СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка Юный краевед

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка Юный краевед»


Управление образования администрации

Хомутовского района Курской области

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Хомутовский Дом детского творчества»



Принята на заседании

педагогического совета

от «_____» _________________20____г.

Протокол №_________________

Утверждаю:

Директор МКУ ДО

_____________ (Арбузова Н.И.)

«_____» ______________ 20_____г.










Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческого направления

«Юный краевед»





Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:

Дунайцева Антонина Владимировна, педагог дополнительного образования






с. Калиновка, 2016 г.


Пояснительная записка


В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.

Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.

Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.

Для изучения географии своей местности предлагается следующее объединение: «Юный краевед».

Детское объединение «Юный краевед» работает с января 2016 г. Объединение посещают учащиеся МКОУ «Калиновская СОШ». Объединение работает с понедельника по четверг с 17.00 до 17.45. Объединение посещают учащиеся разного возраста от 11 до 13 лет (6-7 классы).

Объем часов: 144 часа, теоретическая часть - 60 часов, практическая часть - 84 часа. Форма обучения – очная.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного села, района, области, страны. Знакомство с историей села вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала программы объединения.

У воспитанников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в аудитории, туристические походы, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия.

Особое место в программе принадлежит исследовательской деятельности. Предполагается написание исследовательских работ, участие в конференциях, конкурсах.



Цель детского объединения: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.


Задачи детского объединения:

I. Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

II. Развивающие:

  1. Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.


Планируемые результаты

работы детского объединения «Юный краевед»

Обучающиеся получат возможность:

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • расширить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей области и района;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, банка исследовательских и проектных работ учеников;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой;

  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.




Учащиеся должны знать:

- основные термины и понятия минералогии, петрографии;

-основные виды туризма;

-основные методы ориентирования на местности;

-основные виды растений и животных родного края;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований;

-особо охраняемые территории и памятники природы родного края;

-историю образования и развития села;

Должны уметь:

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в селе и районе;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-различать памятники природы;

-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

-различать охраняемые растения и животных Хомутовского района;

-работать с литературой;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.


Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

1

Введение

1

1


2

План и карта

12

4

8

3

Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые

14

6

8


4

Туризм и его виды

12

5

7


5

Климатические особенности, внутренние воды села

16

6

10


6

Почвы, растительный и животный мир окрестностей села.

16

6

10

7

Возникновение и развитие села

16

8

8


8

Улицы и учебные заведения нашего села и района

16

8

8


9


Фермерские хозяйства села


25

10

15


10


Знаменитые люди Курской области


16


6


10


всего

144

60

84


Содержание учебного плана


1. Введение (1 час) Цели и задачи объединения «Юный краевед». Инструктаж по технике безопасности

Тема 2. План и карта (12 часов)

Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.

Тема 3. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. (14 часов)

Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, виртуальная экскурсия в «Музей камня», экскурсия на песчаный карьер.

Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях села, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.

Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки.


Тема 4. Туризм и его виды (12 часов)

Основные понятия: туризм, виды туризма, туристические узлы (прямой, встречный, булинь, восьмерка), бивак, стихийные и чрезвычайные ситуации.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, походы выходного дня.

Содержание темы: что такое туризм, виды туризма в России и мире, туристическое снаряжение, как собраться в поход, стихийные природные явления, способы поведения во время стихийных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.

Практические занятия: обучение завязыванию туристических узлов, передвижение по переправе, устройство ночлега, сооружение и разжигание костра, определение съедобных растений по картинкам, поведение во время стихийных природных явлений, способы


автономного выживания в условиях природной среды. Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. По возможности – посещение одного из интересных объектов района. Участие в фестивале. Изготовление поделок.

Тема 5. Климатические особенности и внутренние воды села. (16 часов)

Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Водоёмы в окрестностях села и их происхождение. Опасные природные явления.

Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над мини-проектом «Капелька».


Тема 6. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей села. (16 часов).

Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей Калиновки.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», растительный и животный мир района.

Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.


Тема 7. Возникновение и развитие района. (16 часов)

Основные понятия: город, герб, флаг - символы власти.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей района.

Содержание темы: Герб и флаг области и района. Историческое прошлое района.

Возникновение и развитие села. Географическое положение и природные условия

Географическое положение с. Калиновка. Геологическая история. Природные условия села и его окрестностей.

Практические занятия: История происхождения названий населённых пунктов. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными




природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Тема 8. Улицы и учебные заведения села и района. (16 часов)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники района. Учебные заведения района. История развития образования в районе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Калиновский СХТ.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего села». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».


Тема 9. Фермерские хозяйства села. (25 часов)

Основные понятия: отраслевая структура, ремонтные мастерские, сельхозтехника, сельхозкультуры, животноводство, земледелие.

Форма занятий: экскурсии, статистические исследования, создание презентаций.

