СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своевременная коррекция агрессивного поведения младших школьников  позволит  адаптировать их в школьное образовательное пространство.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте»



Программа

коррекции агрессивного поведения

в младшем школьном возрасте



Пояснительная записка

Современный мир динамичен, быстр, нестабилен и, вместе с тем, весьма озлоблен. Общество постоянно диктует ценностные ориентиры и качественные характеристики, которыми должен быть наделен представитель социума. Быстро развивающаяся социальная реальность заставляет человека быть энергичным, мобильным, целеустремленным и напористым. Эти качества, в конечном итоге, могут сделать индивида жестоким и агрессивным.

Проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе: на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.

Довольно часто общественностью поднимаются вопросы, которые касаются случаев детской жестокости не только по отношению к животным, но и к сверстникам. Подобные случаи ужасают выбором способов издевательства в отношении детей друг другу. Такое поведение приводит к тому, что дети перестают адекватно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, теряют связь с социальной действительностью и, как следствие, пользуются нежелательными формами социализации.

 Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников и младших школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

     Проблема  агрессивного  поведения младших  школьников  чрезвычайно актуальна  для  современного  общества.   Рост   агрессивных   тенденций, распространение  насилия  и жестокости  на  экране  и  в  средствах  массовой информации вызывают озабоченность  родителей  и  педагогов.  Свою роль  играет  также  увлечённость  детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.          Таким образом, агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому профилактика агрессивности в младшем школьном возрасте является актуальной и требующей особого внимания.



Цель: гармонизация эмоциональной сферы и формирование конструктивных форм взаимодействия со сверстни­ками.


Задачи:    

·  выявить причины возникновения агрессивного поведения ребенка;

·  научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;

·  обучить агрессивного ребенка способам выражения  гнева   в приемлемой форме;

·  активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей;

·  обучить ребенка приемам саморегуляции;

·  учить анализировать свое поведение;

·  обучить ребенка навыкам бесконфликтного общения.



Этапы реализации программы

 1.      Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

 2.      Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

3.      Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

4.      Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).



Направления  работы по программе отражают её основное содержание:

  - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с агрессивным поведением, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в поведенческом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с агрессивным поведением  и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

 · информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.

Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

У  детей  младшего школьного возраста проявляются все виды  агрессии:  косвенная  и  прямая вербальная,  косвенная  и  прямая  физическая,    агрессивные    фантазии. Младшие школьники, склонные к насилию,  отличаются  тем,  что  для  них характерны  высокая  частота  агрессивных действий, их направленность на  физическую  боль  или  страдание сверстников,  преобладание  прямой физической  агрессии.  Другой  ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов  выделяют  три  типа  агрессии детей: импульсивно-демонстративный, нормативно-инструментальный  и целенаправленно-враждебный. 

Причинами  возникновения  агрессивного  поведения  детей  младшего школьного  возраста  могут  быть  особенности  семейного  воспитания  (отвержение,   гиперопека,   насилие   в семье,  демонстрация  родителями  агрессивного   отношения   к   окружающим),  стрессы  в  социальном  окружении, индивидуальные особенности ребёнка  (впечатлительность,  восприимчивость,  ведущие  к  возникновению  страхов  и  тревожности),  фрустрация  базовых  потребностей  ребёнка (в  движении,  самостоятельности,  общении  со  сверстниками),  различные заболевания и т.д.

 Частой  причиной  детской  агрессивности является семья. Если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных    ситуациях   (крики,    ругань, хамство,  унижения,  взаимные  упрёки  и  оскорбления),  он  живёт  в  атмосфере его неприятия, нелюбви к нему (безразличие, устранение от общения с  ребёнком,  нетерпимость  и  властность, унижение, физическое наказав  составе  личности. 

Существуют  разные  формы  и  разные причины агрессивного поведения младших  школьников.  Оно  сопровождается  возрастными  кризисами (примерно  одного  года,  трёх,  семи, десяти лет). Вспышки агрессии могут быть  вызваны  заболеваниями  мозга, воспалительными процессами в организме  и  т.д.,  а  также  быть  компенсацией  незащищённости  или  безысходности,    выходом    накопленного напряжения, средством привлечения внимания  и  т.д.  Возможно,  ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик.  Агрессия может  быть  и  последствием воспитания. Младшие школьники  с  агрессивным  поведением  часто  теряют  контроль  над  собой,  спорят,  ругаются, дразнят животных, ломают игрушки, дерутся,  не  думают  о  последствиях своих  поступков,  недооценивает  собственную    враждебность,    в    своих проблемах  винят  окружающих  и  обстоятельства, выражают свои чувства действиями, а не словами, их не волнуют страдания жертвы, ответная агрессия,  они  общаются  чаще  с  младшими  и  физически  более  слабыми детьми.

Причинами  агрессии  могут  быть и  характерологические  особенности младшего  школьника,  например  гипервозбудимость,  склонность  к  аффективным     вспышкам,     возникающим  по  ничтожному  поводу,  раздражение,  эгоцентризм,  упрямство

      Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения детей стали принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно ориентированного подходов.

 Организация работы строится на принципах:

  • гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

  • конфиденциальности - Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным;

  • компетентности - Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

  • ответственности -  психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

 В работе используются следующие методы:

1.      Дискуссия, обсуждение

2.      Работа в парах

3.      Рисунок

4.      Психологическая игра

5.      Работа в малых группах

6.      Визуализация

7.      Интерактивные игры





Тематический план занятий.


Тема занятия

Часы

Этап 1. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

1

Знакомство.

1

2

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2

3

Смягчение агрессивных проявлений путем развития адекватной самооценки и чувства уверенности в себе.

2

Этап 2. Развитие и расширение эмоционального мира

4

Знакомство с положительными и отрицательными эмоциями и их внешними проявлениями.

2

5

Научение адекватному эмоциональному реагирова­нию в конфликтных ситуациях.

3

6

Развитие эмпатийных качеств личности.

1


7

Развитие навыков самоконтроля поведения и регуляции собственных агрессивных проявлений.

2

8

Закрепление навыка эмоциональной устойчивости и самоконтроля агрессивных проявлений в поведении.

2

Промежуточный этап. Индивидуальная диагностика.

Этап 3. Формирование и развитие навыка позитивного взаимодействия с окружающими

9

Развитие навыка невербальной коммуникации.

1

10

Развитие навыков конструктивного взаимодействия.

1

11

Развитие навыков конструктивного взаимодействия в группе.

1

Промежуточный этап. Индивидуальная диагностика.

Этап 4. Анализ работы группы.

12

Развитие аналитических умений и навыков.

2

Всего часов

18



Список литературы:


  1. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. -М.:Генезис, 2009. - 216с.

  2. Залесская О.В., Казанцева О.В. Младшие школьникис ЗПР. Уроки общения: пособие для практического психолога / О. В. Залесская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 28 с.

  3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- Л., 1982. - 216 с

  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:Академия развития, 1997. - 208с.

  5. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М.: Мос-ГУ, 2004.

  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.:Генезис, 2000.- 192с.

  7. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. - М.: Класс, 2005. - 336с.

  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005.- 304с

  9. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 154с.

  10. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.

  11. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 443с.

  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Ч. 1-3.- М.:Генезис, 1998.

  13. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск: Ильин В.П., 1996.- 192с.




 

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!