Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Мишелевская средняя общеобразовательная школа №19»
Усольского района
Программа
кружка дополнительного образования
«Химические секреты агронома»
Срок реализации 1 год
(Возраст обучающихся – 10-12 лет)
Разработана
педагогом дополнительного
образования
Сластной Оксаной Анатольевной
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В последнее время ориентация образовательного учреждения направлена на более эффективную подготовку молодежи к жизнедеятельности в современном высокотехнологическом обществе. Огромное значение в данном аспекте имеет ориентация на производственную сферу региона.
Современная политика администрации Иркутской области направлена на устойчивое развитие сельских территорий. Поэтому, проблема подготовки кадров для села остается наиболее остро.
Сельская школа – важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. В новых социально – экономических условиях сельские дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально. Важнейшей задачей сельской школы является формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник сельской школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.
В этих условиях введение агробизнес - образования в школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб. Кружок «Химические секреты агронома» является одной из ступенек агробизнес-образования.
Адаптивная программа кружка дополнительного образования «Химические секреты агронома» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и авторской программы «Химические секреты агронома» авт.- сост. Г.В. Шевякова. Предпрофильное обучение. - Москва. Дрофа. 2007.- 94-97с.
Кружок «Химические секреты агронома» способствует формированию сельскохозяйственной грамотности обучающихся и направлен на ориентирование обучающихся овладением сельскими профессиями
Цель программы: создание условий для формирования сельскохозяйственной грамотности и практического применения знаний и умений при выращивании растений
Задачи программы:
- дать учащимся основы агрономических знаний и умений, необходимых для выполнения анализов почв и определения потребности растений в элементах питания;
- воспитывать у учащихся бережное и рациональное отношение к природе и результатам своего труда, разумное использование химических веществ с целью охраны здоровья людей;
- сформировать определенные практические умения и навыки по основам агрономии;
- развивать умение работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- сформировать у учащихся интерес к сельскохозяйственным профессиям.
Программа знакомит учащихся с основами агрохимии: питанием растений, методами анализа почв, удобрений, растений, с применением химических препаратов в сельском хозяйстве. Теоретической основой служат знания, полученные учащимися на уроках биологии, математики, технологии. Учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, приобретают более прочные умения и навыки в решении практических и расчетных задач, в проведении наблюдений и эксперимента с целью анализа конкретных ситуаций. Содержание программы кружка построено на основе логической связи между особенностями почвенного состава веществ, их химическими свойствами и практической целесообразностью использования. Содержание курса подчеркивает антропогенное влияние на почвенные ресурсы, а также охватывает вопросы охраны труда при работе с минеральными удобрениями, гигиены питания и охраны окружающей среды.
Принципы реализации программы: гуманизаия, социализация, дифференциация, индивидуализация.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа с обязательным перерывом через каждые 45 минут.
Участники: обучающиеся 5-6 классов(10-12 лет)
Ведущие методы и приёмы:
Методы организации и учебно-познавательной деятельности обучающегося: словесной передачи информации и слухового восприятия, передачи информации с помощью практической деятельности.
Приёмы: беседа, рассказ, инструктаж, работа с книгой, составление плана, конспектирование, анализ.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
1. Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий.
2. Познавательные методы: выполнение творческих заданий, опытнических и практических работ, наблюдение в природе, экскурсии, участие в массовых мероприятиях, экологических акциях.
3. Волевые методы: предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности.
Методы контроля:
1. Устные: индивидуальный опрос.
2. Письменные: тестирование, кроссворды, самостоятельная работа, опытническая и практическая работа.
Технологии:
- технология развивающегося обучения;
- личностно – ориентированного обучения;
- информационно – коммуникативные.
Организационные формы обучения:
- групповые;
- индивидуальные.
Формы контроля:
1. Психолого-педагогическое наблюдение.
2. Выполнение опытнических работ.
