Пояснительная записка
Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:
- в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы по внеурочной деятельности, начальная школа, Москва, Просвещение, 2010 г., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей, приобщая их к условиям общественной жизни.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование навыков общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основными методами реализации программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
Личностные
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
формирование этических чувств, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Метапредметные результаты
Регулятивные
умение использовать речь для регуляции своего действия;
умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;
умение задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
К концу учебного года учащиеся научатся:
Употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;
Обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение;
Вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;
Правильно общаться по телефону;
Правильно оценивать себя и других;
Приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность;
Встречать гостей, дарить и принимать подарки;
Делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;
Принимать красивые позы во время посадки и ходьбы;
Критерии оценивания планируемых результатов
воспитания и развития младших школьников
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие
Критерии.
Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:
- использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание
необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения
соответствия нравственным ценностям.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
- способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема занятия | Кол-во час |
1 | | Речь. | 1 |
2 | | Культура речи. | 1 |
3 | | «Настоящий мужчина» | 1 |
4 | | «Деловой человек» | 1 |
5 | | О вежливости. | 1 |
6 | | Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов. | |
7 | | Что такое этикет. | 1 |
8 | | Умение вежливо слушать. | 1 |
9 | | Правила беседы. | 1 |
10 | | Скороговорки | 1 |
11 | | Не ссориться и не обижать друг друга. | 1 |
12 | | «Разрешите мне сказать» | 1 |
13 | | Сочиняем стихи. | 1 |
14 | | Знакомство | 1 |
15 | | Поведение в столовой | 1 |
16 | | На перемене. | 2 |
17 | |
18 | | Телефонный этикет. | 1 |
19 | | Мы идем в гости. | 1 |
20 | | Принимаем гостей. | 1 |
21 | | Поведение за столом. | 1 |
22 | | Дома после школы. | 2 |
23 | |
24 | | Поздравление и пожелания. | 1 |
25 | | В общественном месте. | 1 |
26 | | В автобусе. | 1 |
27 | | В кино. | 1 |
28 | | В театре. | 1 |
29 | | В парикмахерской. | 1 |
30 | | В детской библиотеке. | 1 |
31 | | В поликлинике. | 1 |
32 | | Участие к человеку. | 1 |
33 | | У постели больного. | 1 |
34 | | Праздник «Ура, каникулы» | 1 |
Материально-техническое обеспечение.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение, Москва. 2009.
Примерные программы по внеурочной деятельности. - Просвещение, - М.: 2010.
Богуславская Н.Е. «Весёлый этикет», М.: Флинта,2010
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Демонстрационный материал;
Магнитная доска;
Компьютер;
Спортивная площадка (актовый зал).