённой группы экскурсоводов.



2.

Утверждение плана работы кружка. Формирование обновлённого состава поисковой группы, группы экскурсоводов.




3.

Разработка тем и распределение заданий каждому члену кружка в рамках порученного участка работы.




4.

Организация обучения группы экскурсоводов по новым экспозициям музея.





РАЗДЕЛ 2. Музей-хранитель наследия веков.

(5 ч.)

Познакомиться с историей создания музеев в нашей стране. Фонды музея, картотека музея, музейная экспозиция, исторические памятники.



5.

Исторические предпосылки возникновения музеев.

История возникновения музеев в России.



6.

Фонды школьного музея.

Понятие «фонды музея». Основной и вспомогательные фонды.



7.

Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.

Общая характеристика экспонатов школьного музея и приёмы работы с экспонатами.



8.

Музейная экспозиция. Приёмы оформления музейной экспозиции.

Общая характеристика музейной экспозиции. Как правильно оформить музейную экспозицию. Правила работы с музейной экспозицией.



9.

Правила заполнения инвентарной книги. Оформление картотеки музейных предметов. Обработка поступивших исторических памятников.

Что такое инвентарная книга школьного музея? что такое картотека музейных предметов? Как нужно обрабатывать музейные экспонаты, поступившие на хранение в школьный музей.




РАЗДЕЛ 3. Историческое краеведение. (2 ч.)

Понятие «историческое краеведение». Краеведческие методы познания родного края: работа в библиотеке, в архивах, в музеях, опрос населения, экспедиция. Встречи с интересными людьми.



10.

Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края.

Понятие «краеведческий объект». Как изучать краеведческие объекты.



11.

Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края.





РАЗДЕЛ 4. Откуда я родом. (6 ч.)




12.

Знакомство с наукой - генеалогия.

Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами.



13.

Экспедиция к истокам. Мой род – моя крепость.

Понятие род. Родственники. Степень родства.



14.

Что такое родословная.




15.

Правила составления родословной.




16.

Составление родословного древа своей семьи.




17.

Экспедиция к имени. Основы антропонимики.

Антропони́мика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты.




РАЗДЕЛ 5. Моя семья в истории страны. (4 ч.)

Понятие «традиция». Исследование традиций в семьях учащихся.



18.

Традиции моей семьи. (подг. сообщений, презентаций).




19.

Традиции моей семьи. (подг. сообщений, презентаций).




20.

Традиции моей семьи. (подг. сообщений, презентаций).




21.

Семейные гербы.

Изучение и составление герба своей семьи.




РАЗДЕЛ 6. Вспомогательная историческая дисциплина – нумизматика. (5 ч.)

Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным штемпелям, документам).



22.

История нумизматики как науки.




23.

История денег.




24.

О чём рассказывают монеты.




25.

Русские монеты.

Изучение монет, которые хранятся в школьном музее и городском музее.



26.

Русские монеты.





РАЗДЕЛ 7. Вспомогательная историческая дисциплина - топонимика. (5 ч.)

ТОПОНИ́МИКА (от греч. Τόπος место и ὄνομα — имя, название) — раздел яз.-знания, занимающийся изучением геогр. Назв. (топонимов), их происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием и изменением в процессе историч. Развития. Термин «Т.» Служит также для обозначения совокупности геогр. Названий какого – либо края, района, города (Т. Сибири, Т. Москвы, Т. Санкт-Петербурга и т. П.). В этом смысле используется и термин «топонимия».



27.

История топонимики как науки. Способы образования географических названий.

Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Лискинского района.



28.

Имена рек, городов, сёл…




29.

Географические имена – свидетели прошлого.




30.

История названия нашего города.

Историческое путешествие по улицам города.



31.

Улица имени….(из истории названия улиц нашего города). Материалы книги Тихонова В. А.





РАЗДЕЛ 8. Вспомогательная историческая дисциплина – сфрагистика. (4 ч.)

Сфрагистика (от греч. Σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. Sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.



32.

История сфрагистики как науки.




33.

Древнерусская сфрагистика.




34.

Древнерусские печати и штампы.




35.

Древнерусские печати и перстни.





РАЗДЕЛ 9. Экспедиция в историю. (6 ч.)

Расширить представление о краеведах нашего города, об истории основания нашего города, об Октябрьской революции на территории нашего города и района. О первой мировой войне.



36.

Летописцы истории родного края – Дегтярёв Дмитрий Георгиевич. Зюбин Михаил Васильевич. Гнездилов Михаил Гаврилович. Афанасьев Игорь Алексеевич.

Изучение работ Лискинских краеведов.



37.

Начало начал. Основание поселений. Хозяйственное освоение края.




38.

