СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Я – гомельчанин»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основании типовой программы культурно-досугового профиля. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Беларуси гражданского общества.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Я – гомельчанин»»



Пояснительная записка

Программа разработана на основании типовой программы культурно-досугового профиля. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Беларуси гражданского общества.

Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. Программа «Я – гомельчанин» направлена на знакомство учащихся с нормативно–правовой базой, на формирование представлений о правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.

Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции Республики Беларусь, о Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.

Программа «Я – гомельчанин» тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Отличительная особенность данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. К занятиям можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.

Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся- подростков.

Программа «Я – гомельчанин» представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области нравственно-патриотического воспитания учащихся.


Цель программы:

  1. развитие у учащихся нравственно-патриотических качеств патриота Республики Беларусь, умеющего защищать своё человеческое право и приобщение к традициям и богатейшей культуре Родины;

  2. формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

  3. воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.


Задачи программы:

  1. познакомить учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме;

  2. расширять знания учащихся о Родине, её истории, традициях, культуре;

  3. развивать у учащихся чувство гордости;

  4. способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей;

  5. формировать культуру речи, культуру общения в школе, семье, обществе, сознательную дисциплину, аккуратность и умение организовывать своё рабочее место;

  6. способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся.

Программа «Я – гомельчанин» рассчитана на два года обучения.

1-й год обучения – 5 часов в неделю

2-й год обучения – 5 часов в неделю

Для закрепления практических навыков учащихся программа предусматривает занятия с детьми по подгруппам.








Учебно-тематический план


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Всего

теория

практика


1

Введение

1

1

2

2

Я гражданин Республики Беларусь

8

4

12

3

Я и мой город

24

24

48

4

Я и Гомельщина

26

30

56

5

Я и мои права и обязанности

10

16

26

6

Я и моя семья

14

22

36

7.





8.





9.





10.







ВСЕГО

83

97

360






















Содержание программы:


Тема 1. Введение. Цели, задачи и содержание работы объединения по интересам «Я – гомельчанин». Особенности патриотического воспитания в Республике Беларусь. Организация занятий. Значение работы.


Практические занятия: формулирование учащимися целей и задач.


Тема 2. Я гражданин Республики Беларусь. Беларусь как суверенное, унитарное, демократическое, правовое государство. Паспорт гражданина Республики Беларусь. Как важно быть гражданином.


Практические занятия: Работа с исторической литературой по теме обретения Беларусью независимости.


Тема 3. Я и мой город. История города Гомеля. Развитие Гомеля под управлением Патрикея Наримунтовича и Фёдора Кориатовича в XIV в. Передача Гомеля под управление П. А. Румянцеву-Задунайскому. Разорение рода Румянцевых и продажа Гомеля генералу-фельдмаршалу Паскевичу. Благотворительная деятельность Ирины Паскевич. Павел Осипович Сухой. Практические занятия: посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся людей. Подготовка сообщений, работа с периодическими изданиями.


Практические занятия: Встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны и героями труда города Гомеля


Тема 4. Я и Гомельщина. Памятники истории и культуры, их значение: научное, историческое и художественное. Изучение основных архитектурных типов Беларуси, их отличие от польских и российских. Культовые постройки и их особенности (католические, униатские, православные, мусульманские, иудейские и другие). История архитектуры в местной традиции. Развитие зодчества на Гомельщине. Дворец Румянцевых и Паскевичей, Петропавловский собор в Гомеле, развитие стиля классицизм, Часовня-усыпальница Паскевичей. Архитектура наших дней.


Практические занятия: Знакомство с памятниками истории и культуры Гомеля. Изучение истории гомельской области и особенностей некоторых архитектурных ансамблей и отдельных зданий, их описание, фотофиксация.


Тема 5. Я и мои права и обязанности. Права несовершеннолетних, гарантированные законом Республики Беларусь. Правила, которые необходимо соблюдать, по которым живут все жители нашей Родины. Обязанности каждого учащегося школы и почему их важно соблюдать.


Практические занятия: Поиск документов, указов и законов, связанных с правами несовершеннолетних.


Тема 6. Я и моя семья. Важность семьи в современном мире. Дети и родители. Особенности семейных отношений во всех странах мира. Особенности белорусской семьи. Права и обязанности ребёнка в семье.

Практические занятия: организация и проведение совместных мероприятий с родителями. Знакомство с бытовыми правилами делового и бытового этикета.

Тема 7.





















Ожидаемые результаты:

В процессе реализации данной программы учащиеся

Должны знать:

  • историко-культурное, духовное наследие своей страны,

  • нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,

  • основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • формировать собственную позицию;

  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Формы реализации программы:

Программа объединения по интересам «Я – гомельчанин» нацелена на творческую и научную самореализацию учащихся в общеобразовательной школе.

В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одарёнными детьми.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • тематические уроки, просмотр видеофильмов, видеороликов, фотографий и презентаций;

  • практическая работа с картой, коллекциями и гербариями;

  • конкурсы, викторины;

  • экскурсии, акции, заочные путешествия;

  • утренники, праздники, линейки к памятным датам;

  • встречи с ветеранами и людьми, прославляющими Беларусь;

  • родительские собрания, конференции, совместные праздники детей и родителей;

  • выставки творческих работ учащихся.































Литература и информационный ресурс:

  1. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». М.: Изд. Дом. Ш. А Амонашвили, 1998.

  2. Всеобщая Декларация прав человека. (1948 г.)

  3. Декларация прав ребёнка. (1959 г.)

  4. Журналы «Воспитание школьников»- №4, №6, №7 2006; №2, №3, № 2005.

  5. Журналы «Классный руководитель» № 1, №3, №8 2006г.

  6. Журналы «Начальная школа» 2002г.,2003г.,2004г.,2006г.

  7. Конституция Республики Беларусь

  8. Конвенция о правах ребёнка.(1989 г.)

  9. Семейный кодекс.



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!