СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Школа юного географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Школа юного географии"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Рабочая программа курса «Юный географ» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;

  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Основной образовательной программы МБОУ Высочинской основной общеобразовательной школы.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Программа «Школа юного географа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5 классе. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Цель: Формирование географической культуры мышления, воспитание чувства патриотизма граждан России.

Задачи: Образовательные:

  1. Создать условия для формирования целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретически и практически обучить школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

  3. Познакомить с основами экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

  4. Формировать у учащихся навыки информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

  5. Обогатить ребят знаниями, отражающими различные стороны жизни, природы.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению и творчеству, опираясь на способности и дарования детей.

  2. Развивать у школьников самостоятельность, целеустремленность, умение организовывать свою деятельность.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать нравственные основы культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

  2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.

  3. Воспитывать чувство ответственности за слова, дела, поступки.

Программа «Школа юного географа» рассчитана на 1 год обучения в объеме 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – до 15 человек.


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение.

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. География – наука комплексная

- представление людей о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита», российские исследователи и землепроходцы, фенологические наблюдения, как наблюдать за погодой, приборы для наблюдения. Выдающиеся географические открытия.

Тема 3. Первая карта – план местности.

- план местности, условные знаки, ориентирование по плану местности, способы ориентирования на местности.

Тема 4. Географическая карта

- легенда карты, градусная сетка, определение географических координат по карте и глобусу.

Тема 5. Оболочки Земли. Литосфера

- происхождение горных пород и минералов, горные породы и минералы нашей местности, движение земной коры, вулканизм, горы и равнины, рельеф нашей местности.

Тема 6. Гидросфера.

- моря и океаны, описание внутренних вод нашей местности

Тема 7. Атмосфера.

- построение графиков изменения температуры воздуха, анализ графиков хода температур за месяц, год, решение задач на определение влажности воздуха при определенной температуре, составление диаграмм влажности воздуха, описание погоды и климата нашей местности

Тема 8. Биосфера. Географическая оболочка.

- биосфера, ноосфера, разнообразие природных комплексов, природные комплексы нашей местности.

Тема 9. Человек на Земле.

- земля людей, расы, почему мы разные, теория аббата Мальтуса, идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона, типы населенных пунктов, природа и человек, стихийные природные явления, природные и техногенные катастрофы.


Личностные, Метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Школа юного географа»

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Учащиеся смогут:

- Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук.

- Развивать интеллектуальные и творческие способности.

Учащиеся получат возможность:

- Воспитать ответственное отношение к природе

- Осознать необходимость защиты окружающей среды.

- Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.



Учащиеся научатся:

1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности:

а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Осваивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования

(опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования.

II Учащиеся получат возможность научиться:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Учащиеся должны:

1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные исследовательские умения.

Учащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения:

а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п/п


Тема занятия


Вид деятельности

УУД

(П - предметные, Л- личностные, М - метапредметные (К. – коммуникативные, Р. – регулятивные, П. – познавательные)

Тема 1. Введение (1ч)

1.

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

беседа

П. – научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.

М.- продолжить обучение в эвристической беседе (К.), уметь самостоятельно выделять познавательную цель (Р.), уметь объяснять особенности планеты Земля (П.)

Л. – развитие личностной рефлексии, толерантности

Тема 2. География – наука комплексная (4ч)

2.

Представление о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита».

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами.

П. – научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять для чего изучают географию.

М.- выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение) (К.), формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ (Р.), уметь выявлять различия двух частей географии (П.).

3.

Российские исследователи и землепроходцы: «Виа ест вита»

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами, подготовка презентаций

4.

Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой. Приборы для наблюдения.

Практическое занятие, составление памяток: «Правила поведения в природе».

5.

Выдающиеся географические открытия.

Практическое занятие, оформление стенгазеты

Тема: Первая карта – план местности (3ч)

6.

План местности. Условные знаки. Ориентирование на местности

Беседа, работа с планом местности, источниками географической информации

П. – научиться определять стороны горизонта.

М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности (Р.), находить основные и промежуточные стороны горизонта П.).

Л. – формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

7.

Способы ориентирования на местности.

Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности

Тема: Географическая карта (3ч)

8.