3.Тестирование.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- развитие интереса к занятиям в объединении;
- углубление и совершенствование знаний воспитанников в области биологии и экологии растений;
- формирование умений и навыков в основах агрономии;
- развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
- формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате работы по программе «Химические секреты агронома» обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов (определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, учиться делать выбор); метапредметных результатов: регулятивных УУД(определять и формулировать цель деятельности; высказывать свое мнение; работать по предложенному плану; отличать верную информацию; давать оценку собственной деятельности и деятельности товарищей); познавательных УУД (ориентироваться в своей системе знаний; отбирать источники информации; добывать новые зщнания; перерабатывать полученную информацию; преобразовывать информацию); коммуникативные УУД( уметь донести свою позицию до других; оформить свои мысли в устной и письменной речи; договариваться о правилах общения и поведения на практических занятиях и следовать им); предметных результатов: (овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды)
Требования к уровню подготовки
По окончании курса обучающиеся должны:
Знать :
профессии, связанные с сельским хозяйством;
основы полеводства и овощеводства;
различные комнатные растения и садовые цветы, и способы ухода за ними;
приборы и оборудование для работы на участке;
различные заболевания растений и методы борьбы с ними.
Уметь:
уметь применять теоретические знания на практике
работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
определять тип почв по образцам разными методами;
определять вредных насекомых, болезни растений, сорняки;
определять различные виды минеральных удобрений;
выявлять и описывать виды антропогенного воздействия на природу;
ухаживать за растениями, вести наблюдения за сельскохозяйственными растениями;
анализировать влияние различных видов хозяйственной деятельности людей на состояние природной среды;
владеть методиками исследовательской работы;
проводить защиту исследовательской работы, проекта.
Механизм оценки результатов:
Критерии и показатели реализации программы
Стремление воспитанников к получению новой информации и самообразованию.
Умение воспитанников ориентироваться в многообразии полевых и овощных культур, а также основах агротехники.
Сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности.
Расширение кругозора, а также умение объективно оценить состояние и направления развития агробизнесобразования, наметить пути повышения эффективности и доходности в этой отрасли.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Всего занятий | Теоретических | Практических |
| Введение | 3 | 3 | |
1 | Понятие об агрономии | 10,5 | 6 | 4,5 |
2 | Минеральные удобрения | 12 | 8 | 4 |
3 | Охрана природы и здоровья человека. | 4,5 | 3 | 1,5 |
4 | Полевые и овощные культуры | 18 | 6 | 9 |
5 | Профессии, связанные с сельским хозяйством | 3 | 1 | 2 |
6 | Вредители сельскохозяйственных растений | 3 | 2 | 1 |
7 | Болезни растений | 3 | 2 | 1 |
8 | Сорные растения | 3 | 2 | 1 |
9 | Цветоводство | 13,5 | 7 | 6,5 |
10 | Весенние хлопоты | 28,5 | 6 | 22,5 |
| итого | 102 | 46 | 56 |
Содержание программы
Введение (3 ч) Знакомство с учебно-опытным участком, планом и режимом работы объединения. Социально – экономическая характеристика Иркутской области, ее природные ресурсы, потребность в кадрах. Круговорот веществ в земледелии, воздействие на химические процессы, протекающие в почве и растениях.
Тема 1 Понятие об агрономии (10,5 ч) Основоположники агрономии и их работы. Агрономическая характеристика почв. Компоненты почвы. Охрана почвы от загрязнения и разрушения. Химические способы защиты и повышения качества почвы. Полевое изучение почвы. Подготовка лабораторных проб почвы для анализа и условия их хранения. Роль химических элементов в питании растений. Получение питательных веществ растениями. Мониторинг минерального питания растений. Севообороты.
Практические работы(4,5ч): Изучение кислотности почв. Составление картограмм кислотности почв.
Изучение почв (внешний вид, взвешивание, прокаливание, определение основных компонентов ит. п.).
Обнаружение железа и меди в почве.
Тема 2 Минеральные удобрения.(12ч) Классификация минеральных удобрений: микроудобрения, макроудобрения. Азотные, калийные, фосфорные, смешанные удобрения. Примеры удобрений. Ограничения в применении отдельных удобрений. Физические и химические свойства минеральных удобрений. Влияние удобрений на почву и растения. Причины повышения кислотности почв и способов ее снижения. Регулирование минерального состава почв.
Практические работы: Определение хлорид-, сульфат-, нитрат- анионов, катионов аммония. Определение содержания нитратов.
Химический анализ минеральных удобрений. Определение удобрений. Правила обращения с минеральными удобрениями. Хранение удобрений.
Тема 3 Охрана природы и здоровья человека (4,5 ч) ПДК. Расчеты предельно допустимой концентрации удобрений в почве, доз внесения. Токсическое действие нитратов на организм. Кислотные дожди и их вредное воздействие.
