Пояснительная записка
Программа разработана на основании типовой программы культурно-досугового профиля. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Беларуси гражданского общества.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. Программа «Я – гомельчанин» направлена на знакомство учащихся с нормативно–правовой базой, на формирование представлений о правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.
Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции Республики Беларусь, о Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.
Программа «Я – гомельчанин» тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Отличительная особенность данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. К занятиям можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.
Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся- подростков.
Программа «Я – гомельчанин» представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области нравственно-патриотического воспитания учащихся.
Цель программы:
развитие у учащихся нравственно-патриотических качеств патриота Республики Беларусь, умеющего защищать своё человеческое право и приобщение к традициям и богатейшей культуре Родины;
формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Задачи программы:
познакомить учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме;
расширять знания учащихся о Родине, её истории, традициях, культуре;
развивать у учащихся чувство гордости;
способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей;
формировать культуру речи, культуру общения в школе, семье, обществе, сознательную дисциплину, аккуратность и умение организовывать своё рабочее место;
способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся.
Программа «Я – гомельчанин» рассчитана на два года обучения.
1-й год обучения – 5 часов в неделю
2-й год обучения – 5 часов в неделю
Для закрепления практических навыков учащихся программа предусматривает занятия с детьми по подгруппам.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Всего |
теория | практика | |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Я гражданин Республики Беларусь | 8 | 4 | 12 |
3 | Я и мой город | 24 | 24 | 48 |
4 | Я и Гомельщина | 26 | 30 | 56 |
5 | Я и мои права и обязанности | 10 | 16 | 26 |
6 | Я и моя семья | 14 | 22 | 36 |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
| ВСЕГО | 83 | 97 | 360 |
Содержание программы:
Тема 1. Введение. Цели, задачи и содержание работы объединения по интересам «Я – гомельчанин». Особенности патриотического воспитания в Республике Беларусь. Организация занятий. Значение работы.
Практические занятия: формулирование учащимися целей и задач.
Тема 2. Я гражданин Республики Беларусь. Беларусь как суверенное, унитарное, демократическое, правовое государство. Паспорт гражданина Республики Беларусь. Как важно быть гражданином.
Практические занятия: Работа с исторической литературой по теме обретения Беларусью независимости.
Тема 3. Я и мой город. История города Гомеля. Развитие Гомеля под управлением Патрикея Наримунтовича и Фёдора Кориатовича в XIV в. Передача Гомеля под управление П. А. Румянцеву-Задунайскому. Разорение рода Румянцевых и продажа Гомеля генералу-фельдмаршалу Паскевичу. Благотворительная деятельность Ирины Паскевич. Павел Осипович Сухой. Практические занятия: посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся людей. Подготовка сообщений, работа с периодическими изданиями.
Практические занятия: Встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны и героями труда города Гомеля
Тема 4. Я и Гомельщина. Памятники истории и культуры, их значение: научное, историческое и художественное. Изучение основных архитектурных типов Беларуси, их отличие от польских и российских. Культовые постройки и их особенности (католические, униатские, православные, мусульманские, иудейские и другие). История архитектуры в местной традиции. Развитие зодчества на Гомельщине. Дворец Румянцевых и Паскевичей, Петропавловский собор в Гомеле, развитие стиля классицизм, Часовня-усыпальница Паскевичей. Архитектура наших дней.
Практические занятия: Знакомство с памятниками истории и культуры Гомеля. Изучение истории гомельской области и особенностей некоторых архитектурных ансамблей и отдельных зданий, их описание, фотофиксация.
Тема 5. Я и мои права и обязанности. Права несовершеннолетних, гарантированные законом Республики Беларусь. Правила, которые необходимо соблюдать, по которым живут все жители нашей Родины. Обязанности каждого учащегося школы и почему их важно соблюдать.
Практические занятия: Поиск документов, указов и законов, связанных с правами несовершеннолетних.
Тема 6. Я и моя семья. Важность семьи в современном мире. Дети и родители. Особенности семейных отношений во всех странах мира. Особенности белорусской семьи. Права и обязанности ребёнка в семье.
Практические занятия: организация и проведение совместных мероприятий с родителями. Знакомство с бытовыми правилами делового и бытового этикета.
Тема 7.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации данной программы учащиеся
Должны знать:
историко-культурное, духовное наследие своей страны,
нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Формы реализации программы:
Программа объединения по интересам «Я – гомельчанин» нацелена на творческую и научную самореализацию учащихся в общеобразовательной школе.
В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одарёнными детьми.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
тематические уроки, просмотр видеофильмов, видеороликов, фотографий и презентаций;
практическая работа с картой, коллекциями и гербариями;
конкурсы, викторины;
экскурсии, акции, заочные путешествия;
утренники, праздники, линейки к памятным датам;
встречи с ветеранами и людьми, прославляющими Беларусь;
Литература и информационный ресурс:
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». М.: Изд. Дом. Ш. А Амонашвили, 1998.
Всеобщая Декларация прав человека. (1948 г.)
Декларация прав ребёнка. (1959 г.)
Журналы «Воспитание школьников»- №4, №6, №7 2006; №2, №3, № 2005.
Журналы «Классный руководитель» № 1, №3, №8 2006г.
Журналы «Начальная школа» 2002г.,2003г.,2004г.,2006г.
Конституция Республики Беларусь
Конвенция о правах ребёнка.(1989 г.)
Семейный кодекс.
7