РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ»
Учитель математики и информатики: Погожева Ю.А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике.
Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов.
В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
Основные цели курса
диагностика проблемных зон;
эффективное выстраивание систематического повторения;
помочь приобрести опыт решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ОГЭ.
успешно пройти ГИА по математике.
Задачи курса
повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
вести планомерную подготовку к экзамену;
закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.
Место курса в учебном плане
Программой отводится - 30 часов (1 час – в неделю, с 1 октября )
Планируемые результаты
Ученик:
научится: выполнять задания в формате обязательного государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность сначала в классе, в группе, затем самостоятельно;
получит возможность: успешно подготовиться к экзамену, самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием материалов разных ресурсов.
Формы организации деятельности обучающихся:
Групповые;
Индивидуально - групповые;
Компьютерные практикумы ( дома )
Система работы по подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе.
Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, РАО и др.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Главные изменения в ОГЭ 2016.
Математика - содержательных изменений нет.
Скорректирована система оценивания заданий 22, 23, 25, 26 (максимальный балл за выполнение каждого из них – 2). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы снижен с 38 до 32.
План работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике.
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Психологическая подготовка к ГИА. Индивидуальное консультирование учащихся. Проведение групповых занятий для учащихся. | В течение года, ежедневно В течение года, среда 13.05ч. (7 урок – 8 класс), четверг 13.05ч. (7урок – 9 класс). |
2. | Использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебно- воспитательного процесса, способствующих повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации. | В течение года |
3. | Пополнение классной библиотеки методической и информационной литературой, в том числе с интернет ресурсов, по подготовке к ГИА. | В течение года |
4. | Беседа с учащимися: «Подготовка к ГИА по математике: от устранения пробелов в знаниях до итоговой аттестации» (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к ГИА по математике). | 1 четверть |
5. | Регулярное проведение или присутствие на классных родительских собраний с докладами на темы: «Ознакомление с нормативными документами по подготовке к проведению новой формы аттестации 9-тиклассников»,«Нормативные документы по ГИА в новом учебном году»,«Построение режима дня во время подготовки к экзаменам с учётом индивидуальных особенностей ребенка»,«Цели и технологии проведения ОГЭ в IX классе». | В течение года, по согласованию с кл.рук. |
6. | Беседа с учащимися: « Знакомство с Положением о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации». | 2 четверть |
7. | Работа с учащимися: «Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков» (обучение работе с КИМами), практические занятия по заполнению бланков ответов. | В течение года |
8. | Работа с учащимися: - анализ типичных ошибок учащихся при сдаче ОГЭ. - выбор оптимальной стратегии выполнеия заданий ОГЭ ( помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий). | В течение года, среда ( 8 кл), четверг(9кл) 7урок. |
9 | Разбор заданий демонстрационного варианта экзамена по математике (ОГЭ-2015) | 1 -2четверть |
10 | Подготовка, оформление информационного стенда «Подготовка к ОГЭ». | 3 четверть |
11 | Индивидуальные консультации родителей | В течение года, |
12 | Работа с заданиями различной сложности. Практикум по решению заданий второй части экзаменационной работы | Индивид работа в течение года, |
16 | Регулярное участие в диагностических работах. | В течение года |
17 | Регулярное участие в тренировочных работах. | В течение года |
18 | Мониторинг качества подготовки учащихся к ОГЭ. | В течение года |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урок | № ур | Тема | Виды учебной деятельности в классе | Домашнее задание | Дата проведен занят |
Числа и вычисления (6 часов) | |
1 | 1 | Натуральные числа. Десятичная система счисления. Признаки делимости, деление с остатком. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. | Выполнить тест онлайн на сайте ФИПИ | |
2 | 2 | Дроби. Основное свойство дроби, действия с дробями. | В-1 из сборника | Тематические тесты (сборник ОГЭ 2016) | |
3 | 3 | Дроби. Задачи повышенной сложности. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | Задания по уровням (сборник ОГЭ 2016) | |