Тема 4 Полевые и овощные культуры(18ч) Хлебные злаки: овёс, пшеница, рожь, ячмень. Путешествие в страну «Агрос». История возникновения полевых культур, места произрастания, агротехника полевых культур, питательная ценность, применение.
Практическая работа «Определение мягкой и твёрдой пшеницы по колосу и зерну». Ознакомиться по таблице с отличительными признаками мягкой и твёрдой пшеницы по колосу и зерну. Рассмотреть зёрна различных сортов пшеницы и по отдельным признакам выделить семена твёрдой и мягкой пшеницы, зарисовать их в тетрадь и описать.
Технические культуры. Применение технических культур (сахарная свёкла, подсолнечник) в пищевой, текстильной, мыловаренной, лакокрасочной, парфюмерной, фармацевтической и других отраслей промышленности. Общая характеристика культуры. Агротехника, способы переработки, использование в пищу.
Кормовые культуры (кормовая свекла, подсолнечник, брюква, морковь, кукуруза, кормовая капуста).
Общая характеристика культуры. Агротехника, способы переработки, применение. «Своя игра».
Подведение итогов по пройденной теме: составление кроссворда «Полевые культуры».
Овощные культуры. Знакомство с понятием «Легумия». С французского Легум – овощ, Легумия – огород. Овощные культуры, семейства: капустные, тыквенные, лилейные, маревые, бобовые, паслёновые, зелёные и многолетние овощные растения, пряные растения. Работа с гербарием. Загадки, пословица. Лотерея «Всем, всем, всем».
Овощные культуры, семейства крестоцветных. Сорта капусты: белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, кольраби. Морфологические особенности. Сорта. Биологические особенности. Место в севообороте и удобрение. Обработка почвы. Посадка рассады. Уход за растениями. Защита растений от вредителей и болезней. Уборка урожая. Составление кроссворда «Овощной».
Плодовые овощные культуры семейства Паслёновые - томат. Родина томата. Полезные вещества: углеводы, белки, витамины и микроэлементы. Биологические особенности. Сорт, цвет, форма. Агротехнические приёмы (рыхление, полив, удобрение). Сбор урожая, учёт, хранение. Применение. Сортовые новинки. Украшение клумб, балконов, беседок, выращивание в горшках на подоконнике.
Плодовые овощные культуры семейства Тыквенные – огурец, кабачок, тыква, патиссон. Знакомство с семейством тыквенных. Происхождение. Питательная ценность, лечебные свойства. Формы (вытянутые, плоские, шарообразные). Цвет. Агротехнические приёмы (рыхление, полив, удобрение). Сбор урожая, учёт, хранение. Применение. Составление рассказа – описания с опорой на план.
Зеленые и многолетние овощные растения. Петрушка, укроп, салат, шпинат, зелёный лук.
Родина зелёных и многолетних растений. Биологические особенности. Сорта.
Питательная ценность. Лечебные свойства. Применение в народной медицине. Защита реферата, гербария. Вопросы – закрепление.
Конкурс «Юные огородники». Тема, цель, задачи конкурса «Юные огородники». Формирование двух команд «Колосок» и «Геркулес». Приветствие команд. Конкурсы: «Вершки – корешки». Реклама овощных культур.
Игра с залом. Подведение итогов. Награждение.
«Разминка», «Загадки», «Овощное ассорти», «Богатый урожай», «Овощной брейн-ринг».
Тема 5(3ч) Дискуссия «Все профессии нужны». Знакомство с сельскохозяйственными профессиями: механизатор, мелиоратор, агроном.
Профессия «агроном» и её востребованность. Тестирование «Проверь свои возможности». Профориентация по специальности «Агроном». Чтение стихотворений о труде, загадок и пословиц. Приглашение работников сельского хозяйства.
Тема 6(3ч) Вредители сельскохозяйственных растений. Вредители овощных культур: насекомые, клещи, нематоды, некоторые грызуны, отдельные виды птиц. Изучение таблицы «Вредители овощных культур». Схема цепей питания в поле, саду, огороде.
Тема 7(3ч) Болезни растений. Болезни овощных культур: инфекционные (заразные): шейковая гниль, антракноз, бурая пятнистость, мучнистая роса, корнеед, фомоз. Неинфекционные (незаразные): магниевое голодание, калийная недостаточность, микроэлементов и железа у растений, азотное голодание, фосфорное голодание.