Картография: Древний мир.

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами.

П. –Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.

М.- добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения (К.), применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника) (Р.), уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества (П.).

Л. – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

9.

Картография: Средневековье.

10.

Картография: Эпоха Возрождения и Новое время.

11.

Географическая карта. Градусная сетка.

Практическое занятие, чтение карт по легенде, определение расстояний по градусной сетке.

Тема: Оболочки Земли. Литосфера (7ч)

12.

Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.

Практическое занятие, изучение коллекции образцов минералов и горных пород.

П. – научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

М. – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К.), проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества (Р.), уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек (П.).

Л. – формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

13.

Движения земной коры.

Просмотр фильма «Гибель Помпеи».

14

-

15.

Вулканы Земли.

Практическое занятие, оформление стенгазеты «Действующие вулканы Земли»

П. – научиться обозначать объекты на контурной карте.

М. – полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма (П.).

Л. – формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

16.

Горы суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных картах

17.

Равнины суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных картах

18.

Рельеф нашей местности.

Работа по картам Ростовской области.

Тема: Гидросфера (5 ч)

19.

Мировой океан и его части.

Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме.

П.- научиться подписывать реки на контурной карте.

М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов (П.).

Л. – формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

20.

Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам.

Работа на контурных картах. Игра по карте: «Путешествие по морям и океанам».

21.

Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы нашей местности.

Работа с источниками географической информации, подготовка презентаций-сообщений

22.

Описание местных гидрологических объектов.

Конкурс рассказов о водоёмах нашей местности.

23.

Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера».

Командная игра-конкурс

Тема: Атмосфера (5ч)

24.

Суточный и годовой ход температуры.

Составление таблиц, определение суточных и годовых амплитуд.

П. – научиться извлекать информацию из дополнительных источников.

М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды» (П.).

Л. – формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

25.

Анализ графиков хода температур за месяц, год.

Составление и анализ графика температур за месяц по данным своих наблюдений.

26.

Атмосферное давление. Ветер.

Решение задач на определение атмосферного давления. Вычерчивание розы ветров по месяцам по данным своих наблюдений.

27.

Влажность. Облачность. Осадки.

Решение задач по определению абсолютной и относительной влажности. Составление диаграммы осадков по своим календарям.

28.

Погода во все времена года. Типы погоды. Климат нашей местности.

Описание погоды нашей местности, составление характеристики климата нашей местности по данным календаря, анализ климатограмм.

Тема: Биосфера. Географическая оболочка (3ч)

29.

Биосфера. Ноосфера.

Знакомство с учением В.И.Вернадского.

П. – научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере (П.)

Л. – формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач.

30.

Почвы, растения и животные нашей местности. Возможно ли автономное выживание в природе нашей местности

Работа с различными источниками информации, составление презентаций

31.

Разнообразие природных комплексов.


Тема: Человек на Земле (4ч)

32.

Земля людей. Расы. Почему мы разные. Теория аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона.

Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных гуманистов.

П.- научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

М. – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К.), проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества (Р.), уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе (П.).

Л. - формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

33.

Типы населённых пунктов.

Описание населенного пункта село Высочино

34.

Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты

Беседа. Работа с дополнительной литературой по географии и ОБЖ

35.

Итоговое занятие



















Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Дата проведения

план

факт

Тема 1. Введение (1ч)

1.

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

беседа

7.09.2005


Тема 2. География – наука комплексная (4ч)

2.

Представление о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита».

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами.

14.09.2015


3.

Российские исследователи и землепроходцы: «Виа ест вита»

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами, подготовка презентаций

21.09.2015


4.

Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой. Приборы для наблюдения.

Практическое занятие, составление памяток: «Правила поведения в природе».

28.09.2015


5.

Выдающиеся географические открытия.

Практическое занятие, оформление стенгазеты

5.10.2015


Тема: Первая карта – план местности (3ч)

6.

План местности. Условные знаки. Ориентирование на местности

Беседа, работа с планом местности, источниками географической информации

12.10.2015


7.

Способы ориентирования на местности.

Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности

19.10.2015


Тема: Географическая карта (3ч)

8.

Картография: Древний мир.

