СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса пропедевтики физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа краткосрочного курса пропедевтики физики в 1-4 классах. 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса пропедевтики физики»









« Удивительный мир Физики»


программа курса по физике

для учащихся 1-4 класса






























Пояснительная записка.



Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дают предметы естественно-математического цикла. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека.

Курс « Удивительный мир Физики» вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий.

Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту.

Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.

Элективный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

  • использование этих знаний для поиска решения;

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;

  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

  • поиск различных решений данной проблемы.









Цель курса :

  • создание условий для развития разносторонних интересов

и способностей учащихся, развитие интереса школьников к миру

техники и техническому творчеству.



Задачи курса:

  • Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы;

  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно -научного цикла;

  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной . справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Кроме того, решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;

  • развитие речи;

  • развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.



В целом преподавание курса должно позволить создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах .В содержание курса включены различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для данного возраста учащихся.

Программа рассчитана на 34 занятия( 1 час в неделю). В ней выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось. организация работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление простейших физических приборов.













Ожидаемый результат:


- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- понимание целостности окружающего мира при изучении различных

предметов;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.


Требования к результатам обучения.

  • знать:

- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий;

- понимать сходство и различие разных состояний веществ;

- понимать смысл используемых физических величин.


  • уметь:


- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр);

- уметь определять размер физического тела;

- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;

- уметь измерять температуру воздуха и воды;

- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;

- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу

- осуществлять самостоятельный поиск информации;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:

- избирательность,

- самореализация при достижении целей,

- творческое преобразование,

- ответственность за собственное решение.

И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

  1. выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;

  2. участие в неделе предметов естественно-математического цикла (выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.)

  3. участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)



Средствами реализации программы курса является:


- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;

- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;

- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников



Учебно – тематический план.



п/п

Темы

Количество часов


1.

Введение

1


2.

Звуковые явления

6


3.

Световые явления

4


4.

Тепловые явления

3


5.

Жидкости ,газы и твердые тела

6


6.

Пространство и движение

4


7.

Инерция и реактивное движение

5


8.

Электричество и магнетизм.

4


9.

Заключение

1









Программа курса ( 34 часа).


Ведение (1 ч)

Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость открытий.

Звуковые явления (6 часов)


О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук громче? Как увидеть свой голос? Как аукнется, так и откликнется.


Световые явления (4 часов)

Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на солнышке? Первобытный фотоаппарат.


Тепловые явления (3 часов)

Греет ли шуба? Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь?


Жидкости, газы и твердые тела.( 6 часов).


Почему взлетает воздушный шар? Почему дует ветер?. Жидкие камни.

Твердая вода. Почему идет дождь? Почему идет снег?


Пространство и движение.( 4 часа)


Как в кино делают лилипутов? Как оживить солдатика? Кто куда идет? Солнечные часы.



Инерция и реактивное движение.(5 часов)


Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником? «Реактивная» консервная банка. Игрушка, которая покорила космос. Старая мельница.


Электричество и магнетизм. (4 часа.)


Как добыть немного электричества? Лампочки на елке. Про магниты. Волшебный гвоздик.


Заключение ( 1 час).

Что мы узнали и чему научились за год?.







Методическое обеспечение

Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.

Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.

Мозговая гимнастика состоит из:

-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);

-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");

-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи ("шапка для размышлений");

-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").

После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции..

В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов. Продолжительность основной части - 30-25мин.

Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.

Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс.

.






















Литература:


  • Физика для малышей     Л.Л.Сикорук
    изд. Педагогика , 1983г.

  • Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.



  • Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2.


  • Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.


  • Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!