Содержание темы: Развитие хозяйства села. Развитие села в 20 веке. Фермерские хозяйства. Источники загрязнения воды и атмосферы в окрестностях села и в районе. Экологические проблемы и пути их решения.

Практические занятия: Экскурсии. Составление картосхем хозяйств. Создание презентаций. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

Тема 10. Знаменитые люди села и области. (16 часов)

Форма занятий: теоретические занятия

Содержание темы: Знаменитые люди (труженики сельского хозяйства, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие области и страны.

Практические занятия: работа с различными источниками информации. Создание презентаций.


Комплекс организационно-педагогических условий

Материально-техническое обеспечение

Занятия в основном проходят в кабинете географии и ИКТ.

  1. Телевизор JVC BE – 2101 – 1 щт. (310 код)

  2. DVD – плеер + VHS LG – 1 шт. (310)

  3. Ноутбук

  4. Мультимедиапроектор

  5. Экран

  6. Коллекция минералов и горных пород для средней школы – 4шт.

  7. Коллекция полезных ископаемых для 7 кл.- 4 шт.

  8. Коллекция строительных материалов – 2 шт.

  9. Коллекция «Каменный уголь» - 1 шт.

  10. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» - 1 шт.

  11. «Торф» - 1 шт.

  12. «Торф и продукты его переработки» - 1 шт.

  13. «Гранит и его составные части» - 2 шт.

  14. «Известняк» - 1 шт.


  1. Коллекция образцов коры и древесины – 1 комплект из 4 частей

  2. Комплект приборов и инструментов топографических -1 шт.

  3. Флюгер (демонстрационная модель) -1 шт.


Методические материалы

Способы проверки результатов работы:

-выставки

-учебно-исследовательские конференции

-туристические походы

-олимпиады


В объединении учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, делают презентации, исследовательские работы. В работе широко используются интернет-ресурсы. При проведении занятий используются следующие формы: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, лекция, творческая мастерская.


Примерные темы творческих работ учащихся:


  1. Горные породы и минералы в районе (создание коллекции).

  2. Фенологические и климатические наблюдения. Составление описания растительного и животного мира. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени, зиме, весне, лете. Стихи местных авторов о временах года (создание коллекции)

  3. Памятники и памятные места в районе (подготовка фотоальбома и рисунков).

  4. Мини-проект «Название улиц моего села».

  5. Мини-проект «История школы в лицах»

  6. Профессии родителей и места их работы. Создание презентации.

  7. Творческий отчет об экскурсии в хозяйство. Создание презентации.

  8. Состояние природной среды в районе.

  9. Стихи, рассказы о родном крае.

  10. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

  11. Мини-проект «Капелька».

  12. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников.


Изучение программы завершается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих самостоятельных работ учащихся, оформляется выставка фотографий, рисунков о родном крае, о малой родине.












Планирование исследовательской деятельности учащихся кружка «Юный краевед»




Направления


Исследовательская деятельность

1


Геология


  1. Создание коллекции минералов и полезных ископаемых района.

  2. Виртуальная экскурсии в музей «Камня»

  3. Создание презентации.


2


Внутренние воды своей местности


1. Определение доступных характеристик воды ручья Калинового, сельского пруда.

2. Создание мини-проекта «Капелька»


3


Почвы

1. Изучение типов почв пришкольного участка.

2. Создание проекта «Загрязнение почвы в окрестностях села мусорными свалками»


4


Улицы села


1. Работа с различными источниками информации.

2. Создание мини-проекта «Название улиц моего села».


5


Фермерские хозяйства


1. Экскурсии на участки фермерского хозяйства «Сапфир» Бурухина В.А.

2. Изучение продукции, выпускаемой в производимой в фермерском хозяйстве.

3. Создание презентации: «Продукция местных фермерских хозяйств».


6


Состояние природной среды села, района


1. Создание туристического маршрута по своему району.

2. Создание мини-проектов о способах переработки вторсырья: «Отходам - вторую жизнь»

7

Учебные заведения района

1. Создание мини-проекта «История школы в лицах»

8

Знаменитые люди села и района

1. Работа с различными источниками информации.

2. Посещение краеведческого музея.

3. Создание презентации.








Литература


  1. Белан Л.Н., Бабаева С.Ф. Определитель минералов и горных пород: Методическое руководство.-Уфа, РИО БашГУ, 2003.

  2. Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Республиканский мультимедиа центр, 2001.

  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  4. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

  5. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.

  6. Кошевой В. А., Лобжанидзе А. А. География. Земля. Учебник для 6 класса. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

  7. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс», 2001.

  8. Сиротин В. И. Программно – методические материалы. География 6-9 классы. М.: Дрофа,2001.

  9. Черемсин П. А. Виды современного туризма./География в школе, №6,2003г.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!