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами.

26.10.2015


9.

Картография: Средневековье.

9.11.2015


10.

Картография: Эпоха Возрождения и Новое время.

16.11.2015


11.

Географическая карта. Градусная сетка.

Практическое занятие, чтение карт по легенде, определение расстояний по градусной сетке.

23.11.2015


Тема: Оболочки Земли. Литосфера (7ч)

12.

Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.

Практическое занятие, изучение коллекции образцов минералов и горных пород.

30.11.2015


13.

Движения земной коры.

Просмотр фильма «Гибель Помпеи».

7.12.2015


14

-

15.

Вулканы Земли.

Практическое занятие, оформление стенгазеты «Действующие вулканы Земли»

14.12.2015

21.12.2015


16.

Горы суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных картах

11.01.2016


17.

Равнины суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных картах

18.01.2016


18.

Рельеф нашей местности.

Работа по картам Ростовской области.

25.01.2016


Тема: Гидросфера (5 ч)

19.

Мировой океан и его части.

Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме.

1.02.2016

8.02

20.

Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам.

Работа на контурных картах. Игра по карте: «Путешествие по морям и океанам».

8.02.2016

15.02

21.

Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы.

Работа с источниками географической информации, подготовка презентаций-сообщений

15.02.2016

15.02

22.

Описание местных гидрологических объектов.

Конкурс рассказов о водоёмах нашей местности.

22.02.2016


23.

Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера».

Командная игра-конкурс

29.02.2016


Тема: Атмосфера (5ч)

24.

Суточный и годовой ход температуры.

Составление таблиц, определение суточных и годовых амплитуд.

14.03.2016


25.

Анализ графиков хода температур за месяц, год.

Составление и анализ графика температур за месяц по данным своих наблюдений.

4.04.2016


26.

Атмосферное давление. Ветер.

Решение задач на определение атмосферного давления. Вычерчивание розы ветров по месяцам по данным своих наблюдений.

11.04.2016


27.

Влажность. Облачность. Осадки.

Решение задач по определению абсолютной и относительной влажности. Составление диаграммы осадков по своим календарям.

18.04.2016


28.

Погода во все времена года. Типы погоды. Климат нашей местности.

Описание погоды нашей местности, составление характеристики климата нашей местности по данным календаря, анализ климатограмм.

25.04.2016


Тема: Биосфера. Географическая оболочка (3ч)

29.

Биосфера. Ноосфера.

Знакомство с учением В.И.Вернадского.

2.05.2016


30.

Почвы, растения и животные нашей местности. Возможно ли автономное выживание в природе нашей местности

Работа с различными источниками информации, составление презентаций

16.05.2016


31.

Разнообразие природных комплексов.

Описание разных ПК нашей местности.

23.05.2016


Тема: Человек на Земле (4ч)

32.

Земля людей. Расы. Почему мы разные. Теория аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона.

Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных гуманистов.

30.05.2016


33.

Типы населённых пунктов.

Описание населенного пункта село Высочино.

23.05.2016


34.

Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты

Беседа. Работа с дополнительной литературой по географии и ОБЖ

30.05.2016


35.

Итоговое занятие








МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Средства обучения

  • Видеозаписи

  • Презентации

  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Энциклопедии

  • Наборы фотографий животного мира

Наглядные пособия

- натуральные живые пособия :растения, животные,

- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- гербарии; коллекции насекомых


Технические средства обучения.

- компьютер,

- медиапроектор

- экран

Список литературы


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  2. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

  3. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.

  4. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.

  5. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010

  6. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр

  7. http://www.pelikanschool.org/

  8. http://3.olimpiada.ru/index.php

  9. http://www.ug.ru/

  10. http://teacher.org.ru/

  11. http://www.rgo.ru/

  12. http://planetashkol.ru/uchitel/Default

  13. http://ourtravels.ru/index.php

  14. http://kray.ucoz.ru/

  15. http://www.ecosystema.ru/

  16. http://yuzhnyj-ural.ru/glavnaya.html

  17. http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm

  18. http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html

  19. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm

  20. И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.

  21. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г.

  22. Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г.

  23. О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.

  24. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.

  25. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.

  26. «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.

  27. И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.

  28. «Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н.М.Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!