Программа «Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.
Рабочая программа курса «Юный географ» разработана на основе следующих нормативных документов:
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа «Школа юного географа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5 классе. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Программа «Школа юного географа» рассчитана на 1 год обучения в объеме 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – до 15 человек.
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
- представление людей о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита», российские исследователи и землепроходцы, фенологические наблюдения, как наблюдать за погодой, приборы для наблюдения. Выдающиеся географические открытия.
- план местности, условные знаки, ориентирование по плану местности, способы ориентирования на местности.
- легенда карты, градусная сетка, определение географических координат по карте и глобусу.
- происхождение горных пород и минералов, горные породы и минералы нашей местности, движение земной коры, вулканизм, горы и равнины, рельеф нашей местности.
- построение графиков изменения температуры воздуха, анализ графиков хода температур за месяц, год, решение задач на определение влажности воздуха при определенной температуре, составление диаграмм влажности воздуха, описание погоды и климата нашей местности
- земля людей, расы, почему мы разные, теория аббата Мальтуса, идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона, типы населенных пунктов, природа и человек, стихийные природные явления, природные и техногенные катастрофы.
№ п/п | Тема занятия | Вид деятельности | УУД (П - предметные, Л- личностные, М - метапредметные (К. – коммуникативные, Р. – регулятивные, П. – познавательные) |
Тема 1. Введение (1ч) |
1. | Знакомство с деятельностью кружка, планирование. | беседа | П. – научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля. М.- продолжить обучение в эвристической беседе (К.), уметь самостоятельно выделять познавательную цель (Р.), уметь объяснять особенности планеты Земля (П.) Л. – развитие личностной рефлексии, толерантности |
Тема 2. География – наука комплексная (4ч) |
2. | Представление о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита». | Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. | П. – научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять для чего изучают географию. М.- выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение) (К.), формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ (Р.), уметь выявлять различия двух частей географии (П.). |
3. | Российские исследователи и землепроходцы: «Виа ест вита» | Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами, подготовка презентаций |
4. | Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой. Приборы для наблюдения. | Практическое занятие, составление памяток: «Правила поведения в природе». |
5. | Выдающиеся географические открытия. | Практическое занятие, оформление стенгазеты |
Тема: Первая карта – план местности (3ч) |
6. | План местности. Условные знаки. Ориентирование на местности | Беседа, работа с планом местности, источниками географической информации | П. – научиться определять стороны горизонта. М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности (Р.), находить основные и промежуточные стороны горизонта П.). Л. – формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
7. | Способы ориентирования на местности. | Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности |
Тема: Географическая карта (3ч) |
8. | Картография: Древний мир. | Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. | П. –Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья. М.- добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения (К.), применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника) (Р.), уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества (П.). Л. – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
9. | Картография: Средневековье. |
10. | Картография: Эпоха Возрождения и Новое время. |
11. | Географическая карта. Градусная сетка. | Практическое занятие, чтение карт по легенде, определение расстояний по градусной сетке. |
Тема: Оболочки Земли. Литосфера (7ч) |
12. | Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности. | Практическое занятие, изучение коллекции образцов минералов и горных пород. | П. – научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. М. – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К.), проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества (Р.), уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек (П.). Л. – формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию. |
13. | Движения земной коры. | Просмотр фильма «Гибель Помпеи». |
14 - 15. | Вулканы Земли. | Практическое занятие, оформление стенгазеты «Действующие вулканы Земли» | П. – научиться обозначать объекты на контурной карте. М. – полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма (П.). Л. – формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности |
16. | Горы суши. | Подготовка презентаций, работа на контурных картах |
17. | Равнины суши. | Подготовка презентаций, работа на контурных картах |
18. | Рельеф нашей местности. | Работа по картам Ростовской области. |
Тема: Гидросфера (5 ч) |
19. | Мировой океан и его части. | Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме. | П.- научиться подписывать реки на контурной карте. М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов (П.). Л. – формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
20. | Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам. | Работа на контурных картах. Игра по карте: «Путешествие по морям и океанам». |
21. | Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы нашей местности. | Работа с источниками географической информации, подготовка презентаций-сообщений |
22. | Описание местных гидрологических объектов. | Конкурс рассказов о водоёмах нашей местности. |
23. | Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера». | Командная игра-конкурс |
Тема: Атмосфера (5ч) |
24. | Суточный и годовой ход температуры. | Составление таблиц, определение суточных и годовых амплитуд. | П. – научиться извлекать информацию из дополнительных источников. М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды» (П.). Л. – формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
25. | Анализ графиков хода температур за месяц, год. | Составление и анализ графика температур за месяц по данным своих наблюдений. |
26. | Атмосферное давление. Ветер. | Решение задач на определение атмосферного давления. Вычерчивание розы ветров по месяцам по данным своих наблюдений. |
27. | Влажность. Облачность. Осадки. | Решение задач по определению абсолютной и относительной влажности. Составление диаграммы осадков по своим календарям. |
28. | Погода во все времена года. Типы погоды. Климат нашей местности. | Описание погоды нашей местности, составление характеристики климата нашей местности по данным календаря, анализ климатограмм. |
Тема: Биосфера. Географическая оболочка (3ч) |
29. | Биосфера. Ноосфера. | Знакомство с учением В.И.Вернадского. | П. – научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. М. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К.), самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (Р.), уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере (П.) Л. – формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
30. | Почвы, растения и животные нашей местности. Возможно ли автономное выживание в природе нашей местности | Работа с различными источниками информации, составление презентаций |
31. | Разнообразие природных комплексов. | |
Тема: Человек на Земле (4ч) |
32. | Земля людей. Расы. Почему мы разные. Теория аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона. | Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных гуманистов. | П.- научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. М. – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К.), проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества (Р.), уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе (П.). Л. - формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
33. | Типы населённых пунктов. | Описание населенного пункта село Высочино |
34. | Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты | Беседа. Работа с дополнительной литературой по географии и ОБЖ |
35. | Итоговое занятие | |
№ п/п | Тема занятия | Вид деятельности | Дата проведения |
план | факт |
Тема 1. Введение (1ч) |
1. | Знакомство с деятельностью кружка, планирование. | беседа | 7.09.2005 | |
Тема 2. География – наука комплексная (4ч) |
2. | Представление о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита». | Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. | 14.09.2015 | |
3. | Российские исследователи и землепроходцы: «Виа ест вита» | Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами, подготовка презентаций | 21.09.2015 | |
4. | Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой. Приборы для наблюдения. | Практическое занятие, составление памяток: «Правила поведения в природе». | 28.09.2015 | |
5. | Выдающиеся географические открытия. | Практическое занятие, оформление стенгазеты | 5.10.2015 | |
Тема: Первая карта – план местности (3ч) |
6. | План местности. Условные знаки. Ориентирование на местности | Беседа, работа с планом местности, источниками географической информации | 12.10.2015 | |
7. | Способы ориентирования на местности. | Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности | 19.10.2015 | |
Тема: Географическая карта (3ч) |
8. | Картография: Древний мир. | Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами. | 26.10.2015 | |
9. | Картография: Средневековье. | 9.11.2015 | |
10. | Картография: Эпоха Возрождения и Новое время. | 16.11.2015 | |
11. | Географическая карта. Градусная сетка. | Практическое занятие, чтение карт по легенде, определение расстояний по градусной сетке. | 23.11.2015 | |
Тема: Оболочки Земли. Литосфера (7ч) |
12. | Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности. | Практическое занятие, изучение коллекции образцов минералов и горных пород. | 30.11.2015 | |
13. | Движения земной коры. | Просмотр фильма «Гибель Помпеи». | 7.12.2015 | |
14 - 15. | Вулканы Земли. | Практическое занятие, оформление стенгазеты «Действующие вулканы Земли» | 14.12.2015 21.12.2015 | |
16. | Горы суши. | Подготовка презентаций, работа на контурных картах | 11.01.2016 | |
17. | Равнины суши. | Подготовка презентаций, работа на контурных картах | 18.01.2016 | |
18. | Рельеф нашей местности. | Работа по картам Ростовской области. | 25.01.2016 | |
Тема: Гидросфера (5 ч) |
19. | Мировой океан и его части. | Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме. | 1.02.2016 | 8.02 |
20. | Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам. | Работа на контурных картах. Игра по карте: «Путешествие по морям и океанам». | 8.02.2016 | 15.02 |
21. | Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы. | Работа с источниками географической информации, подготовка презентаций-сообщений | 15.02.2016 | 15.02 |
22. | Описание местных гидрологических объектов. | Конкурс рассказов о водоёмах нашей местности. | 22.02.2016 | |
23. | Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера». | Командная игра-конкурс | 29.02.2016 | |
Тема: Атмосфера (5ч) |
24. | Суточный и годовой ход температуры. | Составление таблиц, определение суточных и годовых амплитуд. | 14.03.2016 | |
25. | Анализ графиков хода температур за месяц, год. | Составление и анализ графика температур за месяц по данным своих наблюдений. | 4.04.2016 | |
26. | Атмосферное давление. Ветер. | Решение задач на определение атмосферного давления. Вычерчивание розы ветров по месяцам по данным своих наблюдений. | 11.04.2016 | |
27. | Влажность. Облачность. Осадки. | Решение задач по определению абсолютной и относительной влажности. Составление диаграммы осадков по своим календарям. | 18.04.2016 | |
28. | Погода во все времена года. Типы погоды. Климат нашей местности. | Описание погоды нашей местности, составление характеристики климата нашей местности по данным календаря, анализ климатограмм. | 25.04.2016 | |
Тема: Биосфера. Географическая оболочка (3ч) |
29. | Биосфера. Ноосфера. | Знакомство с учением В.И.Вернадского. | 2.05.2016 | |
30. | Почвы, растения и животные нашей местности. Возможно ли автономное выживание в природе нашей местности | Работа с различными источниками информации, составление презентаций | 16.05.2016 | |
31. | Разнообразие природных комплексов. | Описание разных ПК нашей местности. | 23.05.2016 | |
Тема: Человек на Земле (4ч) |
32. | Земля людей. Расы. Почему мы разные. Теория аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона. | Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных гуманистов. | 30.05.2016 | |
33. | Типы населённых пунктов. | Описание населенного пункта село Высочино. | 23.05.2016 | |
34. | Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты | Беседа. Работа с дополнительной литературой по географии и ОБЖ | 30.05.2016 | |
35. | Итоговое занятие | | |
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.
Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010
Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр
http://www.pelikanschool.org/
http://3.olimpiada.ru/index.php
http://www.ug.ru/
http://teacher.org.ru/
http://www.rgo.ru/
http://planetashkol.ru/uchitel/Default
http://ourtravels.ru/index.php
http://kray.ucoz.ru/
http://www.ecosystema.ru/
http://yuzhnyj-ural.ru/glavnaya.html
http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm
http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm
И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.
Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г.
Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г.
О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.
«Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.
«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.
«География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.
И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.
«Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н.М.Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год.