Программа
коррекции агрессивного поведения
в младшем школьном возрасте
Пояснительная записка
Современный мир динамичен, быстр, нестабилен и, вместе с тем, весьма озлоблен. Общество постоянно диктует ценностные ориентиры и качественные характеристики, которыми должен быть наделен представитель социума. Быстро развивающаяся социальная реальность заставляет человека быть энергичным, мобильным, целеустремленным и напористым. Эти качества, в конечном итоге, могут сделать индивида жестоким и агрессивным.
Проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе: на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.
Довольно часто общественностью поднимаются вопросы, которые касаются случаев детской жестокости не только по отношению к животным, но и к сверстникам. Подобные случаи ужасают выбором способов издевательства в отношении детей друг другу. Такое поведение приводит к тому, что дети перестают адекватно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, теряют связь с социальной действительностью и, как следствие, пользуются нежелательными формами социализации.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников и младших школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Проблема агрессивного поведения младших школьников чрезвычайно актуальна для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность родителей и педагогов. Свою роль играет также увлечённость детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания. Таким образом, агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому профилактика агрессивности в младшем школьном возрасте является актуальной и требующей особого внимания.
Цель: гармонизация эмоциональной сферы и формирование конструктивных форм взаимодействия со сверстниками.
Задачи:
· выявить причины возникновения агрессивного поведения ребенка;
· научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
· обучить агрессивного ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме;
· активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей;
· обучить ребенка приемам саморегуляции;
· учить анализировать свое поведение;
· обучить ребенка навыкам бесконфликтного общения.
Этапы реализации программы
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Направления работы по программе отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с агрессивным поведением, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в поведенческом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с агрессивным поведением и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
У детей младшего школьного возраста проявляются все виды агрессии: косвенная и прямая вербальная, косвенная и прямая физическая, агрессивные фантазии. Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессии детей: импульсивно-демонстративный, нормативно-инструментальный и целенаправленно-враждебный.
Причинами возникновения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут быть особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим), стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребёнка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности), фрустрация базовых потребностей ребёнка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками), различные заболевания и т.д.
Частой причиной детской агрессивности является семья. Если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных ситуациях (крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упрёки и оскорбления), он живёт в атмосфере его неприятия, нелюбви к нему (безразличие, устранение от общения с ребёнком, нетерпимость и властность, унижение, физическое наказав составе личности.
Существуют разные формы и разные причины агрессивного поведения младших школьников. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, трёх, семи, десяти лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией незащищённости или безысходности, выходом накопленного напряжения, средством привлечения внимания и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик. Агрессия может быть и последствием воспитания. Младшие школьники с агрессивным поведением часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются, дразнят животных, ломают игрушки, дерутся, не думают о последствиях своих поступков, недооценивает собственную враждебность, в своих проблемах винят окружающих и обстоятельства, выражают свои чувства действиями, а не словами, их не волнуют страдания жертвы, ответная агрессия, они общаются чаще с младшими и физически более слабыми детьми.
Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности младшего школьника, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, эгоцентризм, упрямство
Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения детей стали принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно ориентированного подходов.
Организация работы строится на принципах:
гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
конфиденциальности - Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным;
компетентности - Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.
В работе используются следующие методы:
1. Дискуссия, обсуждение
2. Работа в парах
3. Рисунок
4. Психологическая игра
5. Работа в малых группах
6. Визуализация
7. Интерактивные игры
Тематический план занятий.
№ | Тема занятия | Часы |
Этап 1. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения |
1 | Знакомство. | 1 |
2 | Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | 2 |
3 | Смягчение агрессивных проявлений путем развития адекватной самооценки и чувства уверенности в себе. | 2 |
Этап 2. Развитие и расширение эмоционального мира |
4 | Знакомство с положительными и отрицательными эмоциями и их внешними проявлениями. | 2 |
5 | Научение адекватному эмоциональному реагированию в конфликтных ситуациях. | 3 |
6 | Развитие эмпатийных качеств личности. | 1 |
7 | Развитие навыков самоконтроля поведения и регуляции собственных агрессивных проявлений. | 2 |
8 | Закрепление навыка эмоциональной устойчивости и самоконтроля агрессивных проявлений в поведении. | 2 |
Промежуточный этап. Индивидуальная диагностика. |
Этап 3. Формирование и развитие навыка позитивного взаимодействия с окружающими |
9 | Развитие навыка невербальной коммуникации. | 1 |
10 | Развитие навыков конструктивного взаимодействия. | 1 |
11 | Развитие навыков конструктивного взаимодействия в группе. | 1 |
Промежуточный этап. Индивидуальная диагностика. |
Этап 4. Анализ работы группы. |
12 | Развитие аналитических умений и навыков. | 2 |
Всего часов | 18 |
Список литературы:
Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. -М.:Генезис, 2009. - 216с.
Залесская О.В., Казанцева О.В. Младшие школьникис ЗПР. Уроки общения: пособие для практического психолога / О. В. Залесская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 28 с.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- Л., 1982. - 216 с
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:Академия развития, 1997. - 208с.
Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М.: Мос-ГУ, 2004.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.:Генезис, 2000.- 192с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. - М.: Класс, 2005. - 336с.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005.- 304с
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 154с.
Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.
Справочник по групповой психокоррекции / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 443с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Ч. 1-3.- М.:Генезис, 1998.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск: Ильин В.П., 1996.- 192с.