В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни старался реализовать себя.
• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности.
№, дата | Тема занятия | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам | Вид контроля, самостоятельной работы |
1,2 | Функционально- смысловой тип речи: рассуждение. Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи | Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. | Знать: понятия повествование, описание, рассуждение. Уметь: разграничивать различные типы речи. | Тематический контроль |
3,4 | Стили речи. Типы речи | Стили литературного языка. Сферы общения. Термины. | Знать: стилистические разновидности языка. Уметь: определять стиль в соотнесении с определенной сферой общения, анализировать языковые средства, используемые в разных стилях; соотносить стили и жанры. | Тематический контроль |
5,6 | Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности | Тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение. | Знать: отличительные особенности типа речи рассуждение. Уметь: отличать рассуждение от других типов речи; уметь строить высказывание в зависимости от цели и задачи. | Тематический контроль. |
7,8 | Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения | Композиция текста-рассуждения. Особенности построения текста-рассуждения. | Знать: структурные и композиционные особенности построения текста-рассуждения, термины: тезис, доказательство, вывод. Уметь: строить текст-рассуждение, соблюдая языковые нормы. | Тематический контроль |
9,10 | Практическое занятие: создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление) | Типы текстов-рассуждений (доказательство, объяснение, размышление) | Знать: типологию текстов-рассуждений. Уметь: создавать текст-рассуждение в зависимости от цели высказывания. | Творческая работа по созданию текста-рассуждения |
11,12 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: особенности сочинений-рассуждений на лингвистическую тему. Уметь: строить рассуждение на лингвистическую тему. | Сочинение-рассуждение (часть2, С2.1) |
13,14 | Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство | Рассуждение-доказательство в научном стиле речи | Знать: особенности текстов-доказательств. Уметь: находить текст-доказательство. | |
15,16 | Практические занятия: создание и корректировка рассуждения-доказательства | Рассуждение-доказательство как один из способов аргументации собственной позиции. | Знать: особенности рассуждения-доказательства. Уметь: аргументировать собственную позицию, создавая рассуждение-доказательство. | Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении |
17,18 | Рассуждение- объяснение. Использование вводных слов и конструкций в рассуждении-объяснении. | Структура и особенности рассуждения-объяснения | Знать: структурные особенности рассуждения-объяснения. Уметь: создавать устное высказывание в виде рассуждения-объяснения. | Устное высказывание в форме рассуждения-объяснения |
10,20 | Практическое занятие | Структура и особенности устного и письменного рассуждения-объяснения | Уметь: создавать устное и письменное рассуждение-объяснение. | Письменное высказывание в форме рассуждения-объяснения |
21,22 | Рассуждение- размышление | Особенности построения рассуждения-размышления. Использование рассуждения-размышления в художественном стиле речи. | Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления. Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля. | |
23,24 | Практическое занятие: построение рассуждения-размышления по образцу. | Особенности построения рассуждения-размышления. Значение эпиграфа. | Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления. Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля, строить текст-размышление на заданную тему по образцу, подбирать эпиграф к сочинению. | Создание собственного речевого высказывания –размышления. |
25,26 | Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста. | Проблема текста. Способы выявления проблематики текста. Способы формулирования проблемы. | Знать: термины проблема, проблематика, тема, идея. Уметь: выявлять и формулировать проблемы, сформулированные в тексте. | Задания, направленные на выявление проблематики текста |
27,28 | Практическое занятие. Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера. | Способы выявления авторской позиции и формулировки собственной точки зрения по данной проблеме. | Знать: понятие авторская позиция, лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Уметь: аргументировать собственное мнение по авторской позиции. | Индивидуальные задания. |
29,30 | Средства языковой выразительности. | Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Оксюморон. Гипербола. Литота. | Знать: средства языковой выразительности. Уметь: выявлять средства языковой выразительности в текстах и определять их роль; использовать тропы в зависимости от цели высказывания. | Анализ текста с точки зрения использования тропов. |
31,32 | Ключевые слова текста. Цитирование. | Лексические, морфологические и синтаксические «сигналы» текста. Способы цитирования. | Знать: принципы цитирования. Уметь: выделять ключевые слова и «сигналы» текста, применять различные способы цитирования. | Анализировать текст с точки зрения ключевых слов. |
33 | Зачетная работа: создание текста-рассуждения по заданной тематике. | Текст-рассуждение (доказательство, объяснение, размышление) | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять изученный материал на практике. | Создание сочинения-рассуждения одного из типов (доказательство, объяснение, размышление) |
34 | Редактирование сочинений-рассуждений по заданной тематике. | Типология речевых и грамматических ошибок и недочетов. | Уметь: редактировать собственное речевое произведение. | |