« Удивительный мир Физики»
программа курса по физике
для учащихся 1-4 класса
Пояснительная записка.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дают предметы естественно-математического цикла. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека.
Курс « Удивительный мир Физики» вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий.
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту.
Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.
Элективный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
использование этих знаний для поиска решения;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
поиск различных решений данной проблемы.
Цель курса :
и способностей учащихся, развитие интереса школьников к миру
техники и техническому творчеству.
Задачи курса:
Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно -научного цикла;
Последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной . справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;
развитие речи;
развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В целом преподавание курса должно позволить создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах .В содержание курса включены различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для данного возраста учащихся.
Программа рассчитана на 34 занятия( 1 час в неделю). В ней выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось. организация работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление простейших физических приборов.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных
предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Требования к результатам обучения.
- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий;
- понимать сходство и различие разных состояний веществ;
- понимать смысл используемых физических величин.
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр);
- уметь определять размер физического тела;
- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
- уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу
- осуществлять самостоятельный поиск информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;
участие в неделе предметов естественно-математического цикла (выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.)
участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников
Учебно – тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Звуковые явления | 6 |
3. | Световые явления | 4 |
4. | Тепловые явления | 3 |
5. | Жидкости ,газы и твердые тела | 6 |
6. | Пространство и движение | 4 |
7. | Инерция и реактивное движение | 5 |
8. | Электричество и магнетизм. | 4 |
9. | Заключение | 1 |
Программа курса ( 34 часа).
Ведение (1 ч)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость открытий.
Звуковые явления (6 часов)
О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук громче? Как увидеть свой голос? Как аукнется, так и откликнется.
Световые явления (4 часов)
Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на солнышке? Первобытный фотоаппарат.
Тепловые явления (3 часов)
Греет ли шуба? Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь?
Жидкости, газы и твердые тела.( 6 часов).
Почему взлетает воздушный шар? Почему дует ветер?. Жидкие камни.
Твердая вода. Почему идет дождь? Почему идет снег?
Пространство и движение.( 4 часа)
Как в кино делают лилипутов? Как оживить солдатика? Кто куда идет? Солнечные часы.
Инерция и реактивное движение.(5 часов)
Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником? «Реактивная» консервная банка. Игрушка, которая покорила космос. Старая мельница.
Электричество и магнетизм. (4 часа.)
Как добыть немного электричества? Лампочки на елке. Про магниты. Волшебный гвоздик.
Заключение ( 1 час).
Что мы узнали и чему научились за год?.
Методическое обеспечение
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи ("шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции..
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов. Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс.
.
Литература: