ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР
_____________ О.Н. Катина
«___» _____________ 2017г.
Рабочая программа кружка
«Бизнес планирование»
Автор: Абанина Екатерина Николаевна
Починки, 2017г.
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Рабочая программа кружка «Бизнес планирование» основа на Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013), концепции Модернизации российского образования до 2020 г., которая предполагает внедрение практико-ориентированного экономического образования.
Актуальность программы обоснована тем, что государство заинтересовано в повышении уровня потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности обучающихся. Оно связано с необходимостью формирования у обучающихся экономических, правовых компетенций, а также воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности.
Цель и задачи программы исходят из принципов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р) «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р), Плана мероприятий по реализации Концепции на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р).
Кружок «Бизнес планирование» рассчитан на 50 учебных часов (2 часа в неделю) и должен помочь обучающимся 1-4 курсов (группа обучающихся разных возрастных категорий) расширить представление об основах экономических знаний, финансовой грамотности и предпринимательских способностях.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что занятия сочетают в себе лекции и кейс-метод в изучении основ экономики, а на завершающем этапе обучающиеся проводят презентации на выездной сессии по профориентации. Второй особенностью является интеграция курса кружка «Бизнес планирование» с информатикой и коммуникативными технологиями, так как в ходе занятий некоторые темы осваиваются практически, с применением программ ExсеlFraktal, (например: для построения графика колебания курса рубля, прогноз изменения цен). Также используются современные интернет-технологии.
Актуальность программы определяется интересом обучающихся к процессам, происходящим в мировой экономике, стремлением обучающихся овладеть экономическими специальностями в лучших ВУЗах страны, где готовят квалифицированных специалистов, способных эффективному принятию решений в сфере экономики.
Для обучающихся, выбравших иную профессиональную стезю, получить знания по основам бизнес планирования важно в связи с тем, что современный человек должен обладать финансовой грамотностью, ведь в современном мире экономическая и финансовая грамотность становятся неотъемлемой частью культурологической составляющей личности, гражданина.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию практико-ориентированной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения обучающихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности.
Цель и задачи программы:
Цель программы: Формирование экономического мышления и экономической культуры. Данные качества развивают определенные ценностные ориентации, а также способность к самовыражению личности, побуждают интерес и стремление к рационализму в работе, изобретательности, выбору оптимального варианта решения социально-экономических задач.
Задачи программы:
▪ сформировать у обучающихся общего понимания экономических законов современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики;
▪ разъяснить содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики:
наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснить причины конфликтов между ними и правовые механизмы их разрешения;
▪ сформировать у обучающихся основы экономической культуры;
▪ сформировать у обучающихся навыки проектно- исследовательской деятельности и кейс-проекта;
▪ сформировать у обучающихся понимание экономических, социальных и политических отношений в обществе;
▪ подвигнуть обучающихся к осознанию ценности бизнес планирования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы;
▪ заинтересовать обучающихся в непосредственном участии в жизни общества через реализацию практико-ориентированных проектов;
▪ подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.
Поставленные выше задачи дают понимание того, что экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания обучающихся в области социально-гуманитарных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов, основанных на реалиях современного общества и экономической политики России.
Отличительные особенности программы:
Особенность программы заключается в том, что она позволяет сформировать метапредметные умения и навыки (интеграция с информатикой и коммуникативными технологиями, математикой- математическое моделирование). В программу входит работа по привлечению обучающихся к олимпиадному движению.
Вторая особенность заключается в разнообразии способов получения знаний и навыков. Например: проектно-исследовательская работа, метод кейс-проекта. Это позволяет сохранить у обучающихся интерес к занятиям длительное время.
Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп (1-2 курсы, 3-4курсы) параллельно, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп. Они могут получить основы знаний по финансовой грамотности и экономике, а также составление бизнес проектов.
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год. Для изучения данной программы отводится 50 учебных часов в год, два часа в неделю с продолжительностью занятия 45 минут.
