Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты
«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса
муниципальнöй велöдан учреждение
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказом и.о. директора
МБОУ «Начальная школа МБОУ «Начальная школа –
детский сад № 1» г. Воркуты детский сад № 1» г. Воркуты
Протокол № 1 от г. от г. №
Рабочая программа
Коррекционного занятия
«Развитие коммуникативной деятельности»
на 2017-2018 учебный год
Срок реализации – 1 год
Начальное общее образование
Разработала:
Сивец Н.М.
г. Воркута
2017 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ №1598 от 19.12.2014г. Министерства образования и науки РФ), на основе Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО), программы «Коммуникативная деятельность» / Феоктистова В. А. Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелыми нарушениями зрения: учебное пособие под ред. Шиницина Л. М. – СПб. : Издательство МУСиР им. Валленберга, 2005г. и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
Курс «Развитие коммуникативной деятельности» относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей слабовидящих детей и детей с нарушениями зрения.
Программа рассчитана на один год.. Согласно учебному плану МБОУ «Начальная школа-детский сад №1» города Воркуты на изучение коррекционно курса «Развитие коммуникативной деятельности » отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.
Актуальность программы состоит в том, что общение - это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки.
Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слабовидения у детей. Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя ребенка чувствовать себя отверженным.
Речь и общение у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. С помощью речи и общения дети ориентируются в пространстве, развиваются как личности.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития коммуникативных умений.
Задачи программы:
развивать умения организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
углублять знания по психологии общения (знакомство с понятиями коммуникабельность, вербальное и невербальное общение, получение информации о том, что значат эмоции в жизни человека, обучение навыкам саморегуляции, углубление знаний о самом себе, своих качествах, особенностях, обучение навыкам общения с окружающими людьми)
формировать у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимодоверия в коллективе;
развивать монологическую и диалогическую речи;
развивать коммуникативную культуру, используя компенсаторные функции организма.
Содержание программы внеурочной деятельности.
Общение и его роль в жизни человека
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнѐром по общению. Роль слуха, речи, движений, зрения в общении.
Формирование образа человека
Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.
Формирование коммуникативной грамотности
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) и кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения.
Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации.
Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики.
Развитие способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя.
Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия
Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях.
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей
Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерѐдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.
1 класс (33 часа)
Общение и его роль в жизни человека (5 часов)
Школа вежливости. Что это такое? Приветствие: мимика и жесты. Вежливые слова, их значение. Знакомство со сверстниками и взрослыми. Обращение к сверстникам и взрослым.
Формирование образа человека (10ч)
Как вести беседу. Восприятие мира. Органы чувств. Язык жестов и мимики. Язык чувств. Наши эмоции. Мудрость природы. Общение с животными. Можно ли общаться с растениями? Кто я такой? Мой автопортрет. Я и мои одноклассники. Каким видят меня одноклассники? Как я вижу своих одноклассников.
Формирование коммуникативной грамотности (5 ч)
Ты мне, я тебе. Взаимоотношения. Друг всегда поможет. Внешний вид расскажет о человеке. Умение нравиться.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия (3ч)
Не хочу быть плохим. Я тебе желаю. Советы одноклассникам. Разговор по телефону
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей (10 ч)
Приглашение в гости. Как дарить подарки. Мы идём в театр. Как готовиться к празднику.
Как организовать праздник . Поведение за праздничным столом. Мальчики и девочки.
Жить в мире с собой и окружающими.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
• осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
• осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
• оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
• объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Развитие коммуникативной деятельности» является формирование следующих умений:
-характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
-планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
-осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
-уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
-оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
-продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
-использовать компенсаторные способы нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;
-постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий»;
-использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;
-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;
-умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.
Система оценки результатов усвоения внеурочной деятельности
Выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Используются различные методы:
• тестирование
• беседа
• анкетирование
• наблюдение
• опросы
• практические работы
• индивидуальные консультации
Календарно-тематическое планирование
1 класс (1час в неделю, 33 часа)
№ занятия | Дата | Тема занятия |
Общение и его роль в жизни человека (5 ч) |
1 | | Школа вежливости. Что это такое? |
2 | | Приветствие: мимика и жесты. |
3 | | Вежливые слова, их значение. |
4 | | Знакомство со сверстниками и взрослыми. |
5 | | Обращение к сверстникам и взрослым. |
Формирование образа человека (10 ч) |
6 | | Как вести беседу |
7 | | Восприятие мира. Органы чувств. |
8 | | Язык жестов и мимики. |
9 | | Язык чувств. Наши эмоции. |
10 | | Мудрость природы. Общение с животными. |
11 | | Можно ли общаться с растениями? |
12 | | Кто я такой? Мой автопортрет. |
13 | | Я и мои одноклассники. |
14 | | Каким видят меня одноклассники? |
15 | | Как я вижу своих одноклассников. |
Формирование коммуникативной грамотности (5 ч) |
16-17 | | Ты мне, я тебе. Взаимоотношения. |
18 | | Друг всегда поможет. |
19 | | Внешний вид расскажет о человеке |
20 | | Умение нравиться |
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия (3ч) |
21 | | Не хочу быть плохим |
22 | | Я тебе желаю. Советы одноклассникам |
23 | | Разговор по телефону |
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей (10 ч) |
24 | | Приглашение в гости. |
25 | | Как дарить подарки. | | |
26 | | Мы идём в театр. | | |
27 | | Как готовиться к празднику. | | |
28 | | Как организовать праздник . | | |
29 | | Поведение за праздничным столом. | | |
30 | | Мальчики и девочки. | | |
31 | | Жить в мире с собой и окружающими. | | |
32 | | Жить в мире с собой и окружающими. | | |
33. | | Урок-игра. Обобщение изученного | | |