СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Бизнеспланирование"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка на 1 год, предназначена для развития предпринимательских способностей у детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Бизнеспланирование"»

ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

_____________ О.Н. Катина

«___» _____________ 2017г.





Рабочая программа кружка

«Бизнес планирование»





















Автор: Абанина Екатерина Николаевна





Починки, 2017г.

Пояснительная записка

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Рабочая программа кружка «Бизнес планирование» основа на Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013), концепции Модернизации российского образования до 2020 г., которая предполагает внедрение практико-ориентированного экономического образования.

Актуальность программы обоснована тем, что государство заинтересовано в повышении уровня потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности обучающихся. Оно связано с необходимостью формирования у обучающихся экономических, правовых компетенций, а также воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности.

Цель и задачи программы исходят из принципов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р) «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р), Плана мероприятий по реализации Концепции на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р).

Кружок «Бизнес планирование» рассчитан на 50 учебных часов (2 часа в неделю) и должен помочь обучающимся 1-4 курсов (группа обучающихся разных возрастных категорий) расширить представление об основах экономических знаний, финансовой грамотности и предпринимательских способностях.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Новизна программы заключается в том, что занятия сочетают в себе лекции и кейс-метод в изучении основ экономики, а на завершающем этапе обучающиеся проводят презентации на выездной сессии по профориентации. Второй особенностью является интеграция курса кружка «Бизнес планирование» с информатикой и коммуникативными технологиями, так как в ходе занятий некоторые темы осваиваются практически, с применением программ ExсеlFraktal, (например: для построения графика колебания курса рубля, прогноз изменения цен). Также используются современные интернет-технологии.

Актуальность программы определяется интересом обучающихся к процессам, происходящим в мировой экономике, стремлением обучающихся овладеть экономическими специальностями в лучших ВУЗах страны, где готовят квалифицированных специалистов, способных эффективному принятию решений в сфере экономики.

Для обучающихся, выбравших иную профессиональную стезю, получить знания по основам бизнес планирования важно в связи с тем, что современный человек должен обладать финансовой грамотностью, ведь в современном мире экономическая и финансовая грамотность становятся неотъемлемой частью культурологической составляющей личности, гражданина.

Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию практико-ориентированной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения обучающихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности.

Цель и задачи программы:

Цель программы: Формирование экономического мышления и экономической культуры. Данные качества развивают определенные ценностные ориентации, а также способность к самовыражению личности, побуждают интерес и стремление к рационализму в работе, изобретательности, выбору оптимального варианта решения социально-экономических задач.

Задачи программы:

▪ сформировать у обучающихся общего понимания экономических законов современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики;

▪ разъяснить содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики:

наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснить причины конфликтов между ними и правовые механизмы их разрешения;

▪ сформировать у обучающихся основы экономической культуры;

▪ сформировать у обучающихся навыки проектно- исследовательской деятельности и кейс-проекта;

▪ сформировать у обучающихся понимание экономических, социальных и политических отношений в обществе;

▪ подвигнуть обучающихся к осознанию ценности бизнес планирования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы;

▪ заинтересовать обучающихся в непосредственном участии в жизни общества через реализацию практико-ориентированных проектов;

▪ подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

Поставленные выше задачи дают понимание того, что экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания обучающихся в области социально-гуманитарных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов, основанных на реалиях современного общества и экономической политики России.

Отличительные особенности программы:

Особенность программы заключается в том, что она позволяет сформировать метапредметные умения и навыки (интеграция с информатикой и коммуникативными технологиями, математикой- математическое моделирование). В программу входит работа по привлечению обучающихся к олимпиадному движению.

Вторая особенность заключается в разнообразии способов получения знаний и навыков. Например: проектно-исследовательская работа, метод кейс-проекта. Это позволяет сохранить у обучающихся интерес к занятиям длительное время.

Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп (1-2 курсы, 3-4курсы) параллельно, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп. Они могут получить основы знаний по финансовой грамотности и экономике, а также составление бизнес проектов.

Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год. Для изучения данной программы отводится 50 учебных часов в год, два часа в неделю с продолжительностью занятия 45 минут.

Программа кружка «Бизнес планирование» учитывает возрастные особенности мыслительной деятельности обучающихся, основывается на методике преподавания экономики, основ предпринимательства, финансовой грамотности и создание бизнес-проектов служит для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулируют познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся.




Режим занятий:


Продолжительность

Периодичность в

Количество часов

Количество часов

занятия

неделю

в неделю

в год

2 часа

1 раз в неделю

2 часа

50 часов







Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Овладение основами бизнес планирования даст обучающимся возможность понять:

  • роль, которую играют бизнес – планы в экономической;

  • структуру бизнес проекта;

  • механизмы его взаимодействия с микроэкономикой, его макроэкономические индикаторы;

  • сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка,

    • движущие силы и основные закономерности экономического роста;

  • основные проблемы развития российского предпринимательства,

  • основы регулирование сферы бизнеса в РФ.

  • процессе обучения обучающийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно - в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.

Обучающиеся по выбору выполняют творческую работу (например: составление бизнес – плана, разработку своего бизнес – проекта ( индивидуально или коллективно), участвуют в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс Предприятие»).

Знания, полученные при изучении программы кружка «Бизнес планирование» позволяют обучающимся принимать участие в муниципальных, окружных, региональных и заключительных этапах олимпиад различного уровня по экономике, бизнес планированию, моя профессиональная карьера и др. Это позволяет объективно оценить успехи обучающихся.

Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, формирование метапредметных умений, привитие стойкого интереса к математическому моделированию в экономике, построению графиков в различных программах, к изучению учебных предметов социально-гуманитарного профиля.


Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 год обучения

теория

практика

всего

Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК.

1

1

2

Проектная деятельность. Составляющие проекта.

1


1

Работа над буклетами «Финансовая грамотность».

1


1

Понятие о бизнес - плане.

2


2

Разделы бизнес – плана.

2

3

5

Выбор товара и конкурентной стратегии.

2

2

4

Оценка рынка сбыта.

2

3

5

Оценка конкурентов.


4

4

План производства.

2

3

5

Организация деятельности.

1

2

3

Выбор услуг и конкурентной стратегии.


2

2

Резюме бизнес – плана.


4

4

Презентация плана.


4

4

Регулирование сферы бизнеса в РФ.

2


2

Проблемы развития российского предпринимательства.

2


2

Итоговое занятие. Защита проекта.


4

4




ИТОГО



18



32



50






Содержание программы

темы




Наименование темы



Содержание

темы



Формы контроля

1

2

3

4

1

Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК.

Теория: цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности

Практика: информационная анкета, Зачет по ТБ.

Беседа, фронтальный опрос. Зачет по ТБ .

2

Проектная деятельность. Составляющие проекта.

Теория: Понятие о проекте, проектной деятельности. Составляющие проекта. Этапы выполнения проекта.


Беседа.

3

Работа над буклетами «Финансовая грамотность».

Теория: Понятие о финансовой грамотности. Финансовые риски и их виды.

Беседа.

4

Понятие о бизнес - плане.

Теория: Понятие бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении компанией.

Беседа, текущий контроль.

5

Разделы бизнес – плана.

Теория: Общая структура бизнес-плана: титульный лист; аннотация; меморандум о конфиденциальности; оглавление. Основные разделы: резюме; история бизнеса организации (описание отрасли); характеристика объекта бизнеса организации; анализ бизнес-среды организации; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план; оценка и страхование риска; приложения. Практика: Определение структуры разрабатываемого бизнес-плана.

Тестирование, текущий контроль выполнения работ

6

Выбор товара и конкурентной стратегии.

Теория: Пять основных факторов выбора товара и конкурентной стратегии: рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают поставщики сырья и комплектующих изделий; рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают покупатели готовой продукции; стремлением фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей (субститутов); открытостью рынка для новых конкурентов, возможностью и степенью легкости их появления на рынке; соперничеством между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров.

Практика: Определение формы плана. Определение товара. Выбор стратегии

Беседа, текущий контроль.