Программа кружка «Бизнес планирование» учитывает возрастные особенности мыслительной деятельности обучающихся, основывается на методике преподавания экономики, основ предпринимательства, финансовой грамотности и создание бизнес-проектов служит для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулируют познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся.
Режим занятий:
Продолжительность | Периодичность в | Количество часов | Количество часов |
занятия | неделю | в неделю | в год |
2 часа | 1 раз в неделю | 2 часа | 50 часов |
| | | |
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Овладение основами бизнес планирования даст обучающимся возможность понять:
роль, которую играют бизнес – планы в экономической;
структуру бизнес проекта;
механизмы его взаимодействия с микроэкономикой, его макроэкономические индикаторы;
сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка,
процессе обучения обучающийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно - в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Обучающиеся по выбору выполняют творческую работу (например: составление бизнес – плана, разработку своего бизнес – проекта ( индивидуально или коллективно), участвуют в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс Предприятие»).
Знания, полученные при изучении программы кружка «Бизнес планирование» позволяют обучающимся принимать участие в муниципальных, окружных, региональных и заключительных этапах олимпиад различного уровня по экономике, бизнес планированию, моя профессиональная карьера и др. Это позволяет объективно оценить успехи обучающихся.
Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, формирование метапредметных умений, привитие стойкого интереса к математическому моделированию в экономике, построению графиков в различных программах, к изучению учебных предметов социально-гуманитарного профиля.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 год обучения |
теория | практика | всего |
-
| Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК. | 1 | 1 | 2 |
-
| Проектная деятельность. Составляющие проекта. | 1 | | 1 |
-
| Работа над буклетами «Финансовая грамотность». | 1 | | 1 |
-
| Понятие о бизнес - плане. | 2 | | 2 |
-
| Разделы бизнес – плана. | 2 | 3 | 5 |
-
| Выбор товара и конкурентной стратегии. | 2 | 2 | 4 |
-
| Оценка рынка сбыта. | 2 | 3 | 5 |
-
| Оценка конкурентов. | | 4 | 4 |
-
| План производства. | 2 | 3 | 5 |
-
| Организация деятельности. | 1 | 2 | 3 |
-
| Выбор услуг и конкурентной стратегии. | | 2 | 2 |
-
| Резюме бизнес – плана. | | 4 | 4 |
-
| Презентация плана. | | 4 | 4 |
-
| Регулирование сферы бизнеса в РФ. | 2 | | 2 |
-
| Проблемы развития российского предпринимательства. | 2 | | 2 |
-
| Итоговое занятие. Защита проекта. | | 4 | 4 |
|
ИТОГО |
18 |
32 |
50 |
Содержание программы
№ темы |
Наименование темы |
Содержание темы |
Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК. | Теория: цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности Практика: информационная анкета, Зачет по ТБ. | Беседа, фронтальный опрос. Зачет по ТБ . |
2 | Проектная деятельность. Составляющие проекта. | Теория: Понятие о проекте, проектной деятельности. Составляющие проекта. Этапы выполнения проекта. | Беседа. |
3 | Работа над буклетами «Финансовая грамотность». | Теория: Понятие о финансовой грамотности. Финансовые риски и их виды. | Беседа. |
4 | Понятие о бизнес - плане. | Теория: Понятие бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении компанией. | Беседа, текущий контроль. |
5 | Разделы бизнес – плана. | Теория: Общая структура бизнес-плана: титульный лист; аннотация; меморандум о конфиденциальности; оглавление. Основные разделы: резюме; история бизнеса организации (описание отрасли); характеристика объекта бизнеса организации; анализ бизнес-среды организации; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план; оценка и страхование риска; приложения. Практика: Определение структуры разрабатываемого бизнес-плана. | Тестирование, текущий контроль выполнения работ |
6 | Выбор товара и конкурентной стратегии. | Теория: Пять основных факторов выбора товара и конкурентной стратегии: рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают поставщики сырья и комплектующих изделий; рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают покупатели готовой продукции; стремлением фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей (субститутов); открытостью рынка для новых конкурентов, возможностью и степенью легкости их появления на рынке; соперничеством между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров. Практика: Определение формы плана. Определение товара. Выбор стратегии | Беседа, текущий контроль. |