Закрепощение вольных поселенцев. Закабаление после «воли» (1861-1914 гг.)




39.

Накануне Октября.




40.

Защищая завоевание пролетариата.




41.

Борьба с разрухой. Первые пятилетки.





РАЗДЕЛ 10. Поклонимся Великим тем годам.

(10 ч.)

Расширить представление учащихся о подвиге нашего народа, наших земляков в приближении Дня Победы над фашистской Германией.



42.

За Советскую родину. Донская твердыня.




43.

В боях на Дону.




44.

Острогожско – Россошанская наступательная операция, в ходе которой 16 января была освобождена от оккупантов вся Лискинская земля.




45.

Острогожско – Россошанская наступательная операция, в ходе которой 16 января была освобождена от оккупантов вся Лискинская земля.




46.

Они заслужили бессмертие. Герои Великой войны.




47.

Щученский плацдарм.

Поездка на Щученский плацдарм, посещение музея в с. Щучье.



48.

Подготовка материала для проведения классных часов в школе, посвящённых Великой Отечественной войне.




49.

Мероприятия, посвящённые 71 – й годовщине Победы СССР в Великой Отечественной войне.




50.

Открытие экспозиции, посвящённой жизни и деятельности ветерана Великой Отечественной войны, краеведа, писателя Михаила Васильевича Зюбина.




51.

Открытие экспозиции, посвящённой жизни и деятельности ветерана Великой Отечественной войны, краеведа, писателя Михаила Васильевича Зюбина.





РАЗДЕЛ 11. Возрождение. (1 ч.)

Расширить представление учащихся о возрождении города и района после Великой Отечественной войны.



52.

Возрождение города и района после Великой отечественной войны.





РАЗДЕЛ 12. Город сегодня. (5 ч.)

Расширить представление учащихся о сегодняшних Лисках, встречи с людьми, которые внесли огромный вклад в дело процветания нашего города.



53.

Современное состояние экономики города и района.




54.

Изучаем достижения промышленности, торговли, транспорта на территории города и района.

Посещение учреждений города, подготовка презентаций, творческих работ.



55.

Профессии моих родителей. Проведение членами кружка классных часов в школе о профессиях жителей города.

Встречи с родителями учеников, которые расскажут о профессиях в нашем городе.



56.

Герои Социалистического Труда в нашем городе.




57.

Воронежской области – 85 лет, Лискинскому району -87 лет





РАЗДЕЛ 13. Лискинская земля в литературе, живописи, музыке. (2 ч.)

Встречи, беседы с известными в Лисках людьми культурной сферы.



58.

Писатели, поэты, музыканты, артисты земли Лискинской.




59.

Писатели, поэты, музыканты, артисты земли Лискинской.





РАЗДЕЛ 14. Моя школа. (10 ч.)

Собираем информацию, проводим мероприятия.



60.

Встречаем 55 – й день рожденья школы.




61.

Встречаем 53 – й день рожденья школы.




62.

Сбор материала о выпускниках и педагогах школы.




63.

Сбор материала о выпускниках и педагогах школы.




64.

Сбор материала о выпускниках и педагогах школы.




65.

Сбор материала о выпускниках и педагогах школы.




66.

Поздравляем любимую школу - снимаем фильм о школе.




67.

Поздравляем любимую школу - снимаем фильм о школе.




68.

Торжественные мероприятия, посвящённые 55 годовщине со дня открытия школы.




69.

Торжественные мероприятия, посвящённые 55 годовщине со дня открытия школы.





РАЗДЕЛ 15. Итог работы за 2016-2017 уч. год.

( 1 ч.)




70.

Подведение итогов работы, планирование работы кружка на 2016-2017 уч. год





Сотрудничество музея «Русская изба» с образовательными учреждениями города, района, области:


Музей тесно сотрудничает с Лискинским историко – краеведческим музеем, районной библиотекой, с музеями образовательных школ города, музеями г. Воронежа.



Список информационных источников:

  • Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб, для студ. Сред, и высш. пед учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  • Морохин В.Н. Методика собирания фольклора.      М.: Высшая школа, 1990.

  • Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). - М, 2000. 

  • Военно-патриотическое   воспитание   молодежи   (Проблемы   и   опыт): Сборник / Сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. 

  • Национальная государственная концепция образования в России. 

  • Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002. 

  • Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - №4. 

  • Сенокосов Ю.О. О гражданском обществе // Сегодня. -1994. - 31 августа. 

  • Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

  • Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

  • Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

  • Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

  • Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее М.,2001.

  • Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

  • Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.



К техническим средствам обучения относятся:

  • DVD-плеер, телевизор;

  • Компьютер с возможностью выхода в сеть интернет;

  • Интерактивная доска или технические средства для просмотра презентаций (проектор, экран)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!