Причины, вызывающие болезни овощей. Внешние признаки. Изучение таблицы «Болезни овощных растений».
Химические и биологические методы борьбы с болезнями.
Меры борьбы: Отбраковывание больных овощей, распространение вредителей, перекопка почвы, освобождение от сорняков.
Тема 8(3ч) Сорные растения. Сорные растения: мокрица, лебеда, ширица, василёк, костёр. Размножение: летучки – переносятся ветром, шипы, крючки, защипки. Распространение: луга, пастбища, возле дорог, вокруг жилья. Работа с таблицей «Сорные растения». Агротехнические, биологические и химические способы борьбы с сорными растениями. Агротехнические: обкашивание сорняков во время цветения, скашивание засорённых лугов до начала созревания семян сорняков, правильный севооборот, правильная обработка почвы. Биологические способы при помощи насекомых и грибов. К химическому способу относится использование гербицидов.
Тема 9 (13,5ч) Учащиеся знакомятся с уборкой однолетних цветковых растений, заготовкой земляной смеси, использованием однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений и подготовкой цветника к весенне- летнему сезону. Они осваивают приемы работы на пришкольном озеленительном участке. Учатся ухаживать за комнатными растениями.
Тема 10 (28,5ч) Сельскохозяйственный инвентарь: грабли, лопаты, вилы, лейки, носилки, совки, рыхлители. Способы применения: перекопка почвы, полив, рыхление, прополка. Хранение. Полезные идеи. Игра «Кладовая огородника». Сценка «Лень». Загадки. Кроссворд. Пословицы о труде. Теплицы, парники, малогабаритные плёночные укрытия. Виды теплиц и парников. Работа с литературой. Практическая работа «Подготовка грунта для выращивания рассады овощных культур».
Состав грунтов: дерновая, полевая, перегнойная земля, торф.
Удобрения: соломистый коровяк, свиной навоз, конский навоз. Подготовка грунта (смешивание грунта с удобрением), заполнение ящиков, выравнивание. Техника безопасности. Практическая работа «Определение всхожести семян томатов, перца и их посевную годность». Практическая работа « Сортировка, протравливание, обработка микроудобрениями, закаливание семян томатов, перца». Практическая работа «Посев семян перца». Практическая работа «Посев семян томатов». Практическая работа «Ранняя капуста стартует в марте». Практическая работа «Посев семян поздней капусты». Опытническая работа. Тема: Влияние предпосевной закалки семян на урожайность помидоров. Общие приёмы ухода за овощными культурами.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Часы | Дата | Основные виды УД |
1-2 | Введение | 3 | 01.09.16 06.09.16 | Знакомство с учебно-опытным участком, планом и режимом работы объединения |
| Понятие об агрохимии | 10,5 | | |
3 | Понятие об агрохимии | 1,5 | 08.09.16 | Понятие об агрономии Агрономическая характеристика почв. Компоненты почвы. Охрана почвы от загрязнения и разрушения. Химические способы защиты и повышения качества почвы. Подготовка лабораторных проб почвы для анализа и условия их хранения. Роль химических элементов в питании растений. Получение питательных веществ растениями. Практические работы |
4 | Календарь огородника | 1,5 | 13.09.16 |
5 | Агрономическая характеристика почв. Компоненты почвы. | 1,5 | 15.09.16 |
6 | Охрана почв от загрязнения и разрушения. | 1,5 | 20.09.16 |
7 | Роль химических элементов в питании растений. Практическая работа Изучение состава почв | 1,5 | 22.09.16 |
8 | Практическая работа Изучение кислотности почв. | 1,5 | 27.09.16 |
9 | Практическая работа Обнаружение железа и меди в почве Севообороты. | 1,5 | 29.09.16 |
| Минеральные удобрения | 12 | | |
10 | Классификация минеральных удобрений. | 1,5 | 04.10.16 | Классификация минеральных удобрений: микроудобрения, макроудобрения. Причины повышения кислотности почв и способы ее снижения. Регулирования минерального состава почв. |
11 | Практическая работа Примеры удобрений | 1,5 | 06.10.16 |
12 | Ограничения в применении отдельных удобрений. | 1,5 | 11.10.16 |
13 | Физические и химические свойства минеральных удобрений. | 1,5 | 13.10.16 |
