СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционно-развивающего курса "Развитие коммуникативной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучающихся с нарушением зрения

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающего курса "Развитие коммуникативной деятельности"»

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöй велöдан учреждение







ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете приказом и.о. директора

МБОУ «Начальная школа МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты детский сад № 1» г. Воркуты

Протокол № 1 от г. от г. №





Рабочая программа

Коррекционного занятия

«Развитие коммуникативной деятельности»

на 2017-2018 учебный год


Срок реализации – 1 год

Начальное общее образование







Разработала:

Сивец Н.М.













г. Воркута

2017 г


Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ №1598 от 19.12.2014г. Министерства образования и науки РФ), на основе Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО), программы «Коммуникативная деятельность» / Феоктистова В. А. Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелыми нарушениями зрения: учебное пособие под ред. Шиницина Л. М. – СПб. : Издательство МУСиР им. Валленберга, 2005г. и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

Курс «Развитие коммуникативной деятельности» относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей слабовидящих детей и детей с нарушениями зрения.

Программа рассчитана на один год.. Согласно учебному плану МБОУ «Начальная школа-детский сад №1» города Воркуты на изучение коррекционно курса «Развитие коммуникативной деятельности » отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.

Актуальность программы состоит в том, что общение - это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки.

Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слабовидения у детей. Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя ребенка чувствовать себя отверженным.

Речь и общение у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. С помощью речи и общения дети ориентируются в пространстве, развиваются как личности.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития коммуникативных умений.

Задачи программы:

  • развивать умения организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • углублять знания по психологии общения (знакомство с понятиями коммуникабельность, вербальное и невербальное общение, получение информации о том, что значат эмоции в жизни человека, обучение навыкам саморегуляции, углубление знаний о самом себе, своих качествах, особенностях, обучение навыкам общения с окружающими людьми)

  • формировать у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимодоверия в коллективе;

  • развивать монологическую и диалогическую речи;

  • развивать коммуникативную культуру, используя компенсаторные функции организма.

Содержание программы внеурочной деятельности.

Общение и его роль в жизни человека

Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнѐром по общению. Роль слуха, речи, движений, зрения в общении.

Формирование образа человека

Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.


Формирование коммуникативной грамотности

Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) и кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения.


Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации.

Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики.

Развитие способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя.

Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.


Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия

Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях.


Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей

Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерѐдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.


1 класс (33 часа)


Общение и его роль в жизни человека (5 часов)

Школа вежливости. Что это такое? Приветствие: мимика и жесты. Вежливые слова, их значение. Знакомство со сверстниками и взрослыми. Обращение к сверстникам и взрослым.


Формирование образа человека (10ч)

Как вести беседу. Восприятие мира. Органы чувств. Язык жестов и мимики. Язык чувств. Наши эмоции. Мудрость природы. Общение с животными. Можно ли общаться с растениями? Кто я такой? Мой автопортрет. Я и мои одноклассники. Каким видят меня одноклассники? Как я вижу своих одноклассников.


Формирование коммуникативной грамотности (5 ч)

Ты мне, я тебе. Взаимоотношения. Друг всегда поможет. Внешний вид расскажет о человеке. Умение нравиться.


Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия (3ч)

Не хочу быть плохим. Я тебе желаю. Советы одноклассникам. Разговор по телефону


Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей (10 ч)

Приглашение в гости. Как дарить подарки. Мы идём в театр. Как готовиться к празднику.

Как организовать праздник . Поведение за праздничным столом. Мальчики и девочки.

Жить в мире с собой и окружающими.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

• осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

• осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

• оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

• объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Развитие коммуникативной деятельности» является формирование следующих умений:

-характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

-планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

-осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

-уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

-оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

-продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

-использовать компенсаторные способы нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

-постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий»;

-использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;

-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;

-умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.


Система оценки результатов усвоения внеурочной деятельности


Выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.


При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.


При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.


При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.


Используются различные методы:

• тестирование

• беседа

• анкетирование

• наблюдение

• опросы

• практические работы

• индивидуальные консультации


Календарно-тематическое планирование

1 класс (1час в неделю, 33 часа)


занятия

Дата

Тема занятия

Общение и его роль в жизни человека (5 ч)

1


Школа вежливости. Что это такое?

2


Приветствие: мимика и жесты.

3


Вежливые слова, их значение.

4


Знакомство со сверстниками и взрослыми.

5


Обращение к сверстникам и взрослым.

Формирование образа человека (10 ч)

6


Как вести беседу

7


Восприятие мира. Органы чувств.

8


Язык жестов и мимики.

9


Язык чувств. Наши эмоции.

10


Мудрость природы. Общение с животными.

11


Можно ли общаться с растениями?

12


Кто я такой? Мой автопортрет.

13


Я и мои одноклассники.

14


Каким видят меня одноклассники?

15


Как я вижу своих одноклассников.

Формирование коммуникативной грамотности (5 ч)

16-17


Ты мне, я тебе. Взаимоотношения.

18


Друг всегда поможет.

19


Внешний вид расскажет о человеке

20


Умение нравиться

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия (3ч)

21


Не хочу быть плохим

22


Я тебе желаю. Советы одноклассникам

23


Разговор по телефону

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей (10 ч)

24


Приглашение в гости.

25


Как дарить подарки.



26


Мы идём в театр.



27


Как готовиться к празднику.



28


Как организовать праздник .



29


Поведение за праздничным столом.



30


Мальчики и девочки.



31


Жить в мире с собой и окружающими.



32


Жить в мире с собой и окружающими.



33.


Урок-игра. Обобщение изученного







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!