УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
«СОШ им. Р. Г. Карманова»
с. Усть-Нем Уляшева Н.И.
/_________/
Программа
кружка
«Художественное чтение»
Автор-
учитель высшей категории
коми языка и литературы Нестерова Е.Ф.
2013-2014 г.г.
Содержание:
-Пояснительная записка
-Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы
-Учебно-тематический план
-Основное содержание тематического плана
-Информационно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 64 часов, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних и старших классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
Активное участие в школьных ,муниципальных и республиканских смотрах, конкурсах и других мероприятиях.
Задачи:
-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к национальной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Состав кружка
Кружок состоит из учащихся 5-10 классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Результативность работы кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных, республиканских мероприятиях творческого характера.
Учебно-тематический план.
Тема (блок) | Кол-во часов | Форма занятия | Учебный материал | Примечание |
Введение Цели и задачи кружка «Художественное чтение» | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя | |
Техника речи. 2)Искусство дыхания | 1 1 | Беседа (теория) | Стихи | |
3)Голос | 2 | Практическое | Стихи | |
4)Дикция | 2 | Практическое | Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки | |
5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся | 3 | Практическое | Стихи о Родине | |
6)Конкурс чтецов (любимые стихи) | 2 | Конкурс | Стихи о Родине | |
Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения. | 1 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя | |
8)Орфоэпическое произношение | 1 | Практическое | Стихи о родной природе | |
9)Тренировочные упражнения | 2 | Практическое | Стихи | |
Интонация. 10)Темп. Ритм. | 1 | Беседа (теория) | Стихи | |
11)Эмоционально-образная выразительность | 2 | Практическое | Стихи | |
12)Сопереживание. | 2 | Практическое | Стихи патриотической тематики | |
13)Паузы | 2 | Практическое | Любовная лирика | |
14) Чтение по ролям | 2 | Практическое | | |
15)Конкурс стихов «Коми поэты о природе». | 2 | Конкурс | Стихи | |
16)Выразительное чтение прозы | 2 | Практическое | Стихотворения в прозе | |
Рассказывание 17)Виды рассказывания | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя | |
18)Рассказ близкий к тексту | 2 | Практическое | Рассказы | |
19)Рассказ в сокращении | 2 | Практическое | | |
20)Рассказ с изменением лица рассказчика | 2 | Практическое | | |
21)Импровизированный рассказ | 2 | Практическое | | |
22)Рассказывание в детской аудитории | 2 | Практическое | | |
Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя | |
24)Особенности чтения басни. | 2 | Практическое | Басни | |
25)Чтение сонетов | 2 | Практическое | Сонеты | |
26)Баллады | 2 | Практическое | Баллады | |
27)Конкурс чтецов | 2 | Конкурс | Произведения разных литературных жанров. | |
Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. | 1 | Беседа (теория) | Лекция учителя | |
29) Эхо рифма | 2 | Практическое | | |
30) Фигурные стихи | 2 | Практическое | Стихи | |
31)Конкурс чтецов | 2 | Конкурс | Пейзажная лирика | |
Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория | 2 | Беседа (теория) | Лекция учителя | |
33)Конкурс чтецов ко Дню Победы | 2 | Практическое | Патриотическая лирика | |
34)Конкурс стихов о Шарье | 2 | Конкурс | Пейзажная лирика | |
35)Подведение итогов работы. Награждение учащихся, принявших участие в творческих конкурсах разного уровня. | 1 | | | |
Всего за год | 64 | | | |