14 | Практическая работа Влияние удобрений на почву и растения. | 1,5 | 18.10.16 |
15 | Причины повышения кислотности почв и способов ее снижения. Регулирование минерального состава почв. | 1,5 | 20.10.16. |
16 | Практическая работа Правила обращения с минеральными удобрениями. | 1,5 | 25.10.16 |
17 | Хранение удобрений | 1,5 | 27.10.16 |
| Охрана природы и здоровья человека. | 4,5 | | |
18 | ПДК. Расчеты предельно допустимой концентрации удобрений в почве, доз внесения. | 1,5 | 08.11.16 | Понятие ПДК. Проведение расчетов. Поиск информации о токсическом действии нитратов, воздействии кислотных дождей |
19 | Практическая работа «Очистка овощей от нитратов». Техника безопасности при работе с ножом. | 1,5 | 10.11.16 |
20 | Кислотные дожди и их вредное воздействие. | 1,5 | 15.11.16 |
| Полевые и овощные культуры | 18 | | |
21 | Хлебные злаки: овёс, пшеница, рожь, ячмень. Путешествие в страну «Агрос». | 1,5 | 17.11.16 | |
22 | Практическая работа «Определение мягкой и твёрдой пшеницы по колосу и зерну». | 1,5 | 22.11.16 | |
23 | Технические культуры | 1,5 | 24.11.16 | Общая характеристика культуры. Агротехника, способы переработки, использование в пищу |
24 | Применение технических культур | 1,5 | 29.11.16 | Применение технических культур (сахарная свёкла, подсолнечник) в пищевой, текстильной, мыловаренной, лакокрасочной, парфюмерной, фармацевтической и других отраслях промышленности. |
25 | Кормовые культуры (кормовая свекла, подсолнечник, брюква, морковь, кукуруза, кормовая капуста). | 1,5 | 01.12.16 | |
26 | Общая характеристика культуры. Агротехника, способы переработки, применение. | 1,5 | 06.12.16 | «Своя игра». |
27 | Подведение итогов по пройденной теме: составление кроссворда «Полевые культуры». | 1,5 | 08.12.16 | Защита кросссворда |
28 | Овощные культуры. Работа с гербарием. Загадки, пословица. Лотерея «Всем, всем, всем». | 1,5 | 13.12.16 | Семейства: капустные, тыквенные, лилейные, маревые, бобовые, паслёновые, зелёные и многолетние овощные растения, пряные растения. |
29 | Овощные культуры, семейства крестоцветных. Капуста | 1,5 | 15.12.16 | Сорта капусты: белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, кольраби. Морфологические особенности. Сорта. Биологические особенности. Место в севообороте и удобрение. Обработка почвы. Посадка рассады. Уход за растениями. Защита растений от вредителей и болезней. |
30 | Плодовые овощные культуры семейства Паслёновые - томат. | 1,5 | 20.12.16 | Родина томата. Полезные вещества: углеводы, белки, витамины и микроэлементы. Биологические особенности. Сорт, цвет, форма. Агротехнические приёмы (рыхление, полив, удобрение). Сбор урожая, учёт, хранение. Применение. Сортовые новинки. Украшение клумб, балконов, беседок, выращивание в горшках на подоконнике. |
31 | Плодовые овощные культуры семейства Тыквенные – огурец, кабачок, тыква, патиссон. | 1,5 | 22.12.16 | Знакомство с семейством тыквенных. Происхождение. Питательная ценность, лечебные свойства. Формы (вытянутые, плоские, шарообразные). Цвет. Агротехнические приёмы (рыхление, полив, удобрение). Сбор урожая, учёт, хранение. Применение. Составление рассказа – описания с опорой на план. |
32 | Зеленые и многолетние овощные растения. | 1,5 | 27.12.16 | Петрушка, укроп, салат, шпинат, зелёный лук. Родина зелёных и многолетних растений. Биологические особенности. Сорта. Питательная ценность. Лечебные свойства. Применение в народной медицине. Защита реферата, гербария. Вопросы – закрепление. |
| Профессии, связанные с сельским хозяйством | 3 | | |
33 | Знакомство с сельскохозяйственными профессиями: механизатор, мелиоратор, агроном. | 1,5 | 12.01.17 | Приглашение работников сельского хозяйства Профессия «агроном» и её востребованность. Тестирование |
34 | Тестирование «Проверь свои возможности». Профориентация по специальности «Агроном». Чтение стихотворений о труде, загадок и пословиц. | 1,5 | 17.01.17 |
| Вредители сельскохозяйственных растений | 3 | | |
