СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающих занятий "Развитие осязания и мелкой моторики", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 5-го специального (коррекционного)  IV вида класса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, эмоционально-волевой сферы и ставит своей целью развитие познавательных способностей, психомоторных процессов и школьной мотивации. 

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий "Развитие осязания и мелкой моторики", 5 класс»

4





Развитие осязания и мелкой моторики.

"Истоки способностей и дарований детей - в

кончиках их пальцев. От них, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Чем больше

уверенности и изобретательности в движениях

детской руки с орудием труда, тем сложнее

движения, необходимые для этого

взаимодействия, тем ярче творческая

стихия детского разума. Чем больше

мастерства в детской душе, тем ребенок умнее".

В.В. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Программа разработана для учащихся 5-го специального (коррекционного) IV вида класса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, эмоционально-волевой сферы и ставит своей целью развитие познавательных способностей, психомоторных процессов и школьной мотивации. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, техника письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка. Если проводить аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи. Штриховка развивает мелкую моторику рук, внутреннюю и внешнюю речь, общую культуру, активизирует творческие способности. Пальчиковые игры, как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе.

Таким образом, занятия способствуют развитию речи, внимания, помогают развить моторику рук, снять мышечное напряжение, позволяют активизировать у детей работу мозга, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.

Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают у детей телесное и невербальное общение, а также облегчают им контакты со сверстниками и взрослыми. Некоторые упражнения представляют собой частично адаптированную гимнастику – пианистов, машинисток, актеров кукольных театров. В игры с пальцами органично включаются элементы оригами, позволяющие будить фантазию ребенка.

Программа рассчитана на 35 часов (1час в неделю).


Цели:

- способствовать развитию речи, улучшая произношение и обогащая лексику;

- развивать терпение, умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- совершенствовать внимание и память;

- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

- играя, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве;

- укрепляя мышцы кисти руки, предотвратить появление "писчего спазма"

- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.



Содержание:

Тема1. Развитие мелкой и осязательной моторики рук. (13ч.).

Вводное занятие. Развитие общей и мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия.( "Что за палочки такие?" Игра "Построй так же". )Развитие мелкой моторики. (Штриховка). Развитие осязательного восприятия. (Работа с пластилином). Упражнения на развитие общей координации. ( Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Теневой театр.) Способы развития тонкой моторики (Комплекс №1(гимнастический)). Способы развития тонкой моторики (Комплекс №2 (рисуночный)). Упражнения для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки. Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. (Рвем бумагу "Дождевые облака","Осенний хоровод " (осенние листочки).) "Что за палочки такие?" Игра "Построй так же" Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты"

Тема 2. Пальчиковая гимнастика. (7ч.).

"Физкультминутка на уроке – здоровье на годы". Пальчиковая гимнастика "Сорока", "Апельсин", "Заинька". Страна пальчиковых игр "Спортивный берег", "Ярмарка","Встреча с бродячим фокусником", "Большая стройка", "Город сладкоежек", "Древнее ущелье","Тропа школяра", "Гора внимания".

Тема 3. Аппликация. Мозаика. (7ч.).

Аппликации: "Снеговик" из шариков ваты, "Бабочка" из листьев, из липовых орешков "Барашек", сюжетная аппликация из палочек "Домик и ёлочка".

Работа с природным материалом "Зимний букет" из крылаток и семян тыквы.

Работа с мозаикой.

Тема 4. Город Оригами. (8 ч.).

Классические модели: "Голубь мира", "Золотая рыбка", "Пароход", "Саибо", "Стаканчик", "Домик", "Кораблик". Орнамент "Маргаритка".

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

Тема1. Развитие мелкой и осязательной моторики рук. (13ч.)

1.

Вводное занятие.


2.

Развитие общей и мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия. "Что за палочки такие?" Игра "Построй так же".


3.

Развитие мелкой моторики. Штриховка.


4.

Развитие осязательного восприятия. (Работа с пластилином).


5.

Упражнения на развитие общей координации. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты".


6.

Способы развития тонкой моторики (Комплекс №1(гимнастический)).


7.

Способы развития тонкой моторики (Комплекс №2 (рисуночный)).


8.

Упражнения на развитие общей координации движения. Теневой театр.


9.

Упражнения для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки. Работа с пластилином


10.

Упражнения для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки. Работа с пластилином


11.

Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Рвем бумагу "Дождевые облака"


12.

Упражнения на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Рвем бумагу "Осенний хоровод " (осенние листочки).


13.

"Что за палочки такие?" Игра "Построй так же" Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты"


Пальчиковая гимнастика. (7ч.)

14.

"Физкультминутка на уроке – здоровье на годы". Пальчиковая гимнастика "Сорока", "Апельсин", "Заинька".


15.

Страна пальчиковых игр "Спортивный берег", "Ярмарка".


16.

Страна пальчиковых игр "Встреча с бродячим фокусником", "Большая стройка".


17.

Страна пальчиковых игр "Город сладкоежек", "Древнее ущелье".


18.

Страна пальчиковых игр "Тропа школяра", "Гора внимания".


19.

Страна пальчиковых игр "Река веревочка", "Бухта Гладкой Гальки".



20.

Страна пальчиковых игр "Обезьяний остров".


Аппликация. Мозаика. (7ч.)

21.

Аппликация "Снеговик" из шариков ваты


22.

Аппликация из листьев "Бабочка"


23.

Аппликация из липовых орешков "Барашек"


24.

Сюжетная аппликация из палочек "Домик и ёлочка"


25.

Работа с природным материалом "Зимний букет" из крылаток и семян тыквы


26.

Работа с мозаикой


27.

Работа с мозаикой


Тема2. Город Оригами. (8ч).

28.

Оригами "Голубь мира". Классическая модель


29.

Оригами "Золотая рыбка". Классическая модель.


30.

Оригами . Орнамент "Маргаритка".


31.

Оригами "Пароход". Классическая модель.


32.

Оригами "Саибо". Классическая модель.


33.

Оригами "Стаканчик"


34.

Оригами "Домик"


35.

Оригами "Кораблик"



Литература.

1. Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. –

1999. - № 8.

2. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. –

М., 1964.

3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. –

М., 1971.

4. Гейзин В.М. Гимнастика и здоровье. - Минск, 1984.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

6. Доман Г., Доман Д., Хаш Б. Как сделать ребёнка физически совершенным. –

М., 2000.

7. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей: Пособие для учи-

телей и родителей – М., 2001.

8. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа.

– 1994. - № 8.

9. М. С. Рузина, С.Ю. Афонькин Страна пальчиковых игр. Изд., Кристалл, Санкт-

Петербург 2005г.

10.Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. -

№ 4; 1989. - № 10 .















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!