Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
«МЫ ВМЕСТЕ»
Составитель:
Пластинина Е.В.
Г. Когалым
2016 г.
Пояснительная записка
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
Школа обеспечивает сопровождения семей с детьми, обеспечивает реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Исследование семей, воспитывающих детей с ОВЗ показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической и педагогической помощи не только ребенку с ОВЗ, но и его родственникам
Результаты анкетирования родителей по выявлению их заинтересованности к участию в работе клуба «Шаг навстречу» показали, что часть опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе лично с ними и их семьями.
Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами школы, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг другу.
То есть, многоаспектность проблем ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.
При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Основание для разработки Программы:
Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи
отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
специалистами школы, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»;
возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (8-12 встреч).
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей и конспектами занятий клуба «Шаг навстречу» В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
Тематический план занятий клуба «Шаг навстречу»
п/п № | тема занятия | Виды деятельности |
1 | «Знакомство. Права и льготы детей с ОВЗ и их семей. Стили семейного воспитания» | Знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Презентация - рассказ о деятельности клуба «Мы вместе». Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком. Задачи: Информировать родителей о деятельности социального учреждения. Познакомить участников встречи с правами и льготами детей с ОВЗ и их родителей. Предоставить информацию о родительских стилях воспитания. Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом «Мы вместе». Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник. |
2 | «Материнская любовь» | Задачи: Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу; Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям; Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их. |
3 | «Тело как зеркало души» | Задачи: Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов, эмоционального напряжения. Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения. |
4 | «Почему мой ребенок злой?» | Задачи: познакомить с причинами появления агрессивности; помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей; познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию. |
5 | «Детские провокации, или как установить запреты» | Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе воспитания детей. Предоставить возможность родителям поделиться опытом воспитания. Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей. Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных игр. |
6 | «Маленькие манипуляторы» | Цель: Задачи: Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее возникновения. Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения данной проблемы. Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу. |
Структура занятия
Занятие состоит из 3-х блоков:
1 блок: Введение в тему
Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.
В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2 блок: Практический
Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.
3 блок: Итоговый
Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.
Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.
Предполагаемый ожидаемый результат
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Основные требования к реализации программы:
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей с ОВЗ ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ. Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
«Диагностика профессиональной и родительской тревожности», А.М.Прихожан (вариант для родителей).
Методика «Позитивные родительские чувства», Р.В.Овчарова.
«Эксперсс-диагностика семейного состояния», Р.В.Овчарова.
Методика «Родительские победы и поражения», Р.В.Овчарова.
Опросник «Анализ семейного воспитания», Э.Г.Эйдемиллер.
«Измерение родительских установок и реакций» - методика PARI, адаптированная в России Т.В. Нещерет.
Опросник «Сенсорные предпочтения», Н.Л.Васильева.
Список литературы
Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З., Кручинин В.А.,и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида ( для детей с нарушением зрения). -Москва : «Экзамен», 2003.-173с.
Бажанова О.С. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий психолога с детьми с ограниченными возможностями и интерактивный подход в работе с семьей в рамках проекта «Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях и интернатных учреждениях» при поддержке грантового фонда конкурса Социальное партнерство. Окружной ярмарки социальных и культурных проектов.- Саратов.- 2001.
Выродова И.А. Организация ранней помощи в Центре игровой поддержки ребенка // Дефектология. 2013 -№2 - 50-58 с.
Дубинина Е.А., Касицына М.А., Мезенцева И.О., Украинцева О.П., Главацкая. Разработка и апробация новой организационно-методической модели лекотеки, функционирующей на базе детского сада компенсирующего вида.// Коррекционная педагогика.2012- №1(48)- 27-39 с.
Еремина А.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта.- Москва: РУНД, 2007.-30с.
Ковалева Е.Ю. Авторизированная программа по коррекционной педагогике « Ступени» - Краснодарский край г. Новокубанск – 2006 г.
Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей. - Москва: «Теревинф» ,2011 г. 218 -228с.
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы- Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012г.
Панфилова М.А. « Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». - Москва: « Издательство ГНОМиД», 2010-160с.
Петров А.И., Серова Г.А., Шевякова М.В,. Безрукова О.П, Аскарова Е.М. « Опыт организации работы с детьми-инвалидами в рамках проекта « За твоими окнами целый мир» при поддержке общероссийской грантовой программы « Новый день».- Тамбов: ТОИПКРО, 2007,-118с.
Майра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Перевод с английского. Книга 2 . - Москва: Ассоциация Даун Синдром, 2001, - 128 с.
Майра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Перевод с английского. Книга 8 . - Москва: Ассоциация Даун Синдром, 2001, -96 с.
Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И.и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: «Просвещение», 2004.- 164 с.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 1986.