4 | 4 | Рациональные числа. Законы арифметических действий. Степень с целым показателем. Использование скобок. | http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/, | Пробные варианты ОГЭ (сборник от ФИПИ, 2016) | |
5 | 5 | Действительные числа. Корень третьей степени. Запись корня в виде степени. | alexlarin.net генератор заданий ОГЭ | (сборник ОГЭ 2016) | |
6 | 6 | Измерения, приближения, оценки. Зависимость между величинами, преобразования. Формулы. Зависимости прямо - и обратно пропорциональные. Прикидка и оценка результата. | В-2 из сборника | Задания из модуля «Алгебра» открытый банк заданий ФИПИ | |
Алгебраические выражения (6 часов) | |
7 | 1 | Выражения с переменными. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | Задания по уровням на сайте ФИПИ | |
8 | 2 | Степень с целым показателем. Таблица степеней простых чисел. Стандартный вид числа. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://ege.yandex.ru/ | Пробные варианты ОГЭ на сайте открытый банк заданий ФИПИ | |
9 | 3 | Многочлены. Преобразования, три способа разложения на множители. | alexlarin.net | Выполнить тест Uztest.ru | |
10 | 4 | Многочлены. Преобразования, замена переменной. Степень и корень многочлена с одной переменной. | В-3 из сборника | Типовые варианты от ФИПИ сб И. В. Ященко, 2015) | |
11 | 5 | Алгебраическая дробь. Алгоритм тождественных преобразований выражений . | alexlarin.net генератор заданий ОГЭ | Выполнить тренинг Uztest.ru | |
12 | 6 | Алгебраическая дробь. Уравнение с дробями. Применение свойств квадратных корней. Сокращение дробей. | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | Отработка стратегии поиска ошибок | |
Уравнения (6 часов) | |
13 | 1 | Линейные и квадратные уравнения Способы решения уравнений. Корень уравнения, самопроверка. | http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/, | Пробные варианты ОГЭ | |
14 | 2 | Дробно-рациональные уравнения. Методы введения новой переменной, разложения на множители.разований выражений000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | alexlarin.net генератор заданий ОГЭ | Выполнить тест Uztest.ru | |
15 | 3 | Системы уравнений. Три способа решения. Корни уравнения. | В-4 из сборника | Типовые экзаменацион варианты | |
16 | 4 | Неравенства. Числовые неравенства, их свойства. Решение неравенств. | Uztest.ru | Выполнить тренинг | |
17 | 5 | Неравенства. Задания повышенной сложности. | http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/, | Пробные варианты ОГЭ | |
18 | 6 | Текстовые задачи. Решение задач с помощью уравнений и арифметическим способом. | Uztest.ru | Тренажер с отработкой ошибок (тематические тесты) | |
Числовые последовательности (1час) | |
19 | 1 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | http://mathgia.ru/ | Задания с разбором (видео разбор) | |
Функции (2 часа) | |
20 | 1 | Числовые функции. Элементарные функции школьного курса, их свойства и графики. | http://ege.yandex.ru/ | Пробные варианты ОГЭ | |
21 | 2 | Числовые функции. Алгоритм решения задач графическим способом | alexlarin.net | Выполнить тест Uztest.ru | |
Координаты на прямой и плоскости (2 часа) | |
22 | 1 | Координатная прямая, плоскость. Изображение точек. | В-5 из сборника | Типовые экзаменационные варианты сайт Гущин, Ларин. | |
23 | 2 | Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка, длина отрезка. Угол между прямыми. Угловой коэффициент. | http://mathgia.ru/ | Задания по уровням с отработкой поиска ошибок | |
Геометрия школьного курса (5 часов) | |
24 | 1 | Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин. Начальные понятия геометрии. Движение на плоскости. | alexlarin.net | Отработка стратегии поиска ошибок Uztest.ru | |
25 | 2 | Треугольник: виды, свойства, формулы. Опорные таблицы. | В-6 из сборника | Типовые экзаменварианты | |
26 | 3 | Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки. | http://ege.yandex.ru/ | Пробные варианты ОГЭ | |
27 | 4 | Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников. 22-03.10шения линейных уравнений000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | Uztest.ru | Выполнить тест по уровню сложности. | |
28 | 5 | Окружность и круг. | В-7 из сборника | Открытый банк заданий ФИПИ задания второй части. | |
Теория вероятностей (1 час) | |
29 | 1 | Описательная статистика Теория вероятностей и комбинаторика. | В-9- сборник | Решить вариант на сайте aleklarin.ru. | |
В-10 сборник | Решить вариант aleklarin.ru. | |
30 | 1 | Итоговое занятие. | Тренировочное тестирование | | |
С 2016 года выпускники девятых классов должны сдавать четыре экзамена формата ОГЭ, два из которых обязательные, а два по выбору.
Баллы, полученные за верно выполненные задания, суммируются.
Для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо набрать в сумме не менее 8 баллов, из них
-не менее 3 баллов в модуле «Алгебра»,
-не менее 2 баллов в модуле «Геометрия»
-не менее 2 баллов в модуле «Реальная математика».
За каждое правильно выполненное задание части 1 выставляется 1 балл. В каждом модуле части 2 задания оцениваются в 2 балла.
Всего заданий 26, из них:
заданий по алгебре — 11,
по геометрии — 8,
по реальной математике — 7.
Заданий базового уровня сложности 20, повышенного — 4, высокого — 2.
Работа рассчитана на 235 минут.
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН. Таблицу квадратов двузначных чисел, формулы корней квадратного уравнения, разложения на множители квадратного трехчлена, формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Калькуляторы на экзамене не используются. На экзамене запрещено пользоваться мобильными телефонами и иными средствами связи. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности. Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | | Задание 1. Уметь выполнять вычисления и преобразования | Б | 1 | 2-3 | | Задание 2. Уметь выполнять вычисления и преобразования | Б | 1 | 2-3 | | Задание 3.Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | Б | 1 | 2-3 | | Задание 4. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Б | 1 | 2-3 | | Задание 5. Уметь строить и читать графики функций | Б | 1 | 2-3 | | Задание 6. Уметь строить и читать графики функций | Б | 1 | 3-5 | | Задание 7. Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | Б | 1 | 3-5 | | Задание 8. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Б | 1 | 2-3 | | Задание 9. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 10. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 11. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 12. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 13. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | Б | 1 | 5 | | Задание 14. Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. | Б | 1 | 5 | | Задание 15. Описывать с помощью функций различные реальные зависимостмежду величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей | Б | 1 | 5 | | Задание 16. Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов | Б | 1 | 5 | | Задание 17. Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин | Б | 1 | 10 | | Задание 18. Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках | Б | 1 | 10 | | Задание 19. Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики | Б | 1 | 10 | | Задание 20. Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами | Б | 1 | 10 | | Задание 21 (С1). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций | П | 2 | 15-20 | | Задание 22 (С2). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | П | 2 | 15-20 | | Задание 23 (С3). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | В | 2 | 15-20 | | Задание 24 (С4). Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 2 | 15-20 | | Задание 25 (С5). Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | П | 2 | 15-20 | | Задание 26 (С6). Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | В | 2 | 15-20 | | ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК Шкала пересчета суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» | Суммарный балл за работу в целом | 0 – 7 | 8 – 14 | 15 – 21 | 22 – 32 | Шкала пересчета суммарного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Алгебра» в отметку по алгебре Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» | Суммарный балл за работу в целом | 0 – 4 | 5 – 10 | 11 – 15 | 16 – 20 | Шкала пересчета суммарного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Геометрия» в отметку по геометрии Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» | Суммарный балл за работу в целом | 0 – 2 | 3 – 4 | 5 – 7 | 8 – 12 | |
Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы
1. Компьютер, ноутбуки, интерактивная доска.
2. Тренинг Яндекс - ОГЭ http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/,
модули специализированных уроков по алгебре;
3. Тесты и тренинги на uztest.ru;
4. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
5. Генератор вариантов ГИА-2014 и ОГЭ-2015 http://alexlarin.net/
6. Видеоуроки по математике Кирилла и Мифодия.
Сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
http://www.egetrener.ru - видеоуроки
http://www.mathege.ru - открытый банк заданий
http://live.mephist.ru/?mid=1255348015#comments - Открытый банк
http://reshuege.ru/
http://matematika.egepedia.ru
http://www.mathedu.ru
http://www.ege-trener.ru
http://egeent.narod.ru/matematika/online/
http://alexlarin.net/ege/2010/zadc3.pdf - Подготовка к C3
http://alexlarin.net/ege/2010/C4agk.pdf - Подготовка к С4
http://alexlarin.net/ege/2010/c1c3sta.pdf - Задания С1, С3
http://vkontakte.ru/app1841458 - приложение ВКонтакте - отработка части В
http://matematika-ege.ru
http://uztest.ru/
http://www.diary.ru/~eek - Математическое сообщество.
Видео-уроки по математике.
http://egefun.ru/test-po-matematike
http://www.webmath.ru/
http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=752 разбор заданий С6
http://www.youtube.com/user/wanttoknowru канал с разборами всех заданий
http://www.pm298.ru/ справочник математических формул
http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=18 квадратичная функция: примеры и задачи
http://www.bymath.net/ элементарная математика
http://dvoika.net/ лекции
http://www.slideboom.com/people/lsvirina презентации по темам
http://www.ph4s.ru/book_ab_mat_zad.html книги
http://uniquation.ru/ru/ формулы
http://www.mathnet.spb.ru/texts.htm методические материалы.
Литература
И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ 2015: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2015г.
Жохов В. И., Крайнева Л. Б. Уроки алгебры 9 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2000.
Мкарычев Ю.Н . Изучение алгебры в 7-9 классах. –М.: Просвещение, 2012.