Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-правового развития учащихся.»
Программа развития гражданско-правовой культуры у учащихся МБОУ СОШ №26 с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края.
Автор: уполномоченный по правам ребенка, учитель истории и обществознания Шульгина Светлана Васильевна
Актуальность программы.
Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца. Гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем государства Всовременном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Классные часы
Учебная деятельность (цикл гуманитарных предметов)
Организация встреч с работниками правоохранительной системы.
Элективные курсы
Осуществление программы развития гражданско-правовой культуры
Программа развития гражданско-правовой культуры
Совет по профилактике правонарушений
Цель программы:
- создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников в социуме.
Задачи программы.
- Обогащать детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, государственной символике России.
- Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
- Способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.
Блоки программы:
Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. ООН. Конституция.
Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах.
Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Столица. Москва. Президент. Символы
оценочные (игры-соревнования
Формы работы:
информационно-ознакомительные;
дискуссионные (разброс мнений)
игровые (аукцион, презентация
Содержание программы:
ПЯТЫЙ КЛАСС
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон об образовании.
- Что такое Устав школы?
- Права и обязанности учащихся.
- Больше уважения правилам движения
- Золотое правило нравственности
- Права и обязанности родителей в семье.
- О добре и зле.
- Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? Что такое закон.
- Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве
Содержание программы:
ШЕСТОЙ КЛАСС
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон об образовании.
- Дорожное право.
- Золотое правило нравственности.
- Семейное право.
- Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? Что такое закон. Ответственность ребенка.
- Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве).
- Право на труд.
СЕДЬМОЙ КЛАСС
- Конвенция о правах ребенка.
- Беседа – диалог с элементами игры «Гражданство и гражданин».
- Д.Пожарский и К. Минин – граждане России;
- Твое здоровье охраняет государство.
- Дорожное право.
- Беседа размышление «Час суда» или если бы я был прокурором»
- Беседа диалог «Административные нарушения и подросток»
- Право на здоровье.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).
7
Содержание программы:
- Правовая игра «Знаете ли вы законы»;
- Круглый стол разъяснение положений закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в РТ» (Закон об образовании)
- «День народного единства» викторина
- «Государственные символы России»;
- «В дела ты доброе вложи, все лучшее своей души»;
- «Турнир знатоков права»;
- Круглый стол «Преступность несовершеннолетних и наркомания;
- Командная игра «Юный правовед»;
- Деловая игра «Гражданином быть обязан»;
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
- Правовая игра «Знаете ли вы законы»;
- Анкетирование на тему: «Проблемы школы».
- «Закон об образование» - внеклассный час с родителями»
- Право на труд;
- Дорожное право;
- Правовая игра «Преступление и наказание»;
- «Я гражданин России»;
- Тренинг «Основы лидерства»;
- Анкетирование на тему: «Психологический климат в ученическом коллективе»
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
- Правовая игра «Знаете ли вы законы»;
- Анкетирование на тему: «Проблемы школы».
- «Закон об образование» - внеклассный час с родителями»
- Право на труд;
- Дорожное право;
- Правовая игра «Преступление и наказание»;
- «Я гражданин России»;
- Тренинг «Основы лидерства»;
- Анкетирование на тему: «Психологический климат в ученическом коллективе»
Тематика лекций для родителей
Класс
Тема
1
Законы воспитания в семье. Какими им быть?
2
Воспитание ненасилием в семье.
3
4
Как научить сына или дочь говорить «нет»?
Детская агрессивность, ее причины и последствия.
5
За что ставят на учет в милицию?
6
Свободное время – для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок?
7
Как уберечь подростка от насилия?
8
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
9
Как научить быть ответственным за свои поступки.
10
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
11
Закон и ответственность.
Ожидаемые результаты реализации программы
- обеспечение соблюдения прав человека;
- повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников;
- снижение уровня правонарушений в среде учащихся;
- активизация общественного участия в управлении образовательным процессом.
Требования к уровню реализации программы
К концу изучения программы учащиеся должны:
- знать:
- название страны,
- государственные символы России,
- правовые документы (Конвенцию о правах ребенка, Декларацию прав ребенка, Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию РФ),
- свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
Требования к уровню реализации программы
- понимать:
- назначение правовых документов,
- свою роль в обществе,
- правила социального общежития и правовой культуры,
- значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья;
Требования к уровню реализации программы
- применять:
- закон, правила в конкретной практической ситуации;
- придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе;
- анализировать ситуации,
- делать положительную и отрицательную оценку поступкам,
- фактам, ситуациям;
- изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе;
- соблюдать дисциплину;
- проявлять любознательность, терпимость к участникам общения,
- активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.