7 | Оценка рынка сбыта. | Теория: Исследование и анализ рынка сбыта. Классификации рынков сбыта по сфере общественного производства; по характеру конечного использования; по сроку использования; по территориальному охвату; по соотношению продавцов и покупателей; по объему реализации. Практика; Определение рынок и формы сбыта. | Тестирование, текущий контроль выполнения работ |
8 | Оценка конкурентов. | Практика: Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад? Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов? Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов? В чем вы рассчитываете их превзойти? | Беседа, текущий контроль выполнения работы |
9 | План производства. | Теория: При составлении плана производства необходимо ответить на следующие вопросы: прически. Практика: Отвечаем на следующие вопросы: Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии? Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем? Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали? Предполагается ли производственная кооперация и с кем? Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? | Фронтальный опрос, текущий контроль выполнения работы |
10 | Организация деятельности. | Теория: Организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и услуги; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы. Практика: Формируем организационную структуру. | Беседа, текущий контроль выполнения работы |
11 | Выбор услуг и конкурентной стратегии. | Практика: Обобщение пройденного материала. Возникновения стратегического управления предприятием; формирование конкурентных преимуществ товара или услуги. | Фронтальный опрос, беседа, текущий контроль выполнения работы |
12 | Резюме бизнес – плана. | Практика: Актуальность разработки бизнес-плана. Структурное построение бизнес-плана и его содержание. | Тестирование. Итоговый контроль выполнения задания |
13 | Презентация плана. | Практика: Разработка презентации. Оформление проекта. | Выполнения задания. |
14 | Регулирование сферы бизнеса в РФ. | Теория: Источники права, регулирующие экономические отношения в РФ. Признаки предпринимательской деятельности. Понятие прибыли Значение предпринимательской деятельности. | Беседа, текущий контроль выполнения работы |
15 | Проблемы развития российского предпринимательства. | Теория: Система поддержки малого предпринимательства в России, проблемы и перспективы ее развития. Проблемы поддержки малого бизнеса в России. | Беседа, текущий контроль выполнения работы |
16 | Итоговое занятие. Защита проекта. | Теория: Итоговое тестирование. Практика: Защита проекта в свободной форме. | Итоговый контроль выполнения работы. Защита проекта. |
Для реализации программы «Бизнес планирования» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 20 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером).
Требования к умениям и навыкам обучающихся
В результате посещения кружковых занятий «Бизнес планирования» обучающиеся должны знать:
предпринимательство, маркетинг, менеджмент;
обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений возникающих в ходе этих процессов.
применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;
воспринимать содержание экономической информациидля создание проекта в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках,
используемой в СМИ;
формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;
вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.
Оценочные материалы:
В качестве оценочных материалов прикладной экономики используются:
Архив заданий по экономике, финансам, по основам предпринимательства и финансовой грамотности (задания на метапредметном уровне) Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный, региональный этап).
Критерии оценки проектно-исследовательских работ
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Список литературы
Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10-11 кл.: М.: 2010
Горяев А., Чумаченко В.; Основы финансовой грамотности. М.: Просвещение, 2016
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. Учебник для 10-11 кл. : М. : Вита-Пресс, 2004
Липсиц И.В. Экономика. В двух книгах. : М.: Омега, 2006
Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. Для учащихся 9-11 кл. В 3-х. кн. - М.: «Вита-пресс», 2006.
Интернет-ресурсы:
https://fmc.hse.ru/video цикл видео лекций НИУ «Высшая Школа Экономики» Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и средне профессионального образования». Цикл видео лекций.
www.ecring.ru Электронный образовательный ресурс «Экономика в школе».
http://www.olimpiadaifru.ru Образовательный ресурс Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовым рынкам.