4
Развитие осязания и мелкой моторики.
"Истоки способностей и дарований детей - в
кончиках их пальцев. От них, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Чем больше
уверенности и изобретательности в движениях
детской руки с орудием труда, тем сложнее
движения, необходимые для этого
взаимодействия, тем ярче творческая
стихия детского разума. Чем больше
мастерства в детской душе, тем ребенок умнее".
В.В. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Программа разработана для учащихся 5-го специального (коррекционного) IV вида класса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, эмоционально-волевой сферы и ставит своей целью развитие познавательных способностей, психомоторных процессов и школьной мотивации. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, техника письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка. Если проводить аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи. Штриховка развивает мелкую моторику рук, внутреннюю и внешнюю речь, общую культуру, активизирует творческие способности. Пальчиковые игры, как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе.
Таким образом, занятия способствуют развитию речи, внимания, помогают развить моторику рук, снять мышечное напряжение, позволяют активизировать у детей работу мозга, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают у детей телесное и невербальное общение, а также облегчают им контакты со сверстниками и взрослыми. Некоторые упражнения представляют собой частично адаптированную гимнастику – пианистов, машинисток, актеров кукольных театров. В игры с пальцами органично включаются элементы оригами, позволяющие будить фантазию ребенка.
Программа рассчитана на 35 часов (1час в неделю).
Цели:
- способствовать развитию речи, улучшая произношение и обогащая лексику;
- развивать терпение, умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- совершенствовать внимание и память;
- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
- играя, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве;
- укрепляя мышцы кисти руки, предотвратить появление "писчего спазма"
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Содержание:
Тема1. Развитие мелкой и осязательной моторики рук. (13ч.).
Вводное занятие. Развитие общей и мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия.( "Что за палочки такие?" Игра "Построй так же". )Развитие мелкой моторики. (Штриховка). Развитие осязательного восприятия. (Работа с пластилином). Упражнения на развитие общей координации. ( Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Теневой театр.) Способы развития тонкой моторики (Комплекс №1(гимнастический)). Способы развития тонкой моторики (Комплекс №2 (рисуночный)). Упражнения для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки. Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. (Рвем бумагу "Дождевые облака","Осенний хоровод " (осенние листочки).) "Что за палочки такие?" Игра "Построй так же" Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты"
Тема 2. Пальчиковая гимнастика. (7ч.).
"Физкультминутка на уроке – здоровье на годы". Пальчиковая гимнастика "Сорока", "Апельсин", "Заинька". Страна пальчиковых игр "Спортивный берег", "Ярмарка","Встреча с бродячим фокусником", "Большая стройка", "Город сладкоежек", "Древнее ущелье","Тропа школяра", "Гора внимания".
Тема 3. Аппликация. Мозаика. (7ч.).
Аппликации: "Снеговик" из шариков ваты, "Бабочка" из листьев, из липовых орешков "Барашек", сюжетная аппликация из палочек "Домик и ёлочка".
Работа с природным материалом "Зимний букет" из крылаток и семян тыквы.
Работа с мозаикой.
Тема 4. Город Оригами. (8 ч.).
Классические модели: "Голубь мира", "Золотая рыбка", "Пароход", "Саибо", "Стаканчик", "Домик", "Кораблик". Орнамент "Маргаритка".
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата |
Тема1. Развитие мелкой и осязательной моторики рук. (13ч.) |
1. | Вводное занятие. | |
2. | Развитие общей и мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия. "Что за палочки такие?" Игра "Построй так же". | |
3. | Развитие мелкой моторики. Штриховка. | |
4. | Развитие осязательного восприятия. (Работа с пластилином). | |
5. | Упражнения на развитие общей координации. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | |
6. | Способы развития тонкой моторики (Комплекс №1(гимнастический)). | |
7. | Способы развития тонкой моторики (Комплекс №2 (рисуночный)). | |
8. | Упражнения на развитие общей координации движения. Теневой театр. | |
9. | Упражнения для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки. Работа с пластилином | |
10. | Упражнения для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки. Работа с пластилином | |
11. | Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Рвем бумагу "Дождевые облака" | |
12. | Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Рвем бумагу "Осенний хоровод " (осенние листочки). | |
13. | "Что за палочки такие?" Игра "Построй так же" Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты" | |
Пальчиковая гимнастика. (7ч.) |
14. | "Физкультминутка на уроке – здоровье на годы". Пальчиковая гимнастика "Сорока", "Апельсин", "Заинька". | |
15. | Страна пальчиковых игр "Спортивный берег", "Ярмарка". | |
16. | Страна пальчиковых игр "Встреча с бродячим фокусником", "Большая стройка". | |
17. | Страна пальчиковых игр "Город сладкоежек", "Древнее ущелье". | |
18. | Страна пальчиковых игр "Тропа школяра", "Гора внимания". | |
19. | Страна пальчиковых игр "Река веревочка", "Бухта Гладкой Гальки". | |
20. | Страна пальчиковых игр "Обезьяний остров". | |
Аппликация. Мозаика. (7ч.) |
21. | Аппликация "Снеговик" из шариков ваты | |
22. | Аппликация из листьев "Бабочка" | |
23. | Аппликация из липовых орешков "Барашек" | |
24. | Сюжетная аппликация из палочек "Домик и ёлочка" | |
25. | Работа с природным материалом "Зимний букет" из крылаток и семян тыквы | |
26. | Работа с мозаикой | |
27. | Работа с мозаикой | |
Тема2. Город Оригами. (8ч). |
28. | Оригами "Голубь мира". Классическая модель | |
29. | Оригами "Золотая рыбка". Классическая модель. | |
30. | Оригами . Орнамент "Маргаритка". | |
31. | Оригами "Пароход". Классическая модель. | |
32. | Оригами "Саибо". Классическая модель. | |
33. | Оригами "Стаканчик" | |
34. | Оригами "Домик" | |
35. | Оригами "Кораблик" | |
Литература.
1. Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. –
1999. - № 8.
2. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. –
М., 1964.
3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. –
М., 1971.
4. Гейзин В.М. Гимнастика и здоровье. - Минск, 1984.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
6. Доман Г., Доман Д., Хаш Б. Как сделать ребёнка физически совершенным. –
М., 2000.
7. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей: Пособие для учи-
телей и родителей – М., 2001.
8. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа.
– 1994. - № 8.
9. М. С. Рузина, С.Ю. Афонькин Страна пальчиковых игр. Изд., Кристалл, Санкт-
Петербург 2005г.
10.Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. -
№ 4; 1989. - № 10 .