35 | Вредители овощных культур. | 1,5 | 19.01.17 | Изучение таблицы «Вредители овощных культур». Экологические способы сохранения урожая овощных растений. Техника безопасности при обработке вредителей |
36 | Меры борьбы с вредителями, сроки и способы борьбы. | 1,5 | 24.01.17 |
| Болезни растений | 3 | | |
37 | Болезни овощных культур | 1,5 | 26.01.17 | Инфекционные болезни(заразные): шейковая гниль, антракноз, бурая пятнистость, мучнистая роса, корнеед, фомоз. Неинфекционные (незаразные): магниевое голодание, калийная недостаточность, микроэлементов и железа у растений, азотное голодание, фосфорное голодание. |
38 | Практическая работа - обработка растений от болезней | 1,5 | 31.01.17 | Химические и биологические методы борьбы с болезнями. Меры борьбы: Отбраковывание больных овощей, распространение вредителей, перекопка почвы, освобождение от сорняков. |
| Сорные растения | 3 | | |
39 | Сорняки. «Закон пустоты». | 1,5 | 02.02.17 | Сорные растения: мокрица, лебеда, ширица, василёк, костёр. Размножение: летучки – переносятся ветром, шипы, крючки, защипки. Распространение: луга, пастбища, возле дорог, вокруг жилья. Работа с таблицей «Сорные растения». |
40 | Сорняки. Меры борьбы с ними Практическая работа | 1,5 | 07.02.17 | Агротехнические, биологические и химические способы борьбы с сорными растениями. Агротехнические: обкашивание сорняков во время цветения, скашивание засорённых лугов до начала созревания семян сорняков, правильный севооборот, правильная обработка почвы. Биологические способы при помощи насекомых и грибов. К химическому способу относится использование гербицидов. |
| Цветоводство | 13,5 | | |
41 | Культурные цветковые растения | 1,5 | 09.02.17 | Знакомство с разнообразием цветковых культур распространенных в местных условиях |
42 | Уход за комнатными растениями | 1,5 | 14.02.17 | Правила и приемы полива комнатных растении |
43 | Цветковые растения, размножаемые семенами | 1,5 | 16.02.17 | Характеристика внешнего вида декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике |
44 | Инвентарь для работы в цветнике Подготовка почвы для посева семян | 1,5 | 21.02.17 | Земляные смеси для посева рассады . Составление земляной смеси. Практические работы |
45 | Посев цветочных растений в ящики для рассады | 1,5 | 28.02.17 | Виды цветковых растений. Посев семян. |
46 | Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц | 1,5 | 02.03.17 | Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц |
47 | Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений | 1,5 | 07.03.17 | Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений |
48 | Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений | 1,5 | 09.03.17 | Подготовка почвы и посадка в нее рассады. |
49 | Высадка рассады однолетних цветковых растений | 1,5 | 14.03.17 | Высадка рассады цветковых растений |
| Весенние хлопоты | 28,5 | | |
50 | В кладовке огородника | 1,5 | 16.03.17 | |
51 | Сооружения защищенного грунта | 1,5 | 21.03.17 | Теплицы, парники, малогабаритные плёночные укрытия. Виды теплиц и парников |
52 | Практическая работа «Подготовка грунта для выращивания рассады овощных культур». | 1,5 | 23.03.17 | Состав грунтов: дерновая, полевая, перегнойная земля, торф. Удобрения: соломистый коровяк, свиной навоз, конский навоз. Подготовка грунта (смешивание грунта с удобрением), заполнение ящиков, выравнивание. Техника безопасности |
53 | Практическая работа «Определение всхожести семян томатов, перца и их посевную годность» | 1,5 | 04.04.17 | Способы обработки семян: проверка на всхожесть (проращивание), сортировка, протравливание, обработка микроудобрениями, закаливание |
54 | Практическая работа « Сортировка, протравливание, обработка микроудобрениями, закаливание семян томатов, перца». | 1,5 | 06.04.17 | Заполнение ящиков почвой, разравнивание, уплотнение, подготовка борозд, посев семян перца, посыпка сверху песком, полив, маркировка, покрытие плёнкой. Соблюдение температурного режима, умеренного полива |