7

Оценка рынка сбыта.

Теория: Исследование и анализ рынка сбыта. Классификации рынков сбыта по сфере общественного производства; по характеру конечного использования; по сроку использования; по территориальному охвату; по соотношению продавцов и покупателей; по объему реализации.

Практика; Определение рынок и формы сбыта.

Тестирование, текущий контроль выполнения работ

8

Оценка конкурентов.

Практика: Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад? Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов? Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов? В чем вы рассчитываете их превзойти?

Беседа, текущий контроль выполнения работы

9

План производства.

Теория: При составлении плана производства необходимо ответить на следующие вопросы: прически.

Практика: Отвечаем на следующие вопросы: Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии? Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем? Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали? Предполагается ли производственная кооперация и с кем? Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

Фронтальный опрос, текущий контроль выполнения работы

10

Организация деятельности.

Теория: Организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и услуги; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы.

Практика: Формируем организационную структуру.

Беседа, текущий контроль выполнения работы

11

Выбор услуг и конкурентной стратегии.

Практика: Обобщение пройденного материала. Возникновения стратегического управления предприятием; формирование конкурентных преимуществ товара или услуги.

Фронтальный опрос, беседа, текущий контроль выполнения работы

12

Резюме бизнес – плана.

Практика: Актуальность разработки бизнес-плана. Структурное построение бизнес-плана и его содержание.

Тестирование. Итоговый контроль выполнения задания

13

Презентация плана.

Практика: Разработка презентации. Оформление проекта.

Выполнения задания.

14

Регулирование сферы бизнеса в РФ.

Теория: Источники права, регулирующие экономические отношения в РФ. Признаки предпринимательской деятельности. Понятие прибыли Значение предпринимательской деятельности.

Беседа, текущий контроль выполнения работы

15

Проблемы развития российского предпринимательства.

Теория: Система поддержки малого предпринимательства в России, проблемы и перспективы ее развития. Проблемы поддержки малого бизнеса в России.

Беседа, текущий контроль выполнения работы

16

Итоговое занятие. Защита проекта.

Теория: Итоговое тестирование.

Практика: Защита проекта в свободной форме.

Итоговый контроль выполнения работы. Защита проекта.


Для реализации программы «Бизнес планирования» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 20 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером).








Требования к умениям и навыкам обучающихся

В результате посещения кружковых занятий «Бизнес планирования» обучающиеся должны знать:

  • что представляют собой структуру бизнес- проекта;

  • основные понятия и термины экономики и планирования,

предпринимательство, маркетинг, менеджмент;

  • природу и сущность экономических процессов планирования,

обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений возникающих в ходе этих процессов.

    • результате посещения кружковых занятий «Бизнес планирования» обучающиеся должны уметь:

  • применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;

  • воспринимать содержание экономической информациидля создание проекта в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках,

используемой в СМИ;

  • формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;

  • вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.

Оценочные материалы:

В качестве оценочных материалов прикладной экономики используются:

Архив заданий по экономике, финансам, по основам предпринимательства и финансовой грамотности (задания на метапредметном уровне) Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный, региональный этап).

Критерии оценки проектно-исследовательских работ

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения

    1. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

  1. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей.

  1. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.




Список литературы


  1. Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 10-11 кл.: М.: 2010


  1. Горяев А., Чумаченко В.; Основы финансовой грамотности. М.: Просвещение, 2016


  1. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. Учебник для 10-11 кл. : М. : Вита-Пресс, 2004


  1. Липсиц И.В. Экономика. В двух книгах. : М.: Омега, 2006


  1. Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. Для учащихся 9-11 кл. В 3-х. кн. - М.: «Вита-пресс», 2006.


Интернет-ресурсы:


    1. https://fmc.hse.ru/video цикл видео лекций НИУ «Высшая Школа Экономики» Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и средне профессионального образования». Цикл видео лекций.


    1. www.ecring.ru Электронный образовательный ресурс «Экономика в школе».


    1. http://www.olimpiadaifru.ru Образовательный ресурс Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовым рынкам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!