55 | Практическая работа «Посев семян томатов» | 1,5 | 11.04.17 | Заполнение ящиков почвой, разравнивание, уплотнение, подготовка борозд, посев семян томатов, полив, маркировка, покрытие плёнкой. Соблюдение температурного режима, умеренного полива. |
56 | Практическая работа «Ранняя капуста». | 1,5 | 13.04.17 | Биологические особенности. Питательная ценность. Сорта. Способ выращивания – рассадный. Техника безопасности при работе с инвентарём (лопатки, ящики, рабочая одежда) |
57 | Практическая работа «Посев семян поздней капусты» | 1,5 | 18.04.17 | Перекопка почвы, разравнивание, уплотнение, подготовка борозд, посев семян поздней капусты, обильный полив, этикетка с названием овощной культуры |
58-64 | Опытническая работа. Тема: Влияние предпосевной закалки семян на урожайность помидоров. | 10,5 | 20.04.17 25.04.17 27.04.17 02.05.17 04.05.17 11.05.17 16.05.17 | Схема опыта: 1. Посадка рассады, выращенной из закалённых семян – опыт. 2. Посадка рассады, выращенной из семян, не подвергающихся закалке – контроль. 3. Наблюдение за выращиваемой культурой. Уход (прополка, рыхление, подкормка, полив, пасынкование). 4. Ведение дневника наблюдения. 5. Техника безопасности при работе с инвентарём (лопата, грабли, лейка). |
65 | Основные приёмы ухода за растениями. Рыхление. | 1,5 | 18.05.17 | 1) воздействие на среду, в которой выращивают растения, для создания наиболее благоприятных условий: рыхление почвы, окучивание, борьба с сорняками, болезнями и вредителями, поливы, подкормки; 2) воздействие на растения, например прореживание всходов, прищипка огурца, пасынкование (удаление лишних побегов-пасынков) и прищипка томата, применение стимуляторов роста путём опрыскивания соответствующими препаратами цветков томата, некорневые подкормки. |
66 | Борьба с сорняками Практическая работа «Прополка овощных культур». | 1,5 | 23.05.17 | Три правила: во-первых, подрубать сорняки только в солнечную погоду, чтобы они сразу высыхали на солнце. Во-вторых, у взрослого сорняка нужно срубить точку роста, которая находится на глубине 2-3см, тогда он теряет 80% своей силы. В-третьих, нельзя ждать, пока сорная трава заметно отрастёт, ею нужно заниматься на уровне самой мелкой поросли. |
67 | Борьба с вредителями и болезнями Практическая работа | 1,5 | 25.05.17 | Истребительные меры включают механические, химические и биологические способы. |
68 | Итоговое занятие | 1,5 | 30.05.17 | Подведение итогов за год, награждение лучших обучающихся, планирование работы на летний период |
| итого | 102 | | |
Техническое и методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы осуществляет МБОУ «Мишелевская СОШ №19». В распоряжении обучающихся имеется кабинет химии, пришкольный участок, школьный двор с клумбами, мультимедийное и компьютерное оборудование. Методическое обеспечение программы включает в себя :
Литература
1. .Аликберова Л. Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории.- М.: Дрофа, 2005.
2. Белин В.Ф. Ваш огород (маленькая энциклопедия). – М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
3. Ващенко И.М. Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: Просвещение, 1991.
4. Дорофеева Т.И. Эти двуликие нитраты// Химия в школе.- 2000. -№5.-С.43.
5. Книга для чтения по неорганической химии: книга для учащихся в 2 частях.-М.: Просвещение, 1993.
6. Лыгин С.А. К рассмотрению проблемы кислотных дождей // Химия в школе.-2003.- №6.-С.35.
7. Сударкина А.А. Химия в сельком хозяйстве. -М.: Просвещение,1995. 8. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.- Дрофа, 2004. 9. Трухина М. Д. Нитраты: польза или вред // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001.-№17.-С.1.
10. Трухина М.Д. Азот в жизни растений //Химия. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001.-№25.-С.1. 5
Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru/
http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1
http://fcior.edu.ru/
http://www.rsr-olymp.ru/
http://edu-top.ru/katalog/
http://school.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/